Сколько стоило АО «РЖД» отобрать у работника премию?

Я работаю рядовым инженером на линейном предприятии АО «РЖД».

В нашей компании АО «РЖД» действует система премирования, которая предусматривает зависимость суммы премии от оценки, выставляемой руководителем. Оценка пятибалльная: если средний балл – «тройка», то премия выплачивается в базовом варианте (коэффициент – единица), если меньше, часть базовой премии удерживается. Вроде, тут всё правильно и логично. Но, что будет, когда руководитель, выставляющий оценки, делает это крайне субъективно, основываясь лишь на своих личных взглядах и отношении к своему работнику? А все остальные вплоть до руководителей предприятия и дирекций начинают ему поддакивать…

В один прекрасный день передо мной как работником АО «РЖД» предстал мой оценочный лист для премии за октябрь месяц. Оценили меня не очень приятно. В принципе, всегда ставят «3», несмотря на то, что работаю я отнюдь не на три балла. Особо я и не протестую – «тройка» даёт единичный коэффициент – базовая премия не уменьшается. И на том «Спасибо».

А вот если ставят «двойки» - премия уменьшается. Заместитель моего непосредственного руководителя, находясь, видимо, не в очень хорошем настроении, вляпал мне практически одни двойки в лист оценки. Внятно объяснить причины таких оценок данный персонаж не смог. И это неудивительно, ибо он практически со мной не взаимодействует, да и за оцениваемый период он даже не заменял моего непосредственного руководителя. Обратившись к начальнику предприятия о такой несправедливости, я не получил поддержки – наоборот, на меня начали набрасывать всех собак. С каждым проводимым разбором с причастными список моих «упущений» рос на глазах, хотя начиналось всё с фразы виновного оценщика: «Вы мне задаёте вопросы, поэтому я Вам снизила оценку». Да, все кто работает на ж/д транспорте вопросов задавать не должны! Задал вопрос – попрощайся с премией. Закончилось всё тем, что я уже, оказывается, не посещал своё рабочее место, слыл злостным прогульщиком, мало работал, плохо взаимодействовал с коллегами, не проявлял заинтересованности в результатах своего труда и инициативы и прочее, и прочее. Правда, объяснить хотя бы то, в чём же заключается моя вина в плохом взаимодействии с коллегами, если мне даже не могут выдать рабочий стационарный телефон, никто не смог. Да и сложно проявлять инициативу, когда твой начальник удаляет твои электронные сообщения, не читая (это всё видно по отчётам о доставке). Порой, выслушивая такие тирады, кажется, что все просчёты в нашей компании происходили из-за меня, и стоило мне только написать заявление об уходе, как тут же в нашей стране начали бы летать сверхзвуковые поезда в каждой деревне с билетами за 3 копейки, вагоны и локомотивы бы ремонтировали за 2 секунды антропоморфные роботы, а всё население нашей страны стало бы железнодорожниками со средней зарплатой в 5 миллионов рублей в месяц. Ну, я после таких нападок отчаиваться и уходить с предприятия не стал, а наоборот обратился в вышестоящие инстанции, подкрепив свою позицию письменными аргументами. Пусть они нас и рассудят, правильно?

Руководство вышестоящей Дирекции особо разбираться в вопросе не стало и отделалось формальными отписками: «Мол, это же премия, что Вы хотите? Премию надо заслужить. А Вы не заслужили. Это ясно, как Божий день». Я, если честно, не удивился таким ответом. Правда, от лица предприятия тогда поступил один интересный перл в виде официального ответа начальника на моё обращение: «Вам снизили оценку за инициативу в работе в связи с невыполнением Вами п. 32 Вашей должностной инструкции». Залез в свою должностную инструкцию – п. 32 разъясняет мои права. Я имею право согласно этому пункту подавать инициативы. Как мне можно вменить невыполнение моих прав, если это мои права, а не обязанности? Вопрос очень интересный.

Сколько стоило АО «РЖД» отобрать у работника премию?
Сколько стоило АО «РЖД» отобрать у работника премию?

