Как несмотря на кризисы радовать детей и их родителей надежными городскими велосипедами
История создания и счастливой жизни проекта «Мосгорбайк», на самом старте преодолевшего экономический кризис, выжившего в ковидную пору локдаунов и нашедшего «скрытые алмазы» среди азиатских брендов во времена санкций.
Вживую история звучит гораздо круче, ее можно послушать на любой подкаст-площадке с темами и тайм-кодами:
«Стартап-секреты» – это подкаст для тех кто развивает свой айти-бизнес, большой-маленький-микроскопический – не важно. Ну и для тех, кто пока только мечтает о запуске стартапа.
Гость выпуска
История возникновения «Мосгорбайка»
«Мосгорбайк» начался с того, что Илья поехал покататься с друзьями на велосипедах. С той поездки он влюбился в велосипедную Москву, увлекся этой идеей и решил заняться продажей качественных городских велосипедов из Европы.
Свой первый велосипед, с которого всё и началось, Илья купил в Латвии. Это был не новый «алюминиевый конь», но удобнейший городской велосипед на хороших компонентах из Голландии. В 2014 году Илья привез из Европы новые велосипеды Schindelhauer, Batavus, Gazelle, Erenpreiss и Sparta, сделал небольшой сайт-визитку, выставил в шоу-руме с десяток велосипедов и начал продажи через Авито.
Первые вложения в бизнес составили 600 тысяч рублей – сайт, ремонт помещения под шоу-рум, закупка первой партии велосипедов.
Чтобы ориентироваться в стоимости такого непривычного товара, заметим, что когда Илья привез велосипеды Schindelhauer в Москву, они стоили 84 тысячи рублей за единицу. Сегодня такой велосипед стоит 230 тысяч рублей: за 9 лет вырос спрос, изменились экономика, курсы валют и цена.
Каналы продаж — Розница + интернет-магазин
Опорой бизнесу, островком стабильности стала система трейд-ин в детском сегменте: когда ребенок вырос из велосипеда, можно привезти велик к ребятам в мастерскую и получить большую скидку на следующий. В мастерской проводят и полное ТО.
А за новыми велосипедами клиенты в основном приходят через сайт и сарафанное радио.
Илья сам катается на велосипеде и считает его супер-быстрым и комфортным транспортом для мегаполиса.
Взлеты и падения за 9 лет
Предпринимательский опыт Ильи довольно солидный – уже 9 лет существует компания. Больших потерь не было, тяжелее всего было в самом начале – казалось, что ничего не получится. что характерно для многих начинаний, и на этом этапе главное - надеяться и верить в свою идею, не сдаваться.
Интересно, что свой первый шоу-рум Илья открыл в бесхозном помещении театра, в котором служил. Но вскоре театр затеял глобальный ремонт и его пришлось покинуть. Продажи в тот момент особо не шли, часть времени велосипеды простояли на зимнем хранении, пока Илья подыскивал новое место для шоу-рума. Ситуация была напряженная, появились мысли о закрытии.
Новое помещение для шоу-рума Илья нашел в самом креативном центре столицы ArtPlay.
Во время ковида тоже было непросто, но спрос на велосипеды не падал, а наоборот - был самым высоким. И у бизнеса появилась другая проблема: где находить новые велосипеды под растущий спрос: постоянные разнообразные локдауны нарушили привычный товарооборот. Тем не менее за этот непростой год компании Ильи удалось рассчитаться со старыми займами и выйти в плюс.
Очередная неприятная полоса началась в 2022 году. Причем, велосипеды как товар не попали под санкции, и их можно было завозить. В основном, проблемы возникли в плане возможностей оплаты, отношений с европейскими производителями.
После ухода нескольких европейских брендов команда дополнила линейку российским брендом «Формат» – качественные велосипеды, которые составили достойную конкуренцию европейским велосипедам (особенно по детским моделям). Единственный недостаток – это вес: детский велосипед «Формат» на возраст 6-8 лет весит 10,2 кг, чуть тяжелее, чем хотелось бы.
