ChatGPT vs живой преподаватель: что лучше?

Для изучения английского языка.

ChatGPT vs живой преподаватель: что лучше?

Привет, я Катя Юрлова, методист английского языка. Я провожу занятия и пишу материалы для курсов по английскому от Яндекс Практикума.

В статье поделюсь мнением об изучении языков с ИИ и о том, может ли он заменить живого преподавателя.

Начнём с очевидного — ИИ ещё далёк от совершенства, хоть и очень быстро развивается. Он допускает ошибки, которые опытный преподаватель допускать не будет. Разберём плюсы и минусы ИИ и живого преподавателя.

Преимущества живого преподавателя

Можно раскрыть с нескольких сторон.

1. Адаптивность

Преподаватель перед началом обучения студента составляет план — и в процессе отслеживает изменения, корректирует, если нужно.

Пример:

Студент начал учить английский, чтобы уверенно на нём говорить. Он освоил фразы для путешествий, научился заказывать услуги, вежливо отвечать на оскорбления и отказывать. Постепенно запрос меняется.

Теперь студент хочет научиться писать письма зарубежным партнёрам, проводить встречи и презентации. Художественную литературу, дела по дому или инопланетян обсуждать ему неинтересно — преподаватель должен это отследить и скорректировать план обучения.

Хоть и банальные, но самые частые запросы студентов:

  • нужен английский для работы;
  • лично для себя;
  • разговорная практика;
  • письменная практика.

В своей практике я адаптирую материалы — где-то что-то пропускаю, где-то даю больше практики или теории.

  • Вместо художественной литературы перехожу на модуль про рабочие вопросы.
  • Уделяю больше времени разговорной практике, особенно если студент знаком с грамматикой и не ошибается в письменных упражнениях.

Если, наоборот, студент «плавает» в грамматике модуля, а тема ему не близка — инопланетяне, допустим, то добавляю грамматические упражнения. На их основе готовлю вопросы и ситуации для разговорной практики на темы, которые будут интересны.

Тут важный момент — обсуждать всё со студентом в процессе, не исключать его из принятия решений.

А что с ИИ?

Чтобы задание соответствовало запросу, нужен правильный промт. У меня такие промты могут занять до двух листов в ворде, и то нейросеть далеко не всегда выдаёт ожидаемый результат, а часто просто сбоит.

Не всегда студент может сформулировать нужный промт, для этого надо понимать нюансы составления заданий и обучения языку.

2. Эмоциональная поддержка

Человеческое взаимодействие важно для многих учеников. Преподаватель обеспечивает мотивацию, поддержку и понимание на эмоциональном уровне.

Пример:

При общении со студентами я, как и любой преподаватель, вижу их настроение и желание говорить на тему. Не всегда студенты могут сами сказать, что не хотят что-то обсуждать, или, наоборот, хотят поговорить об этом побольше.

Например, личные вопросы или что-то неактуальное:

— Ой, я не разбираюсь в экологии.

— Ой, я не хочу говорить об отношениях с бабушкой.

Преподаватели у нас на платформе никогда не настаивают, но студент не всегда решится сказать, что не хочет говорить о теме. Если он коротко отвечает, отвлекается во время обсуждения и проявляет безразличие к теме — преподаватель не останавливается на задании долго и переходит к другому.

У преподавателя и студента всегда есть некая связь, взаимопонимание. Есть прекрасное английское слово rapport, которое описывает то, что я имею в виду, — перевод на русский у него не выражает всего.

Добавлю про юмор. Занятие можно провести в шутливой манере, что расположит студента и повысит мотивацию заниматься дальше.

Разговорчивые студенты любят поболтать по теме урока или просто рассказать о событиях из жизни. Время занятий ограничено, но я такие потоки останавливать не люблю, а, наоборот, поддерживаю разговор — при условии, что он проходит на английском. Студенты часто делятся весёлыми историями, а если не просто поддержать разговор, но и в ответ что-то про себя рассказать, это делает занятие ещё интереснее.

А что с ИИ?

Задание для разговорной практики нейросеть формирует плоско и без поддержки общения.

Нейросети сейчас совершенствуются и пытаются быть чуткими и вежливыми. Но по моему опыту общение с ними всё ещё кажется «картонным», неестественным. Нет ощущения, что тебя и правда слушают, сопереживают, поддерживают.

3. Комплексное объяснение

Иногда сложные темы требуют многоаспектного объяснения, дискуссий и обсуждений, что лучше получается в человеческом взаимодействии.

Любой язык — живой.

На английском говорят во многих странах, и везде свои особенности речи. Когда ученики спрашивают меня: «А почему я в сериале, песне или фильме услышала грамматическую ошибку?», я объясняю эти нюансы языка.

Например, этот рилс (Компания Meta признана в России экстремистской организацией, её деятельность запрещена), который мне прислала студентка. Естественно, грамматически верным будет сказать: “She doesn’t”, и я поправляю студентов, если они говорят “She don’t”. А тут известный певец поёт в своей популярной песне “She don’t” (О нет!).

Конечно, у студентов возникают вопросы, и я объясняю особенности разговорного английского, разных диалектов, стилистических выборов в песнях или стихах.

В случае с рилсом использование именно don’t, а не doesn’t, — это стилистический и творческий выбор исполнителя, как часто и бывает в песнях.

А что с ИИ?

Нейросети опираются на базовую грамматику и не смогут рассказать про нюансы живого языка так, как преподаватель. Более того, они и грамматические ошибки до сих допускают, так что лучше перепроверять всё, что ИИ пишет по поводу правил.

