Помогите с бизнес-планом

Привет.
Я уволился с работы и твёрдо решил создать себе работу.
Продажа мёда из Алтайского края и продукция на основе мёда.
Есть своя пасека в Алтайском крае.
Мне нужна помощь в некоторых пунктах:
(пожалуйста, не пишите глупые ответы, интересует только четко и по делу,желательно пошагово (либо направление в виде ссылок, статей, книжек, видео). Я облазил интернет (12 часов поиска). Вывода 2: не умею искать, либо нет качественной инфы. Всё только вода. Отправлять на платные курсы тоже не надо, нет пока лишних средств, и надо научиться самому. Благодарю за понимание)
1. Что мне необходимо сделать и как, чтобы проанализировать спрос на продукцию?
2. Что мне необходимо сделать, чтобы четко сказать, кто моя ЦА? (Опираясь на ассортимент, есть четкое понимание, что большая доля ЦА составляет женщины, но когда я начал расписывать по системе 5W, я не смог ответить на элементарные вопросы)

0
78 комментариев
Написать комментарий...
VISAMARKT

Для анализа периода спроса и региона, можно использовать инструменты Гугл тренды и wordstat.yandex.

К примеру, по запросу "Мед" и "Купить мед" фильтр 12 мес. Регион: Алтайский край. Спрос на мед высокий. Максимальные пики отмечаются в август-октябрь ( период Медового Спаса и последующие дни), также в марте и апреле.

Пол аудитории верно проанализировали, это женщины.

Во-первых, с помощью сервиса анализа сайтов, например pr-cy.ru (там же вводим домен любого конкурента) можно узнать показатели метрики сайтов = узнать свою аудиторию, там же узнаем источники трафика, и с каких регионов поступают. Либо, есть альтернативный вариант. К примеру на Озоне, ищем "Мед", выбираем наиболее популярную карточку и смотрим отзывы (мужчины или женщины в основном оставляют комментарии).

Далее, по 5W:

What? (что?) — основной продукт это мед.
Who? (кто?) — женщины, преимущественно проживающие в Алтайском крае. Возраст для этой категории товара не важно, так не одежду ведь продаем или др. товар, где это принципиально важно.
Why? (почему?) — мед не нужно предлагать, его как правило ищут сами. Основная мотивация для клиентов это доступность товара, то есть я могу завладеть товаром прямо сейчас. Поэтому, нужно искать каналы сбыта, которые позволят, быть всегда рядом с клиентом.
When? (когда?) — товар сезонный, поэтому основной спрос на август-октябрь, также из данных Гугл аналитики - март-апрель (наверное связанно с весенним авитаминозом), июнь.
Where? (где?) — где продавать, точки от близкого контакта до отдаленного. Максимально близкий контакт - это ярмарка меда. Отдаленный - онлайн продажа.

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gercen
Автор

1000кратная благодарность за разжеванный ответ!

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Isuzu Dzanarnoghno
Поэтому, нужно искать каналы сбыта, которые позволят, быть всегда рядом с клиентом.

Это трудно и дорого :(

Я не в курсе про емкость рынка в Алтайском крае и по количество предложений. Если честно, то, полагаю, рынок уже заполнен. А тогда нужно уходить в онлайн. И делать некий бренд с его легендой и всем прочим через инсту и подобное.

> продукция на основе мёда.

Вот это особо интересно. Что за продукты? Если не будет типа того, что недавно на виси было и что обгадили все включая меня (медовые продукты на серебряной воде от ковида) - то на этом тоже можно сыграть.

А в целом все абсолютно правильно написали, к.м.к.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Р М

Да все едят мёд, выбирай людей, чьи ценности и дух тебе близки, продавать всем - утопия.

Как-то чтобы разобраться в одной узкой теме, я просто решил вести паблик на эту тему, через пол года ясности стало в разы больше.

Пасека есть - информируй об этом ближайших друзей, коллег, родственников коллег.

Пригодится какая-то страница/сайт, чтобы потенциальный клиент мог понять: "что есть, сколько стоит, когда доставит, за сколько, и надёжно ли всё это дело". Реклама в инсте/вк очень просто сейчас запускается, чтобы "почувствовать" движение.

Первый клиентский поток он самый сложный и самый запоминающийся будет)

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gercen
Автор

Спасибо за отклик!
Вопрос заключается в том, что вроде мёд...вроде ничего сложного...
А я случайно так заморочился с этой идеей, что создается упаковка многообещающая, ассортимент (опять же не подозревая, что получится много), оказался достаточным (и то я притормозил, потому что за раз без бюджета приличного это не реализовать) и всё приближается к тому, что буду обращаться к крауд площадкам или инвесторам. А насколько я общался с людьми,там надо подробненько всё рассказать. А тут на элементарные вопросы не могу ответить четко.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Тимошин

Ключевой вопрос для составления бизнес-плана по конкретному продукту.
Для чего нужен этот продукт?
Это вопрос можно задать в разной форме:
- на какую работу нанимают этот продукт? Методика JTBD
Допустим, Вы считаете, что основная аудитория - это женщины.
Сформулируйте возможные ответы на эти вопросы:
Для чего/ с какой целью женщины покупают мед?

