5 исходов, которые ждут бизнес, если в разработке не будет участвовать ЛПР

В статье поделимся собственным фатальным кейсом, связанным с отсутствием ЛПР на проекте. Честно расскажем, что бывает, когда лицо, принимающее решение (директор), не участвует в процессе, а вся работа проходит только через менеджера. И расскажем, что в таких случаях делать всем.

5 исходов, которые ждут бизнес, если в разработке не будет участвовать ЛПР

Обычное дело — на этапе обсуждения будущего проекта студия выясняет, что на стороне заказчика нет лица, принимающего решение. Точнее он есть, но до него не добраться. Вместо него дела ведет доверенный менеджер. Брать ответственность за принятие окончательного решения он не может, но и выхода на ЛПР не дает.

Проблема в том, что это не выгодно никому — ни ЛПРу, ни менеджеру, ни подрядчику.

ЛПР — это лицо, принимающее решение. То есть человек, чье решение является окончательным в заключении сделки — исполнительный или генеральный директор. Иногда владелец бизнеса.

Почему ЛПРу важно присутствовать на ключевых этапах разработки

Сходу важное уточнение — ему не нужно присутствовать на проекте 24/7, речь про участие в ключевых моментах:

  • брифинг, когда выясняются потребности бизнеса;
  • демонстрация результата после каждого этапа, чтобы согласовать последующие действия.

Этого достаточно. Итак, почему ЛПРу важно присутствовать на ключевых этапах:

Это благо для его же бизнеса

Еще на начальных этапах руководитель может скорректировать планы и работу, сэкономив тем самым время и бюджет.

Представьте: ЛПР доносит до своего менеджера, что будущий сайт должен быть как у Apple. Студия берет его за референс и делает в лучших традициях яблока. Но потом выясняется, что как у Apple должен быть только шрифт, а все остальное — футуристичное. Пример грубый, но такие недопонимания — явление частое.

Лучше, чем ЛПР, бизнес не знает никто

Менеджер среднего звена может не подозревать о стратегических целях компании, а это в дальнейшем повлияет и на выбранный технологический стек, и на стоимость проекта. ЛПР может скорректировать этот момент, информируя студию из первых уст.

ЛПР сам получает информацию из первых уст

Это значит, что важные нюансы, которые влияют на стоимость и сроки, не станут для него сюрпризом.

Ситуация: студия информирует менеджера заказчика, что оплачивать услуги нужно до 10 числа каждого месяца. Оплачиваются только потраченные в этом месяце часы. Менеджер передает руководству, мол, платить нужно до 10 числа. Но не доносит важную информацию, что оплата идет за затраченные часы. И заказчик требует сначала сдать задачи, и только потом будут деньги.

Эффект глухого телефона в деле.

Многие веб-студии дают бонусы, если ЛПР принимает участие в разработке

Например, мы в Пиробайт еще на этапе пресейла готовим аналитику и/или концепцию дизайна.

Что будет, если ЛПР проигнорирует ключевые этапы

1. Всплывут неприятные «сюрпризы»

Может внезапно оказаться, что новые «хотелки» влияют на предварительно озвученный бюджет.

Ситуация: ЛПР представлял, что в работу по умолчанию включены неоговоренные этапы (наполнение и публикация в сторах, например). Менеджер на стороне клиента знал, что дополнительная работа оплачивается отдельно. Но забыл сказать или не хотел расстраивать.

2. Затянутся сроки и сольется бюджет

Представьте: дизайнер создал концепцию, менеджер все утвердил, запустилась верстка. А ЛПР пропустил письма и увидел результат сильно позже. Получилось не то, чего он ожидал. И теперь каждому из участников придется набраться терпения и морально настроиться на переделку.

Ситуация может дойти до крайности, когда поверх правок будут новые, а поверх них — еще одни. В результате релиз затянется, а бюджет сольется. С позиции менеджера среднего звена этот момент может быть не сильно очевидным, но с точки зрения руководителя — почти всегда весомые потери.

3. Руководитель получит то, что НЕ просил

Или НЕ то, что просил.

Ситуация: студия вложилась в пресейл. Сделала концепт, провела аналитику, потратив 16 часов своего времени, а ЛПР вернулся из отпуска и сказал, что его и старый сайт устраивал ¯\_( ° ʖ °)_/¯

Представили? А нам и представлять не надо. Директор забыл, что хотел новый сайт!
Представили? А нам и представлять не надо. Директор забыл, что хотел новый сайт!

4. Менеджер не захочет брать ответственность за результат

Или обратная ситуация — перетягивание одеяла, когда за проект отвечают все и никто. Актуально, когда на стороне заказчика работают 2 или 3 менеджера. Команда предлагает идеи и накидывает правки, которые противоречат друг-другу.

