{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как несмотря на кризисы радовать детей и их родителей надежными городскими велосипедами

История создания и счастливой жизни проекта «Мосгорбайк», на самом старте преодолевшего экономический кризис, выжившего в ковидную пору локдаунов и нашедшего «скрытые алмазы» среди азиатских брендов во времена санкций.

Вживую история звучит гораздо круче, ее можно послушать на любой подкаст-площадке с темами и тайм-кодами:

«Стартап-секреты» – это подкаст для тех кто развивает свой айти-бизнес, большой-маленький-микроскопический – не важно. Ну и для тех, кто пока только мечтает о запуске стартапа.

Гость выпуска

Илья Окс
основатель проекта «Мосгорбайк», актёр и режиссёр Московского театра «Около дома Станиславского»

История возникновения «Мосгорбайка»

«Мосгорбайк» начался с того, что Илья поехал покататься с друзьями на велосипедах. С той поездки он влюбился в велосипедную Москву, увлекся этой идеей и решил заняться продажей качественных городских велосипедов из Европы.

Свой первый велосипед, с которого всё и началось, Илья купил в Латвии. Это был не новый «алюминиевый конь», но удобнейший городской велосипед на хороших компонентах из Голландии. В 2014 году Илья привез из Европы новые велосипеды Schindelhauer, Batavus, Gazelle, Erenpreiss и Sparta, сделал небольшой сайт-визитку, выставил в шоу-руме с десяток велосипедов и начал продажи через Авито.

Первые вложения в бизнес составили 600 тысяч рублей – сайт, ремонт помещения под шоу-рум, закупка первой партии велосипедов.

Чтобы ориентироваться в стоимости такого непривычного товара, заметим, что когда Илья привез велосипеды Schindelhauer в Москву, они стоили 84 тысячи рублей за единицу. Сегодня такой велосипед стоит 230 тысяч рублей: за 9 лет вырос спрос, изменились экономика, курсы валют и цена.

Каналы продаж — Розница + интернет-магазин

Опорой бизнесу, островком стабильности стала система трейд-ин в детском сегменте: когда ребенок вырос из велосипеда, можно привезти велик к ребятам в мастерскую и получить большую скидку на следующий. В мастерской проводят и полное ТО.

А за новыми велосипедами клиенты в основном приходят через сайт и сарафанное радио.

Илья сам катается на велосипеде и считает его супер-быстрым и комфортным транспортом для мегаполиса.

Взлеты и падения за 9 лет

Предпринимательский опыт Ильи довольно солидный – уже 9 лет существует компания. Больших потерь не было, тяжелее всего было в самом начале – казалось, что ничего не получится. что характерно для многих начинаний, и на этом этапе главное - надеяться и верить в свою идею, не сдаваться.

Интересно, что свой первый шоу-рум Илья открыл в бесхозном помещении театра, в котором служил. Но вскоре театр затеял глобальный ремонт и его пришлось покинуть. Продажи в тот момент особо не шли, часть времени велосипеды простояли на зимнем хранении, пока Илья подыскивал новое место для шоу-рума. Ситуация была напряженная, появились мысли о закрытии.

В этот момент позвонил клиент из Подмосковья, который искал красивые городские велосипеды: предложения масс-маркета его не устраивали. Он сказал, что с трудом нашел контакты компании, и купил сразу три велосипеда, а бизнес получил возможность для дальнейшего развития. Я записал этого покупателя в записную книжку как «Святой Юрий».

Новое помещение для шоу-рума Илья нашел в самом креативном центре столицы ArtPlay.

Во время ковида тоже было непросто, но спрос на велосипеды не падал, а наоборот - был самым высоким. И у бизнеса появилась другая проблема: где находить новые велосипеды под растущий спрос: постоянные разнообразные локдауны нарушили привычный товарооборот. Тем не менее за этот непростой год компании Ильи удалось рассчитаться со старыми займами и выйти в плюс.

