Пропасть между намерениями и действиями: как ее преодолеть и повысить эффективность команды

В коллективе между намерениями и действием часто возникает невидимая стена. Исследователи Gallup выяснили, что 6 из 10 сотрудников пассивны на работе и не реализуют собственные идеи. Низкий уровень инициативности сотрудников в бизнес-процессах обходится мировой экономике в 8,8 трлн. долларов и составляет 9% ВВП в мире.

Пропасть между намерениями и действиями: как ее преодолеть и повысить эффективность команды

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Было ли у вас такое: идея сформировалась в голове, находится уже практически на кончике языка, а озвучить и реализовать ее не дают «бетонные сапоги» из страха и неуверенности?

Вместе с Екатериной Быковой, HRD крупной технологической компании и автором Telegram-канала “Талант расправил плечи” рассмотрим тему, которая критически влияет на продуктивность команды — сложности перехода от намерений к действию.

Сотрудники и руководители часто сталкиваются с ситуацией — они хотят предложить новые идеи, высказать обратную связь или сделать шаг вперед, но что-то тормозит этот процесс. Это «что-то» — нерешительность, страхи и просто неопределенность в том, каким образом воплотить намерения в жизнь. В DecisionWise подсчитали — 34% сотрудников боятся делиться идеями из-за страха осуждения со стороны ЛПР.

Екатерина Быкова
HRD, автор канала "Талант расправил плечи"

Командная работа — это то, как люди мобилизуют действия для создания необходимых компании изменений. Проводником изменений является среда. Поэтому, для любой компании критически важно, чтобы руководители задумывались и решали, а какие условия нужны, чтобы сотрудники не боялись брать ответственность, обосновывать и интегрировать решения.

Рассмотрим пять типичных сценариев, в которых намерения теряются в лабиринте сомнений, и узнаем, каким образом корпоративный мессенджер может стать вашим проводником к эффективной командной работе.

Хотели рискнуть и предложить сотрудничество с тем или иным партнером, но так и не предложили

Сотрудник источает энергию новаторства, план потенциального партнерства уже готов, но на рабочем созвоне он не решается его озвучить. Идея уходит в архив .

Пропасть между намерениями и действиями: как ее преодолеть и повысить эффективность команды

В чем причина и почему это плохо

Страх осуждения коллег оказывает сильное влияние. Сотрудник опасается, что его предложение будет воспринято скептически или, что еще хуже, проигнорировано. Боязнь стать «белой вороной» в коллективе тормозит его энтузиазм.

Это молчание не только лишает компанию перспективного партнерства, но и мешает саморазвитию сотрудника. В результате, команда упускает шанс разнообразить стратегии и стать более конкурентоспособной.

Как стоит поступить

  • Стимулировать командные брейнштормы. Активно поощряйте обсуждения, в которых сотрудники могут высказывать свои идеи.
  • Создавать безопасную среду для идей. Обеспечьте атмосферу, в которой сотрудники могут чувствовать себя комфортно, когда делятся своими мыслями.
  • Работать над экологичностью общения. Сосредоточьтесь на том, чтобы внутреннее общение в компании было уважительным.

Награждать авторов лучших гипотез. Для дополнительного стимула, введите премирование для авторов лучших гипотез. Писали об этом в кейсе компании Relppy.

Екатерина Быкова
HRD, автор канала "Талант расправил плечи"

Попробуйте завершить совещание простым вопросом: “Если бы за пределами этой встречи, кто-то спросил вас о других вариантах решений, которые мы рассматривали или могли бы рассмотреть, чтобы вы сказали?”

Такая непривычная постановка вопроса, с одной стороны, снижает градус волнения и разряжает обстановку. С другой стороны, приглашаем к неформальному обсуждению той же самой повестки. Если сотрудники сразу не включатся в активный обмен мнениями, задайте такой вопрос и на следующей встрече. Продолжайте демонстрировать готовность услышать альтернативные точки зрения. Это сработает.

Корпоративный мессенджер может стать мостом между застенчивым сотрудником и реализацией его идеи. Создание специального чата для обмена идеями, например, чат «Гипотезы», позволит сотрудникам выражать свои предложения письменно. Это снизит барьер страха и даст каждой идее шанс быть услышанной. Также это даст возможность всей команде обсудить и выбрать лучшие идеи в свободной форме без жестких временных рамок.