А иногда еще и родственники подключаются
А иногда еще и родственники подключаются

5. Менеджер не сможет презентовать результат ЛПРу так же складно, как это было на созвоне со студией

В итоге руководство будет недовольно ни результатом, ни исполнителем, ни работой менеджера. А все потому, что у ЛПРа нет контекста — он не участвует в разработке и не знает всех нюансов. Когда человек, не погруженный в курс дела, видит картинку, он не видит всего того, что было проделано до. Поэтому у него нет понимания, почему блоки на странице именно такие, почему цвет синий, а не розовый, почему на главной страницы нет анимации.

И одно дело, когда до ЛПРа действительно не допрыгнуть, потому что в компании сложная организационная структура.

Когда менеджер не говорит, кто в их компании ЛПР
Когда менеджер не говорит, кто в их компании ЛПР

Но обычно бывает другое — когда доверенное лицо говорит, что ЛПРа нельзя подключить к разработке, а на деле за этим прячутся страх или личные мотивы.

Почему менеджеры не дают выхода на ЛПР, если это не выгодно никому

Не умеют договариваться

Или не хотят лишний раз попадаться на глаза начальству, чтобы не «получить» за какие-то другие задачи, поэтому и с этой он не пойдет к руководителю.

«Мне доверяют, я не подведу» или «я сам знаю, чего хотят наверху»

Менеджер считает, что сам знает, что нравится его руководителя. Но как только ожидание сталкивается с реальностью, выясняется, что у босса совсем другое видение, которое не сходится с видением своего помощника.

Руководитель слишком занятой человек

И поэтому его лучше не отвлекать от дел. Либо он мало что понимает в трендах разработки (по мнению менеджера)

И что обычно происходит? А то, что как только руководство подключается к пропустившим этапам, все переворачивается с ног на голову.

Что делать обеим сторонам (подрядчику и менеджеру), если ЛПР не принимает участие в проекте?

Совет простой — не строить иллюзий по поводу сроков и успешности проекта (потому что иногда успешность зависит от сроков напрямую). На практике переговоры без ЛПР затягиваются, сроки срываются, а бюджет сливается на оплату очередных итераций правок студии. Все потому, что видение менеджера клиента и ЛПРа часто расходятся.

Вывод — доносите до ЛПР важность его участия на ключевых этапах разработки. И пишите в комментариях, что думаете по этому поводу. Сталкивались вы с похожими ситуациями или пока не доводилось?

Чтобы не пропустить интересное, следите за нами:

В телеграм-канале

Во ВКонтакте

Если у вас есть задача разработать сайт или мобильное приложение, то напишите в Телеграм, мы это обсудим: https://t.me/sashadzen

Заказать разработку сайта, веб-сервиса или мобильного приложения на нашем сайте: https://vk.cc/cuglQZ

Партнерская программа, где мы платим от 10 000 до 200 000 рублей за контакты тех, кому нужен дизайн или разработка: https://vk.cc/cuglXT

Телеграм-канал Саши Комбарова про управление агентством, проектами, людьми: https://t.me/sasha_kombarov

Телеграм-бот, который бесплатно выдает чек-листы, памятки и регламенты по управлению, маркетингу, аналитике, дизайну и разработке: https://t.me/regulations_pyro_bot

3333
14 комментариев

Всё так )

2
Ответить

Сталкивались с подобными кейсами?)

Ответить

В любых процессах есть ЛПР.
Это может быть исполнитель, может быть менеджер, может быть собственник, может быть внешний заказчик, аудитор или кто ещё угодно.
ЛПР - это, неожиданно, лицо-принимающее-решение, а не титул или позиция в иерархии.

Проблемы начинаются тогда, когда собственник бизнеса или заказчик делегирует принятие решений, но при этом не доверяет этим решениям, а ждёт что придут телепаты и сделают все «как в моей голове».

Не должен фаундер участвовать на всех этапах разработки.
И Ц левел не должен.
Он нанимает людей, которым платит за их экспертизу.
Дает пространство для принятия решений в рамках этой экспертизы и ответственность за эти решения.
И включается тогда, когда нужна именно его экспертиза.

Так делегирование и работает.

1
Ответить

«Проблемы начинаются тогда, когда собственник бизнеса или заказчик делегирует принятие решений, но при этом не доверяет этим решениям, а ждёт что придут телепаты и сделают все «как в моей голове» — полностью с этим согласны!

«Не должен фаундер участвовать на всех этапах разработки» — мы того же мнения. Главное, чтобы участвовал в ключевых этапах, этого достаточно)

Ответить

В любом деле необходим ЛПР, главное чтоб он понимал что делает не испортил все

1
Ответить

Верное примечание, согласны!

Ответить

Про сайт угар, директор забыл, что им сайт нужен, в какой вселенной это вообще нормально))))

1
Ответить