{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Бесконечные требования банка «Тинькофф» по 115-ФЗ и не только

Это моя первая статья в «Приёмной» vc.ru, и цель её — как можно сильнее привлечь внимание общественности к откровенному беспределу банка «Тинькофф», который злоупотребляет 115-ФЗ, Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П и дополняет требования Закона собственными запросами, не имеющими целесообразности. Но по отношению к кому?

Обновление 1: учитывая обилие комментариев (большое спасибо!), касающихся налогов, договоров и актов, сразу хочу отметить — чеки самозанятого, акты и договоры банк принял. Претензия только к подтверждению квалификации.

Обновление 2: судя по комментариям, причина таких действий со стороны банков — закрытие требований со стороны вышестоящих организаций. Банк не хочет тратить собственные деньги и очень легко «выжимает» их из самозанятых: «душит» бесконечными запросами; блокирует счёт; предлагает вывод под 20% комиссии. Скажете, что 20% от самозанятых с доходом до 200К — это мелочь? Зато сколько этих самозанятых!

Тинькофф «кошмарит» обычных самозанятых

Я давно являюсь самозанятым на двух легальных проектах в сфере контента, исправно плачу налоги, а мой ежемесячный доход находится на уровне программиста средней руки. Что касается транзакций, то все они сугубо бытового характера: коммунальные платежи, провайдер интернета, мобильная связь, маркетплейсы, продуктовые магазины и всё в таком духе. Естественно, внутри РФ и даже без взаимодействия с «подозрительными» платёжными системами.

Каково же было моё удивление, когда в начале ноября прилетело вот такое письмо от банка Тинькофф, клиентом которого я числился на протяжении трёх лет.

Следом за ним, буквально через несколько дней, прибыло второе письмо. Вначале у меня спрашивали документы за 3 месяца, потом решили оторваться за 6 месяцев. И вы только взгляните на перечень запрашиваемых сведений!

Справка по 2-НДФЛ не является самым страшным из всех требований.

Разъяснения об экономическом смысле совершаемых операций были восприняты мною как отчёт за использование электроэнергии, приобретение кроссовок или набора инструментов, а иначе трудно сказать, что именно хочет узнать банк. Вспоминается детство, когда бабушка спрашивала, куда ушла 1000 рублей, подаренная на День Рождения. Что за бред?!

Но дальше безумный аттракцион раскачивается ещё сильнее.

Во втором письме Тинькофф решили затребовать документы за 6 месяцев, хотя в некоторых местах я на тот момент не работал и трёх.

Они вспомнили, что забыли спросить чеки, но больше всего «порадовало» их внимание к документам, подтверждающим наличие квалификации! Именно этот момент и стал переломным во всей истории.

Хорошенько исследовав ситуацию вокруг 115-ФЗ, я убедился, что под такой запрос документов обычно попадали клиенты, оперирующие суммами от 600 000 рублей до 1 000 000 рублей ежемесячно. Как уже говорил в самом начале, титаническими капиталами не орудую — это подозрение отпадает.

Едем дальше и узнаём, что 115-ФЗ любит стопорить переводы между ООО и ИП, так они похожи на отмывание денег. И снова это не мой случай. Даже финансирование терроризма сюда не притянешь, потому что характер каждой транзакции, как специально подчёркивалось, носит бытовой характер, а все источники «читаются» по реквизитам и сопроводительным документам. Так чем же вызван такой интерес к обычному самозанятому, действующему по чёткой инструкции ФНС?

Поддержка только подливает масла в огонь

Ответ на этот вопрос я долго и упорно пытался добыть в недрах чата поддержки, где работают «болванчики», зачитывающие текст по бумажке: клиент возмущается — говори 115-ФЗ; клиент соглашается — проси документы; больше вариантов нет. Я специально приложил все переписки, чтобы вы могли посмотреть, чему обучили «попугаев» в банке Тинькофф. Это фантастика! Если стараться приводить веские аргументы и задавать вопросы по существу, то «Кеши» на той стороне талдычат одну и ту же мораль — нас заставил 115-ФЗ.

А вдруг подписка Tinkoff Pro помогла бы избежать такого «преследования»? Я просто не мог не спросить!