Пропасть между намерениями и действиями: как ее преодолеть и повысить эффективность команды

Хотел дать обратную связь сотруднику как есть, но излишне смягчил

Руководитель, чувствуя важность честной обратной связи, назначает сотруднику one-to-one. Но вместо ясного и информативного сообщения он избегает прямоты, предпочитая мягкие формулировки. Обратная связь теряет свой посыл и становится сахарной оболочкой вместо ценного конструктива.

В чем причина и почему это плохо

Страх вызвать негодование сотрудника, обиду или даже конфликт заставляет руководителя избегать прямолинейности. Он опасается негативной реакции и стремится избежать обострения ситуации, но это приводит к утрате основного смысла информации.

Обтекаемость обратной связи маскирует реальные проблемы. Сотрудник, не получив четкого понимания своих недочетов, не может сделать свою работу лучше и исправить ошибки. В результате, компания и сотрудник теряют возможность проработать конкретную зону роста.

Как стоит поступить

  • Поддерживать ясность и прямоту в обратной связи. Важно, чтобы обратная связь была четкой. Не уклоняйтесь от ядра вопроса, чтобы месседж был понятным и эффективным.
  • Использовать личные сообщения мессенджера. Писать фидбек нужно в личных сообщениях, а не в общем чате. Объясните сотруднику, что конструктивная критика направлена на его профессиональное развитие.
  • Подчеркивать, что ошибки сотрудника — это не он сам. Важно обсудить с сотрудником, что выделенные ошибки не определяют его как личность, а указывают на области, в которых он может развиваться.

Сразу понял, что пора увольнять сотрудника, но почему-то тянул

Руководитель осознает, что один из сотрудников не соответствует ожиданиям и пора принять решение об увольнении. Однако несмотря на явные сигналы, руководитель откладывает этот шаг из-за опасения создать конфликтную ситуацию.

Пропасть между намерениями и действиями: как ее преодолеть и повысить эффективность команды

В чем причина и почему это плохо

Причины данного поведения руководителя связаны с боязнью негативной реакции со стороны сотрудника, страхом потери дружеских отношений в коллективе или неопределенностью в поиске замены. Эмоциональные аспекты и страхи замедляют принятие решения.

Откладывание такого решения наносит ущерб всей команде. Неэффективный сотрудник влияет на общую продуктивность и создает дополнительную нагрузку для коллектива.

Как стоит поступить

  • Действовать решительно. Когда ситуация требует увольнения, не откладывайте это решение.
  • Проводить честный разговор с сотрудником. Необходимо четко обозначить причины увольнения.

Давать конструктивную обратную связь. Важно предоставить сотруднику информацию о том, что привело к увольнению, и предложить конструктивные рекомендации для его дальнейшего развития.

Екатерина Быкова
HRD, автор канала "Талант расправил плечи"

Мне очень нравится фраза “вовремя уволенный сотрудник - спасённая судьба”. Она придает нужный градус смелости и решительности. Осталось только понять, что такое “вовремя”.

Если у сотрудника личные интересы приоритетнее командных, если цели и дедлайны живут своей отдельной от него жизнью – вам пора поговорить. Промежуточный разговор может быть только один. И если после вашей конструктивной обратной связи ситуация не изменилась, пора принимать то самое судьбоносное решение.

Создание отдельного чата или канала в мессенджере для обсуждения HR-процессов облегчит коммуникацию между руководством и сотрудниками. В этом чате можно обсуждать изменения в команде, давать фидбек по проектам, выкладывать объявления и принимать стратегические решения, но увольнять сотрудника в общем чате не стоит.

Хотел предложить нестандартное решение, но почему-то промолчал

Сотрудник с интересной идеей воздерживается от ее предложения в коллективе. Несмотря на желание внести свой вклад в развитие компании, он промолчал, оставив мысли и предложения при себе.

