Центр занятости усилил штрафы и давление на предпринимателей

Если у государственных учреждений по подбору вакансий цель действительно трудоустроить безработных, то собирать данные о вакансиях нужно не с предпринимателей, а с hh.ru, Авито и подобных им сервисов.

Года два назад я написал пост и опубликовал статью, в которой рассказал, как государство методом кнута пытается заставить работодателей “помогать” работать центру занятости.

Так вот. Воз и ныне там, ничего особо сильно не поменялось.

Решил разобраться почему так и предложить, как это могло бы работать при желании государства действительно решить вопрос.

Административное давление процветает

Последний свежий пример: известный предприниматель и мой хороший знакомый — Валентин Глухов пишет о том, что его вызывают для составления протокола из-за того, что он ищет сотрудников (в наше непростое время) и не уведомил Центр Занятости:

Ситуация, на мой взгляд, выглядит совершенно абсурдной, как со стороны государства (специалистов заставляют кошмарить бизнес), так и со стороны бизнеса (бизнесу навязывают некачественную услугу и еще угрожают штрафами), но всё продолжается.

Как, вероятно, мыслит государство:

  • Людей надо трудоустраивать, пусть зарабатывают сами и платят налоги.
  • Что нужно людям? Да, им нужны просто нормальные вакансии, они ж сами не найдут.
  • Как дать им вакансии, если эти горе-предприниматели нам не присылают? Правильно, обязать предпринимателей и еще штрафовать, чтобы они предоставляли вакансии.

Что не так с логикой государства?

  • Найти все вакансии уже давно не проблема.

Есть куча ресурсов, например hh.ru, avito.ru и т.д. где можно найти работу. Просто заходишь на сайт, пишешь резюме (куча видео в youtube как это сделать), и ходишь на собеседования. Т.е. кейс, который был лет 50 назад, когда тебя уволили с работы (или сам уволился), ты встал на биржу и каждый день сидишь и смотришь на телефон в ожидании звонка из биржи давно закончился. Лет 10-15 как.

  • На биржах доминируют люди, которые не планируют работать.

Раз работу все ищут по-другому, что же люди делают на бирже? Люди не идиоты и давно поняли схему работы государства: нужно просто встать на биржу, сходить в три компании, поставить печать с отказом и вуаля — тебе капает пособие по безработице (немного, но хоть что-то). Т.е. есть люди (их много), которые не ищут работу. Весь мой опыт общения с другими компаниями по этой теме говорит о том, что доминирующее большинство, которые приходят на собеседования от Центра Занятости именно такие. Они не планируют работать. Они не плохие и не хорошие, эти люди просто встали на биржу, чтобы получать пособие.

  • Никто не занимается тем, чтобы сегментировать входящий поток на биржу и грамотно их направить.

Как бы это не звучало банально, но выяснение того, что человек хочет на самом деле и разделение аудитории позволит существенно лучше выполнять государственную функцию.

Что же на самом деле хотят люди? Чего же они могут хотеть (ведь им нужна работа, думает государство)? Как ни странно, люди ищут компанию, в которой они смогут открыть свой потенциал, найти соратников, развиваться. Кто-то ищет просто пособие, и работа ему не нужна. Давайте это признаем.

Правда иногда бывают жизненные ситуации, и людям нужна в это время поддержка, в том числе финансовая. Но зачем заниматься самообманом? Типа мы тут всех трудоустроим, потому что мы нагнем бизнес и они нам все вакансии пришлют (а че, они обязаны). Еще раз: нет у работника проблемы с вакансиями.

Как сказано в очень правильной фразе кого-то из великих: “Отрицая - предлагай, предлагая - отрицай”.

