Как ИТ-индустрия относится к программистам без высшего образования

Здравствуй, ЦП.

Меня давно мучает вопрос, могу ли я попасть на позицию программиста в крупную компанию, вроде EPAM Systems или JetBrains, не имея профильного образования? Да и высшего образования вообще.

Имея только навыки в разработке. Сейчас рынок полон людей, меняющих профессию в пользу программирования. Как к ним (то есть к нам) относятся работодатели?

0
61 комментарий
Написать комментарий...
Иван Федоров

Опыт успешной вышки.
Окончил БИ в ВШЭ, в 2013. Очень многое приходилось учить самому, старался помогать однокурсникам, чтобы набить руку. Универу благодарен за то, что требовали. Если не знаешь базу -- вылетаешь. Если знаешь, получишь 6 из 10. Если хочешь больше, учи доп.
Что могу сказать?
По технологиям:
1) Прикладные знания устарели на 10-20%, да, но с тем дали в универе освоить новое было легче.
Из прикладных знаний, по технологиям давали: C# (+ Windows Forms, + сам доучил WPF, Entity Framework, .NET MVC), Java, MS SQL Server, MySQL, ERwin, IBM DB2.
Java мы проходили не специально: на втором курсе был предмет "Основы ООП (объектно-ориентированного программирования)", а препод принципиально не соглашался принимать задания на C# (за что я ему очень благодарен, в итоге).
По теории:
2) Теоретическая подготовка вообще не устарела. Теория -- это абстрактное знание не связанное с конкретной формой применения, поэтому оно не стареет. Нам давали: дискретную математику, мат. анализ, линейную алгебру, основы ИКТ, теория вероятностей, математическая статистика, сертификация и управление качеством ПО + ещё 3-4 производных математических и компьютерных предмета где нас учили искать оптимальные решения при многофакторной оптимизации, рассчитывать энтропию системы кодирования, кодировать алфавит по Фано и Хаффману (основы теории кодов).
Что ещё:
3) Множество крутых, полезных не ИТ-предметов: микроэкономика, макроэкономика, институциональная экономика (!!), у нас даже был факультатив по венчурному капиталу, который вёл австриец на английском (!!).
4) Множество других предметов, которые лично мне не понравились, или не показались полезными, но могли сыграть для других.
Самое полезное:
Я работаю программистом, и мне самым полезным теоретическим предметом кажется дискретная математика. Там такая штука как теория множеств, и вторая штука -- комбинаторика, и третья штука -- булева логика. Эти три инструмента мне самые полезные абстракции, которыми я неявно пользуюсь каждый день, каждый раз когда делаю что-то с массивами / коллекциями. Ну и теория сложности алгоритмов -- тоже архиполезно. Теорию графов пока никак не применял, кроме лабораторной; её не везде применишь; но в целом очень полезная абстракция, чтобы в голове держать архитектуру программы в элегантной форме.
В диплом я до сих пор не смотрел -- юношеское фи. При этом, при устройстве на третью работу, менеджер сказал своему начальнику, вот у нас кандидат Иван, выпускник Высшей Школы Экономики. То есть для него это было важно, и видимо он меня изначально выше котировал за это.
Ну и знакомства. Даже не самый общительный их наберёт прилично.
Самое неожиданное:
Был такой предмет: управление качеством ПО -- вёл вредный пожилой упёртый преподаватель, поэтому не шло, но оказалось сверхполезным предметом, стоило самому задрачивать; теперь радуюсь что помню хотя бы пару понятий. Вкратце -- это теоретическая подоплёка под то, чтобы писать слабосвязные программные модули, которые в итоге легче компоновать, и ниже вероятность ошибки. К этому приходишь и сам, но через набор шишек.
Самое вредное:
Было несколько предметов, где мне или не нравился преподаватель, или предмет казался скучным. Их я пропустил, и еле-еле сдал, о чём не жалею. Мне также кажется вредной попытка получить пять по всем предметам. По-моему, это возможно только если принести в жертву личную жизнь, или не заниматься дополнительно другими предметами. По многим предметам, которые я счёл полезными, у меня была 3 или 4, из 5. Иногда из-за дисциплины, а иногда просто из-за нехватки времени (предмет не важен -- в топку).
Насколько хороши выпускники:
При всём этом обилии дисциплин, нельзя просто так взять топ 10% выпускников на ЛЮБУЮ работу. В любом случае их надо собеседовать, потому что ДАЛЕКО НЕ ВСЕ изучали что-то дополнительно. Наш выпуск был размером 180 человек (аномально большой, и аномально недисциплинированный), из них энтузиазм к программированию испытывало человек 30 от силы. Но учтите, что БИ -- это только полутехническая специальность, в ВШЭ есть ещё Программная Инженерия, и Прикладная Математика. Остальные пошли работать аналитиками, на хорошие, кстати, оклады. Те же что у программистов, иногда выше, иногда ниже. Многие пошли в магистратуру, кто-то поехал учиться по обмену. Кстати, по-моему, никто пока не эмигрировал.
Я как-то читал интервью с одним из чинов ВШЭ, тот рассказывал, что к нему приезжал американский коллега, и сказал что ВШЭ не университет. Потому что университет это лифт, а ВШЭ это лестница. Мне это тоже показалось лестницей, но если честно, я не могу понять как университет может быть не лестницей? Что, блядь, за хуёвая мысль? Это что какой-то ввод знаний через капельницу должен быть? В принципе, для некоторых (единиц), наших выпускников думаю Вышка всё-таки лифт. Потому они умудрились её окончить, не открыв учебник. Но это единицы. Все остальные учились.
Вывод:
Для меня моё высшее, это 8 из 10. Доволен и рекомендую именно очное высшее (особенно бакалавриат), чтобы с Вас требовали, и с Вами работали.
Так можно ли работать программистом без него:
Конечно можно, и в любой стране, почитайте ту же Квору. Но программист со знанием дискры, при прочих равных, неизбежно станет лучше и будет расти быстрее, чем коллега без оного. Образование х Личность = Потенциал.
Что же касается приёма на работу -- я бы отдал предпочтение человеку с нормальным высшим, но только ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ условиях. Важно, чтобы этот "образованный" и носом не вертел, и не звездился. И безусловно, личные качества и опыт важнее. Но если выбирать из равных кандидатов, то брать с образованием.
Я понимаю, что звучит как реклама, прощу прощения.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Карнаухов

К слову корочка тоже не всегда показатель. Вот вы учились - окей. А кто то мог вообще списывать все экзамены и в голове вообще ничего не осталось. При этом человек без образования мог, к примеру, сам изучать материалы схожие с институтскими и в итоге знать больше , чем тот в высшим. При этом умения программирования у них могут быть по внешнем признакам равные.

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда