Бесконечные требования банка «Тинькофф» по 115-ФЗ и не только
Это моя первая статья в «Приёмной» vc.ru, и цель её — как можно сильнее привлечь внимание общественности к откровенному беспределу банка «Тинькофф», который злоупотребляет 115-ФЗ, Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П и дополняет требования Закона собственными запросами, не имеющими целесообразности. Но по отношению к кому?
Тинькофф «кошмарит» обычных самозанятых
Я давно являюсь самозанятым на двух легальных проектах в сфере контента, исправно плачу налоги, а мой ежемесячный доход находится на уровне программиста средней руки. Что касается транзакций, то все они сугубо бытового характера: коммунальные платежи, провайдер интернета, мобильная связь, маркетплейсы, продуктовые магазины и всё в таком духе. Естественно, внутри РФ и даже без взаимодействия с «подозрительными» платёжными системами.
Каково же было моё удивление, когда в начале ноября прилетело вот такое письмо от банка Тинькофф, клиентом которого я числился на протяжении трёх лет.
Следом за ним, буквально через несколько дней, прибыло второе письмо. Вначале у меня спрашивали документы за 3 месяца, потом решили оторваться за 6 месяцев. И вы только взгляните на перечень запрашиваемых сведений!
Справка по 2-НДФЛ не является самым страшным из всех требований.
Разъяснения об экономическом смысле совершаемых операций были восприняты мною как отчёт за использование электроэнергии, приобретение кроссовок или набора инструментов, а иначе трудно сказать, что именно хочет узнать банк. Вспоминается детство, когда бабушка спрашивала, куда ушла 1000 рублей, подаренная на День Рождения. Что за бред?!
Но дальше безумный аттракцион раскачивается ещё сильнее.
Во втором письме Тинькофф решили затребовать документы за 6 месяцев, хотя в некоторых местах я на тот момент не работал и трёх.
Хорошенько исследовав ситуацию вокруг 115-ФЗ, я убедился, что под такой запрос документов обычно попадали клиенты, оперирующие суммами от 600 000 рублей до 1 000 000 рублей ежемесячно. Как уже говорил в самом начале, титаническими капиталами не орудую — это подозрение отпадает.
Едем дальше и узнаём, что 115-ФЗ любит стопорить переводы между ООО и ИП, так они похожи на отмывание денег. И снова это не мой случай. Даже финансирование терроризма сюда не притянешь, потому что характер каждой транзакции, как специально подчёркивалось, носит бытовой характер, а все источники «читаются» по реквизитам и сопроводительным документам. Так чем же вызван такой интерес к обычному самозанятому, действующему по чёткой инструкции ФНС?
Поддержка только подливает масла в огонь
Ответ на этот вопрос я долго и упорно пытался добыть в недрах чата поддержки, где работают «болванчики», зачитывающие текст по бумажке: клиент возмущается — говори 115-ФЗ; клиент соглашается — проси документы; больше вариантов нет. Я специально приложил все переписки, чтобы вы могли посмотреть, чему обучили «попугаев» в банке Тинькофф. Это фантастика! Если стараться приводить веские аргументы и задавать вопросы по существу, то «Кеши» на той стороне талдычат одну и ту же мораль — нас заставил 115-ФЗ.
Когда мне пообещали, что через сутки придёт «специально обученный член профсоюза по таким вопросам» — он не пришёл; мне досталась только SMS от T-Business с текстом «Пришлите документы или позвоните по номеру».
Тогда я понял, что трачу на общение с «попугаями» больше времени, чем на работу и решил минимизировать риски, передав в банк хотя бы чеки и акты. Поддержку это устроило, и на какое-то время они пропали.
Всё это время на счету находилась определённая сумма денег, и в ближайшем будущем должен был прийти новый перевод от работодателя, поэтому я решил перестраховаться, пойти навстречу и понадеяться, что Тинькофф таким образом залатывает дыры в бюрократии.
Вечером крайнего дня, когда я и забыл про этот запрос, приложение сообщило, что на почту пришёл новый. Бредовость раскрылась во всём великолепии, и я столкнулся с такими фактами современной российской реальности, от которых должно стать грустно всем, кто ведёт легальную деятельность и стремится к нормальному среднему классу, а не к тому, где маячит число 17. Либо элементарно пытается выжить.
