{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Я отдал «Альфа-банку» 3 тысячи комиссии за 2 попытки снятия наличных

Кратко - с картой Альфабанка попробовал 2 раза снять наличные в Египте, оба раза банкомат деньги не выдал. Альфа сначала сняла деньги, конвертируя 3000 EGP в ~15500руб, а потом сделала возврат 3000 EGP, вернув ~14000 рублей. Т.е. деньги я не получил, но потерял на двух попытках ~3000р.

Банкомат в это время показал ошибку в духе "Нет связи с банком", и я попробовал снять деньги с картой другого банка. Была такая же ошибка и другой банк сделал все очень логично - ничего с меня не снял.

Конечно же, я посчитал это ошибкой и оформил обращение. Альфабанк посчитал, что у них все ок, они получили подтверждение, что деньги я снял, а потом, что банкомат мне вернул деньги :) И они в праве заработать на мне на разнице в продаже и покупки валюты.

Здравствуйте, Сергей .

Мы всё проверили: конвертация прошла верно.Разница списанной и зачисленной суммы возникла из-за отличий в курсе покупки и продажи валюты.24.01.2022 вы сняли 3 000,00 египетских фунта и 3 000,00 египетских фунта.25.01.2022 мы получили подтверждение операций за 24.01.2022 и списали со счёта 15 493,77 рублей + комиссия за снятие 308,33 рублей и 15 493,77 рублей + комиссия за снятие 308,33 рублей. При снятии наличных деньги были сконвертированы в рубли по курсу продажи банка.Далее 25.01.2022 на ваш счёт вернулись 3 000,00 египетских фунта и 3 000,00 египетских фунта — они были сконвертированы в рубли по курсу покупки банка и на счёт были зачислены 14 080,12 рублей + комиссия за снятие 280,19 рублей и 14 080,12 рублей + комиссия за снятие 280,19 рублей .Нарушений в проведении операций с нашей стороны не зафиксировано, поэтому оснований для возмещения разницы в курсе нет.

Ответ по обращению № A2201263645

Возвращая комиссию (при чем не всю?) они понимают, что деньги я не получил, но зарабатывать на мне будут.

Выводы простые - буду снимать деньги теперь только с картой другого банка, который просто отменил транзакцию.

upd 6/02 - разницу вернули.

0
146 комментариев
Написать комментарий...
Альфа-Банк

Сергей, мы изучили и готовы прокомментировать ситуацию.

Боимся, что на следующий день после снятий мы правда получили их подтверждение. Причём тогда же 25 января деньги вернулись обратно. Поэтому возникла разница из-за курсов продажи и покупки.

Когда вы снимали египетские фунты с рублёвой карты — мы их продали, поэтому снятие прошло по курсу продажи. Когда же деньги вернулись обратно — нам пришлось проделать обратную процедуру: купить фунты, чтобы они стали рублями, и зачислить на карту. Отсюда и разница в суммах, в том числе и в комиссиях.

С другой стороны, мы понимаем, что вы этого не ожидали и рассчитывали на обычную отмену операции и разблокировку денег. Поэтому будем рады компенсировать разницу в рамках лояльности. Ещё напишем 🙌🏼

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Белов
Автор

Жаль получить такой ответ от вас, он только подтверждает, что AlfaTravel и вашими картами в целом лучше не пользоваться заграницей, ничего в будущем лучше не станет и в подобных ситуациях надо будет снова идти на VC.

Какой бы я посчитал ответ правильным:
1) Из-за особенностей работы конкретных банкоматов, в частном случае, они могут списать деньги и зачислить обратно при неуспешном снятии, поэтому мы покупаем/продаем валюту и получается подобная разница
2) Для клиента это действительно выглядит неправильно, ведь он просто попытался снять деньги и не получил их. Такое бывает и это исключительные ситуации, чтобы отменять подобные транзакции в автоматическом режиме нам требуются доработки - постфактум анализировать списания подобных "кривых" банкоматов, понимать по неточной логике что такое-то зачисление это на самом деле отмена другой транзакции. Мы соберемся (или уже собрались) нашей продуктовой командой и подумаем как правильно реализовать и автоматизировать подобную логику и учесть сотню наших внутренних алгоритмов - кэшбэки, лимиты на снятие, антифрод и т.п. чтобы никто из наших клиентов в будущем с подобным не сталкивался
3) Так как таких кейсов (скорее всего) мало, пока мы собираем во внутренней Jira каждый подобный инцидент, каждый раз поднимая приоритет этому тикету перед другими. А пока, как временное решение, дали инструкцию при подобных обращениях возвращать клиенту деньги при его обращении в чате и надеемся что подобных ситуаций больше не произойдет

