Как устроиться аналитиком в «Авито»

Рассказывает руководитель команды.

Привет, меня зовут Ирина Вовк. Я руковожу аналитикой в категории «Новостройки» Авито Недвижимости: выстраиваю процессы внутри команды и взаимодействую с разными заказчиками — продуктом, бизнесом и маркетингом.

В этой статье расскажу, чем занимается аналитик в «Авито», что хорошего есть в работе с нами, и какие этапы найма проходят кандидаты. Также поделюсь полезными лекциями, статьями и вебинарами, которые помогут прокачать знания и повысят шансы попасть в нашу команду.

Предисловие: почему эта работа стоит того, чтобы проходить несколько этапов собеседований

Кратко расскажу, что такое работа в команде аналитики Авито:

Возможность отвечать за развитие продукта и бизнеса. Наша команда проводит исследования, дизайнит A/B-эксперименты, разрабатывает фреймворки и отвечает за качество данных своего стрима. Это не про работу только в качестве исполнителя, а про самостоятельность, проактивность и готовность брать на себя большие задачи.

Прозрачная структура грейдов. Все компетенции у нас подробно описаны: каждый специалист знает, что нужно уметь, чтобы продвигаться по карьерной лестнице.

Сильное комьюнити аналитиков, которое сформировалось за последние несколько лет. Внутри компании принято делиться опытом: проводить внутренние и внешние митапы, растить экспертов. Выступления наших аналитиков можно посмотреть по ссылке:

Многоступенчатый отбор. Чтобы собрать такую сильную команду, мы проверяем у кандидатов базовые математические знания, умение решать бизнес-задачи и смотрим на их предыдущий опыт. Если вы рассматриваете для себя менеджерскую роль, то во время отбора обязательно обсудим ваш опыт как руководителя.

Схема этапов отбора
Схема этапов отбора

Скрининг резюме

Как проходит этап. Рекрутер знакомится с резюме, чтобы понять, соответствует ли кандидат описанию вакансии. Вот на что они обращают внимание:

  • предыдущие проекты;
  • умение решать прикладные задачи;
  • стек технологий;
  • совокупный опыт работы;
  • релевантное образование.

Что хочу посоветовать. Рекомендую указать в резюме:

  • опыт проведения A/B-экспериментов и использования ML, если такой есть;
  • стек, которым владеете: Python, SQL, BI;
  • описание прикладных задач, которые решали — выделите только ключевые тезисы, на которых хотите сделать акцент, не нужно писать эссе. 🙂

В описании должности лучше указывайте направление. Например: продуктовый аналитик, аналитик CRM. Больше полезных советов по написанию CV можно найти в статье наших коллег на Хабре:

Звонок-знакомство с рекрутером

Как проходит этап. После того как мои коллеги из HR-отдела изучили резюме, они начинают звонить понравившимся соискателям.

Цели звонка:

  • рассказать кандидату про Авито и наш департамент аналитики;
  • познакомить с нашим фронтом работ и стеком технологий;
  • рассказать об этапах отбора;
  • ответить на вопросы.

Если кандидат по итогам звонка решает, что ему интересно попробовать свои силы и продолжить общение, то мы идём дальше.

Что хочу посоветовать. Не стесняйтесь задавать вопросы на звонке — по найму, задачам, стеку и любой другой важной теме. Расскажите, какими задачами вы сами хотели бы заниматься и какие цели ставите перед собой в работе: это важно, чтобы понять, соответствует ли должность вашим ожиданиям.

Технический скоринг: проверяем умение решать математические задачи

Как проходит этап. Если после созвона с рекрутером вы решили идти дальше, то следующим этапом для вас будет тех скоринг. Тут мы оцениваем знания в теории вероятности и математической статистике. Проходит это так: кандидат созванивается с одним из опытных аналитиков Авито уровня middle+ и решает математические задачи.

Математическая статистика и теория вероятности — это фундамент аналитики. Это важно знать и понимать, чтобы уметь строить сложные методы, A/B-эксперименты и выполнять другие прикладные задачи. Поэтому нам важно, чтобы аналитик знал базу и умел перекладывать теорию на практические задачи.

Почему важно разбираться в математической статистике

Коротко: потому что она помогает аналитику справляться с прикладными задачами, например, при проведении A/B-эксперимента. Вам нужно уметь ставить вопросы и отвечать на них: что вы хотите проверить нулевой гипотезой, и какой критерий подойдёт? На каком уровне значимости и какой мощности вы будете проводить A/B? Какая дисперсия у метрики и какой у неё MDE?

Несмотря на то что рекрутеры заранее говорят кандидату о темах на техническом скоринге и высылают материалы для подготовки, большинство кандидатов отсеиваются именно на этом этапе.

Что хочу посоветовать. Вот несколько полезных материалов, которые помогут быстро освежить знания перед скорингом по разным темам.

🧠 Распределения и их характеристики:

Первая секция технического интервью: оцениваем опыт и умение решать бизнес-кейсы

Как проходит первый этап — обсуждение прошлого опыта. Первая часть секции посвящена тому, чтобы больше узнать про предыдущую работу кандидата. Спрашиваем, с какими аналитическими вызовами сталкивались соискатели, узнаём, какую роль они занимали в команде на предыдущем месте, какими задачами занимались, кто являлся стейкхолдерами.

«Умение рассказывать просто и понятно о своих результатах — важная часть работы аналитика, поэтому на интервью мы обращаем на это внимание».