Контент-услуги даже не подпадают под изменения Главы 31 Трудового Кодекса РФ, связанные с порядком применения профессиональных стандартов. Более того, определение квалификации сотрудника остаётся за работодателем, и банк не должен запрашивать какие-либо документы по этому вопросу. Проверка профпригодности никак не связана с экономической целесообразностью переводов.
При этом, если вы посмотрите на текст письма, то увидите, что сообщение было отправлено под конец рабочего дня крайнего срока, установленного самим банком Тинькофф. Для дальнейшего развития событий это очень важный факт, держите его в уме.
Они долгое время сохраняли молчание и бац — плевок в лицо тому, кто запрыгнул на подножку уходящего поезда. Естественно, этот факт «попугай» из чата проигнорировал, хотя, признаюсь, я был настолько выбит из колеи, что сперва начал выяснять именно причины подтверждения квалификации.
Опять же я прикладываю всю переписку, чтобы вы сами погрузились в болото бюрократической ереси. Из двух переписок можно сделать вывод, что:
— Расплывчатая трактовка 115-ФЗ, в частности, ст. 7, п. 14, буквально развязывает банкам руки в плане требований какой угодно информации от клиентов. Это первый тревожный звоночек, который вы должны услышать.
— Получив негласный картбланш от ЦБ, банк Тинькофф начинает по полной использовать условия комплексного банковского обслуживания (УКБО), где п. 3.3.6 лишь подтверждает то, о чём говорится в 115-ФЗ, а именно: «Что мы попросим, то ты и предоставишь!». На каком конкретно основании — никого не волнует.
— Затем, когда Тинькофф ссылается на Положение Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П, на приложения 1 и 2, начинается целое шоу.
Сотрудники банка Тинькофф совершенно не понимают того, что перед ними находится человек, осуществляющий не лицензируемую деятельность. Они постоянно делают отсылки к п. 2 вышеуказанного Положения Банка России, хотя во всех остальных случаях подтверждение квалификации не нужно.
Когда они понимают, что тут их козыри не работают, они лезут за другим — внутренним перечнем документов банка, запрашиваемых у клиентов. Тинькофф утверждает, что запрос подтверждения квалификации содержится в этом списке, но выписку из него отказывается предоставить, хотя — это важный момент — как тогда понять, где находятся границы списка потенциально запрашиваемых документов, и не является ли это произволом конкретного сотрудника, который их требует?!
В этот перечень банк может внести какой угодно документ, затем потребовать его с вас, и вы ничего не сможете этому противопоставить! 115-ФЗ дал банкам право запрашивать документы, они подредактировали свои условия в УКБО и составили вот этот «всесильный перечень», по которому умудряются у тех же самозанятых требовать трудовые книжки или трясти ИП на резюме его сотрудников. Иначе, как беспределом это не назовёшь!
Блокировка операций
Наконец, когда деньги со счёта были переведены в безопасный банк, я всё-таки отправил документ, подтверждающий мою квалификацию (дипломы), но через какое-то время в приложении снова появился новый запрос — диплом их не устроил, и Тинькофф потребовали сертификаты о пройденных курсах, резюме и трудовую книжку, от самозанятого!
Таким образом, данный «каучуковый» список можно использовать в самых корыстных целях, чтобы запрашивать у клиента документы, которые он физически не сможет предоставить.
Когда на свой последний запрос банк не получил документов (терпение лопнуло), мне ограничили проведение операций по счёту, и я не смог перевести оставшуюся сумму через приложение. Кстати, это был тихий сюрприз от поддержки Тинькофф, которая обещала в течение 1 следующего дня разобраться в ситуации. Разобрались — остановили операции по счёту.
В сухом остатке
Карты удалены. Счета закрыты. Поддержка банка продолжает говорить о том, что они не хотят терять клиентов, хотя сами же не слышат аргументов и не идут навстречу, когда клиент предлагает документально отчитаться за каждую транзакцию. Учитывая нынешнее положение дел вокруг 115-ФЗ и «каучукового списка документов» банка, аудитория Тинькофф серьёзно поредеет.
Ведь в моём случае список обязательных документов по 115-ФЗ был предоставлен, и причиной спора стал документ, затребованный по инициативе самого банка. Для подтверждения операций это не несёт никакой доказательственной базы!