Если у Вас есть возможность, то я предлагаю Вам пойти в магазины, в которых мед продается. Постоять у этой полки и попробовать поговорить с теми, кто покупает мед. Что они с ним делают?
Второй момент: опросить друзей. Вопрос тот же: для чего покупают?
Друзьям можно задать еще один вопрос:
Что не нравится в том меде, который они уже купили?
И еще один шаг, который Вы возможно уже сделали.
Почитать статье о пользе и использовании меда в Интернете.

В любом случае для бизнес-плана точка старта - это описание сегментов рынка, на основании проблем/потребностей целевых покупателей и потенциальные емкости выбранных сегментов.
Второй момент.
На чем делают упор при продаже меда уже те, кто его активно продает?
Третий момент.
Сможете сформулировать хоть какие-то отличия Вашего меда в решении тех проблем/задач, которые Вы готовы решать своими продуктами?

Как только разберетесь с маркетингом следующие шаг - это описание Ваших внутренних бизнес-процессов?
От покупателя к производству по основным этапам.
Процессы нужно описать для того, чтоы четко посчитать экономику производства и определить себестоимость и цены Ваших продуктов

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Как только разберетесь с маркетингом следующие шаг - это описание Ваших внутренних бизнес-процессов

Какое, блин, описание бизнес-процессов у индивидуального предпринимателя? :)

Вы все правильно описали. Но (повторяюсь, я не в курсе) если в рынке меда нет такой сегментации как, например, в коньяке или водке, то ответы будут:
- Для чего/ с какой целью женщины покупают мед?
Чтобы есть и готовить (Вы же не думаете, что там будут глубинные интервью проводиться?)
- опросить друзей. Вопрос тот же: для чего покупают?
Чтобы есть и готовить
- Что не нравится в том меде, который они уже купили?
А что там может не нравиться? Если не подделка, то мед и мед.
- На чем делают упор при продаже меда уже те, кто его активно продает
На его невероятной полезности.
- Сможете сформулировать хоть какие-то отличия Вашего меда в решении тех проблем/задач, которые Вы готовы решать своими продуктами?
Не думаю, что мед решает какие-то проблемы. Вы сейчас про УТП говорите? Хороший вопрос. Однако есть ли это в сфере продажи меда?

Ну, и самый главный вопрос упущен. "А за какую цену вы готовы покупать мед при условии, что он будет гарантированно качественный".

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Mr Gercen
Автор

Сделаю. По результату отпишусь

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Добрицкий

Как то всё сложно...
Допустим пасека у вас есть, и вы хотите реализацию в мск.
Начну с простого, бюджет ваш вроде как ограничен.

Соответственно наверное в начале стоит узнать бюджет и затраты на рекламу потяните или нет.

Далее цены на онлайн представительство сайт/группу.
Можно и самому создать, но это займет время на изучение и погружение.
Значит тут будет выбор или дешево самому, или дорого, но делегируя.

Ну и дальше логистика, получится ли соблюдать сроки доставки и конкурировать с теми кто давно на рынке.

Если посчитаете рентабельность вам будет ясно насколько хороша ваша идея.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Соответственно наверное в начале стоит узнать бюджет и затраты на рекламу потяните или нет.

Как совершенно правильно сказал Александр Тимошин, сначала нужно определиться с себестоимостью (хотя бы прямой). Сколько стоит килограмм меда? Включая ВСЕ.
Потом посмотреть на рынок.
И вот тогда уже нужно начинать маркетинг, тактику которого Вы, на мой взгляд, верно определили.

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gercen
Автор

Спасибо за отклик!
Опять же, вопрос не про "Хорошая я ли идея?"))
Идея хорошая по нескольким причинам:
1. Конкретно мой мёд берут, и докупают (в розницу пока продаю в обычной пластиковой таре, без оформления и прочего). При этом, мне хватило зацепить всего +- 4-5 человек, чтобы обычная сарафанка сработала. 2 недели - продано 100 кг меда по 600 р\кг.
2. Когда я вообще задумался про продажу мёда в розницу (пометка: мёд, в данный момент, уходит оптом в Мск на крупные предприятия), то взглянув на рынок в СПб (мск пока подробно не брал в работу), понял, что всерьез мало кто занимается этой продукцией. "Всерьез" я подразумеваю, как полная бизнес модель с большим различным ассортиментом, клиентоориентированность. В результате, прям конкурента-конкурента я насчитал всего 3.
Остальное (не в оскорбление коллегам) - попытки реализовать свой мёд.
3. Мёд и медовые изделия используются очень широко. Это для обычного человека изначально посещает мысль, что "Мёд - жрать...Ну, может еще в подарок",а каналов розничной продажи - наверно даже нормальный инвестор задумается, сможет ли он выделить такую сумму на реализацию по всем каналам (конечно, если адекватно размышлять, то все каналы за раз брать - глупо. Тесты, постепенное внедрение).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Mr Gercen
Автор

Дополню на счет бюджета: В этом и заключается мой запрос помощи, чтобы определить и правильно ли,что я хочу нацелиться на средний и премиум сегмент, правильно ли, что я хочу продавать дороже основной массы рынка.
Просто, когда начинаю составлять фин.план, то у меня цепляется один вопрос за другой. И из-за недостатка знаний, я немного зарываюсь.
Случайно наткнулся на VC, и подумал, а почему бы не попросить помощи расставить всё по полочкам в моей голове тех, кто уже имеет опыт в той или иной области.

