Решил я значит проверить свою кредитную историю на одном из известных ресурсах. И что я обнаружил? Действующий долг в #хоум_кредит с 2009 года и как следствие краснющую историю! Я конечно же позвонил в эту контору, говорю каким образом банк забыл про меня? - а вы знаете? Мы вам звонили звонили... но не дозвонились ... Так же как и вашим родственни…
Всех приветствуем. Хотим немного внести ясность в ситуацию. Кредитная история - не кружок рисования в 5 классе общеобразовательной школы - банк не может самостоятельно что-то там "нарисовать". Каждому случаю при детальном рассмотрении найдется вполне себе логичное объяснение.
Так и в ситуации, описанной автором отзыва. Не имеем возможности расписать подробно, т.к. нарушим этим сохранность персональных данных автора, но можем рассказать в общих чертах на отвлеченном примере:
У клиента имеется долг, скажем-с, 100 000 рублей, платежи поступают несвоевременно, Банк начисляет штрафы, о размере которых клиента предупреждают как в договоре, так и в звонках. Проходит несколько месяцев и клиент решает полностью погасить долг, но сумму платежа вносит, как говорится, "на глазок" и этого не хватает на оплату изначально взятого долга (остается, допустим, 40 рублей, штрафы при этом еще не списывались). Клиент благополучно забывает про кредит в полной уверенности, что обязательств нет. Банк, разумеется, несколько раз пытается связаться, но "телефон абонента выключен или находится вне зоны действия сети". Сопоставив дебет с кредитом, Банк решает не взыскивать такую задолженность, т.к. процедура взыска стоит дороже, чем размер долга. К слову, Банк имеет полное на это право. Заемщик согласно условиям договора обязан самостоятельно контролировать своевременное поступление средств и корректность размера последнего платежа.
Прошло 10 лет... срок исковой давности вышел, как писали многие комментаторы, человечество с замиранием смотрит в космос, а долг остается и деться ему некуда физически. И информацию о платежном поведении Банк отправлять обязан, т.к. 218 ФЗ "О кредитных историях" никто не отменял.
С точки зрения человеческой: испорченная КИ из-за 40 рублей и неклиентоориентированный Банк-негодяй;
С точки зрения бизнеса: Банк не нарушает закон, передавая ложные сведения в БКИ и рискуя отзывом лицензии или наложением крупного штрафа.
Мораль: Берегите кредитную историю смолоду. Внесли последний платёж: уточните в Банке, всё ли в порядке. Да и просто будьте на связи.
с точки зрения бизнеса: висящая несколько лет мелкая сумма долга клиента, гораздо больше стоит Банку, чем просто списанная за счет собственных средств Банка. Все эти годы Банк резервировал согласно требованиям ЦБ сумму даже чуть большую, чем долг (тело кредита + проценты) клиента. И таких клиентов не один или два, если Банк соизволит проверить сколько таких клиентов и на какую сумму (без штрафов) это всё тянет, то обнаружит, что там зарыто несколько десятков миллионов рублей (а учитывая объёмы выдачи кредитов конкретно Хоум Кредит энд Финанс Банк, там могут быть сотни миллионов) и все эти деньги не работают и тянут за собой обеспечение резервов (т.е. сумму умножаем примерно на 2).
При этом Банк считает, что поиск контактных данных этого клиента менее приоритетный, чем "ждать у моря погоды" .
Отправка СМС-сообщения о долге стоимостью пускай 50 копеек в далеком 2009 тоже не эффективна (а вот тут вопрос, возможно конкретно на этого клиента смс сработала бы), как и СМС в текущем году (клиент 99% сменил номер).
Подача иска в суд гораздо дороже этой суммы.
Продажа в коллекторское агентство (КА) - можно попробовать, тут всё зависит от вашего менеджера по работе с КА и самого КА (Кстати у вас же было придворное КА).
В итоге, что сейчас Банк имеет: кучу замороженных денег из-за резервов по таким мелким суммам, негативный отзыв на популярном ресурсе (а может быть и не на одном ресурсе) + этот клиент скорее всего так и не заплатит.
А теперь что делать с такими вот кредитами? - отменить штрафы и списать за счет собственных средств Банка, потому что всё остальное слишком дорого.
Что касается кто же прав в такой ситуации? - да, тут прав Банк, потому что клиент должен сам следить за своим счетом.
Теперь о морали: всё правильно, только учтите что если каждый клиент будет так уточнять, ваш колл-центр может не выдержать. И тут тоже есть несколько выходов как это обойти по максимуму, за счет разработки сервисов.
Ну, если 40 рублей дороже клиента, то продолжайте в том же духе). Тем более клиент из поста не получал от вас звонков...
На всякий случай уточним, что все суммы и сроки привели для примера. Они не имеют ничего общего с размером задолженности автора.
Если сумма таких долгов без штрафов не десятки миллионов (как тут пишет @AbortYou), то неужели нет уверенного решения "дарить" немного денег на счет для выравнивания баланса в 0. Если нет, то нужна корректировка законодательства