Что хочу посоветовать. Подготовьте небольшой и структурированный рассказ про опыт. Не нужно пересказывать весь богатый рабочий бэкграунд — при необходимости опытные интервьюеры зададут уточняющие вопросы. Лучше всего рассказать, в какой области вы работали, какие классы задач выполняли и каких результатов достигли.

Заранее подумайте над самыми масштабными, интересными задачами, которые вам удалось реализовать, и расскажите, на что вы повлияли. Например, значимо вырастили метрику команды, упростили рабочий процесс и сэкономили ресурсы или сделали фреймворк, который используют несколько команд.

Если опыта немного, расскажите про учебные проекты.

Как проходит второй этап — решение бизнес-кейсов. На этом этапе мы предлагаем решить задачи, приближённые к тому, с чем специалист будет сталкиваться в работе.

Перед собеседованием в продуктовую аналитику ознакомьтесь с продуктом компании. Необязательно тратить на это много времени и досконально изучать весь пользовательский путь, но хотя бы общее представление об устройстве продукта нужно иметь.

Что хочу посоветовать. Вот несколько материалов, которые могут помочь:

🧠 Дизайн A/B-тестов:

🧠 Решение кейсов: посмотрите на задачи из карьерного цеха или вспомните открытую задачу с последнего места работа и задумайтесь, как бы вы подошли к ней сейчас.

🧠 Основы продуктовой аналитики — работа с метриками и воронками:

🧠 А ещё — хочу предложить вам небольшой алгоритм по решению задач.

  • Представьте, что такая задача вам прилетела в жизни. Как бы вы поступили?
  • Не спешите сразу идти в решение и генерить много идей, вникните в суть задачи и убедитесь, что вы её понимаете.
  • Идите от общего к частному, декомпозируйте проблему. Если удобно, распишите краткий план на листочке или экране.
  • Старайтесь рассуждать вслух, чтобы интервьюеры могли отслеживать ход ваших мыслей и при необходимости направлять вас.

Вторая секция технического интервью: для руководителей и senior аналитиков

Как проходит этап. Эту секцию проходят только те, кто претендует на менеджерские или сениорские позиции. Тут мы проверяем soft analytical skills, в том числе: навыки общения с заказчиками, управления проектами и командами.

Что хочу посоветовать. Придерживайтесь рекомендаций для первой секции интервью, а ещё:

  • Подготовьте сложные кейсы из опыта, где вам было непросто убедить в чём-то заказчика или руководителя. Расскажите, как вы разрешили ситуацию и как бы подошли к её решению сейчас.
  • Составьте примеры задач, которые вы посчитали важными для команды, продукта и убедили в этом стейкхолдеров, руководителя.
  • Выпишите задачи, которые смогли значимо повлиять на метрику команды, если такие были.

Интервью с HR-специалистом: проверяем соответствие ценностям

Как проходит этап. Здесь мы проверяем culture fit: совпадают ли ценности Авито и кандидата. Эти критерии едины для всех позиций в компании — у нас есть обобщённый портрет сотрудника, близкого нам по духу. На этот портрет и ориентируется HR-специалист во время интервью.

Что хочу посоветовать. Здесь рекомендация одна — честно и открыто отвечать на вопросы. Наши ценности стоит почитать заранее:

Финальное знакомство кандидата с командой и заказчиком

После прохождения всех этапов с рекрутерами и HR-специалистами кандидат знакомится с командой и заказчиком. Тут нам важно оценить общий фит и понять, готовы ли люди работать друг с другом с учётом командной специфики. В разных командах свои задачи, требования и нюансы: например, где-то нужно глубокое знание Python и ML, а где-то — нет.

Можем попросить рекомендации

В некоторых случаях мы собираем рекомендации на кандидата. Они помогают принять финальное решение, если есть какие-то риски. А также понять, как лучше провести онбординг нового сотрудника и на что обратить внимание во время адаптации.

Если кандидат заинтересовал сразу несколько команд, то мы предлагаем ему выбрать, где он сам хочет работать.

Вот с этими ребятами предстоит познакомиться
Вот с этими ребятами предстоит познакомиться

Что хочу посоветовать. Помните: на этом этапе решение принимает не только компания, но и соискатель. Советую убедиться, что ценности и культура команды совпадают с вашими, что это то место, где вы бы хотели работать. Поэтому не стесняйтесь задавать вопросы. Вот ещё несколько рекомендаций:

  • Сформулируйте заранее, какие задачи вам интересны, а какие вы хотели бы сократить до минимума.
  • Подумайте, что вы ждёте от своей будущей команды и руководителя.
  • Подготовьте список вопросов команде. Например: «Как устроены процессы?», «Какую роль в команде я буду занимать?», «Как вы подходите к генерации гипотез?».
  • Задайте вопросы потенциальному руководителю. Например: «Как будет проходить мой онбординг?» «Будет ли у меня ментор?» «Какие цели будут на испытательном сроке?».

На этом шаге вы должны понять — будет ли вам здесь интересно работать, комфортно ли взаимодействовать с командой и сможете ли вы достичь целей, которые ставите перед собой в новой работе.

В случае успешного прохождения всех этапов и мэтча с командой, мы отправляем оффер.

Если заинтересовались работой в команде аналитики, взгляните на актуальные предложения:

👉 Вакансии в команды на сайте Департамента аналитики Авито

2222