Ответить
Развернуть ветку
Простой Иван

Получение прибыли является для банка не проблемой, а уставной деятельностью. Никто в здравом уме там эти кейсы фиксить не собрался. Максимум - заткнуть особо крикливых через смм.
Когда каждый такой косяк будет неотвратимо стоить банку 1 млн.руб. штрафа, тогда, возможно, зашивелятся. И то не факт, что матожидание отрицательным станет, возможно, порядок цифры стоит увеличить.

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Мы ничего не заработали на потерях Сергея, и здесь нет нашей ошибки. Такая же ситуация могла произойти в любом другом банке. Чуть выше объяснили подробнее

Ответить
Развернуть ветку
Простой Иван

Объяснение хорошее. Из него видно, что чужой банк списал фунты по несостоявшейся операции, то есть, незаконно. А вы вместо того, чтобы вернуть клиенту незаконно списанные средства и разбираться с банком, приняли от него компенсацию - другие фунты - и впарили их клиенту по коммерческому курсу. Ваш выбор, конечно, как урегулировать расчеты с банком. Но и курсовые разницы - полностью на вас, клиент компенсаций от чужого банка не просил, а ожидал лишь отката несостоявшейся транзакции.

Ответить
Развернуть ветку
unknown

Со счетом вашего клиента произвели операции, на которые он не давал согласия. Ваша ошибка в том, что вы проводите эти операции. А не должны.

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Сергей, не хотим прозвучать голословными, однако мы правда здесь ни при чём. Вероятно, стоило сразу объяснить поподробнее, поэтому будем рады исправиться.

Дело в том, что в операциях всегда участвуют две стороны: банк, который выпустил карту, и банк, который обслуживает магазин или банкомат. В вашем случае первый банк — это мы, а второй — банк-эквайер.

Когда человек прикладывает карту к терминалу на кассе или вставляет её в банкомат — эквайер присылает запрос на блокировку денег. Таким образом он как бы говорит: это успешная операция, отложите, пожалуйста, деньги. Мы понимаем, одобряем запрос и откладываем.

Через несколько дней он присылает повторный запрос уже на списание. Этим он подтверждает, что операция и правда успешная, и просит перевести деньги, которые тогда отложили.

При возвратах у эквайера есть три варианта:

• Отменить блокировку, чтобы мы сразу вернули деньги клиенту. Этим он сообщает, что операция не прошла и не претендует на деньги.

• Ничего не делать. Тогда мы сами снимем блокировку через какое-то время. Если нет второго запроса, значит операция, скорее всего, неуспешная.

• Списать и вернуть деньги ещё одной операцией.

В вашем случае он пошёл по третьему пути. 24 января прислал блокировку, а уже 25 — списал деньги. Они уже покинули банк и перешли на счета банка в Египте. Следом же в этот же день он вернул их обратно теперь уже другой операцией.

Мы ничего не заработали на ваших потерях и у нас не было корыстных мотивов. Тем не менее понимаем, что это необычная логика, но другой пока что не существует.

Вы снимали фунты с рублёвой карты. Поэтому чтобы вы смогли получить деньги, мы перевели рубли в фунты, то есть продали валюту. Когда же фунты вернулись обратно другой операцией — это были уже другие 3000 фунтов, иначе мы бы просто их разблокировали. Для зачисления на рублёвую карту нам пришлось перевести их в рубли, то есть купить валюту. Курсы продажи и покупки всегда отличаются, отсюда и разница в суммах.

Мы не участвуем активно в процессе блокировок и списаний и не знаем заранее, какой путь выберет эквайер. Такие правила придуманы платёжными системами: Мастеркардом, Визой и остальными. По ним работают все банки в мире.

Поэтому если вместо нашей карты у вас бы оказалась карта другого банка — произошла бы такая же ситуация. Вам бы так же пришла меньшая сумма.

