Как (и зачем) мы полностью переделали интернет-банк. Опыт Альфа-Банка

У приложения Альфа-Банка в App Store очень высокая оценка для банковского приложения — 4,9 из 5. 80% клиентов открывают его регулярно. Но оказалось, что мобильное приложение не заменяет интернет-банк — люди пользуются ими по-разному. Поэтому мы сделали тотальный апгрейд интернет-банка, построив его заново почти с нуля.

Почти 7 млн клиентов Альфа-Банка регулярно пользуются нашими цифровыми каналами. Среди них есть и те, кому удобно пользоваться банковскими сервисами не только в телефоне, но и на планшете, ноутбуке. Именно для таких клиентов мы радикально переработали интернет-банк. Не отказываясь от идеологии mobile first, мы стараемся учесть самые разнообразные потребности пользователей.

Иван Пятков, Директор по цифровому бизнесу Альфа-Банка

За основу взяли микросервисную архитектуру мобильного приложения Альфа-Банка: она простая в разработке, надёжная и гибкая — клиенты моментально видят изменения в браузере и в смартфоне. Собрали все продукты в одном месте, придумали умную форму переводов по реквизитам, добавили счётчик к переводам по СБП и ленту умных напоминаний вместо сториз и рекламы. Дальше — обо всём подробно и с картинками.

Цифровой банкинг сегодня по сути стал мобильным: десктопный банкинг ушёл в прошлое вместе с настольными компьютерами. На смену им пришли ноутбуки и планшеты — а это тоже мобильные девайсы. Значит, оппозиция «мобильное приложение и интернет-банк» перестала быть актуальной. Теперь это всё — цифровой банкинг, а клиент выбирает в моменте, что ему удобно.

Владимир Китляр, Лидер команды Alfa Digital в Санкт-Петербурге

Всё в одном месте: карты, счета, вклады и другие продукты

Раньше клиентам приходилось искать счета и карты в выпадающих пунктах длинного горизонтального меню — было очень неудобно. Мы собрали все продукты в закреплённом меню слева: оно отображается на каждой странице. Теперь всё под рукой.

Для наглядности мы добавили в меню понятные и красивые иконки: сразу видно, где вклад, где карта, а где — кредит и сколько денег на каком счёте лежит. Рядом с некоторыми продуктами появилась дополнительная информация. Например, когда следующий платёж по кредиту или когда закроется вклад.

Первое, с чего мы начали создание нового интернет-банка — это главная страница, то, что запомнится больше всего и что привлечёт максимум внимания клиента. Очень важно было поймать баланс между функциями и контентом, поэтому здесь мы продумывали каждую деталь, вплоть до запятых.

Нина Красавина, Продуктовый лидер интернет-банка

Любой продукт в меню можно скрыть полностью, а можно — просто убрать отображение баланса рядом с ним. Эта настройка синхронизируется с приложением Альфа-Банка: если скрыть баланс счёта на смартфоне, его не будет видно и в интернет-банке.

Сделали виджет для моментальных переводов

Клиенты часто заходят в интернет-банк, чтобы перевести деньги между своими счетами или с карты на карту. Так на главной странице появился виджет, с помощью которого перевод можно сделать в два клика. А ещё виджет поможет выгодно обменять валюту: курс обновляется каждые 30 секунд.

Придумали умную форму для переводов по реквизитам

Переводы с карты на карту — это, конечно, хорошо. Но наши исследования показали, что большинство людей открывают интернет-банк, когда нужно перевести деньги по реквизитам. Мало кому нравится вводить длинные номера счетов на смартфоне, поэтому раздел платежей и переводов мы переделали полностью. Он стал простым и интуитивно понятным.

Главное в этом разделе — умная форма перевода по реквизитам. При заполнении первых полей форма определяет тип перевода: в бюджет, физическому или юридическому лицу, — и в зависимости от этого убирает или добавляет нужные поля. А при вводе ИНН автоматически подгружает остальные реквизиты. Удобно!