Ответить
Развернуть ветку
Р М

Рекомендую обратиться так же в какой-нибудь фонд, например АГАТ, у них в портфеле начинающие предприниматели. Обменяетесь анкетами/письмами, начнут задавать вопросы, отвечая на которые на многое под другим углом посмотришь. Денег могут дать немного, под процент гуманный.

Вообще, формализованное описание своего бизнеса "для чужих" и попытка его измерить в настоящий момент и в будущем - дело полезное.

Не надо только подготавливаться ко всему, если нет объёма продаж хотя бы для "прокормить себя", надо работать просто с количеством продаж и этим скиллом. Если вы в прошлом году продали 100 л меда (и была ещё работа), условно, сопоставьте усилия и цель в 500 литров - пробуйте.

Нужно будет какие-то действия повторить быстрее, какие-то реже, поошибаться придётся, рассчитаться за ошибки, что-то станет дороже, что-то станет дешевле. Поймёте потом на каких участках у вас больше результативность, куда топить.

Возможно проблемы мёда лежат вообще не в привычных плоскостях. Надо разговаривать с участниками рынка, иногда думаешь продавать мёд, а выходит, что расходники нужны на рынке или сервис для пасек. А может оформлять продукт для тех, кто не умеет, но с пчёлами и травами "на ты"?

Ответить
Развернуть ветку
S.E. GOV

https://pergoff.ru/ вот тебе бог мёда, внимательно изучи страниц сайта = бизнес модель. Остаётся дело за малым продукт произвести и организовать доставку) а лучше созванись с ним предложи сотрудничество, тем самым и погрузишся в тему... Успехов! И помни) о семантическом ядре

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Проще, дешевле и надежнее — нанять специалиста. Но, раз глупых ответов просили не давать, дам дельные.

1. Анализируем количество запросов, объемы и количество точек продажи продукции. Это позволит по верхам понять примерный объем рынка. Обычно используют дубльгис для базовой оценки, но в вашем случае еще нужно все соцсети перерыть, так как есть большой сегмент частных пасек, не представленных официально.

Хотя, если честно этот пункт вам не нужен. Вы все равно не сможете отгрызть большой кусок от рынка с частной пасекой.

2. Смотрим кто у вас покупает мед, изучаем, кто покупает мед у конкурентов, делаем примерный демографический срез. Выбираем наиболее комфортную для вас аудиторию и тщательно ее изучаем. Полностью изучаем соцсети, интересы, места общения, число детей, мужей и так далее. Это все можно найти. На основании этого составляем аватар.

Надеюсь помог. Если есть вопросы, или нужна подробная консультация, приходите в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Добрицкий

А со смузи и самокатами есть такие же барьеры)?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mr Gercen
Автор

Вопрос не о том, что я собираюсь делать.

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gercen
Автор

Друзья, дополню, что реализация продукции будет в Москве и СПб

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Если предполагаете выходить в розницу не через онлайн, а через ритейл - то я даже боюсь Вам сказать, сколько это стоить будет.
А, если через онлайн - то пофиг где. Хоть в Магадане. Мед - не молоко. Не портится при транспортировке.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Roman Tarasov

Это на самом деле значения не имеет, если только с точки зрения логистики. Шаги по анализу аудитории будут одинаковыми.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Горностай

Начните продавать на АлиЭкспресс. Там есть магазин башкирского меда судя по статистике продаж у него все нарасхват. Единственное я не в курсе сможете ли вы предложить такие же цены и скидки. Сам там брал мед. Низкая цена, хорошое качество и бесплатная доставка почтой России в любое место.

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gercen
Автор

С аликом сомнительная история для меня будет. Нацелен на средний и премиум сегмент, а алик всегда ассоциируется с дешевизной)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Mr Gercen
Автор

Дополню: уже выбрал площадки для торговли. Ознакомился с условиями и отсортировал неподходящее.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Чётко определитесь с тарой (стекло, стекло + коробка + транспортная тара оптовикам) и с этикеткой (дизайн, информация, слоган, штрих-коды...).

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gercen
Автор

Это уже всё определено)

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gercen
Автор

Начал составлять финансовый план и завис, потому как один вопрос цепляется за другой и получается "слон".

А начинать из разряда Расход/доход - опасаюсь попасться в ловушку в ближайшем будущем.
Доход\расход используем при оптовой продаже. Там вообще заморок нет. А решил реализовать в розницу с красивой упаковкой и поднять брэнд.

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gercen
Автор

Друзья, еще вопрос возник:
Подскажите, если я буду использовать золотую воронку продаж, основываясь на собранных цифрах по всем фронтам, разумно ли это будет при прогнозировании финансов на перспективу?

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда