Какие бывают аналитики в Авито Авто. Спойлер: не только продуктовые

Привет! Я Дима Перец — руководитель аналитики в Авито Авто. Внутри нашей функции аналитики могут расти в следующих направлениях: дата-аналитики и BI-разработчики. Первые, в свою очередь, могут развиваться как продуктовые, биздев, маркетинговые и клиентские.

Дима Перец
Руководитель аналитики в Авито Авто

В статье расскажу, чем отличаются разные специалисты, какие задачи решают, с какими заказчиками работают, и ещё о том, почему не всем аналитикам нужно уметь делать A/B-тесты.

Вот какие бывают аналитики:

Про аналитическую культуру в Авито

Мы часто рассказываем, как устроена аналитическая культура в компании: мы поощряем инициативу, специалисты растут по чёткой матрице компетенций, а руководители регулярно делают калибровки, прежде чем принять решение о повышении.

Я не буду повторяться и дам ссылки на статьи, в которых мои коллеги в подробностях рассказывали о наших корпоративных особенностях:

В этом тексте фокусируюсь на том, какие виды аналитиков бывают в современных IT-компаниях. Например, расскажу, чем биздев-аналитик отличается от продуктового или от BI-разработчика. И вместе с коллегами на конкретных примерах покажу, чем именно занимаются разные специалисты.

Продуктовые аналитики изучают поведение пользователей и оценивают запуски продуктов

Главные задачи в работе этих специалистов:

Стремятся понимать пользователей. Для этого аналитики создают модели поведения юзеров, сегментируют аудиторию и выявляют потребности разных групп, логируют события и анализируют конверсии — например, из просмотра объявления в контакт с продавцом или покупку.

Оценивают успехи продуктов. Аналитики совершенствуют существующие и создают новые, участвуют в проработке бизнес-кейсов, оценивают их потенциал по выручке и перспективам роста.

Об одной из задач команды продуктовой аналитики расскажет мой коллега Никита Костромин.

Никита Костромин
Тимлид команды аналитиков Авито Авто

Научились балансировать трафик лотов Авито Аукциона и повысили конверсию в сделку

Аукцион Авито Авто — один из способов продать машину на нашей площадке. Владелец выставляет автомобиль, а покупатели предлагают свои цены. Потом продавец выбирает самую приятную ставку и продаёт машину.

Ежемесячно пользователи выставляют больше ста тысяч лотов на аукцион, и в один момент времени покупателю может быть доступно более ста разных лотов. При этом покупателей в Аукционе меньше — несколько тысяч.

Мы постоянно отслеживаем покрытие лотов — смотрим количество просмотров и ставок на автомобиль. Нам важно минимизировать количество кейсов, когда продавец пришёл в аукцион и не получил ни одной ставки на свой лот.

В один из разов, когда изучали активность пользователей, заметили, что покупатели не успевают обрабатывать такой объём предложений на аукционе. Мы хотели увеличить количество просмотров и ставок на один лот, и как итог — повысить количество встреч продавцов с покупателями и совершения сделок.


Что сделали:

1. Сегментировали географию лотов. Мы разделили лоты по географии и уровню конкуренции, например, регионы с высокой конкуренцией и малым трафиком или регионы с большим трафиком и низкой конкуренцией.

2. Затем в каждом сегменте географии разделили лоты на две группы: «очень ликвидные» и «все остальные».

3. Разработали алгоритм балансировки трафика. На выходе он выдаёт вероятность, что какой-то лот будет показан конкретному покупателю. Если стандартная настройка означает, что мы показываем лот ста процентам покупателей на аукционе, то балансировщик снижает эти сто процентов и распределяет трафик.

4. Провели A/B-тест нововведения.


Результат: вырастили конверсию на всех этапах воронки.

Конверсия в категории ликвидных лотов:

⭐ Из просмотра в ставку — 24%.

⭐ Из передачи в выкуп — 114%.Конверсия в категории обычных лотов:

⭐ Из просмотра в ставку — 13%.

⭐ Из передачи в выкуп — 14%.

Но прежде чем аналитик продукта возьмётся за разработку, нужно сделать шаг назад и оценить долю рынка, количество потенциальных пользователей, которым будет интересен новый продукт, собрать аналитику по похожим решениям у конкурентов. Всем этим занимаются биздев-аналитики.

Расскажу подробнее о том, что должны уметь эти специалисты и чем они занимаются в Авито.

Биздев-аналитики исследуют потребности компании и помогают оценить рыночный потенциал идей

Пара слов про биздев. Бизнес девелопмент (business development), сокращённо — биздев. Это направление, которое отвечает за поиск новых точек роста бизнеса и закрепление компании на рынке. Проще говоря биздевы или руководители бизнеса — это люди, которые ищут новые возможности и новые рынки, где бизнес может развиваться.