Очередная неприятная полоса началась в 2022 году. Причем, велосипеды как товар не попали под санкции, и их можно было завозить. В основном, проблемы возникли в плане возможностей оплаты, отношений с европейскими производителями.

После ухода нескольких европейских брендов команда дополнила линейку российским брендом «Формат» – качественные велосипеды, которые составили достойную конкуренцию европейским велосипедам (особенно по детским моделям). Единственный недостаток – это вес: детский велосипед «Формат» на возраст 6-8 лет весит 10,2 кг, чуть тяжелее, чем хотелось бы.

«Скрытые алмазы» на азиатском рынке

Большим открытием и толчком для дальнейшего развития проекта стал неожиданно обнаруженный китайский премиальный велобренд Uniq, опережающий европейцев по многим показателям. Для сравнения по весу с «Форматом» детский велик на 6-8 лет от Uniq весит 7,4 кг.

Европейский рынок мы хорошо знали, а вот Азия оставалась для нас загадкой. Надо ездить на локальные выставки, чтобы разбираться в огромном количестве брендов.

У нас есть несколько партнеров, которые из Китая что-то возили, поэтому мы сразу обратились к ним. Среди них был один знакомый который уже года три велобизнесе в Китае работает и живёт.

И вот он был на какой-то выставке локальный и увидел классные легкие велосипеды бренда Uniq. Бренд вроде молодой, но отличного качества.

Знакомый прислал нам сайт, мы посмотрели его и заказали пробную партию. Она пришла в июне 2022 года, мы потрогали велики их и в общем удивились.

Uniq – бренд дорогих легких детских велосипедов из алюминия и карбона, пока мало известный аудитории. Поэтому сейчас команда знакомит аудиторию с новым брендом, опираясь на положительный опыт с аналогичными европейскими брендами.

Особенности ЦА, когда продуктом пользуется один человек, а покупает его другой

Родители составляют основную часть целевой аудитории веломагазина. Они хотят выбрать лучший велосипед для своего ребенка (среди покупателей много айтишников): начинают разбираться в вопросе, сравнивать, а не просто едут в первый попавшийся спортивный магазин и выбирают велосипед вместе с ребенком.

Также немалую часть составляют предприниматели и дизайнеры, которые ценят качественные и красивые вещи, выбирая современные городские велосипеды.

Как рекламировать и продавать премиум в узком сегменте

Продажи – в год до нескольких тысяч велосипедов, маркетингом и рекламой занимаются от сезона к сезону. Ведут свой канал на YouTube, сообщества в соцсетях, время от времени сотрудничают с блогерами. В команде есть человек, который занимается подготовкой контента для соцсетей и его публикацией.

На платное продвижение в контексте уходит примерно 40 тысяч рублей в месяц. Остальной рекламный бюджет в 60-80 тысяч идет на печатную подарочную продукцию: наклейки, открытки. Иногда есть интеграции блогерские, акции/конкурсы, где дарят подарки, делают также свои мероприятия иногда — все это сичтается за расходы на рекламу.

Все потому, что клиенты «Мосгорбайка» – это люди, которые выбирают долго и тщательно, товар не продается за пару кликов. Крупные торговые сети все-равно перебивают своей рекламой, так что нет смысла с ними конкурировать «в лоб».

Средний чек – 150 тысяч рублей при покупке взрослого велосипеда и 50-60 тысяч на приобретение детского велосипеда.

Как работает сила бренда

За 9 лет существования компания создала сильный бренд – «Мосгорбайк». Часто клиенты не различают марки велосипедов, но знают, что за хорошим детским велосипедом нужно ехать сюда. Также и по взрослым велосипедам: в "Мосгорбайк" идут покупать красивый и комфортный городской велосипед. Такие крупные медиа, как РБК и ТЖ, предлагали создать материал о компании именно благодаря магнетизму бренда.

Дополнительно в велопространстве ребята открыли кофейню, но развивать в отдельное направление бизнеса не стали: это не про прибыль, а больше про атмосферное место, в котором приятно находиться: качественный кофе, несколько удобных диванчиков для клиентов, пока они ожидают сборку купленного велосипеда.