«Скрытые алмазы» на азиатском рынке
Большим открытием и толчком для дальнейшего развития проекта стал неожиданно обнаруженный китайский премиальный велобренд Uniq, опережающий европейцев по многим показателям. Для сравнения по весу с «Форматом» детский велик на 6-8 лет от Uniq весит 7,4 кг.
Uniq – бренд дорогих легких детских велосипедов из алюминия и карбона, пока мало известный аудитории. Поэтому сейчас команда знакомит аудиторию с новым брендом, опираясь на положительный опыт с аналогичными европейскими брендами.
Особенности ЦА, когда продуктом пользуется один человек, а покупает его другой
Родители составляют основную часть целевой аудитории веломагазина. Они хотят выбрать лучший велосипед для своего ребенка (среди покупателей много айтишников): начинают разбираться в вопросе, сравнивать, а не просто едут в первый попавшийся спортивный магазин и выбирают велосипед вместе с ребенком.
Также немалую часть составляют предприниматели и дизайнеры, которые ценят качественные и красивые вещи, выбирая современные городские велосипеды.
Как рекламировать и продавать премиум в узком сегменте
Продажи – в год до нескольких тысяч велосипедов, маркетингом и рекламой занимаются от сезона к сезону. Ведут свой канал на YouTube, сообщества в соцсетях, время от времени сотрудничают с блогерами. В команде есть человек, который занимается подготовкой контента для соцсетей и его публикацией.
На платное продвижение в контексте уходит примерно 40 тысяч рублей в месяц. Остальной рекламный бюджет в 60-80 тысяч идет на печатную подарочную продукцию: наклейки, открытки. Иногда есть интеграции блогерские, акции/конкурсы, где дарят подарки, делают также свои мероприятия иногда — все это сичтается за расходы на рекламу.
Все потому, что клиенты «Мосгорбайка» – это люди, которые выбирают долго и тщательно, товар не продается за пару кликов. Крупные торговые сети все-равно перебивают своей рекламой, так что нет смысла с ними конкурировать «в лоб».
Средний чек – 150 тысяч рублей при покупке взрослого велосипеда и 50-60 тысяч на приобретение детского велосипеда.
Как работает сила бренда
За 9 лет существования компания создала сильный бренд – «Мосгорбайк». Часто клиенты не различают марки велосипедов, но знают, что за хорошим детским велосипедом нужно ехать сюда. Также и по взрослым велосипедам: в "Мосгорбайк" идут покупать красивый и комфортный городской велосипед. Такие крупные медиа, как РБК и ТЖ, предлагали создать материал о компании именно благодаря магнетизму бренда.
Дополнительно в велопространстве ребята открыли кофейню, но развивать в отдельное направление бизнеса не стали: это не про прибыль, а больше про атмосферное место, в котором приятно находиться: качественный кофе, несколько удобных диванчиков для клиентов, пока они ожидают сборку купленного велосипеда.
Внутри магазина компания оборудовала детский уголок, которым пользуются не только клиенты: работники приходят с детьми, отдыхают, общаются, катаются на велосипедах. И непринужденно рассказывают и показывают клиентам, какие классные велосипеды они привозят. Это скорее просто атмосфера и общение, чем продажа. Людям это нравится: они возвращаются, советуют и оставляют исключительно положительные отзывы.
Илья делится соображениями о ценности своего дела: «Были мысли о масштабировании бизнеса, и даже поступало предложение из Санкт-Петербурга, но команда «Мосгорбайка» не смогла себе представить этот процесс именно из-за своей камерности и особой ауры магазина. Это сложная и, наверное, невоплотимая задача: перенести нематериальную составляющую (называйте, как хотите – дух, энергетика или идея), чтобы создать идентичный магазин, передать опыт, повторить успех и получить доверие клиентов».
3 совета от Ильи из «Мосгорбайка»
- будь готов к непредвиденным ситуациям;
- делай как для себя: то, чем ты занимаешься, должно греть в первую очередь тебя;
- собери правильную команду, в которой люди будут смотреть в одном направлении.
P.S.
Я давно хотел пообщаться в подкасте с предпринимателем, для которого бизнес – это часть жизни, а жизнь – часть бизнеса.
Когда личные увлечения приносят коммерческий успех без постоянной оглядки на конкурентов, без надежд и тревог «будущего Гугла», без насилия над командой – это круто.
