Делаем редизайн интернет-магазина с умом. Где брать идеи и как их проверять

Почему нужно перестать менять дизайн раз в три года.

Требования к качеству клиентского опыта и цифровизации выросли до небес — всему виной коронавирус, ускоривший переход всего и всех в онлайн. Ставки растут и уже больше половины предпринимателей боятся принимать решения и тратить деньги.

В центре этого армагеддона с вами я — Женя Князев, CEO experience-driven агентства Antro. Рассказываю, как тратить бюджеты с умом, где искать идеи для развития проектов и как их потом проверять.

Классический подход «Делаем тотальный редизайн каждые N лет» давно не работает

Вот почему:

  • Клиенты не любят резких изменений, но постоянно хотят «новенького».
  • После полного редизайна невозможно отследить причины изменения метрик — ведь мы поменяли всё и сразу.
  • Как правило, этот подход — следствие позиции «Ну у нас сайт старый, хотим обновить, UX поправить», то есть конкретных целей и задач нет, а значит работа превратится в хаос.
  • Редизайн затягивается минимум на полгода. Исследования, прототипирование, дизайн и разработка меньше занимать и не могут. В итоге решения устаревают и можно начинать всё заново.

Проблемы в экономике ускорили гибель тотального редизайна: кто сейчас готов потратить миллионы на редизайн с неизвестными и неизмеримыми результатами? Я бы не стал.

Но остаются случаи, когда тотальный редизайн оправдан. Отмечайте правильный по вашему мнению ответ.

Когда оправдан тотальный редизайн?
У магазина незначимый органический трафик, нет постоянников
У магазина нет аналитики, нечего терять
Легаси — жесткое и суровое как зима в Сибири
Полный ребрендинг
Никогда

Можете дать свой вариант в комментариях, а вот верные на наш взгляд.

Нужно двигаться к продуктовому подходу — и постепенным изменениям

Продукт – это не товар или услуга, которую вы продаёте. Это ценностное предложение, которое решает проблемы целевой аудитории.

Клиенты приходят за хорошим опытом: исследование PwC говорит, что 59% клиентов готовы разорвать отношения с брендом после пары кейсов негативного опыта. То же исследование показало, что 42% людей готовы платить больше за удобство — и это почти половина ваших клиентов. Поэтому так важно следить за тем, чтобы их проблемы действительно решались — это суть продуктового подхода.

В его рамках крупные игроки предпочитают не делать крупных изменений за раз. Когда идешь небольшими шагами, то можно измерить результат. Так идеи становятся гипотезами.

Любая идея — гипотеза. А гипотезы нужно проверять

Можно выделить два подхода к их проверке:

  • Боевой: зафиксировали метрики, реализовали идею, посмотрели на результат. Сюда же можно отнести A/B/n-тесты, но если у вас небольшой трафик на сайте, то они вам недоступны.
  • Исследовательский. Провели бриф, зафиксировали гипотезу, задизайнили исследование и поехали проверять. Это требует больше времени, зато в процессе можно найти новые гипотезы и даже решения. А ещё это может быть дешевле, чем реализовывать сложную функцию.

Правило № 1 — заведите команду, которая будет работать вместе с вами. Проверять гипотезы в одиночку — задача непосильная: нужны и руки, и экспертиза.

Правило №2 — двигайтесь небольшими шажками, но постоянно. Проверяйте решения, избавляйтесь от неудачных и придумывайте снова.

Делаем редизайн интернет-магазина с умом. Где брать идеи и как их проверять

Используйте лучшие практики

Best Practices — термин, который используют для описания лучших решений в конкретной области: тех, что с высокой вероятностью будут давать хороший результат. Их можно добывать двумя способами.

Следить за исследованиями независимых институтов

Самые крупные в UX сфере — Nielsen Norman Group и Baymard Institute. Опасность в том, что они рассказывают, как сделать то, что есть уже у всех.

Год назад мы в Antro купили все исследования Baymard — это помогает нам делать интернет-магазины, даже если вам не хватает ресурсов на собственные исследования.