Внутри магазина компания оборудовала детский уголок, которым пользуются не только клиенты: работники приходят с детьми, отдыхают, общаются, катаются на велосипедах. И непринужденно рассказывают и показывают клиентам, какие классные велосипеды они привозят. Это скорее просто атмосфера и общение, чем продажа. Людям это нравится: они возвращаются, советуют и оставляют исключительно положительные отзывы.

Илья делится соображениями о ценности своего дела: «Были мысли о масштабировании бизнеса, и даже поступало предложение из Санкт-Петербурга, но команда «Мосгорбайка» не смогла себе представить этот процесс именно из-за своей камерности и особой ауры магазина. Это сложная и, наверное, невоплотимая задача: перенести нематериальную составляющую (называйте, как хотите – дух, энергетика или идея), чтобы создать идентичный магазин, передать опыт, повторить успех и получить доверие клиентов».

3 совета от Ильи из «Мосгорбайка»

  • будь готов к непредвиденным ситуациям;
  • делай как для себя: то, чем ты занимаешься, должно греть в первую очередь тебя;
  • собери правильную команду, в которой люди будут смотреть в одном направлении.

P.S.

Я давно хотел пообщаться в подкасте с предпринимателем, для которого бизнес – это часть жизни, а жизнь – часть бизнеса.

Когда личные увлечения приносят коммерческий успех без постоянной оглядки на конкурентов, без надежд и тревог «будущего Гугла», без насилия над командой – это круто.

Ежемесячные затраты на контекстную рекламу «Мосгорбайка» в 40 тысяч рублей говорят нам одно – этот бизнес опирается на свой бренд, а не performance-маркетинг. Внутренний огонь должен всегда поддерживаться основателем, а транслировать его ценности нужно беспрерывно, в том числе новым поколениям. Тогда и бизнес проживет десятки лет.

Когда ты делаешь то, что любишь, когда ты горишь своим делом, когда ты сам пользуешься своим товаром и тащишься от его качества, то тебе не нужно вкладывать много сил и денег в продажи и рекламу.

Препятствия решаются сами собой, и ты легко справляешься с любыми трудностями, не останавливаясь перед кризисом, который может случиться даже в самые благоприятные времена.

Как по вашему, возможен ли такой лайфстайл-бизнес в сфере чистого IT, когда общение с клиентами, а иногда и всей командой, происходит удаленно через посредников: чаты, системы видео-конференций и почтовые клиенты? Делитесь в комментариях 👇

Делитесь своим мнением по теме лайфстайл-бизнеса в комментариях, рекомендуйте новых гостей, и, конечно, подписывайтесь на мой VC-блог и подкаст «Стартап-секреты», чтобы узнавать больше об ИТ-бизнесе в России и за ее пределами.

0
98 комментариев
Написать комментарий...
Алекс Никифоров
«Мосгорбайк» начался с того, что Илья поехал покататься с друзьями на велосипедах. С той поездки он влюбился в велосипедную Москву

Дальше можно не читать.
0. Велодорожек на всю Москву почти нет.
1. Велопарковок для жителей исчезающе мало, либо заноси в квартиру, либо паркуй во дворе с высоким риском пропажи запчастей или велосипеда целиком. Не у всех есть балконы. Даже лифты не у всех)
2. По кривому ПДД "блаблабла...велосипедисты старше блаблабла должны ездить по проезжей части". При отсутствии обочин и сверхплотном городском трафике смерти подобно.
3. Из-за п.2 на трассы без тротуаров лучше не соваться - а потому мобильность крайне ограничена наличием тротуаров, чуть в область сунешься и все.
4. Инфраструктура для зимнего хранения практически не развита. (Да-да, не у всех есть балконы.)
Так что грустно в Мск с велосипедами - заверяю как житель ЗелАО, вот уже лет 5 катающийся на велосипеде на работу.
А вел за 500К с улицы исчезнет как только обернешься)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Grishunin

В мороз на балконе хороший вел нельзя хранить

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
indievision

Инфраструктуры действительно нет, но это не мешает прекрасно проводить время на велосипеде в городе. С 2015 езжу из Люберец на Электрозаводскую на велике (не всегда конечно, миксую с авто и общественным транспортом)

Соваться в Мск можно почти везде, руководствуясь здравым смыслом.