Банк Тинькофф намеренно прикладывает усилия, чтобы терять своих же клиентов. Всем, кто осуществляет какую-либо деятельность как самозанятый, ИП или кто-то другой, рекомендую быть наготове, что к ним начнут поступать «письма счастья» не с целью закрытия бюрократического вопроса, а чтобы вызвать отвращение от этого банка.
Как видите, в России будущего остерегаться стоит ещё и банков.
Добрый день. Уже детально во всем разбираемся и скоро вернемся с развернутыми комментариями.
Всегда возникла вопрос при чтении таких ответов. А раньше вы не разбираясь от балды работали раз у вас нет готовой причины принятых решений?
*Лютый сарказм* Дмитрий, вы не понимаете, они реально хотят помочь! Примерно как тогда, за секунду до блокировки операций...
я только не понял а чего вы так истерите ?
Сам 115 ФЗ не закон а говно рамочное
Были запросы от тинькофф несколько раз все пояснял все обьяснял, чтобы было понятно каждому дебилу
Ведь ваши пояснения нужны НЕ банку в первую очередь а нужны ЦБ
То есть банк тоже хочет показать что он блюдет этот дебильный закон , а для этого нужно правильно писать пояснения а не просто истерить
Поэтому и надо было дать копию договора что вы как самозанятый работаете там то там то .
ЧТо налоги вот уплачены . А имеете вы образование или нет , это сейчас для программиста не важно ибо в сети куча обучающих материалов.
Сссылку на гитхаб бы им скинули ))))
Так что да 115 ФЗ говнище
Но тинькофф в целом адекватно к нему походит .
Единственное понял что для них красная тряпка это криптовалюта ввиду неясности её юридического статуса
А если я не работаю через гитхаб и договором релузьтат моей работы не может быть публичным и переиспользуемым где-либо?
Да и КТО будет смотреть и проверять? Можно мне квалификацию их проверяющего проверить сначала?
Это было во благо))
ну и еблет
Сейчас джон доу придёт и всё за них объяснит.
Это правильно, вы большие молодцы. Ждем список уволенных сотрудников команды Тинькофф с подтверждением их квалификации и/или опыта работы.
Ответ вы обязаны предоставить до конца дня 12.11.2021 года.
Не забудьте запросить у него документ, удостоверяющий его существование, справки из поликлиники за 1993й год и сертификат "Русский медвежонок"
А если уровень гемоглобина в крови, на момент каждой транзакции, не будет соответствовать подтверждён справкой по норме из внутреннего перечня документов банка, то блокировка произойдёт мгновенно!
Комментарий недоступен
ахаах
Че думаешь НЕ в онлайн банаках 115 ФЗ нет?
Открою секрет. Вопросы по 115 ФЗ могуд задавать даже операторы связи
Комментарий недоступен
да норм у тинькофф финмон
С ним можно говорить если понимать чего они хотят
Им нафиг не нужно терять клиентов ибо клиент им приносит бабло
Но им так же надо прикрыть жопу перед дебилами в ЦБ
Вот и надо уметь писать пояснения , чтобы было понятно каждому идиоту что ты чист как стекло и нарушений закона нет
Комментарий недоступен
Подскажите а что именно за проблемы там у Вас с Тиньков инвестиции. Тоже пользуюсь ими, стараюсь мониторить чтобы не попасть на бабки. Портфель небольшой около $3к-$4к но я тока начал просто этим летом, веду себя осторожно.
Комментарий недоступен
Странно. У меня ваш кейс отображается нормально. Такого глюка нету.
потому что первая линия сейчас увы не очень у тинькофф
Вот персональные менеджеры норм
Поэтому и надо на них переходить или просить рассмотреть страшего.
Мало того я не понял главное. Автор показал что платит налоги как самозанятый или нет?
Комментарий недоступен
налоги притом что потом банк будет трахать РФМ и ЦБ
Да банк не налоговая но их трахает невменяемый ЦБ
Еще вопросы есть ?
Комментарий недоступен
мда
без комментариев раз вы не понимаете что финмон тинькофф весьма вменяем если понимать чего они хотят
Господа, то ли вы плохо читаете материалы, то ли я криво пишу, но вроде бы одни замечают про налоги и чеки, а другие — нет. Что такое...