А если лень переводить сложный английский (с исследованиями Baymard даже гугл-переводчик не справляется), то к вашим услугам цикл наших статей об интернет-магазинах. Там мы вполне конкретно рассказали и показали, что к чему.

Не забывайте про бенчмаркинг

Способ генерации новой гипотезы — пойти к конкурентам и посмотреть, что у них есть — называется бенчмаркинг, хотя для клиентов привычнее термин «конкурентный анализ». Крупные игроки или просто более расторопные команды уже что-то придумали, проверили и добавили на свой сайт — нужно вовремя подметить изменения.

Но просто забрать их себе не выйдет: дело не в этике и не в законодательстве. Важно, чтобы новое решение было обдуманным — исследуйте и проверяйте его на собственной аудитории. Чем больше вы о ней знаете, тем ниже риск ошибиться. А цена ошибки может оказаться большой: иногда откатывать то, что было сделано наобум и не принесло никакого профита, дороже, чем не откатывать.

Другой рабочий способ — брать в работу идеи, которые есть вообще у всех. Но это игра в догонялки, где вы всегда позади.

Делаем редизайн интернет-магазина с умом. Где брать идеи и как их проверять

Бонусный совет: работать с опытными специалистами

Профессионалы неизбежно учатся на проектах. Если дизайнер или разработчик уже протестировали гипотезу, то в следующих проектах она станет решением.

Здесь тоже всё не так просто: есть разные сферы и разные аудитории, которые необходимо учесть. Но в конечном счете профи помогают снизить вероятность провала в бою.

Известный российский стартап POSH MARKET обратился к нам за развитием своего интернет-магазина. Продуктовый дизайнер Antro погрузился в бизнес и провёл экспертный аудит по лучшим практикам. Исходя из аудита, мы выделили конкретные зоны для редизайна. Результат — конверсия из посещения в регистрацию выросла на 20%, с ней вырос и рейтинг в сторах.

Проведите кабинетное исследование — desk research

Мы выделили «лучшие практики» отдельным пунктом, хотя их поиск часто тоже относят к desk research. Суть метода схожа: в интернете полно информации о вашей отрасли, решениях, пользователях и аудитории. Осталось правильно загуглить. Например, вот столько всего можно нагуглить о возвратах покупок в онлайн-магазинах.

Кабинетное исследование помогает добыть информацию от экспертов: часто она такая же ценная, как и данные пользовательских исследований.

Помню прекрасный кейс: исследователи потратили кучу времени на разговоры с детьми и мамами. Потом поняли, что все вопросы мог закрыть один хороший детский психолог.

Пару лет назад мы проектировали сайт для юридической компании. Представление фаундера очень ценно, но не всегда совпадает с реальностью. Реальных данных об аудитории не было, денег и времени на исследования тоже. День-два кабинетных исследований и у нас на руках CJM, которую уже можно адаптировать под нас.

Используйте Я.Метрику и другие сервисы веб-аналитики

Чаще всего у наших клиентов «Яндекс.Метрика» и Google Analytics прикручены к интернет-магазину. Только когда нам выдают доступы, выясняется что:

  • К ней нет документации. Совсем никакой. А настраивал сервисы разработчик, имени которого никто не помнит. Как во всем этом разобраться знает только один человек в команде, но ему некогда.
  • Еще хуже, когда в аналитике не разбирается вообще никто. Цели устарели или настроены неправильно изначально. В этом случае нет разницы — есть аналитика или нет.
  • Вообще ничего не настроено. Не используется «Вебвизор», нет карты кликов, скролла. Дефолтные инструменты есть, но для аналитики конкретного кейса недостаточно.

По-хорошему, требуется выстроить систему сквозной аналитики. Но на самом деле обыкновенные конверсии в каждом шаге и система метрик могут подсветить слабые места в вашем сайте или приложении (если в корзину переходят условные 20%, а до оплаты доходят только 0,02%, скорее всего, что-то тогда не так с корзиной или самим чек-аутом). С этого и можно начать.

В 2020 мы разработали один из самых необычных сервисов в истории компании — трейд-ин всего на всё. Теперь можно поменять два айфона на один квадрокоптер.