Когда мне пообещали, что через сутки придёт «специально обученный член профсоюза по таким вопросам» — он не пришёл; мне досталась только SMS от T-Business с текстом «Пришлите документы или позвоните по номеру».

Тогда я понял, что трачу на общение с «попугаями» больше времени, чем на работу и решил минимизировать риски, передав в банк хотя бы чеки и акты. Поддержку это устроило, и на какое-то время они пропали.

Всё это время на счету находилась определённая сумма денег, и в ближайшем будущем должен был прийти новый перевод от работодателя, поэтому я решил перестраховаться, пойти навстречу и понадеяться, что Тинькофф таким образом залатывает дыры в бюрократии.

«Ну серьёзно? Вытаскивать всю подноготную из самозанятого? Да сейчас прикроются от Росфинмониторинга и дело в шляпе!» — наивно думал автор этого поста.

Вечером крайнего дня, когда я и забыл про этот запрос, приложение сообщило, что на почту пришёл новый. Бредовость раскрылась во всём великолепии, и я столкнулся с такими фактами современной российской реальности, от которых должно стать грустно всем, кто ведёт легальную деятельность и стремится к нормальному среднему классу, а не к тому, где маячит число 17. Либо элементарно пытается выжить.

Тинькофф захотел подтвердить квалификацию самозанятого, который не осуществляет деятельность по лицензии.

Контент-услуги даже не подпадают под изменения Главы 31 Трудового Кодекса РФ, связанные с порядком применения профессиональных стандартов. Более того, определение квалификации сотрудника остаётся за работодателем, и банк не должен запрашивать какие-либо документы по этому вопросу. Проверка профпригодности никак не связана с экономической целесообразностью переводов.

При этом, если вы посмотрите на текст письма, то увидите, что сообщение было отправлено под конец рабочего дня крайнего срока, установленного самим банком Тинькофф. Для дальнейшего развития событий это очень важный факт, держите его в уме.

Они долгое время сохраняли молчание и бац — плевок в лицо тому, кто запрыгнул на подножку уходящего поезда. Естественно, этот факт «попугай» из чата проигнорировал, хотя, признаюсь, я был настолько выбит из колеи, что сперва начал выяснять именно причины подтверждения квалификации.

Потрясающее желание «помочь» клиенту — сообщить под конец финального дня сдачи документов, что ему не хватает одной бумажки, подтверждения квалификации!

Опять же я прикладываю всю переписку, чтобы вы сами погрузились в болото бюрократической ереси. Из двух переписок можно сделать вывод, что:

— Расплывчатая трактовка 115-ФЗ, в частности, ст. 7, п. 14, буквально развязывает банкам руки в плане требований какой угодно информации от клиентов. Это первый тревожный звоночек, который вы должны услышать.

— Получив негласный картбланш от ЦБ, банк Тинькофф начинает по полной использовать условия комплексного банковского обслуживания (УКБО), где п. 3.3.6 лишь подтверждает то, о чём говорится в 115-ФЗ, а именно: «Что мы попросим, то ты и предоставишь!». На каком конкретно основании — никого не волнует.

— Затем, когда Тинькофф ссылается на Положение Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П, на приложения 1 и 2, начинается целое шоу.

Сотрудники банка Тинькофф совершенно не понимают того, что перед ними находится человек, осуществляющий не лицензируемую деятельность. Они постоянно делают отсылки к п. 2 вышеуказанного Положения Банка России, хотя во всех остальных случаях подтверждение квалификации не нужно.

Когда они понимают, что тут их козыри не работают, они лезут за другим — внутренним перечнем документов банка, запрашиваемых у клиентов. Тинькофф утверждает, что запрос подтверждения квалификации содержится в этом списке, но выписку из него отказывается предоставить, хотя — это важный момент — как тогда понять, где находятся границы списка потенциально запрашиваемых документов, и не является ли это произволом конкретного сотрудника, который их требует?!

По сути, банк ущемляет клиента в правах и, до кучи, злоупотребляет 115-ФЗ, прописывая известные лишь ему документы в этот «невидимый перечень». Чуете, чем пахнет?