Я даже в отдельные цитаты вынес вопросы, касающиеся, запроса "дополнительных документов", в том числе тех, которые вообще никак не связаны с обоснованием поступления денежных средств.
дак логика финмона проста. Если деньги поступали от работодателя то должны быть заплачены налоги
Самозанятый сам платит налоги, что будет подтверждением дохода.
Разве нет?
Комментарий недоступен
Вы когда последний раз видели проверку цб без оплаты? Им не бумажка для цб нужна, уж поверьте. С цб они всегда договорятся, но под это денежки нужны. Вот и вымогают. (10 лет была банковским аудитором, так что знаю что говорю).
Учитывая масштаб аналогичных проблем, думаю, что ваша версия лучше всего описывает сложившуюся ситуацию: самозанятые ходят под доходом до 200к; 20% даже от 100к, к примеру, вполне себе адекватная сумма "из воздуха"; да и сколько таких "семечек" банк может перемолоть, чтобы не использовать собственные деньги. Пожалуй, надо добавить эту версию в тело статьи. Спасибо!
Рад помочь! По вашей ситуации ничего сказать не могу, лишь бы не было такого бардака, как здесь. Правда, боюсь, скоро за всех возьмутся.
да ты не истери а пойми что Тиньке нужна справка для дебилов из ЦБ что они блюдут все и что не дают обналичивать бабло . Все
Так что не надо было истерить а надо было написать что для работы программистом согласно закона не нужны ни курсы ни диплом о профильном образовании
Лучше кенгуру по математике, вдруг у него с логикой проблемы для такой работы
Мне кажется, именно для подобных случаев учителя в школе просили хранить все грамоты и прочие награды за конкурсы.
Мне как вашему клиенту, было бы интересно почитать ваш ответ.
Немного пугает, что вы можете просто заблокировать карту и счет.
Ниже отписались. Возможно, мы увидим "разбор полётов". Может, и не увидим...
После этой истории стало страшно.
Если вы можете так по беспределу каждого кошмарить, где гарантии, что завтра ваша доблестная служба поддержки не по стучится ко мне, прикрываясь этим ФЗ?
Я давно являюсь вашим клиентом и буду пристально смотреть за развитием ситуации вокруг этой истории.
@Тинькофф ты будешь отвечать?
Судя по всему, в зоне риске все самозанятые, ведь они ограничены доходом в 200к ежемесячно. На них очень удобно отрабатывать подобные ходы, чтобы "закрыться" от претензий вышестоящих инстанций.
Я бы сказал, через них очень удобно делать обнал.
Боже, ну какой обнал на 200 тысяч в месяц ? Это ж слёзы
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Аааааа. Сбер?! Ну да, там то вообще всё по честному. 🤣
Как экс-ип и самозанятый сейчас подтверждаю, что сбер самый лояльный банк в отношении 115фз. Я прошёл 7 кругов ада(союз, траст(до и после санации), альфа) везде был полный неадекват со 115м. Работало так: банку ты не нравишься и он будет топить тебя запросами всего вплоть до анализа кала, сделанного р2д2 во вторник утром. Они просто тебя выжимают в открытую, ну потом ещё и заградительным платежом для вывода средств помогут. Процентов так 20. Сбер просто лишь акты и договор, ну разок ещё чек на одну операцию. Плюс сбер, на удивление, очень прозрачный и всегда есть менеджер, живой человек представляете. Не вот эти боты в чате.
Читаю я вас и думаю, почему ко мне никаких вопросов у ТИНЬКОФФ нет. Я клиент банка как физик 11 лет и как ИП 3.5 года. За это время у меня как у физика было пару претензий мелких, которые решились в мою пользу, а как у ИП вообще претензий нет. И общаюсь я всегда с живыми людьми, по телефону, а не с ботами, если вопрос не на 1 копейку.
Что касаемо сбера, то в принципе всё объяснимо, практически гос. БАНК, системаобразующий, его со стороны ЦБ не трогают никогда, вот и они по мелочам клиента не дёргают, НО, когда мне и моей супруге отказались отдавать деньги, переведённые туда с депозита ТИНЬКОФФ, во времена когда у ТИНЬКОФФ ещё не было банкоматов в каждой деревне, запросили кучу документов, в том числе с вопросом который меня просто убил: "зачем вам ваши деньги", если хотите купить квартиру или авто, то договор, желание иметь дело с таким банком у меня пропало. Всё мы думаем, что всё хорошо, пока лично не коснулось.