✍ Более подробно о биздевах можно посмотреть в ролике на ютюб-канале Avito Life: Чем занимаются биздевы в Авито?

Все выводы, которыми руководствуются топовые сотрудники компаний, основаны на данных, и тут никуда без аналитики. В отличие от продуктовых, биздев-аналитики больше сфокусированы на том, чтобы анализировать бизнес Авито, искать точки роста через запуск новых направлений. Сравним два разных направления:

Какие бывают аналитики в Авито Авто. Спойлер: не только продуктовые

Биздев-аналитики ищут новые точки роста в бизнес-модели, создают и поддерживают трекшн-модели, строят рыночные модели, которые позволят оценивать потенциал новых инициатив в деньгах и потенциальной доле рынка.

Проще всего объяснить, чем занимаются эти специалисты в нашей компании, с помощью кейсов. Приведу пару.

1. Построили трекшн-модель продукта, учитывающую рыночные факторы и долгосрочные планы бизнеса и продукта. Биздев-аналитики выделили рыночные факторы и оценили их влияние на один из финансовых продуктов компании — кредитование C2C сделок в Авито. Теперь эта модель позволяет нам оценивать различные сценарии развития продукта и изменения рынка.

2. Биздев-аналитики решают и более хардовые задачи, например, разработали модель детектирования нерелевантного контента для Авито Аукциона. Под таким контентом мы понимаем сегмент рынка, с которым Авито Аукциону нет смысла работать в привычном флоу продукта. Для этого сегмента нужно продумать новый вариант продажи и в дальнейшем предлагать его некоторым продавцам вместо Аукциона.

В рамках этой задачи биздев аналитики синтезировали таргет, обучили бейзлайн модель и продолжают занимаються её тюнингом и калибровкой.

🔍 Мы постоянно запускаем новые инициативы, поэтому нам нужно больше аналитиков, которые будут думать не только о потребностях пользователей, но и о стороне бизнеса.

В аналитике есть место не только A/B-тестам и продуктовым исследованиям, но и бизнес-исследованиям. Если хотите развиваться вместе с нами и открывать новые бизнес-направления, присоединяйтесь к командам аналитики Авито.

Маркетинговые аналитики оптимизируют работу с рекламными кампаниями

Они анализируют эффективность маркетинговых кампаний: разрабатывают модели оценки стоимости и эффективности различных каналов привлечения пользователей, запускают нетривиальные тесты для проверок множественных гипотез, создают рекомендательные системы для менеджеров, внедряют ML-модели для оптимизации рекламных кампаний.

В итоге работа маркетинговых аналитиков напрямую влияет на ключевые метрики эффективности и распределение бюджетов между рекламными каналами, что позволяет при том же бюджете привлекать большее количество целевых пользователей на нашу платформу.

Об одной из интересных задач маркетинговых аналитиков расскажет Артём Ашарин.

Артём Ашарин
Тимлид команды аналитиков CRM Communications

Автоматизировали запуски A/B-тестов

Наша команда занимается не только конкретными продуктами, но и выстраивает процессы, которые помогают разным сотрудникам. Один из таких примеров — автоматизация запуска A/B-тестов для команды CRM-маркетинга.

В этом отделе работает ≈ 30 маркетологов, которые запускают 2+ A/B-теста каждый спринт.

С помощью тестов маркетологи проверяют, как работают рекламные кампании и креативы. Команду CRM поддерживают аналитики — они помогают с запусками тестов, оценивают эффективность кампаний и следят за метриками.
Когда процесс не был автоматизирован, аналитики становились бутылочным горлышком, и количество тестов, которые маркетологи могли запускать в спринт, было сильно ограничено. Поэтому мы хотели сделать так, чтобы процесс проведения тестов меньше зависел от аналитиков, и, как следствие, растить количество A/B, а также уменьшать TTM запуска маркетинговых кампаний.


Что сделали

Интегрировали возможность заведения A/B-тестов в CRM-админку. Теперь по нажатию на одну кнопку создаётся шаблон A/B-теста, в которой предзаполнены все параметры, необходимые для корректного запуска конкретной рассылки.

Маркетологи запускают рассылку, анализируют результаты с помощью специальной инструкции, которую мы для них написали, затем самостоятельно пишут резолюцию по тесту и идут к аналитику. Вместе с ними мы валидируем данные и принимаем окончательное решение о запуске или незапуске рассылки.

Также мы с коллегами проводим воркшопы для команды маркетинга, обучаем их писать SQL-запросы, делаем инструкции, которые помогают обрабатывать данные тестов и подводить резолюции.


