Эволюция цифрового маркетинга: 30 лет глазами Mercedes МБ-Беляево
30 лет назад World Wide Web стала общедоступна, и это перевернуло мир маркетинга. В то же время в России открылся первый дилерский центр Mercedes-Benz МБ-Беляево. Рассказываем о 10 реперных точках в диджитал и опыте Mercedes.
За последние три десятилетия маркетинг постоянно адаптировался к технологическим скачкам и их восприятию потребителями. С появлением персональных компьютеров и развитием интернета скорость реакции маркетологов на вызовы рынка становилась молниеносной (или ты попросту с него вылетал).
Изменился не только маркетинг, но и бизнес. За последние два года нового стало больше, а некоторые изменения прошлых лет стали более очевидными. Удаленная работа стала нормой, в связи с чем цифровой маркетинг получил колоссальный рост. Предлагаем оглянуться назад и увидеть изменения, которые повлияли и продолжат влиять на бизнес и маркетинг в ближайшие годы.
Интернет и персональный компьютер
Массовое внедрение интернета и компьютеров в повседневную жизнь – крупнейшее событие, повлиявшее на маркетинг. Причем сначала на офлайн: первые ПК вызвали всплеск печатной рекламы в 1980-х годах, поскольку по факту были просто прокачанными печатными машинками. С появлением World Wide Web и браузера Netscape интернет стал по-настоящему массовым, и открыл золотую жилу для маркетинга. Email-маркетинг стал первым инструментом в диджитал, который работает до сих пор.
Развивались и поисковые системы – каталогизация веб-сайтов позволяла пользователям находить нужную информацию, продукты и услуги. Маркетологи использовали ранние методы SEO: ключевики и обратные ссылки. Одно из самых успешных агентств того времени – Razorfish.
Большие данные
Вся эта онлайн-активность хранилась и до сих пор хранится в виде цифровой информации так же известной, как большие данные или big data. Большие – потому то это самый быстро растущий тип уникальной информации, по объему вытеснивший все свои физические аналоги: бумагу, пленку, CD и DVD. Новые технологии записи и хранения данных сделали большие данные незаменимым ресурсом для маркетинга.
Большие данные позволили отслеживать закономерности и тенденции человеческого поведения, и их роль в маркетинге будет только возрастать. Data-driven маркетинг набирает обороты: например, сервис Optimove использует большие данные для персонализации рекламных обращений, оценивает реакцию целевых аудиторий и прогнозирует дальнейшее поведение потребителей.
Смартфоны
Всего за 10 лет смартфоны изменили потребительское поведение практически во всех сферах жизни, и маркетологи все еще наверстывают упущенное. Потому что время использования устройств и их функциональность растут в геометрической прогрессии.
Начиная с 2016 года число поисковых запросов со смартфонов превышает 50%, а некоторых отраслях до 72% трафика приходится на мобильные устройства. Учитывать мобильную аудиторию при создании маркетинговой стратегии стало критически важно.
И конечно, изменились сайты: адаптивный дизайн ведет к оптимизации контента на странице и использованию интерактивных элементов.
UX (пользовательский опыт)
Термин «user experience» был впервые использован Доном Норманом во время его работы в Apple. Ученый-когнитивист присоединился к компании в начале 90-х годов в качестве «архитектора пользовательского опыта». Он рассматривал пользовательский опыт как очень широкий термин, который объяснял взаимодействие клиента с продуктом на любом этапе – будь то покупка или использование продукта.
Apple вывела UX на мировую арену, выпустив в 2007 году iPhone – продукт, учитывающий не только физические аспекты использования, но и цифровой пользовательский опыт.
Прозрачность
Информация повсюду. Если раньше маркетинг заключался в создании мифа и его продаже, теперь в поиске правды и ее трансляции. Клиенты исследуют продукты за считанные секунды, легко сравнивая конкурентов, изучая обзоры и раскрывая любые мифы на этом пути. В 70% случаев путь покупателя завершается еще до того, как он обратится к отделу продаж.
19% пользователей легко видят разницу между маркетинговыми коммуникациями, рекламой, брендовым контентом и некоммерческим контентом в социальных сетях. Сегодня маркетинг по сути на стороне клиента, а задача маркетологов – вовлекать его в непрерывную коммуникацию, создавая настоящие отношения и формируя лояльность к бренду.
Гибкий маркетинг
Agile-маркетинг позволил оперативно оценивать, насколько достигаются маркетинговые цели компании. В работе всегда находится несколько стратегий, каждая из которых реализуется в случае необходимости, ключевым критерием оценки становится ROI. То есть теперь речь идет о скорости, с которой компании готовы совершенствовать свои продукты или запускать новые, чтобы продвинуть свой бизнес. Драйвером к внедрению этого метода стало развитие соцсетей, где клиентам требуется немедленная и регулярная реакция брендов.
E-commerce
Вскоре после запуска всемирной паутины люди начали продавать товары в интернете. Amazon, ставший крупнейшим онлайн-ритейлером в мире, был запущен в 1995 году как книжный интернет-магазин.
Уже тогда преимущества онлайн-торговли были очевидны, а сегодня ряд бизнесов полностью ушел в онлайн, отказавшись от офлайн-точек.
Омниканальность
Омниканальный маркетинг подразумевает, что бренд создает одинаковый пользовательский опыт в онлайне (вне зависимости от площадки) и офлайне. Покупатели ожидают в шоу-руме того же уровня качества, что и на сайте компании или в любой другой точке касания с брендом. Это делает цифровой маркетинг важным даже для тех компаний, которые продают большую часть своей продукции в офлайне. Даже если клиент совершит покупку лично, предварительно он изучит продукт в интернете, и будет ждать не только соответствия техническим или физическим параметрам, но и удобства получения информации, уровня обслуживания и коммуникаций.
YouTube и онлайн-трансляции
Видео-контент на YouTube и других платформах стал чрезвычайно популярным среди пользователей, что сформировало еще один рекламный онлайн-канал. Видео не только позволяет лучше показать преимущества продукта, но и строить прозрачную коммуникацию с пользователем через онлайн-трансляции и прямые эфиры с производства или мероприятия.
Инфлюенсеры
Несмотря на то, что маркетинг влияния существует уже несколько десятилетий, появление социальных сетей позволило любому, у кого есть преданные подписчики, стать инфлюенсером.
Это новое «сарафанное радио» работает не хуже традиционного и дает доступ как к охватным кампаниям (например, инфлюенсеры-селебрити), так и к очень узкой целевой аудитории (микро- и наноблогеры).
Мы рассмотрели лишь некоторые из ключевых изменений, произошедших с маркетингом за последние 30 лет. Дополняйте эту статью своими наблюдениями и примерами из бизнеса, ведь следующий виток обновлений произойдет в гораздо более короткие сроки.
С МБ-Беляево со времен Логоваза еще.
Про запуск в космос - пушка
Дальше, пожалуй, на Марс?
Очень крутой материал, особенно поддерживаю слова про фото- и видеоматериалы: мы тоже замечаем, что людям не столько интересны красивые рендеры или профессиональные студийные фотографии, сколько живые фото конкретного автомобиля, с конкретной обивкой салона, на конкретных дисках, за которым можно прямо сейчас приехать в дилерский центр, потрогать, прокатиться и купить
Комментарий удален модератором