4. Интерактивность

Преподаватель может организовать интерактивные занятия — ролевые игры или общение, это развивает навыки практического использования языка.

Этот пункт связан с предыдущими. Преподаватель придумывает и адаптирует интерактив для студента и сделает разговор естественным.

Хороший пример — Bluff games.

Самая частая в моей практике: Two Truths and One Lie. Преподаватель и студент по очереди говорят о себе три факта, один из которых — ложь. Нужно задавать наводящие вопросы, чтобы угадать ложный факт.

А что с ИИ?

ИИ врать особо не умеет, а особенно он не умеет тонко хитрить, что полезно уметь для таких игр.

Преимущества нейросетей

1. Доступность

ИИ-платформы доступны в любое время и в любом месте, что удобно для учеников с плотным графиком.

Сообщение ChatGPT в час ночи 
Сообщение ChatGPT в час ночи 

Живой преподаватель, конечно, отвечает в рабочие часы.

2. Персонализация

Современные технологии умеют адаптироваться и давать подходящие задания.

Вспомним про адаптивность — первый пункт про живого преподавателя. ИИ выдаст то, о чём запросили, не учитывая нюансы, который считает преподаватель. Например, английский для работы — это не только инженерная лексика, но и смол-ток на собеседовании.

3. Стоимостная эффективность

Платформы и приложения, которые используют нейросети, обычно дешевле, чем занятия с живым преподавателем.

Например, Chat GPT 4o (Omni), которым я периодически пользуюсь. Бесплатно, но имеет ограничение по количеству запросов в сутки. Есть платная версия.

А цена за индивидуальное занятие с преподавателем — от 300 до 5000 рублей.

4. Повторяемость и консистентность

ИИ может неограниченное количество раз повторять материал и практиковаться с учеником без усталости.

Преподаватель говорит несколько раз с разными студентами на одну тему. Десятый урок за день на одну и ту же тему будет отличаться от первого, ведь преподаватель буквально не робот и может устать.

Пару слов про презентацию Chat GPT 4o (Omni)

В мае OpenAI представили Chat GPT 4o. На презентации показали много фишек — в том числе перевод в реальном времени и общение с голосовым ассистентом, похожее на разговор с человеком.

Я восхитилась презентацией и побежала пробовать составить задания для уроков английского. К сожалению, мои ожидания не оправдались.

Стало и правда немного лучше, чем было версией раньше, но задания всё ещё немного плоские — какими бы они ни были: на разговорную практику, отработку грамматики или лексики.

Не было той объёмности, которая обычно есть в заданиях от живого человека. Кроме того, ни одна нейросеть мне пока что не придумала хорошие вопросы на обсуждение готовых текстовых или аудиоматериалов.

Итог: моё мнение

Лучше всего — комбинированный подход.

Совмещайте занятия с преподавателем и пользуйтесь нейросетями.

ИИ поможет с рутинными задачами — тестирование, тренировка грамматики и произношения. А преподаватель концентрируется на более сложных аспектах обучения и эмоциональной поддержке.

Несмотря на явное преимущество живого преподавателя в данный момент, не исключайте нейросети. Например, во время отпуска — своего или преподавателя — уделяйте 10–15 минут занятиям, и это будет хороший буст.

Или можно разобрать пройденную тему, чтобы не тратить время и деньги. Попросите ИИ прислать задания и практикуйтесь.

И не скрывайте, что пользуетесь нейросетями, ведь наоборот — преподаватель здесь, чтобы помочь повысить уровень английского. Скажите, что хотите позаниматься с ИИ, и попросите совета, как правильно сформулировать запрос.

1515
8 комментариев

Мне кажется попросту стоит обращаться и к тому и к тому и перенимать опыт у обоих

все кто грызет истину как гранит тому подойдет все что есть, а если человеку нужны пинки для обучения там все сложнее

2

по мне так живой препод конечно лучше, но при наличии нормальной мотивации подойдет и бот

1

ChatGPT норм, но может научить вас есть пошанки и прочее

Статья хорошая, однако один важнейший момент упущен.
Контекстное окно даже у gpt4o всего лишь ~6к слов.
О чем это говорит?
О том что спустя уже несколько объемных сообщений он забудет с чего вы вообще начали диалог, какая перед ним стоит задача и что ты вообще от него хочешь. Да, он будет подтягивать контекст из последних сообщений, но он уже не будет помнить какие задания он тебе давал и чему он тебя уже научил. Соответственно ни о каком долгосрочном прогрессе речи быть не может.

1

Осень мало адаптивных преподавателей особенно на онлайн платформах я.практики и скаенга, видимо по причине низкой ЗП они не помнят ни Контекс, ни о чем был прошлый урок ;) часто идут тока по урокам платформы, сменить тему или урок или получить адекватного препода на таких платформах как искать иголку в стоге сена!

1

“Не всегда студент может сформулировать нужный промт”

Промт описывает задачу и ее нюансы, чтобы достигнуть целевого результата.

Если цель «не видна», непонятна, то сколько бы символов ты не задействовал бы на запрос к 🤖 GPT, результат никогда не будет удовлетворительным.

Поэтому,
шаг-1: определиться с целью
шаг-2: понять задачи для ее достижения
шаг-3: определить условия/ ограничения
шаг-4: поздороваться с нейросетью
шаг-5: написать промт и передать его ИИ на реализацию.
шаг-6: проанализировать результат

Либо принять и работать с ответом ИИ, либо вернуться на шаг 5.

1