Только какой в этом смысл, если твой заказчик плачет? Вернее, его служба поддержки — 90% посещений заканчивались звонком и заявкой на трейд-ин «вручную». Мы полезли в метрику, смотреть вебвизор, искать проблему. Через пару дней новое решение протестировали в бою. И о чудо — 90% заявок завершались без помощи поддержки.

Проводите юзабилити-тестирования

В них кликабельный прототип интерфейса тестируют на реальных пользователях до релиза. Часто бюджета на ю-тесты не хватает и проблемы обнаруживаются только в бою. В крупных продуктах ю-тесты — часть каждого спринта, они вписаны в процесс как отдельный этап. Но для заказчиков из малого и среднего бизнеса это не так очевидно.

Дизайн юзабилити-тестирования — отдельная и сложная тема, но самые простые сценарии вы можете проверить самостоятельно. Достаточно взять прототип или текущее решение, около 10 человек из целевой аудитории и прогнать вместе с ними основные сценарии покупки. Уверен, что ваши пользователи найдут много ошибок.

Вариант бюджетнее — пообщайтесь с техподдержкой. Именно к ним пользователи идут, когда что-то на сайте не получается.

Идея пообщаться с техподдержкой кажется очевидной, но это не так. Каждый наш проект начинается с интервью — мы по 1-2 часа общаемся с каждым стейкхолдером о бизнесе, рынке, аудитории, целях и пожеланиях. Потом переходим к тем, кто на передовой — продажникам и техподдержке. Именно они каждый день общаются с вашими пользователями и владеют полезной информацией. И каждый раз мы удивляемся, что отделы не передают фидбек клиентов в разработку.

Во время редизайна сайта доставки суши и роллов премиум-сегмента (проект под NDA) за час общения с техподдержкой мы узнали 20 критичных багов в юзабилити и разработке. Представитель заказчика же был больше сосредоточен на собственных идеях и искал «волшебную таблетку», а не способ улучшить опыт своих клиентов. работаться мы так и не смогли, процессы исследования затянулись. Зато ошибки исправили — служба поддержки вздохнула с облегчением, ведь мы закрыли больше 80% запросов к ней минимальными усилиями.

Собирайте регулярный фидбек

Предыдущий кейс не только намекает, что вам пора пообщаться со своим отделом продаж и техподдержкой, но и подчеркивает ценность фидбека от пользователей.

До техподдержки доходят только самые усердные пользователи или самые преданные и лояльные клиенты — остальным проще уйти к конкурентам или потратить время и разобраться самостоятельно. Чтобы получить больше данных, вам нужно самостоятельно инициировать их сбор. У систем сбора обратной связи есть методология и нюансы, но первые шаги в эту сторону очень простые.

Подумайте, в каких точках взаимодействия вы могли бы инициировать получение фидбека. Это могут быть отдельные экраны с местом для обратной связи, куда любой человек может написать то, что думает.

Или оценка конкретных вещей — доставки, товара, обращений в поддержку.

В первом случае вы получите гипотезы по улучшению интерфейса, во втором гипотезы по улучшению рабочих процессов. Делается один раз, а польза навсегда.

Делаем редизайн интернет-магазина с умом. Где брать идеи и как их проверять

Изучайте аудиторию, её сегментацию и клиентский путь

Но этим почти невозможно заниматься самостоятельно: только методов исследований хватит на несколько отдельных статей.

Напугаю вас еще сильнее: изучение аудитории с нуля может длиться месяцами. Когда мы ничего не знаем о пользователях, а чаще всего так и бывает, нам сначала приходится щупать их почти вслепую. При этом данные исследований необходимо регулярно обновлять.

Мы, конечно, всеми руками за этот подход. Считаем его самым правильным и осознанным, но у малого и среднего бизнеса далеко не всегда есть время и деньги на полноценные исследования. Однако мы не устаем их пропагандировать. Больше об этом подходе мы пишем в нашем тг-канале.

Проводите A/B-тесты

Концепция кажется простой — берёшь одну версию интерфейса, берёшь вторую, тестируешь и оставляешь лучшую.