В чем причина и почему это плохо

Причины молчания могут быть связаны с опасением, что коллеги не поймут и осудят, а также страхом перед критикой или неуверенностью в своих компетенциях. Сотрудник опасается, что его идея не будет принята положительно или будет недостаточно интересной.

Что будет, если сотрудник не будет делиться своими идеями:

  • Теряется потенциальное решение реальной проблемы. Сотрудник может предложить ценную идею, способную решить проблемы или улучшить процессы.
  • Никаких инноваций. Идеи могут быть источником инноваций, но если сотрудник предпочитает молчать, компания упускает шанс развиваться и быть конкурентоспособной.
  • Страдает командная динамика. Отсутствие обмена идеями может создать барьер для открытого общения и взаимодействия.
  • Сотрудник не чувствует удовлетворение от работы. Сотрудник, который не чувствует, что его идеи важны, может потерять мотивацию и чувство принадлежности к команде.

Как стоит поступить

  • Создавать условия, при которых сотрудникам комфортно высказывать свои идеи. Это включает в себя установление экологичной атмосферы, где сотрудники чувствуют себя уверенно, высказывая свои идеи.
  • Поддерживать атмосферу открытости и поощряйте инициативу. Поддержка должна исходить не только от руководителя, но и от всех ЛПР.

Организовать нестандартный мозговой штурм. Проводите особые сессии, на которых сотрудники должны озвучивать самые смелые, или даже «безумные», идеи.

Екатерина Быкова
HRD, автор канала "Талант расправил плечи"

С одной стороны, чтобы предлагать нестандартные решения, нужны смелость, уверенность в себе и умение аргументировать. С другой стороны, мы ожидаем адекватного отношения к своей уязвимости, если “ляпнем” что-то не то.

Как ни странно, в новом коллективе предлагать новые идеи легче. Срабатывает эффект “доверия по расчету” – мы полагаемся на компетентность и здравый смысл команды. Но если в вашем устоявшемся коллективе обсуждение новых идей вызывает сопротивление – это серьезный повод задуматься о безопасности среды и уровне доверия в команде.

Треды (комментарии под основным сообщением) в корпоративном мессенджере дают возможность высказаться каждому сотруднику в контексте конкретного обсуждения. Обсуждение не будет перемешиваться с другими сообщениями чата. Это создаст виртуальное пространство для свободного обмена мнениями и упрощает процесс принятия решения.

Пропасть между намерениями и действиями: как ее преодолеть и повысить эффективность команды

Хотел замахнуться на большее, амбициозное, но выбрал гарантировано достижимое

Сотрудник, обладая амбициозной идеей с не 100% вероятностью реализации, отказывается от нее в пользу более простого варианта, но с гарантированным профитом. Вместо стремления к риску и инновациям, сотрудник выбирает путь наименьшего сопротивления, боясь возможных неудач.

В чем причина и почему это плохо

Страх перед неудачей и недостаток уверенности подталкивают к такому решению. Сотрудник опасается, что его амбиции чрезмерны и выбирает путь, который кажется более безопасным и предсказуемым.

Отказ от амбициозных идей уменьшает потенциальный рост компании. Она рискует упустить возможности для улучшения и развития, ограничивая себя рамками стандартных и проверенных методов.

Как стоит поступить

  • Развивать стратегическое мышление и самостоятельность сотрудников. Они должны научиться видеть картину целиком и понимать, как их действия вписываются в общую стратегию компании.
  • Поощрять амбициозные и рискованные планы. Команда должна знать, что компания поддерживает креативные идеи.
  • Создавать условия для новаторских подходов. Регулярно собирайте и анализируйте предложения сотрудников, лучшие реализуйте.

Проводить тренинги по развитию лидерских навыков и улучшению soft/hard skills. Это могут быть тренинги по управлению временем, коммуникации, решению конфликтов и другим навыкам, которые укрепляют уверенность сотрудников и помогают внедрять инновации.

Екатерина Быкова
HRD, автор канала "Талант расправил плечи"

“Замахнуться на большее и устоять” – мечта любого амбициозного сотрудника. Помогает в этом не только хорошая самооценка, но и хорошее знание себя: а в чем мои сильные стороны? а в каких условиях я наиболее продуктивен? а что помогает мне выдержать большую рабочую нагрузку на длинной дистанции?