Прямо довольно-таки забавная ситуация получается. Вот сидите вы, например, дома с самого утра в выходной день – смотрите фильмы, общаетесь с семьей, читаете книжки, в общем, занимаетесь своими делами. Стук в дверь. К вам заходит сотрудник ГИБДД и протягивает квитанцию со штрафом от сегодняшнего числа.

- За что штраф? – Вопрошаете вы. – Я дома сижу, сегодня даже за руль не садился.

- Так за это мы Вас и оштрафовали! Вы не воспользовались своими водительскими правами в этот день – уплатите оброк!

- Но это же моё право – пользоваться машиной и водительскими правами, а не обязанность? – Опять возмущаетесь вы.

- Ой, ничё не знаю, ничё не знаю! Вы их не реализовали! Всё, кароч, по закону! – Мямлит деловито гаишник, раскручивая полосатую палочку на пальце, и покидает квартиру.

У нас с данным утверждением руководства предприятия такая ситуация и выходит. Но двигаемся дальше с моей проблемой.

Руководство Дороги также не проявило заинтересованности в вопросе.

Дойдя до Центральной Дирекции мне удалось хоть кого-то расшевелить. Меня всё-таки услышали, рекомендовав провести со мной, как они выразились, «разъяснительную» беседу. Смысла в этих беседах я уже не видел, ибо я понял, что премию у меня отобрали несправедливо, и единственное, чего я хотел, так это возврата своей заслуженной заработной платы и признания своих ошибок со стороны руководства, а не сотрясания воздуха и переливания своих «упущений» из пустого в порожнее.

Для проведения разъяснительной беседы руководство Дирекции приняло беспрецедентное решение: командировать 5 человек из нашего предприятия (включая трёх руководителей и меня в том числе) на разбор в стольный Петроград. Не слабо, да? Я, естественно, от таких преференций отказался, ссылаясь на ст. 153 ТК РФ – ехать в такую даль, терять время, ещё и в один выходной день болтаться в поезде, чтобы опять сотрясать воздух, у меня желания не было, да и все разборы с руководством можно провести по видеосвязи – техника в АО «РЖД» позволяет.

Остановились всё-таки на видеосвязи – разум восторжествовал. И я такой весь «безынициативный» работник сэкономил для компании деньги на бесполезное командирование 5-х человек.

По видеосвязи от руководства Дирекции и начальника моего предприятия я не услышал ничего нового: опять я был виновен во всех грехах, опять мне рассказывали про то, что премию надо заслужить, опять про то, что никто ничего не видит полезного в моей деятельности, что я не проявляю инициативы, и вообще всё в рамках законодательства и руководящих документов. «С» - стабильность. Презумпция невиновности при данных разборах отсутствовала: работник, получивший отрицательные баллы, должен сам был доказывать какой он замечательный, и что же он сделал такого грандиозного, чтобы заслужить хотя бы жалкие «тройки». Это напоминает «Процесс» Кафки: тебя в чем-то обвиняют, а вот в чём, это ты и должен узнать. Все мои доводы и достижения, о которых я заявлял, были сочтены комиссией, как несостоятельные – ничего существенного и хорошего, как оказалось, я за оцениваемый период не сделал даже на «тройбаш». Такие разночтения во взглядах работника и работодателя происходят потому, что в самом Положении о текущем премировании нет описания конкретных форм инициатив, о чём я и сообщал на собрании. Я считаю, что мои инициативы тянут на «3», а все остальные так не считают. А почему «2», а не «3»? Никто не знает и ответить на этот вопрос не может. Правда, вопрос с отсутствием на моём рабочем месте телефона постановили решить, и указали на тот факт, что, оказывается, меня оценивал не тот руководитель, который имел на это право, и надо срочно внести изменения в мою должностную инструкцию, чтобы устранить это несоответствие. А как тогда моя оценка может быть справедливой, если оценивал не тот руководитель, который должен был? «Совет по справедливой премии» об этом умолчал.

Сколько стоило АО «РЖД» отобрать у работника премию?