Жаль, всё не так просто.

  • Если количество уникальных пользователей на вашем сайте недостаточно высокое, ждать результатов A/B-тестов придётся слишком долго — быстрее использовать другие способы тестирования. Любой количественный тест должен быть репрезентативен и несёт в себе статистические искажения.Для конвейера A/B-тестов у вас должны быть либо классные внутренние процессы, либо хороший внешний подрядчик. Команда должна выстроить дизайн-систему, но UI-китом всё не ограничивается. Иначе A/B-тест будет не инструментом, а скорее модной игрушкой

Дизайн-система — это и логичный дизайн с правилами построения новых элементов, и библиотека компонентов со стороны разработки. Тогда можно будет быстро и дешево разрабатывать и тестировать каждую надпись на кнопке.

Если у вас нет ресурсов, то лучше остановиться на более простых способах генерации и проверки гипотез.

Выводы

  • Формат «меняю сайт раз в десять лет» устарел: в нынешних условиях крупные единоразовые изменения обойдутся дорого, а их результат нельзя спрогнозировать и измерить. Вместо этого вносите изменения постепенно.
  • Воспринимайте свои идеи как гипотезы, которые нужно проверить. Генерировать идеи и гипотезы можно разными способами — рассказываем о них в статье.
  • Изучайте свою аудиторию и собирайте фидбек: настройте сервисы веб-аналитики, дайте своим пользователям возможность высказаться — например, в специальных окнах для сбора обратной связи. В идеале — проведите с подрядчиком полноценное исследование аудитории. Это тоже поможет генерировать гипотезы.

В следующей серии

Расскажу, как выглядят процессы, если компания вносит изменения в дизайн постепенно. Разберем, какие ошибки совершают клиенты и что делать тем, кто их уже совершил.

Ставьте «+1», если было интересно. Пишите, какие еще способы генерации гипотез вы знаете и оставляйте нам комментарии — так статью увидит больше людей. Если остались вопросы — не стесняйтесь. Глупых вопросов нет, глупо только их не задавать.

Ну а если вы решили, что больше не готовы сидеть на месте — пишите. Мы поможем подобрать самые быстрые и результативные шаги для улучшения опыта ваших клиентов, а значит и увеличения вашей прибыли.

4343
13 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить
Автор

Спасибо, мы стараемся. Обращайтесь, если можем помочь :)

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Автор

Наш CEO сам артдирил проект, но это пока только MLP — работаем над текстом, скоростью загрузки и новыми страницами 🥰

2
Ответить

Антро, вот вы пишите про:
- Проведите кабинетное исследование — desk research
- Следить за исследованиями независимых институтов
- Используйте Я.Метрику и другие сервисы веб-аналитики
итд итп ну чесн, кто-то будет заморачиваться над этим?

у вас есть хорошие статьи с прямыми рекомендациями и изучениями типа - https://vc.ru/marketing/281057-povyshaem-konversiyu-v-povtornuyu-pokupku-kak-my-reshali-keys-internet-magazina-kosmetiki-v-chempionate-pioneum где есть хоть какая-то практическая часть.... пишите больше про реальные примеры или прямые рекомендации типа юзайте вот этот на странице товара,а не советы про провести кабинетное исследование))

Ответить

Полностью поддерживаю [кабинетное], по заголовку статейки это кликбейт, вода и реклама, сами себя придумали сами себе понравились.

Ответить
Автор

Всегда можно нанять нас, если не хочется заморачиваться 😅

Ну а если серьёзно, то следить за данными веб-аналитики — гигиенический минимум для владельца интернет-магазина. Если нет времени делать это самостоятельно, то стоит делегировать на аутсорс или человеку в штат. Данные позволяют вовремя замечать проблемы и измерять качества решений. С деск ресерчем сложнее, конечно, но тем, кто не знает, куда копать и как развиваться, знание о способе и его результатах может помочь

Ну а кейсы мы продолжим публиковать у нас на сайте и в этом блоге. Кстати, в этой статье есть ссылки на новые кейсы в том числе :)

Ответить