Нейросети уже в топах чартов, а мы и не заметили. Почему музыке конец и как это регулировать (если вообще возможно)

Нейросети уже в топах чартов, а мы и не заметили. Почему музыке конец и как это регулировать (если вообще возможно)

Короче, сидели мы тут с Антоном и обсуждали последние новости, и разговор зашел в интересное русло – про смерть музыки и экономики из-за нейросетей. Звучит пафосно, но если копнуть, ситуация уже вышла из-под контроля.

Вы давно заглядывали в чарты Яндекс Музыки или ВК? Там на первых местах уже висят треки, полностью сгенерированные ИИ. Есть такой трек «Ворона», он висел в топе, и у него прослушиваний больше, чем у Егора Крида. А сделано это чудо техники буквально за 10 секунд в Suno или Udio.

Вопрос – а как живым музыкантам с этим конкурировать?

Проблема: Бесплатный контент убивает рынок

Производство трека сейчас стоит ноль рублей. Буквально ноль. Ты пишешь промт, жмешь кнопку, через 5 секунд у тебя хит. Заливаешь на площадки и получаешь роялти наравне с артистами, которые годами учились петь, платили за студию и сведение.

Это ломает не только музыкальную индустрию, но и экономику вокруг неё. Смотрите – нейро-артист не поедет в тур. Он не соберет стадион (ну окей, японцы делали голограммы, но это исключения). Нет концертов – нет продажи билетов, нет работы у площадок, звуковиков, охраны. Деньги перестают крутиться. Экономика теряет обороты.

Концепция: Как это спасти (План из 6 пунктов)

Антон тут накидал концепт, как это можно разрулить на уровне законов, пока не стало поздно. Не знаю, послушают ли нас «там», но логика в этом есть.

  1. Признать и узаконить. Хватит делать вид, что этого нет. Надо официально разрешить издавать нейро-контент, но с условиями.
  2. Жесткая маркировка. Весь ИИ-контент должен быть помечен. Причем не автором добровольно (всем пофиг), а на уровне создания. Suno и Udio должны внедрить свой аналог Content ID. При заливке трека на площадку идет проверка: если сгенерировано – лепим плашку «Created by AI» автоматом.+3
  3. Урезать роялти. Вот это самое главное. Если ты нажал кнопку и получил трек, ты не должен получать столько же денег, сколько живой человек. Предлагаем платить таким «авторам» в 10 раз меньше. Оставшиеся деньги – в общий котел для поддержки настоящих музыкантов.+1
  4. Раздельные чарты. Нельзя смешивать людей и роботов. У нейросети идеальный вокал, она не лажает, человек физически не может так спеть. Пусть роботы соревнуются с роботами в отдельной песочнице.+1
  5. Ограничение в рекомендациях. Закрепить алгоритмически, чтобы в «Моей волне» и прочих рекомендациях нейро-музыки было не больше 30%. Иначе алгоритм начнет подсовывать однотипные идеальные треки, и люди просто исчезнут из выдачи.+1
  6. Права за промпт-инженером. Признавать авторство за тем, кто придумал запрос, а не за корпорацией, владеющей нейронкой.

Почему мы все равно проиграем?

Самое грустное, что людям, похоже, все равно. Мы проводили тесты – знакомые слушают нейро-треки и не верят, что это ИИ. Качество уже такое, что не отличить. Тексты GPT пишет лучше многих копирайтеров (да, пунктуацию он расставляет идеально, в отличие от меня).

Мы делегируем мозги нейросетям. Раньше надо было скрипт написать – лезли в гугл, учили, разбирались. Сейчас – «GPT, напиши код». И он пишет. Мы становимся тупее, а нейронки умнее. Это, кстати, правительству может быть даже выгодно – такими людьми проще управлять.

И ладно музыка. Скоро мы перестанем отличать реальность от вымысла в видео. Вон Sora генерит видео, где уже не поймешь, фейк или нет. Можно сгенерить, как условный Сэм Альтман объявляет о закрытии OpenAI, обвалить акции, закупиться на низах и заработать.

Короче, будущее наступило, и оно какое-то криповое. Хомяка побрили, музыку убили, осталось только самим в нейросеть загрузиться.

Что думаете? Нужна маркировка или пусть рынок сам решает, кого слушать – робота или человека?

3
12 комментариев