Хранить велосипед — есть десяток разных способов и не проблема, если поставить цель.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Хэппи милф

10,5 кг детский вел, ебать мой хуй. П что не стелсы с ашанбайками?

Ответить
Развернуть ветку
Марат Шайхутдинов

Ага, когда в декатлоне смотрел детский тоже охренел, ребёнок 15 кг весит, а велик 10.
Это все равно если бы взрослый велик весил 75 кг.
Дети очень и очень сильные

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей .

Тоже удивился

Ответить
Развернуть ветку
World is a Playground

кстати, с детскими велами бяда (((

У меня товарищ полавито перерыл, своим девченкам (одной 4 года, другой 5)

Нашел за 25К два детских поезженных но очень приличных спеша

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Кирил Кирилович

Класс! Просто делаешь то, что нравится, находишь единомышленников, зарабатываешь - и всем хорошо. Мосгорбайк
делает жизнь людей ярче, счастливее!
Велики классные!
Садишься на велик и балдеешь от Москвы, замечаешь людей, архитектуру, местечки интересные, парки, сады, а не стоишь в пробках на машинах.

Ответить
Развернуть ветку
Алла Нечаева

Спасибо за регистрацию и первый комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васюкова

Это можно на любом велике делать, но у Мосгорбайка они очень стильные! К тому же, городской велосипед располагает к степенному передвижению, а значит ты останешься свеж и чист)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васюкова

Очень интересная история! Желаю дальнейшего процветания дружной команде Мосгорбайка!) Семейное вовлечение рулит, здорово вместе с детьми так отдыхать!

Ответить
Развернуть ветку
World is a Playground

"первый байк купил в Латвии, он был на хороших компонентах из Голландии"

- Норовян заценил

ЗЫ: шутка для узкого круга

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

если не раскроешь круг, то мы сами расширим

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Слава Вячеславов

Зашёл посмотреть на ассортимент, сравнил цены на одни и те же велосипеды в других местах. Ушёл)

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

а велики вот по 100 тысяч чем отличаются от обычных?

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Марат Шайхутдинов

Скатертью дорога). Вы не понимаете просто

Ответить
Развернуть ветку
indievision

Где это вы woom дешевле берете?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
indievision

Лучи поддержки мосгорбайку.

Если бы не они, скорее всего никогда бы в живую не увидел Schindelhauer. Очень круто что такие места существуют. Если честно закрадывались мысли что в текущем аду ребята вряд ли выживут, но очень рад ошибаться.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Мосгорбайк - прикольное название. Вызывает доверие

Ответить
Развернуть ветку
IGNOR DIZLAYKOV

хз, звучит как Мосгорсуд

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Лепсин

А как можно по названию судить про доверие?

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек
Мосгорбайк - прикольное название.

счетчики давно не меняли? плановая проверка, открывайте двери, распахивайте карманы

Ответить
Развернуть ветку
Скрытый Потанцевал

у меня дежавю, был уже какой-то Илья, только он велосипеды называл бисиклетами, и тоже фантазер

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan the Not So Terrible

Я сам если на велике до школы доеду, то об.сь от ужаса два раза. Ребёнка отправвить? Да вы кукхой поехали.

Товар для мажоров с рублёвки, а не для России.