Центр занятости усилил штрафы и давление на предпринимателей

Мои предложения по модернизации работы службы занятости

  • Собирать данные о вакансиях не с работодателей, а с агрегаторов

Не очень понятно, зачем напрягать все компании в России (а их около 5 млн.), когда можно просто собрать данные у 3-4 самых крупных агрегаторов вакансий (типа hh.ru, superjob.ru, avito.ru и т.д.)? Если работодатель действительно публикует вакансию, то она точно есть там (иначе просто сотрудники не найдутся). Обычная выгрузка в службу занятости всех вакансий - и всё. От 5 до 50 часов программистов на один агрегатор и всё.

Зачем возлагать на компании и на сотрудников Службы Занятости дополнительный процесс (письма с угрозами, целый процесс внутри компаний)? По моим оценкам это может высвободить несколько млн. чел.часов в год, а в деньгах — это может высвободить несколько млрд.рублей в год от отказа в непродуктивной деятельности.

Это легко решается внесением законодательной инициативы, если нужно. Если уж государство так хочет помогать, пусть обяжут агрегаторы, типа hh.ru все данные оперативно давать, разгрузим всех и направим деятельность специалистов не на споры друг с другом, а на решение реальных задач. Сейчас размещение бесплатно на государственном ресурсе выходит очень дорого, приходится работать с непонятными людьми, которые отнимают драгоценное время в компаниях.

  • Анализировать входящий поток и работать с ним. Переформатировать работу из окна для выдачи пособия в среду для развития человека

Признать, что чаще всего человек ищет не работу (иначе бы он нашел/найдет на сайтах и бегал бы по собеседованиям), а реализацию себя. Поэтому усилия нужно направить на глубокий анализ того, кто приходит у человека и что он действительно хочет, где он может максимально реализоваться.

Вместо того, что "мы тебя направим" должно стать: "ты себя направишь, поймешь как лучше двигаться".

Служба занятости сейчас — это государственное окно. Служба должна стать средой, куда человек приходит за ответом на вопрос: “Какой для меня сейчас лучший путь”.

Не перекладывать на работодателя вопросы формирования пути человека и решение вопроса их мотивации, решать эти вопросы в рамках службы занятости. Что делать?

- оценить человека, создать его профиль, оценить сильные и слабые стороны кандидата

- передать оценку работодателю в электронном виде (да, на электронную почту вместо того, чтобы приходить ногами в неудобное для всех время).

Если человек не планирует работать — не нужно никуда его отправлять на работу. Эта показуха в виде “было направлено на столько-то вакансий” никому не нужна.

  • Отсеять тех, кому на самом деле не нужна работа

Так как человек получает деньги от государства, предлагаю отправлять людей на примитивную, выполнимую любым человеком работу. Вместо того, чтобы стимулировать людей бегать и ставить печати в организациях, можно просто дать им один-два часа в месяц общественных работ (сейчас, например, очень актуальна тема уборки снега). Или, например, можно просто один-два дня в месяц поработать в компьютерном классе, выбрав каждому задание по-душе на сайте fl.ru (фриланс) и фактом начисления пособия может быть выписка из личного кабинета fl.ru В общем, надо решить, кто реально хочет работать, а кто только пособие получать.

  • Признать, что есть люди, которые не хотят и не будут работать и не отправлять их в компании

Принять решение по таким людям. Вопрос тут политический. Без разницы, какое будет решение, ты можешь просто получать деньги (безусловный доход от государства) или ты обязан работать для этого. Главное — не отправляйте в компании таких людей.

  • Прекратить относится к бизнесу и компаниям, как к ресурсу, который должен трудоустроить

Служба должна помогать и людям и бизнесу, бизнес же может помогать службе занятости работать на порядок эффективнее.

В чем должна заключаться работа службы занятости:

-Проработка портретов соискателей, доступ к ней в электронном виде.

-Исключить тех, кто пришёл за галочкой и халявным пособием, вести базу таких кандидатов.

В чем может помочь бизнес:

-Пополнение базы о кандидатах, отзывы о портрете кандидатов.

-Помощь в тестовых заданиях, чтобы определить компетенции человека и лучше их сегментировать.