Начались творческие мучения моего руководства с выдачей мне телефона. Зубы скрипели, волосы рвались, думы думались. Сложность задачи с выдачей стационарного телефона, мне кажется, была сравнима с постройкой андронного коллайдера на территории предприятия. За пару дней мне выдавали три телефона один за другим, при этом постоянно их меняя по своей инициативе (я их менять не просил), с таким интересным прогрессом, что каждый телефон был в более худшей кондиции, чем предыдущий. Первый – произвольно отключался, у второго, как выяснилось, не работала кнопка вызова. Я так понял, что это был такой челлендж со стороны руководства - «Как своему подчиненному подсунуть телефон похуже». Последний я даже решил сфотографировать, чтобы уже не быть голословный. На корпусе находятся какие-то липкие сопли (видимо, от скотча), в зарядной чаше многовековая пыль, а на задней части корпуса зияет грязное пятно.

Сколько стоило АО «РЖД» отобрать у работника премию?

Согласно серийному номеру аппарата он изготовлен в октябре 2018 года. Т.е. ему пошёл только 5 год, а создается впечатление, что он разменял не один десяток лет - так его ухайдокали. Ну я особо и не переживаю, жил до этого без телефона много лет и ещё проживу. Благо - есть мобильный. Самый дешёвый радиотелефон у нас в стране стоит порядка 3 тысяч рублей. Нам в компании из всех утюгов рассказывают про то, как у нас растёт погрузка, как растет производительность и выручка АО «РЖД». Но на телефон за 3 тысячи рублей – денег у нас нет.

А какова всё-таки цена разборок? Сколько же мне всё-таки не доплатили премии с этими плохими оценками? - Спросит неискушенный читатель. Сумма по моим расчётам получилась в районе 700 руб. Всё правильно, ошибок нет. И опечаток тоже. Мне не выплатили порядка семи сотен рублей, и меня это возмутило. Более того, уплати работодатель спустя три месяца разбирательств мне эту сумму, он бы заплатил всего 35 рублей пени за нарушение Трудового законодательства. Т.е. цена вопроса в данном случае со стороны компании составляла 735 рублей. И компания в неравной борьбе со мной всё-таки смогла эти деньжища у себя в бюджете сохранить, оставив меня с носом. Можно мою компанию поздравить с упорством и целеустремленностью? Не торопитесь с выводами! А что на другой чаше весов получается? Сейчас посчитаем.

Суммарное время разборов с привлечением специалистов и руководителей всех рангов и мастей составило порядка 6 часов: участвовал начальник предприятия, руководитель моего отдела, заместитель, специалист по зарплате, кадровик, дорожный представитель Профсоюза, узловой Профсоюз и прочие руководители Дирекции. По грубым подсчётом заработная плата указанных выше работников за время, проведенное в «разъяснительных» беседах, составила более 15 тысяч рублей (это «от», сильно заниженная цифра, а какой там потолок - неизвестно).

По результатам проведенных разборок были распечатаны кучи всякой бюрократической писанины, вроде протоколов, распоряжений, пояснительных, объяснительных – всего получилось более 40 листов хорошей белой бумаги. И объем потраченной бумаги после данного разбора будет увеличен в разы, т.к. было указано на проведение аналогичных разъяснительных бесед со всеми работниками предприятия с оформлением протоколов. Ну, чтобы уже все знали, что по поводу отобранной премии можно уже не возмущаться. Бумага сейчас дорогая - до 1500 рублей доходит за пачку в 500 листов. С расходами на чернила получается до 200-300 рублей только на бюрократическую возню. Это до 50 % от моей невыплаченной премии.

С учётом моего потенциального согласия на командировку в Питер для разбора затраты компании на перевозку в купе 5-х работников и выплатой им суточных составили бы порядка 30 тысяч рублей дополнительно, не считая затрат на заработную плату в этот период в размере более 50 тысяч рублей.

И того, чтобы сэкономить 735 рублей, испортить отношения с работником, не позволить признать свои ошибки и дать понять окончательную правоту фразы «Я - начальник, ты - дурак» руководители компании потратили более 15 тысяч рублей. И готовы были потратить ещё 80 тысяч рублей сверху. Возможно, это такой стратегический ход? Ведь теперь, когда попраны все нормы объективной оценки работника, правила премирования и создан прецедент с прощением несправедливого депремирования, это позволит в последующем отбирать у всех работников часть их заработной платы. Например, чтобы по моей персоне выйти в плюс после данных разборок в 15 тысяч – мне надо ставить аналогичные низкие оценки, как за октябрь, в течение двух лет. А если так опускать всех работников на предприятии – то срок окупаемости данного «проекта» может сильно уменьшиться. В принципе, я могу вполне законно компенсировать данные потери в 735 рублей, просто выйдя из железнодорожного Профсоюза. Представитель нашего узлового Профсоюза, который присутствовал на разборе, просто сидел в сторонке и грустно вздыхал, а по окончании разбора молча покинул кабинет. Ему было совсем неинтересно. Бедненький. Ну, и мой интерес состоять в Профсоюзе также сильно угас.