Результат: на потоке маркетологи запускают 10–12 экспериментов в спринт, а за 2023 год из всех тестов, которые длились больше недели, 40% — это CRM-эксперименты, запущенные маркетологами без помощи аналитиков.

BI-разработчики системно занимаются отчётностью компании

BI-разработчики занимаются разработкой отчётности, которая помогает бизнесу принимать решения.

Они обеспечивают стабильность отчётности, делают её удобной и «дружелюбной» для пользователей. Тем самым упрощают и делают более надёжным процесс принятия управленческих решений.

Следят за тем, чтобы не было задержек с расчётами, данные в компании не терялись, а сотрудники доверяли отчётам и могли принимать решения на её основании. Для этого важно не только уметь делать красивые и понятные визуализации и дашборды, но и работать с данными, а главное — постоянно быть в контакте с пользователями.

Если продуктовый аналитик больше задействован в решении вопроса: «Каким маршрутом ехать, и что будет, если мы повернём куда-либо?» — то BI-разработчик поможет ответить на вопрос: «С какой скоростью мы едем и в каком состоянии наш автомобиль?».

Об одном из кейсов расскажет Дмитрий Снигирёв.

Дмитрий Снигирёв
BI-разработчик Авито

Сделали централизованный дашборд по контролю выручки

Раньше данные по выручке от разных продуктов хранились в разных дашбордах. Ими занимались отдельные разработчики или команды, которые отвечали за обновление и хранение данных. В такой ситуации держать информацию в единообразном виде и актуальном состоянии получалось не всегда.


Что сделали

Собрали все данные по выручке в один источник — дашборд.


Результат: наше решение позволяет пользователям единообразно управлять данными, применять схожие разрезы и быстрее оценивать свойства выручки.

Так выглядит дашборд выручки по семи категориям на Авито:

Централизованный дашборд по контролю выручки 
Централизованный дашборд по контролю выручки 

BI-разработчики компании не только собирают витрины данных для своих отчётов, но и работают над общими витринами, которые используют аналитики в соседних командах. Вот один из примеров таких кейсов.

Мария Аничкова
BI-разработчик Авито

Разрабатываем и поддерживаем оптимальную архитектуру данных в своём кластере или вертикали

Например, на момент написания статьи в моей команде идёт проект по разделению одного backend-сервиса на несколько отдельных, поэтому вместо текущего источника данных скоро будет несколько новых с другой структурой.


BI-разработчик как раз занимается этим «переездом»: формирует слой промежуточных витрин на новых источниках и постепенно меняет расчёт основной витрины, сохраняя её структуру, чтобы эти изменения прошли максимально незаметно для пользователей данных.

Клиентские аналитики занимаются поддержкой коммерческого департамента Авито

Аналитики в этой команде занимаются проектами, направленными на рост и развитие продаж. Несколько примеров задач таких специалистов:

Ищут точки роста клиентов и строят для них рекламную стратегию.

Готовят отчёты по рыночной аналитике, используют для этого внутренние и внешние аналитические данные. И формулируют рекомендации по итогу.

Разрабатывают рекламные стратегии, учитывающие бизнес-цели рекламодателя.

Анализируют рекламные кампании и презентации данных, трафик, затраты, а также рекламные показатели.

Ищут решения для нестандартных задач и автоматизируют типовые. А также ищут методологии работы с данными для развития показателей бизнеса.

Вся статья коротко: какие виды аналитиков есть в современной IT-компании

👉 Продуктовые аналитики в Авито входят в команду деливери. Они разрабатывают и продвигают новые инициативы компании, вместе с коллегами оценивают эффективность бизнес-кейсов и изучают пользовательские потребности.

👉 Биздев-аналитики оценивают потенциал новых продуктов и ниш, которые может занять компания, ищут точки роста в бизнес-модели. Также они внедряют новые метрики, анализируют экономическую эффективность, готовят данные и метрики для стратегических совещаний.

👉 Маркетинговые-аналитики создают модели оценки эффективности рекламных каналов, позволяя тем самым оптимизировать маркетинговые бюджеты и привлекать более целевую аудиторию на Авито.

👉 BI-разработчики занимаются хранением и структурированием больших объёмов данных компании, чтобы информация оставалась доступной, актуальной и удобной для пользователей. Они ответственны за то, чтобы у заказчиков в любое время был доступ к полной и достоверной информации о продукте и бизнесе.

👉 Клиентские аналитики занимаются поддержкой коммерческого департамента Авито по продаже рекламы. Делают всё, что связано с данными и отчётностью в коммерческом направлении компании.

Если вы прочитали до конца, то самое время посмотреть вакансии аналитиков в Авито 😉