Источником такого хорошего понимания себя может стать, в том числе, и обратная связь от коллег и руководителя. Фокус в том, что обратную связь нужно не только давать другим, но и запрашивать для себя. А если в компании есть автоматизированные инструменты сбора обратной связи, это еще и упрощает процесс.

Заключение

Разбор ситуаций, когда нерешительность и страхи вмешиваются в процессы принятия решений, поднимает важные вопросы о потенциале команды и ее способности к развитию. Чтобы преодолеть эти препятствия и повысить эффективность бизнеса в целом, следует учесть несколько ключевых моментов:

  • Создание безопасной среды. Развивайте атмосферу, где сотрудники чувствуют себя комфортно и высказывают свои идеи без страха осуждения. Это способствует продуктивному обмену мыслями и разнообразию точек зрения.
  • Поощрение инноваций. Стимулируйте сотрудников к предложению и реализации новых идей. Награждайте тех, кто решает преодолеть страхи и предлагает нестандартные решения. Это создаст внутреннюю мотивацию для других сотрудников.
  • Обучение решению конфликтов. Организуйте тренинги по разрешению конфликтных ситуаций и формированию конструктивной обратной связи. Эти навыки помогут устранить страх перед конфронтацией и сделают командное взаимодействие более гармоничным.
  • Использование корпоративного мессенджера. Внедрение специального рабочего пространства способствует улучшению коммуникации в команде. Создание отдельных чатов для обсуждения идей или организации виртуальных мозговых штурмов поможет преодолеть страхи и неуверенность сотрудников.
  • Поддержка самостоятельности. Развивайте лидерские качества сотрудников, позволяя им быть самостоятельными и принимать ответственность за принятие решений. Эффективное лидерство может вдохновить команду на преодоление страхов и сомнений.
  • Создание прозрачных коммуникационных каналов. Обеспечьте прозрачность в общении внутри команды. Чем яснее и открытее коммуникация, тем меньше места для страхов и недопониманий.

Совокупность этих мер поможет создать обстановку, в которой нерешительность уступает место уверенности, а страхи не деморализуют, а становятся толчком к поиску инновационных решений.

Как вы прокачиваете самостоятельность сотрудников и помогаете им стать увереннее? Делитесь кейсами в комментариях.

Читайте другие наши материалы по этой теме:

Попробуйте корпоративный мессенджер Compass — просто нажмите на кнопку ниже. Для команд, в которых больше 10 человек, есть пробный бесплатный период на 30 дней. Если пользователей меньше 10, мессенджер полностью бесплатный.

4646
12 комментариев

Сотрудники и руководители часто сталкиваются с ситуацией — они хотят предложить новые идеи, высказать обратную связь или сделать шаг вперед, но что-то тормозит этот процесс. Это «что-то» — понимание того, что вылезший с инициативой сотрудник работать после ее внедрения будет кратно больше за ту же (до копейки) зарплатуПоправил вас, не благодарите.

Дорогой автор, хотите я вам дам решение, которое на 100% решит все проблемы с инициативой сотрудников? Готовы? Дыхание задержали?

Платите. Вот так одно слово решает проблему, про которую вы накатали здоровенную полную воды статью (еще и без решения внутри, кстати). Просто, мать его, платите. Внедрил сотрудник инновацию, которая принесла вашей конторе 1,5млрд? Ну дайте ж вы ему премию (уточню: премия это не 500 рублей. И не 5000) и сотрудники поймут, что есть смысл эти самые инновации предлагать и реализовывать

6

вылезший с инициативой сотрудник работать после ее внедрения будет кратно больше за ту же (до копейки) зарплату

Не, ну если ваша инновация автоматизирует вашу работу, мы вас просто уволим.

1

ваш пример скорее исключения из правил)

собственно многое зависит от корпоративной культуры, если там адок, то и инициатив не будет

2

да там цепочка большая. как hr отработают, как внутри порядки

Перешли на ваш мессенджер, готовим вам обратную связь, раз уж часто мелькание здесь)

1

6 из 10 сотрудников пассивны на работе и не реализуют собственные идеи.

ждуны зарплат?