Ежемесячные затраты на контекстную рекламу «Мосгорбайка» в 40 тысяч рублей говорят нам одно – этот бизнес опирается на свой бренд, а не performance-маркетинг. Внутренний огонь должен всегда поддерживаться основателем, а транслировать его ценности нужно беспрерывно, в том числе новым поколениям. Тогда и бизнес проживет десятки лет.
Когда ты делаешь то, что любишь, когда ты горишь своим делом, когда ты сам пользуешься своим товаром и тащишься от его качества, то тебе не нужно вкладывать много сил и денег в продажи и рекламу.
Препятствия решаются сами собой, и ты легко справляешься с любыми трудностями, не останавливаясь перед кризисом, который может случиться даже в самые благоприятные времена.
Делитесь своим мнением по теме лайфстайл-бизнеса в комментариях, рекомендуйте новых гостей, и, конечно, подписывайтесь на мой VC-блог и подкаст «Стартап-секреты», чтобы узнавать больше об ИТ-бизнесе в России и за ее пределами.
Дальше можно не читать.
0. Велодорожек на всю Москву почти нет.
1. Велопарковок для жителей исчезающе мало, либо заноси в квартиру, либо паркуй во дворе с высоким риском пропажи запчастей или велосипеда целиком. Не у всех есть балконы. Даже лифты не у всех)
2. По кривому ПДД "блаблабла...велосипедисты старше блаблабла должны ездить по проезжей части". При отсутствии обочин и сверхплотном городском трафике смерти подобно.
3. Из-за п.2 на трассы без тротуаров лучше не соваться - а потому мобильность крайне ограничена наличием тротуаров, чуть в область сунешься и все.
4. Инфраструктура для зимнего хранения практически не развита. (Да-да, не у всех есть балконы.)
Так что грустно в Мск с велосипедами - заверяю как житель ЗелАО, вот уже лет 5 катающийся на велосипеде на работу.
А вел за 500К с улицы исчезнет как только обернешься)
В мороз на балконе хороший вел нельзя хранить
Инфраструктуры действительно нет, но это не мешает прекрасно проводить время на велосипеде в городе. С 2015 езжу из Люберец на Электрозаводскую на велике (не всегда конечно, миксую с авто и общественным транспортом)
Соваться в Мск можно почти везде, руководствуясь здравым смыслом.
Хранить велосипед — есть десяток разных способов и не проблема, если поставить цель.
10,5 кг детский вел, ебать мой хуй. П что не стелсы с ашанбайками?
Ага, когда в декатлоне смотрел детский тоже охренел, ребёнок 15 кг весит, а велик 10.
Это все равно если бы взрослый велик весил 75 кг.
Дети очень и очень сильные
Комментарий недоступен
Тоже удивился
кстати, с детскими велами бяда (((
У меня товарищ полавито перерыл, своим девченкам (одной 4 года, другой 5)
Нашел за 25К два детских поезженных но очень приличных спеша
Класс! Просто делаешь то, что нравится, находишь единомышленников, зарабатываешь - и всем хорошо. Мосгорбайк
делает жизнь людей ярче, счастливее!
Велики классные!
Садишься на велик и балдеешь от Москвы, замечаешь людей, архитектуру, местечки интересные, парки, сады, а не стоишь в пробках на машинах.
Спасибо за регистрацию и первый комментарий!
Это можно на любом велике делать, но у Мосгорбайка они очень стильные! К тому же, городской велосипед располагает к степенному передвижению, а значит ты останешься свеж и чист)
Очень интересная история! Желаю дальнейшего процветания дружной команде Мосгорбайка!) Семейное вовлечение рулит, здорово вместе с детьми так отдыхать!
"первый байк купил в Латвии, он был на хороших компонентах из Голландии"
- Норовян заценил
ЗЫ: шутка для узкого круга
если не раскроешь круг, то мы сами расширим
Зашёл посмотреть на ассортимент, сравнил цены на одни и те же велосипеды в других местах. Ушёл)
а велики вот по 100 тысяч чем отличаются от обычных?
Скатертью дорога). Вы не понимаете просто
Где это вы woom дешевле берете?
