{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Тинькофф Банк»: Массовая и безосновательная приостановка обслуживания счетов

Неделю назад стартовала волна (если не сказать "цунами") коллективных блоков банковских карт и счетов клиентов банка Тинькофф.

Вследствие блокировки многие клиенты полностью утратили доступ к своим сбережениям, кредитным и дебетовым картам, а так же брокерским счетам и мобильным приложениям.

На протяжении недели банк не может дать разъяснения, ссылаясь на пункты 4.5 и 7.3.9 УКБО (Условия комплексного банковского обслуживания). Попытка выяснить, какие именно из действий клиента попадают под данное нарушение не приводит ни к чему.

Для справки, вот эти пункты:

4.5

  • у них что-то сломалось - не подтверждают;
  • доступ 3-х лиц - не спрашивают об этом;
  • легализация фин.терроризма - не спрашивают об этом.

7.3.9

  • операция совершена не клиентом - не спрашивают об этом;
  • не было соответствующих документов для операции - не спрашивают об этом;
  • противоречит законодательству - не спрашивают об этом;
  • предпринимательская деятельность - не спрашивают об этом;
  • не исполнены обязательства перед банком - нет;
  • закон РФ ограничил операции - нет.

Поддержка по кругу повторяет одну и ту же фразу, аппелируя к стандартному тексту.

Нарушение рекомендаци Банка России

Важно отметить, что отмалчиваясь и продолжая скармливать клиентам бессодержательную информацию банк игнорирует Методические рекомендации Банка России от 22 февраля 2019 г., а также Положение Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Предписание обязывает включить в свои правила порядок информирования физических лиц о причинах отказа в проведении операции.

В Рекомендациях уточняется, что при указании причин отказа в проведении операции, банк не должен ограничиваться отписками, а обязан предоставить подробные разъяснения того, как клиент может прекратить блокировку. При блокировке клиент должен получить исчерпывающую информацию о причинах такой блокировки.

Говоря простым языком, мне детально и понятно обязаны объяснить, что именно я сделал не так и какие действия следует предпринять, чтобы разрешить ситуацию с блокировкой. Но драматичность в том, что банк в лице службы поддержки элементарно не соблюдает установленные собой же договорённости.

Перенесение решения без оснований

Начиная с 12.03 я стал получать уведомления о том, что о причинах блокировки и возможности её снятия меня уведомят до конца 14.03. В назначенную банком дату — никакого сигнала, тишина.

16.03 я позвонил в поддержку: “ждите, с вами свяжутся в течение часа”. Что думаете? Тишина. Звоню позднее сам: “до конца 16.03 мы свяжемся с вами”, но на деле связи со стороны банка не происходит. Совсем.

Банк игнорирует клиента и собственные обещания, смещая срок решения всё дальше.

Далее поддержка ведёт монолог уже без участия клиента:

Напомню, что некоторым пострадавшим-таки вменили выдуманное нарушение и даже заговорили о компенсации.

Правдоподобный сценарий

И тогда в моей голове родилась мысль о том, что банк всё же сам нарушил внутреннюю операционную последовательность действий и, вероятно, пренебрёг предписанием ЦБ. Вот эта часть:

Предположим, дело действительно в операциях купли/продажи иностранных валют в "жёлтом приложении банка" по курсу, установленному самим банком. Если Тинькофф выполнил предписание ЦБ, то клиенты торговали по курсу ЦБ и к ним никаких вопросов, а если банк не выполнил предписания и клиенты торговали по “неправильному” курсу, то Тинькофф нарушил предписание ЦБ и опять же, к клиентам никаких вопросов.

То есть, Тинькофф Бан (sic) сам до конца не может разобраться в глубине и вязкости того болота, в которое попал и, как это бывает, пытается суетно решить свои финансовые неудачи за счёт клиентов. Откуда суета? Конечно, от дикого притока клиентов, которые сейчас побежали из ВТБ и прочих санкционных банков. Это, конечно, версия на грани мультипликационной конспирологии и стоит её воспринимать, как художественный вымысел автора.

***

Был даже момент, когда человеку прислали уведомление об ограничении удалённого обслуживания с рекомендацией закрыть счёт! Представляете скорость появления седых волос после такого?

Но на другом конце офиса поддержка не спит и моментально отменяет слова своих нерадивых коллег.

Всеми любимый, всеми желанный. 115-ФЗ

Если вы получаете подобное сообщение, то важно знать следующее:

  • во-первых, банк должен указать на конкретные операции, которые вызывают подозрения в пособничестве терроризму;
  • во-вторых, блокировать счёт банк может только после уведомления финмониторинга и на основании его разрешения;
  • в-третьих, существует Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. №536-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма”, который запрещает банкам без объяснения причин блокировать счета или отказывать в совершении операций — даже если у клиента нет документов, подтверждающих его добросовестность.

Поэтому, попытка в контексте данной ситуации предъявить вам нарушения по 115-ФЗ незаконна. Важный момент: у банка есть 5 рабочих дней (с момента совершения операции), чтобы уведомить о подозрении нарушения 115-ФЗ. Банк сейчас идёт на хитрость — он сначала снимает необоснованную блокировку, через полчаса снова блокирует счёт и через день высылает запрос отчитаться по 115-ФЗ.

Вместо эпилога

Эмоциональная составляющая заключается в том, что Тинькофф Банк крайне неэтично ведёт себя, ввергая клиентов в пучину неопределённости в такое смутное время. Честно говоря, мне страшно за тех, кто всерьёз устанавливает сотрудничество с данной организацией. Надеюсь, что банк найдёт в себе силы признать свою ошибку и разрешит ситуацию в пользу пострадавших клиентов.

Тем, кто пишет про "заработок на разнице курсов валют" и предполагает, что блокировки связаны с "неосновательное обогащением" – подобные операции проводятся клиентами в рамках публичной оферты + данная формулировка неприменима к обогащению в результате сделки.

В подобном случае банк сам обманывается с курсами и пытается вменить клиентам 115-ФЗ, так как это единственный способ разорвать отношения и предать ситуацию забвению. Банк не может просто так, без оснований, попросить вас уйти, это не сельский частный клуб

На десерт скажу, что операции конверсии, которые предполагаются как нарушающие УКБО, проводятся с одобрения службы поддержки:

Скупой платит дважды. Если банк экономит на создании квалифицированных кадров, он заплатит за их ошибки.

p.s. на заметку Банку Тинькофф (я для вас посчитал, это примерно 55 р. в день за каждые 100 000 р. незаконно заблокированных средств)

p.p.s. пока писал, вот это пришло:

0
478 комментариев
Написать комментарий...
Данил Михайлов

Добрый день! Также заблокирован банком @Тинькофф. Все началось у меня еще 21 февраля, после того, как вывел деньги с Брок. счета и решил их снять на время, получил сначала лимит, потом лимит срезали до 20 тысяч, потом закрыли принудительно валютный счет, сейчас полностью убрали лимиты на все операции. на множество запросов, банк также отвечает стандартными фразами и в последнем ответе сказал, что решение не подлежит пересмотру. Для всех прикладываю последнее письмо отправленное мною в банк, чтобы не возникло вопросов, что я чего-то не договариваю и все поняли, что здесь вина и возможно какой-то специальный умысел банка @Тинькофф .
Письмо отправленное мною: в след Коментарии

Ответить
Развернуть ветку
Денис Акулов

кинули просто на бабки ))

Ответить
Развернуть ветку
475 комментариев
Раскрывать всегда