Доработали переводы по СБП

Через систему быстрых платежей (СБП) можно бесплатно перевести 100 000 рублей в месяц. Часто клиентам сложно понять, исчерпали они лимит на переводы или ещё нет. Теперь при отправке денег по СБП мы сразу показываем, сколько ещё можно перевести в этом месяце бесплатно. Такого больше ни у кого нет.

Отделили счета от карт, а карты — от счетов

В старой версии интернет-банка мы всё называли счётом. Из-за этого клиенты не могли отличить счета от карт и, когда нужно было, например, сменить пин-код, путались и не понимали, как это сделать.

Мы разделили счета и карты в меню и поменяли дизайн страниц: вот счёт, а вот карта. На самый верх вынесли необходимые функции: пополнить, оплатить, получить реквизиты. А ещё визуально обозначили сервисные функции (например, смену пин-кода, блокировка или перевыпуск карты).

Проапгрейдили отображение вкладов и кредитов

На странице вкладов разместили удобный график начислений. Теперь с одного взгляда понятно, сколько процентов мы уже начислили, сколько денег ещё придёт и когда заканчивается срок вклада.

Похоже выглядит страница кредитов: вместо непонятной диаграммы — лаконичный «бублик» и даты ближайших платежей. Каждый пункт можно развернуть и посмотреть сколько денег пойдёт на погашение основного долга, а сколько — на проценты.

Запустили ленту с полезными сообщениями

Раньше важные уведомления и персональные предложения были разбросаны по главной странице: информация о входящих счетах — вверху слева, активация карты — где-то справа внизу, а предложение кредита — прямо по центру. Сходу найти информацию о новом штрафе ГИБДД было сложно.

Первое, что нам пришло в голову — сделать персональные предложения в виде ленты баннеров, а остальные уведомления собрать где-то ещё. Но клиенты эту идею забраковали: никто не захотел смотреть ни сториз, ни рекламу. Тогда мы поменяли подход и собрали в ленте важные уведомления. Теперь там появляются карточки с информацией о ближайших платежах, предупреждения о сроке закрытия вклада, штрафах ГИБДД и счетах на оплату. Персональные предложения от банка тоже есть, но в самом конце.

А ещё добавили плавные переходы. Не только для красоты

Это не просто дизайн, а одна из тех деталей, которая отвечает за первое впечатление от сервиса. Мы определили последовательность и скорость загрузки блоков страницы и контента на ней. В зависимости от его количества страница плавно «раздвигается» по вертикали.

Дело за вами

Совсем скоро в нашем интернет-банке появится авторизация по QR-коду из мобильного приложения, чат с поддержкой, переводы на карты международных банков. Также в планах — сделать адаптивную вёрстку для смартфонов. Старую версию пока отключать не будем — закроем её в конце года, когда все клиенты благополучно мигрируют в новый интернет-банк.

А пока нам нужна ваша помощь: скажите, чего не хватает интернет-банку Альфы. Читайте инструкцию на alfa.click, тестируйте, пишите в комментариях и на [email protected], что у нас получилось хорошо, что надо доработать и какие функции добавить. Всё возьмём в работу.

0
252 комментария
Написать комментарий...
Денис

давно ждал когда вы наконец обновите интернет-банк. без слез на старые нельзя было смотреть.

Вышло чистенько, красиво.

не понял как в истории операций посмотреть операции за определенный период, или найти по ключевым словам.

Еще есть проблема, что напримем, когда мне переводят деньги, они попадают на какой-то странный "текущий счет", который не привязан к карте. Приходится потом переводить с него деньги на карту. Так же когда хочу сделать перевод, этот счет сразу подставляется в качестве источника. Закрыть его нельзя.

Получается, какие-то внутренние технические ограничения с которыми связана необходимость этого счета для банка (мне он точно не нужен), влияет каждый день на мой пользовательский опыт.

Хотелось бы как-то выставлять счет по-умолчанию.

Ответить
Развернуть ветку
Яков Борисов

Просто карту к нему привяжите... Или в настройках для СПб сделайте не его по умолчанию

Ответить
Развернуть ветку
Яков Борисов
Ответить
Развернуть ветку
Денис

Спасибо 

Ответить
Развернуть ветку
249 комментариев
Раскрывать всегда