В этот перечень банк может внести какой угодно документ, затем потребовать его с вас, и вы ничего не сможете этому противопоставить! 115-ФЗ дал банкам право запрашивать документы, они подредактировали свои условия в УКБО и составили вот этот «всесильный перечень», по которому умудряются у тех же самозанятых требовать трудовые книжки или трясти ИП на резюме его сотрудников. Иначе, как беспределом это не назовёшь!

Блокировка операций

Наконец, когда деньги со счёта были переведены в безопасный банк, я всё-таки отправил документ, подтверждающий мою квалификацию (дипломы), но через какое-то время в приложении снова появился новый запрос — диплом их не устроил, и Тинькофф потребовали сертификаты о пройденных курсах, резюме и трудовую книжку, от самозанятого!

Таким образом, данный «каучуковый» список можно использовать в самых корыстных целях, чтобы запрашивать у клиента документы, которые он физически не сможет предоставить.

Когда на свой последний запрос банк не получил документов (терпение лопнуло), мне ограничили проведение операций по счёту, и я не смог перевести оставшуюся сумму через приложение. Кстати, это был тихий сюрприз от поддержки Тинькофф, которая обещала в течение 1 следующего дня разобраться в ситуации. Разобрались — остановили операции по счёту.

В сухом остатке

Карты удалены. Счета закрыты. Поддержка банка продолжает говорить о том, что они не хотят терять клиентов, хотя сами же не слышат аргументов и не идут навстречу, когда клиент предлагает документально отчитаться за каждую транзакцию. Учитывая нынешнее положение дел вокруг 115-ФЗ и «каучукового списка документов» банка, аудитория Тинькофф серьёзно поредеет.

Ведь в моём случае список обязательных документов по 115-ФЗ был предоставлен, и причиной спора стал документ, затребованный по инициативе самого банка. Для подтверждения операций это не несёт никакой доказательственной базы!

Банк Тинькофф намеренно прикладывает усилия, чтобы терять своих же клиентов. Всем, кто осуществляет какую-либо деятельность как самозанятый, ИП или кто-то другой, рекомендую быть наготове, что к ним начнут поступать «письма счастья» не с целью закрытия бюрократического вопроса, а чтобы вызвать отвращение от этого банка.

В сериале «Во все тяжкие» был диалог (цитирую):

— Они что, поймут, что мы торгуем наркотиками?
— Хуже! Что мы уклоняемся от налогов!

Как видите, в России будущего остерегаться стоит ещё и банков.

0
978 комментариев
Написать комментарий...
Демьян Федулов

Одно радует - америкосы тинька на бабки поставили как лоха последнего. Он немеренно очканул и тут же забашлял. Еще бы. Америкосы это не блогеры к которым можно бандосов и продажных ментов присылать кошмарить. Америкосы сами к кому хочешь кого надо пришлют - мало не покажется. Причем забашлять амерам пришлось, как вы понимаете, реальными деньгами а не фуфлыжными ценными бумажками своей конторки, красная цена которым копейка в базарный день. Так что счас, чтобы компенсировать свой позор, он будет любыми способами доить на бабки членов своей секты тинькопоклонников... С чем я их и поздравляю!!! :-)))

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Кстати я тоже самозанятый два года. Обслуживаюсь в Сбере. У меня там два карточных счета - на один из них я и получаю платежи от заказчиков. С него перевожу сам себе на вклад (хранить) и на вторую карточку, которую использую для оплаты всего и вся. Никаких проблем и никаких вопросов от банка пока нет.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Горяинов
Автор

Будем надеяться, что это "пока" продлится как можно дольше) А то так у людей выработается паранойя от одного только факта наличия денежных средств, либо их поступления на счёт, даже в минимальном количестве

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Июнь

В сбере опасно хранить деньги. Ситуации всякие бывают, и чуть что, приставы и иже с ними махом заблокируют счета. А пока будешь доказывать что ты не верблюд - проходит драгоценное время. Другие банки в этом плане более защищены.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Горяинов
Автор

Руслан, когда говорят, что в течение суток обращение рассмотрит специально обученный сотрудник, а потом, через пару часов, ты видишь, что практически ничего не можешь сделать со своим счётом — это так мы "более защищены"?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Б

Глупости. Любой банк обязан исполнить требования в исполнительном листе. И не важно, Сбер это, Тинькофф или Зажопинский Устюг-Банк.
Закон для всех одинаковый.