-После выстраивания доверия со службой — анонсы стажировок в компаниях

-После выстраивания доверия со службой — перевод освобождающихся кандидатов на другие предприятия (метрикой должно стать не количество обратившихся, а количество переведенных людей из одного предприятия в другое).

  • И еще про метрики Службы Занятости.

Служба занятости чаще всего ссылается на метрику, показывающая её эффективность. Типа, мы трудоустроили 16 тыс.человек в 2020-м году. Считаю, что метрика не отражает сейчас потребности общества.

Вообще всё может быть по-разному:

1. Человек встал на биржу, искал работу, нашел сам.

2. Человек искал работу, не мог найти, и тут пришла на помощь служба и с её помощью человек нашёл себя в жизни.

3. Да, и как можно спрашивать со Службы Занятости сколько трудоустроено, если люди приходят не за ним, а за пособием, которое можно получить, поставив три печати?

4. Ну или нет вакансий потому, что человек умеет/хочет, что служба виновата?

Я думаю, тут некорректная метрика используется для оценки успешности работы службы.

Вот предлагаемые мной метрики:

1. Надо говорить о том, сколько через Службу Занятости людей перевелись на другие работы, без того, что они встали на биржу. Это самое важное.

2. Надо говорить о том, по скольким людям были построены детальные портреты, для какого количество людей был выстроен личный план карьерного развития?

3. Сколько пришедшие люди заработали на fl.ru, сделали полезного в рамках поиска себя?

4. Сколько человек научились искать работу САМИ/не возвращаются на биржу и не встают по нескольку раз?

5. Сколько курсов/переобучения люди нашли и освоили САМИ, не из под палки, а потому что "блин, я всю жизнь занимался не тем"?

6. Сколько людей счастливее сделала служба занятости? Сколько людей нашли себе новую семью, где они сейчас работают?

Надеюсь еще через два года ситуация улучшится, давайте вместе работать над этим!

Государство, мы хотим другого! Услышьте нас, пожалуйста!!!

2020
34 комментария

Центры службы занятости сегодня представляют собой жалкое зрелище. Такое же, как и филиалы ада на земле - отделения Почты России. Старая, прогнившая, неповоротливая, ни кому не нужная умирающая госмонополия.

14
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Почта России по сравнению с центрами занятости как космический корабль рядом с весельной лодкой

4
Ответить

Ну кто доставит письмо из Москвы в Колежму например? СДЭК?

1
Ответить

Зачем возлагать на компании и на сотрудников Службы Занятости дополнительный процесс (письма с угрозами, целый процесс внутри компаний)?

Потому что иначе им нечем будет заняться в перерывах между кофепитием.

По моим оценкам это может высвободить несколько млн. чел.часов в год, а в деньгах — это может высвободить несколько млрд.рублей в год от отказа в непродуктивной деятельности.

Фактически вы сейчас сказали "Уволить к х.. неэффективный и бесполезный штат который существует лишь потому что может себе позволить игнорировать технический прогресс".

То что вы пишете относится не только к службе занятости а к большинству рудеметов гос. учреждений, с людьми которые сидят просто потому что уже ничего больше делать не умеют и не хотят, и если их работу ещё оптимизировать, то выяснится что полезного труда там 2% рабочего времени, и на местах соотвествующие копейки получают.

8
Ответить

Лет 8 назад, после декрета, решила я обратиться за поиском работы. Была тогда иллюзия, что можно через них реально что-то найти, чего нет на hh. Провела там 3 минуты, ответила на базовые вопросы(образование/опыт) получила распечатку с hh. Все. 

3
Ответить

Пришли мы однажды в службу занятости. Говорим, нам очень нужны сотрудники, у нас просто дыра в штате. Присылайте всех. Вакансии: разнорабочий, помощник механика, слесарь.. просили даже сделать типо "учебный комбинат", просили, чтоб с колледжа у нас практику проходили, кто учится на "авто...".
К нам никто не пришёл, никто не звонил, вообще никто, ничего не делал. Вот и зачем мы тратили время на это, лучше бы продолжали обзванивать резюме с нн.

3
Ответить