P. S. По Р.С.сказать не могу, но как физик имеющий кучу карт других банков, в том числе премиум, могу сказать, что ТИНЬКОФФ лучший. В Открытии, мне за перевод физ. лицу 52т. весь мозг вынесли, что пришлось разговаривать жёстко. при этом я там не просто премиум, а премиум-премиум.
Это называется "пока не коснулось"
Так и есть, но за 11 лет не коснулось, а людей за 1 год закошмарили. И последнее время, что ни день, то кошмар и именно в ТИНЬКОФФ. На происки конкурента очень похоже.
Возможно сменились сотрудники комплаенса и с октября ужесточение по 115-ФЗ, поэтому весточка может прийти в любой момент.
Какое-то адское нахваливание тинька. Я им активно пользовался в 12-15м и впечатления смешанные.
Сразу огромный минус, просто гигантский - документы, справки и выписки в то время. Нужны были оригиналы с печатями банка, а это Почта и долго. Ну и в те времена мое любимое - нет банкоматов. Заплатить уборщице? Иди с трёх банкоматов по очереди по 3к сдёргивай. Фу.
И ещё, тинек тоже системообразующий, он в топ10. Если у него отзовут лицензию, то государство обанкротится. И вот этот цирк с самозанятыми(а это волна в начале ноября прошла), исключительно инициатива банка. Исключительно. И критерии тоже банка
Было дело, что снимать крупную сумму в банкомате стороннего банка было неудобно, по 5 тыс за операцию, НО...в банкомате ВТБ 50т. за операцию, просто надо знать что, где, когда. Про справки по почте...,, тоже соглашусь, попадал на этот момент, даже ругался, когда мало того, что выслали с опозданием, так ещё и не ту. Но всё это мелочи.
Р. S. именно сейчас звонили из Сбера, звали-заманивали открыть Р. С.
А знаете что самое обидное? Они ведь мне за это не платят! Даже подарки и презенты не присылают😬
Вот только что читала про проблемы по 115фз у человека в сбере. Причем там сначала заблокировали, а потом он кучу времени добивался, какие именно документы им нужны для разблокировки. Перечень тот же самый: договора, акты (а он работает с большим количеством физиков и мелкими суммами, при которых составление договора необязательно), подтверждение квалификации (на не сертифицируемую деятельность) и обоснование стоимости услуг в придачу
все тут очень ждут
Ответят примерно через неделю, ито если сами их дернете)
Вангую, что они скажут правду в духе: клиент закрыл счёт и благополучно ушёл) И то если появятся, да
PS Если что, господа из Тинькофф, данная версия уже не сработает ;)
Да вы уже пять лет разбираетесь, постоянно у вас одно и тоже и слава именно такая, как и пишет автор поста. Разберитесь уже наконец с вашим беспределом. Может кто нить расскажет вашему основателю что 90-е кончились, а он все в гопника играет.
каждый день одно и то же
Кейсы один в один с моим? Есть ссылки под рукой?
А тут уже была история с ними же. Не один в один ваша, конечно, но мужику тоже крови попили знатно. Не помню сумму, за которую бодались, но весьма значительная.
Как же знатно вы обсераетесь... Хорошо, что использую вас для разовых оплат и не больше.
Вы меньше комменитруйте а лучше работайте, 2 раза приходилось общаться с вашей поддержкой, они даже понятия не имеют чем ип от самозанятого отличается. Компетенция просто прет из всех щелей. Обычно чем хуже банк тем больше комметариев в интернетах от него находишь.
Давно пора уходить из этого банка, Тинькофф оказался худшим из банков в отношении клиентов по 115-ФЗ. Я работал почти год с ними, но если запросили документы, то можно сказать счёт закроют точно, не отмажешься, какие бы документы ты не предоставил и как бы не разжевал доказательства. Работаю с другими банками также, ни один банк себя так не ведёт как Тинькофф, клиентов явно у них в разы станет меньше.