Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

Рассказываю, чем торговая марка отличается от логотипа и что важно учесть при её разработке.

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

В Логомашине мы разработали дизайн для более чем 100 торговых марок. Поэтому решил подытожить весь наш опыт — от советов до конкретных примеров.

Минутка теории: разница между логотипом и торговой маркой

Логотип — это фирменный знак, используемый для идентификации компании, продукта или бренда, а торговая марка — набор всех визуальных, вербальных и аудиальных элементов. Понятие пришло из английского языка: торговая марка — это буквальный перевод слова trademark. В России термин прижился, но законодательно закреплено другое понятие — товарный знак. Зарегистрировать можно практически все элементы айдентики: название, слоган, логотип, иллюстрации, фирменный цвет и даже джингл. Например, в сентябре Ozon подал заявку на регистрацию голубого и розового в качестве товарного знака. Если за маркетплейсом официально закрепят эти цвета, то другие интернет-магазины уже не смогут ими пользоваться.

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

Регистрировать товарный знак необязательно. Но это помогает защитить компанию: конкуренты не смогут забрать айдентику себе.

Зачем вообще нужны торговые марки?

Прежде всего, для того, чтобы повышать узнаваемость товаров и отличаться от конкурентов. Когда продукты одного вида, но разных брендов собраны вместе — на полке в магазине или в определённом разделе маркетплейса, дизайн торговой марки может стать решающим фактором при выборе товара.

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

Одна компания может иметь много торговых марок, ориентированных на разные целевые аудитории и ценовые категории. Например, Nestle одновременно производит бюджетный холодный чай Nestea и воду премиум-класса Perrier.

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

Одно важное правило при разработке логотипа для торговых марок

Учитывать форм-фактор — логотип торговой марки должен адаптироваться под разные упаковки: от миниатюрных цилиндрических до больших боксов. Обычно компании выбирают комбинированные логотипы и эмблемы, которые совмещают графическую и шрифтовую часть.

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

Удачный пример — запоминающееся лого жвачки Love is...Простой логотип с плавными линиями легчо читается и узнаётся даже на маленькой упаковке.

Иногда компании используют только шрифтовые логотипы, например, сок «Добрый».

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

Но для компаний, которые только выходят на рынок, это может быть рисковым шагом: если покупатель не знаком с брендом, то, скорее, всего, пройдёт мимо товара. Поэтому малоизвестным торговым маркам нужно использовать дополнительные элементы айдентики: запоминающиеся фирменные цвета и иллюстрации, яркие дескрипторы.

Разные ценовые сегменты — разные лого

Через логотип и айдентику торговой марки легче считывать цену товара — это устоявшийся визуальный язык покупателей и компаний. В эконом-сегменте чаще создают детализированные логотипы насыщенных цветов с контрастными сочетаниями. Для таких лого могут использоваться объёмные эффекты, градиенты, обводки, тени и блики, направленные на привлечение внимания покупателей. Чем дороже товар, тем минималистичнее его логотип и сдержаннее айдентика.

Purina выпускает корм для животных в разных ценовых сегментах. Логотип эконом-варианта Friskies выполнен игривым волнистым шрифтом в ярких цветах, а для премиум ProPlan был разработан строгий бесцветный вариант.

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

Для аудитории 45+ в эконом-сегменте могут использоваться иллюстрации и портреты. Например, продукция «Бабушки Агафьи» или «Дяди Вани».

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

Отдельная категория торговых марок эконом-сегмента — это те, что имитируют айдентику премиум-товаров. Они рассчитаны на людей, которые ценят визуальное оформление и не хотят переплачивать. Но обычно такое позиционирование плохо работает, потому что среди ярких упаковок товар теряется.

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

Например, чай Сhampion с комбинированным золотистым логотипом, которые не выделяется на полке среди других эконом-чаев.

Вместо выводов — небольшой совет

При разработке дизайна для торговой марки важно помнить, что айдентика должна быть частью обдуманной системы. Нужно заранее подумать, как компания будет развиваться со временем. Изменения в логотипе и фирменных элементах могут запутать покупателей.

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки

На этом — всё. Пишите в комментариях, знаете ли, кому принадлежат две эти марки?