Другое дело, если эквайер выбирает первый или второй путь возврата. Вероятно, многие комментаторы, и в том числе вы, брали их за основу. В таких случаях деньги не покидают пределы банка, и их незачем конвертировать дважды. Клиент получает ровно столько, сколько рассчитывал

Ответить
Развернуть ветку
unknown

Уважаемый Альфа-банк. Я каждый месяц теряю порядка 5-10 тысяч рублей на подобных действиях, которые вы совершаете. И считаю что в подобной ситуации ответственность должны нести вы.
Недобросовестные банки совершают заведомо ложные операции (не выполняют мой ПРИКАЗ выдать мне деньги с моей карты, при этом списывают средства). Я не уполномочивал эти банки совершать эти операции и не желаю за них платить.
Вы, как мой банк, обязаны защищать мои интересы. Опротестовывать эти операции и отменять их. Потому что я, повторю ещё раз, не давал на них согласия.
Вместо этого вы прикрываетесь словами что не виноваты, ваша хата с краю и вы ничем помочь не можете. Хотя по моему счету совершаются операции, наскоторые я не давал разрешения.
Более того, я точно знаю, что ряд банков не отправляет вам распоряжения на списания. А лишь делает холд и потом снимает его. А вы просто крадете в этих случаях деньги.
В ближайшее время я инициирую публичное разбирательство. А пока пусть как можно больше людей знают какие вы бессовестные и беспринципные жулики.

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Расскажите, пожалуйста, поподробнее, и мы будем рады помочь. Для этого нам нужно найти вас в базе клиентов, поэтому пришлите в личку своё фио и дату рождения. Уже написали вам сами 🙌🏼

Боимся, что эквайеры не могут жульничать и использовать своё положение, чтобы забирать лишние деньги. Иначе их просто отключат от платёжной системы, они не смогут выдавать новые карты и банально закроются. Не говоря про разбирательства в суде и прокуратуре.

Поэтому у них нет другого выхода, кроме как честно возвращать деньги, если клиент не получил наличные в банкомате или отменил в магазине покупку. Другое дело, они это могут делать тремя способами, о которых рассказали чуть выше.

Мы не можем заставить их выбирать способ или просто игнорировать второй запрос на списание. У нас нет таких полномочий, опять же, по правилам платёжной системы. Другое дело, если эквайер всё-таки списал деньги и не вернул. На этот случай есть процедура чарджбэка, и это единственный способ, каким мы можем повлиять на возврат.

Отметим, что говорим «мы» лишь для наглядности. На нашем месте может быть любой банк-эмитент, который выпустил карту. Все работают одинаково

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Белов
Автор

Спасибо за подробный ответ

Ответить
Развернуть ветку
unknown

Сергей, это не ответ, а ложь. Уж простите. Вы не разрешали стороннему банку списывать и возвращать деньги. Вы сделали запрос на конкретную операцию. Если она не выполнена, то должна быть отменена.
Все остальное должны разбирать между собой эти пауки в банке (альфа, другой банк и платёжная система).
Странно, что этот ответ вас удовлетворил.

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Банковские операции устроены по-другому. Если говорить техническим языком, то операцию нельзя отменить. Можно лишь снять блокировку, как в первом или втором случае, которые описали чуть выше; либо списать и вернуть деньги разными операциями.

Как именно поступить — решает эквайер. Клиенты и банки-эмитенты не участвуют в этом процессе.

Когда люди изобретали банковские карты, они заложили в них эту логику. Поэтому каждая карточная операция в мире состоит из этих этапов: блокировки и списания. По-другому карты просто не могут работать.

Есть случаи, когда эквайеры пропускают первый этап и сразу списывают деньги без блокировки. Но это уже другая тема

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Domnin

Вы видимо не понимаете, если клиент деньги не получил то это не проблема клиента. Все эти комиссии разницы в курсах это не заботы клиента. Услуга не оказана и не важно по какой причине, значит клиент не должен потерять не копья. И меня клиента вообще не интересует как там происходит связь с другим банком и платежной системой.
Так вам понятно?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Спасибо АБ, помогли мне, долго думал, но теперь решил закрыть счет и карту вашу. Этот кейс и ответная реакция АБ это ниже плинтуса...

Ответить
Развернуть ветку
143 комментария
Раскрывать всегда