Ответить
Развернуть ветку
indievision

Лол )))) Ну это же не нормально. Самое время задуматься в какой среде вы живете и искать способы сделать так чтоб не страшно было отправить ребенка на велосипеде

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
BaiGuiKa

Велосипед - это часть семьи, а семья - это 7 велосипедов. Например:
1. 10% скидка на первый велосипед.
2. 20% скидка для молодожёнов за велосипеда.
3. 30% скидка для молодой семьи за 3 велосипеда.
И 50% для многодетной семьи за 5 велосипедов. (250 000 тысяч экономят бюджет)
Начинайте с Сочи, из 8000 многодетных семей по подписке 1000 примут ваше персональное спецпредложение. Из 250 000 000 выручки, 50 000 000 чистая прибыль, на неё можно открыть 2 "Велодрома" и устраивать каждый квартал семейные соревнования. Стимулируящая прибыль - это допуслуги технического обслуживания и продажа сопутствующей атрибутики.
Крепкий бизнес, как крепкая семья. Поэтому велосипед нужен каждому её члену.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Шайхутдинов

А как дать скидку в 50% если закуп 70% от цены товара? Или вы только про стратегию, а не практику?) и

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Борис Супонев

интересный опыт ,и видно желание развиваться и создавать свое пространство для развития

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Мажорная тема для мирной жизни

Ответить
Развернуть ветку
BaiGuiKa

В этом и вся суть жизни, нужно развивать свой бренд, своё имя. Это всё равно что воспитывать своего ребёнка, хотя кому то проще и соседского. Каждому своё.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Только хардкор, верните поинтовки, заодно и клиентов туда, да всех скопом 🤘🏻

Ответить
Развернуть ветку
Milton Fridman

щас детей только айфоном можно обрадовать))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Что за бред? У меня дети радуются такому широкому спектру вещей, что аж завидно. И про айфоны, что характерно, вообще разговор не заходит :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Илье я желаю удачи в жизни и в бизнесе.
Велосипеды Юник хорошие, но своему ребенку я бы такой не купил. Очень дорого, при этом каретка широкая Q-фактор довольно приличный.
Кто покупает велосипед для ребенка рекомендую вот этот сайт
http://sravni.bike/compare.php?sUrLd=60617d338ad68

Ответить
Развернуть ветку
indievision

Имхо опираться на q-фактор при выборе велосипеда (если только ваш ребенок не профессиональный спортсмен) нет никакого смысла.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Марат Шайхутдинов

Все потому, что клиенты «Мосгорбайка» – это люди, которые выбирают долго и тщательно, товар не продается за пару кликов. Крупные торговые сети все-равно перебивают своей рекламой, так что нет смысла с ними конкурировать «в лоб».

Хочу клиентов мосгорбайка

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Неизвестный

там лояльность зашкаливающая.
Все хотят таких клиентов.
Но не все готовы так бизнес вести.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Миронов Константин

Это мы одобряем

Ответить
Развернуть ветку
KilkaVBanke

Добрые дела - это прекрасно!

Ответить
Развернуть ветку
Nordic Michelle

Однажды меня учили ездить на велике и я врезалась в дерево, больше не учили :)))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov
Илья сам катается на велосипеде и считает его супер-быстрым и комфортным транспортом для мегаполиса

Ну еще бы продавец велосипедов выдал что-то другое :) Но велосипед в России севернее Краснодара массовым транспортом не стал и не станет, оставаясь в сегменте развлечений. Основные причины примитивны:
1. Где ездить? На дороге ты сдохнешь, на тротуаре тебе не рады (совершенно справедливо, кстати)
2. Где парковать? На улице? Удачи
3. Где помыться после дороги?
4. Сезонность. В той же Москве это середина мая - середина сентября (если повезет)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov
Единственный недостаток – это вес: детский велосипед «Формат» на возраст 6-8 лет весит 10,2 кг, чуть тяжелее, чем хотелось бы

*Чуть* тяжелее, sic!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Неизвестный

да, это совсем не чуть
но там и цена не такая кусачая

Ответить
Развернуть ветку
Алина Головина

А средние цены таких велосипедов какие?

Ответить
Развернуть ветку
95 комментариев
Раскрывать всегда