Выделиться на полке: особенности дизайна для торговой марки
1616
11 комментариев

В жизни почти каждого мужчины наступает момент, когда он отправляется в магазин за подгузниками. Обычно он вооружен фотографией упаковки. Когда мужчина заходит в отдел с подгузниками, сложно передать его чувства. Это смесь ошеломления от сотен похожих друг на друга младенцев, смотрящих на тебя в упор; тошнота и рябь в глазах от одинаковых бело-розовых параллелепипедов; перегрев мозга от обилия размеров и видов. А если еще они стоят не на своих местах и ценники не соответствуют товару, то тут у мужчины случается нервный срыв, он бросается из магазина сломя голову и бежит в ЗАГС, подать заявление на развод.
Как итог: большое количество разводов и разрушенных семей. А нужно всего лишь улучшить и разнообразить дизайн упаковки и навести порядок в отделах с подгузниками.
Подкидываю Логомашине идею: попробуйте разработайте дизайн упаковки, простой и понятный для отцов. С системой различия видов типа как у Балтики (тройка - посиделки с друзьями, шестерка - для эстетического удовольствия, девятка - в трудных жизненных ситуациях).

5
Ответить

Хахаха))) Все маркетологи Мира бессильны против мужчины со списком покупки от жены)))

3
Ответить

Угарнул)) прям крик души молодого отца))

2
Ответить

Идея до слёз...Подумаем над таким концептом!

1
Ответить

Как профессионал рынка FMCG, разработавший не один бренд и десятки продуктов, скажу так:

1. Зарегистрировать можно далеко не всю айдетику. Есть элементы, которые никто даже не возьмется регистрировать.
Например: слово «хлеб», «колбаса Докторская» и т.д.

2. Регистрировать товарный знак нужно обязательно!
Пример А: попробуйте запустить рекламу в условном Х5 или на ТВ и в перечне документов будет обязательно «свидетельство о регистрации» ТМ.
Пример Б: если продукт будет супер-успешным, то гарантированно скоро появятся «клоны» с почти аналогичным дизайном. Как цивилизованный человек вы пойдете в суд – далее сами можете все домыслить.

3. Не только дизайн решающий фактор при выборе покупателем продукта на полке (я понимаю Ваше «coveras» фразой «может стать» - но будьте объективны, пожалуйста, а значит хотя бы подсвечивайте остальные факторы).
Покупательское «Дерево принятия решения» очень ветвистое и включает в себя (но не ограничивается): цена и ценовой позиционирование (как и наличие/отсутствие промо), хорошая выкладка, в принципе правильно выбранные магазины и географии для товара и т.д. и т.п.
Ответы на эти вопросы и гайдлайны по их реализации как раз и дают маркетинг 😊

4. Разработка дизайна продукта – проект, состоящий из множества элементов: цветовые кода конкурентов, видение заказчика, релевантность категории, позиционирование, форматы выкладки / форм-фактор упаковки и т.д.
Мой опыт работы даже с крупнейшими брендинговыми агентствами России показал, что часто они заточены на дизайн сам по себе и не полностью учитывают как будет выглядеть товар на полке. Точнее покажут и расскажут «вкусно», но в реальности «забудут» про вышеупомянутые вещи (особенно выкладка).
Вместе с этим, мой совет - доверяйте такую работу профессионалам. В любом случае будет лучше и дешевле.

1
Ответить

Спасибо за развёрнутый комментарий! В статье мы хотели подсветить особенности дизайна для разных сегментов и товаров, не останавливаясь на юридических и технических особенностях — о них мы уже писали в других статьях :)

Чтобы разрабатывать дизайн, который будет учитывать видение заказчика, запросы потребителя, технические ограничения и особенности выкладки товаров, мы общаемся с производителями и ритейлерами, посещаем профильные конференции, выступаем на них со своими докладами.

Поэтому со всеми пунктами могу только согласиться. Единственный момент — не у каждого малого бизнеса есть ресурсы на регистрацию товарного знака. Если предпринимателю окей делать «для души», то можно не заморачиваться, аудитория его найдёт.

1
Ответить

Соки вообще все одинаковые делают. Ни ума, ни фантазии

Ответить