ChatGPT вызывает зависимость?

Когда мы говорим о ChatGPT, многие из нас используют метафоры. И это не просто слова, ведь они показывают, как мы на самом деле относимся к этой технологии. Например, одна студентка сравнила ChatGPT с туфлями на каблуках: “С ним моя работа выглядит красиво и элегантно”.

ChatGPT вызывает зависимость?

Это только один из образов, которые студенты придумали в рамках исследования, где их просили описать, как они используют ИИ, через метафоры. Участвовали магистранты и аспиранты из разных стран, учившиеся в Великобритании. Все они активно пользовались ChatGPT-4.

Метафоры были самые разные: ИИ называли и зеркалом, и космическим кораблём, и фастфудом, и даже Человеком-пауком. Кто-то видел в нём волшебную Карту мародёров из “Гарри Поттера”. Такие образы говорят о том, как студенты ощущают влияние ИИ на свою работу, особенно в то время, когда вузы ещё не определились, где проходит граница между "допустимо" и "неэтично".

Четыре группы

Учёные разделили все метафоры на четыре большие группы:

  1. Технический помощник. Здесь ИИ это как макияж, редактор или линейка. Помогает с грамматикой, оформлением текста, списками литературы, короче, наводит "красоту" и порядок.
  2. Помощь в создании текста. Тут ИИ помогает уже глубже. Помогает выстроить логику, составить план. Один студент сравнил его с автопилотом Tesla — едет сам, а ты просто направляешь. Кто-то видел в нём ассистента, кто-то личного шоппера, кто-то компас или гида.
  3. Мост между мирами. В этой категории ИИ помогает студентам не только писать, но и выражать сложные мысли, особенно когда родной язык не английский. Один студент сказал, что ИИ помог выразить те идеи, которые “просто сидели в голове, но не получалось описать словами”.
  4. Потенциальная опасность. Ну и, конечно, были и метафоры, в которых чувствуется тревога. Некоторые говорили, что ИИ делает работу “поверхностной”, как фастфуд: быстро, но не всегда полезно. Часто встречалось сравнение с наркотиками или стероидами: “Все ими пользуются, потому что боятся отстать”.

А зачем вообще всё это?

Исследователи уверены, такие метафоры помогают понять не только, как студенты используют ИИ, но и как они его чувствуют. И это важно, потому что сейчас нет одного правильного способа говорить об ИИ. Всё слишком новое, и у нас просто нет подходящего языка, чтобы точно выразить, чего мы от него хотим.

Эксперты считают, что разговоры об ИИ нужно вести чаще. Не обязательно учителям самим всё знать и разбираться в ИИ до мелочей. Главное, дать студентам пространство для размышлений и обсуждений. Иногда ИИ может быть просто компасом или помощником, а не заменой всего.

Как говорит одна из исследовательниц, “разные задания требуют разного подхода”. Иногда нужно что-то глубокое и трансформирующее, а иногда просто помощник, чтобы не заблудиться в потоке информации.

Начать дискуссию