Лучи поддержки мосгорбайку.
Если бы не они, скорее всего никогда бы в живую не увидел Schindelhauer. Очень круто что такие места существуют. Если честно закрадывались мысли что в текущем аду ребята вряд ли выживут, но очень рад ошибаться.
Мосгорбайк - прикольное название. Вызывает доверие
хз, звучит как Мосгорсуд
А как можно по названию судить про доверие?
счетчики давно не меняли? плановая проверка, открывайте двери, распахивайте карманы
у меня дежавю, был уже какой-то Илья, только он велосипеды называл бисиклетами, и тоже фантазер
Комментарий недоступен
Я сам если на велике до школы доеду, то об.сь от ужаса два раза. Ребёнка отправвить? Да вы кукхой поехали.
Товар для мажоров с рублёвки, а не для России.
Лол )))) Ну это же не нормально. Самое время задуматься в какой среде вы живете и искать способы сделать так чтоб не страшно было отправить ребенка на велосипеде
Велосипед - это часть семьи, а семья - это 7 велосипедов. Например:
1. 10% скидка на первый велосипед.
2. 20% скидка для молодожёнов за велосипеда.
3. 30% скидка для молодой семьи за 3 велосипеда.
И 50% для многодетной семьи за 5 велосипедов. (250 000 тысяч экономят бюджет)
Начинайте с Сочи, из 8000 многодетных семей по подписке 1000 примут ваше персональное спецпредложение. Из 250 000 000 выручки, 50 000 000 чистая прибыль, на неё можно открыть 2 "Велодрома" и устраивать каждый квартал семейные соревнования. Стимулируящая прибыль - это допуслуги технического обслуживания и продажа сопутствующей атрибутики.
Крепкий бизнес, как крепкая семья. Поэтому велосипед нужен каждому её члену.
А как дать скидку в 50% если закуп 70% от цены товара? Или вы только про стратегию, а не практику?) и
интересный опыт ,и видно желание развиваться и создавать свое пространство для развития
Мажорная тема для мирной жизни
В этом и вся суть жизни, нужно развивать свой бренд, своё имя. Это всё равно что воспитывать своего ребёнка, хотя кому то проще и соседского. Каждому своё.
Только хардкор, верните поинтовки, заодно и клиентов туда, да всех скопом 🤘🏻
щас детей только айфоном можно обрадовать))
Что за бред? У меня дети радуются такому широкому спектру вещей, что аж завидно. И про айфоны, что характерно, вообще разговор не заходит :)
Илье я желаю удачи в жизни и в бизнесе.
Велосипеды Юник хорошие, но своему ребенку я бы такой не купил. Очень дорого, при этом каретка широкая Q-фактор довольно приличный.
Кто покупает велосипед для ребенка рекомендую вот этот сайт
http://sravni.bike/compare.php?sUrLd=60617d338ad68
Имхо опираться на q-фактор при выборе велосипеда (если только ваш ребенок не профессиональный спортсмен) нет никакого смысла.
Все потому, что клиенты «Мосгорбайка» – это люди, которые выбирают долго и тщательно, товар не продается за пару кликов. Крупные торговые сети все-равно перебивают своей рекламой, так что нет смысла с ними конкурировать «в лоб».
Хочу клиентов мосгорбайка
там лояльность зашкаливающая.
Все хотят таких клиентов.
Но не все готовы так бизнес вести.
Это мы одобряем
Добрые дела - это прекрасно!
Однажды меня учили ездить на велике и я врезалась в дерево, больше не учили :)))
Ну еще бы продавец велосипедов выдал что-то другое :) Но велосипед в России севернее Краснодара массовым транспортом не стал и не станет, оставаясь в сегменте развлечений. Основные причины примитивны:
1. Где ездить? На дороге ты сдохнешь, на тротуаре тебе не рады (совершенно справедливо, кстати)
2. Где парковать? На улице? Удачи
3. Где помыться после дороги?
4. Сезонность. В той же Москве это середина мая - середина сентября (если повезет)
*Чуть* тяжелее, sic!
да, это совсем не чуть
но там и цена не такая кусачая
А средние цены таких велосипедов какие?