Вернемся к моей «безынициативности» и стационарному телефону. В связи с моим отказом от командировки в выходной день, и экономии порядка 80 тысяч для компании – никому и в голову не пришло то, что вместо обвинений в мой адрес о плохих производственных успехах, мнимых прогулах, отсутствию инициативы и прочих пустых разговоров – можно было с этих сэкономленных 80 тысяч и вернуть мне мою удержанную премию в 700 руб., и выплатить пени в размере 35 руб., и приобрести для меня новый стационарный телефон, и вручить какую-нибудь благодарность в красивой рамочке за мою, как бы это правильно выразиться, чтобы никого не обидеть… Хм… Инициативу. Уже страшно произносить это слово.

Но, к сожалению, имеем, что имеем. Радуйтесь, руководители АО «РЖД» - вы проявили недюжие упорство, непоколебимость и стойкость в своих убеждениях, в своих принципах! В принципах, которые, я думаю, всем стали более ясны и понятны…. Вы проявили отчаянную целеустремленность в борьбе со своими кадрами, со своими работниками. Работниками, которые после таких «разъяснительных» бесед и умозаключений уже никогда не будут проявлять должную заинтересованность в результатах своего труда. Ведь всегда намного проще потратить корпоративные 95 тысяч рублей на пустые беседы и разборки, стуча кулаком по столу и утопая в снежном коме ложных утверждений, чем признать свою неправоту, трезво оценить работника и вернуть удержанные у него жалкие копейки. Но, знайте, что такие ходы будут крайне нецелесообразны и проигрышны, если каждый из работников АО «РЖД» будет отстаивать свои права, интересы и заработную плату.

1818
28 комментариев

Лично я при первой подставе начальницы через 11 месяцев работы написала заявление об уходе. Не вижу смысла метать бисер перед свиньями и унижаться, доказывая кому-то в разброках, что я не верблюд. Мне тогда было 23 года. И я четко понимала, что терпеть несправедливое отношение к себе не буду. Ушла и ни разу не пожалела. Зачем трепать себе нервы...Если вы хороший и достойный спец, каковым себя считаете, стоит поискать то место, где к вам должным образом будут относится, именно так как вы этого заслуживаете. Я такую работу нашла чего и вам желаю!

11
Ответить

Спасибо, мадам!😊

1
Ответить

У тебя варианта на самом деле 2:

1. Если ты хочешь оставаться в системе - проси перевода в другое отделение/город/ххх. Те тебе нужно сменить вертикаль, в которую ты встроен.

2. Просто менять работу.

Просто не сошлись характерами/взглядами и тп. Смена работы это радостно и просто.

——

В текущих реалях будет крайне сложно работать, тк обида/унижение будут разъедать тебя постоянно, а начальнику будет или все равно или он и дальше будет травить.

—-

Кстати, то, что ты отказался от поездки в Питер, тоже не дальновидно - в неформальной обстановке, ты мог бы ближе познакомиться с начальством, втереться в доверие, переговорить и уладить конфликт, это был бы своеобразный team building. По итогу, ты мог бы получать еще и больше.

6
Ответить

Спасибо за Ваши советы! Очень приятно за Ваш отклик!😉

1
Ответить

Так вот Он негодяй! Из-за которого все беды на железке!!!))))))

3
Ответить

Автор, вас сложно заменить прямо здесь и сейчас? Что-нибудь серьезное произойдет, если исчезнуть на недельку? Прям полностью исчезнуть и на звонки не отвечать. Как насчет через недельку, дождаться когда позвонят, и инициировать переговоры? Можете себе такое позволить?

2
Ответить

Незаменимых людей не бывает😊

2
Ответить