Можете развернуть ситуацию в другую сторону: представьте, что вы подали в суд на должника и хотите получить от него причитающиеся средства. Здорово будет, если банк станет уклонятся от решения суда и не будет перечислять вам деньги по исполнительному листу? Наверное, не очень)

Ответить
Развернуть ветку
Blackrock

Тут прикол в том что раньше только у сбера было соглашение с приставами резко без волокиты блокировать и если счет условно в втб то приставы ничего не списывали тупо потому что даже не заморачивались с другими банками. Сейчас аресты накладывают везде

Ответить
Развернуть ветку
Борис Б

Знаете, у меня в любом случае не вызывают особой симпатии люди, уклоняющиеся от выплаты долгов.
Так что не могу это засчитать в минус банку :)

Ответить
Развернуть ветку
Skynet

Согласен с вами.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Согласен, но есть нюанс - далеко не все банки связаны с ФССП по ЭДО, Хомяк, например, Энерготрансбанк, ренессанс - только на бумаге могут получить документы от ФССП(на сегодняшний день точно)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Чижевский

Тинькофф тоже. Но это работает в обе стороны. Неспешно заблокируют, неспешно же и разблокируют потом, если не просить.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Горяинов
Автор

То есть, Владимир, если просить, то не разблокируют, а если подождать (типа "само пройдёт"), то разблокируют, правильно понимаю?) А есть ссылки на подобные случаи? Вдруг в спорных ситуациях лучше дать "настояться"))

Ответить
Развернуть ветку
rawboat

Тем не менее из всех банков, с которыми я сотрудничала, только Хомяк дважды блокировал мою кредитку - причем один из них по ИП на другое лицо. И решал эту проблему очень долго, потратив массу моего рабочего времени.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

У хомяка кредитные счета - 423 и и 408.

По закону это - текущие счета и счета депозитов, на них ложатся аресты прекрасно.

По правильному кредитные счета - или 303 или 455, то есть средства банка, которыми пользуется клиент, такие счета нельзя арестовать.

А масса время как раз из-за того, что хомяк общается с ФССП по почте, а не по ЭДО

Ответить
Развернуть ветку
rawboat

Этот факт не имеет для меня как для клиента никакой разницы. Мне абсолютно всё равно как давно - только что или ещё до длительного общения по почте - банк получил запрос на блокировку моего счета (или чужого, но заблокировал мой). Как клиентк мне важен сам факт постоянных блокировок. Имея счета в 7 банках и ИП от приставов, я получила блок только в одном из них, хотя счета на 408 - во всех. И это был Хомяк. Который непреминул еще и не разобравшись блокнуть мой счет по ИП на тезку. Как клиенту мне все равно, как быстро после запроса это произошло.

Ответить
Развернуть ветку
Хэппи милф

Другие банки другим банкам рознь. Недавно ПСБ и Хомяк вставили палки в колёса там, где сбер прошёл мимо

Ответить
Развернуть ветку
Dan Priwalow

Сейчас электронный документооборот. Это раньше звонила операщионист и говорила, что пришёл арест и до конца дня надо вывести деньги или решить с налоговой, сейчас даже операционист узнаёт по факту.

Ответить
Развернуть ветку
Грусти Грусти

Не соглашусь, хоть сбер я не очень жалую. Не знаю, у кого как, но сбер хотя бы в минус карту не вгоняет на всю сумму как альфа, мтс, да тот же тинькофф. Пришла на сбер зп, у зп определённый код, сбер 50% списал, остальное осталось. Пришла зп на тинькофф и сразу вся сумма списана в минус. И потом вот так пиши в чат, доказывай, показывай.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серяков

У меня в Сбере не снимали деньги даже в период разногласий с ФНС по налогам ИП.

ВТБ однажды смахнул со счета деньги из-за этого - потерял клиента .

Ответить
Развернуть ветку
de_timur

Приставы заблокирут счета в ЛЮБОМ банке, действующем в юрисдикции РФ

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Июнь

речь не только о приставах, но и ЖКХ-шниках, например. Они тоже напрямую списывают

Ответить
Развернуть ветку
de_timur

ЖКХшникии не могут списывать без судебного решения и приставов.

Ответить
Развернуть ветку
975 комментариев
Раскрывать всегда