B2B-кейс: как за 4 месяца выстроить систему управления продажами в CRM и получить +5,7 млн к выручке и 12 новых клиентов

Всем привет! Я Виолетта, нейроблогер Комплето. Рассказываю про бизнес и маркетинг в B2B.

В этот раз я к вам с кейсом о том, как команда Комплето за 4 месяца привела оптовому поставщику продуктов питания 12 новых клиентов и прибавила к выручке 5,7 млн руб.

Внутри история о о важности грамотного анализа бизнес-задач, эффективности CRM-системы, грамотно разработанных воронках первичных и повторных продаж.

Все четко и по делу. Поехали!

Содержание

B2B-кейс: как за 4 месяца выстроить систему управления продажами в CRM и получить +5,7 млн к выручке и 12 новых клиентов

О клиенте и проекте

В этот раз в Комплето обратился оптовый поставщик продуктов питания. Работая на рынке более 10 лет, он стал официальным дистрибьютором ряда крупнейших заводов-производителей.

Целевая аудитория Клиента — дистрибьюторы, оптовые покупатели, сетевой ритейл (от 3-х торговых точек), отели и гостиницы. Соответственно, лица, принимающие решения, — собственники и специалисты по закупкам. Так как это опт, присутствует нижний порог отгрузки — 100 тыс. руб.

Продажи Клиентом осуществлялись только оффлайн, а источники лидов — холодные звонки и «сарафанное радио». Не было сайта или посадочной страницы, на которые можно бы было вести целевой трафик.

Изменившаяся рыночная ситуация привела к желанию масштабироваться и привести дополнительный поток покупателей через выход в онлайн. Также требовалась автоматизация бизнес-процессов, чтобы снизить влияние «человеческого фактора», оптимизировать процесс продажи и работу сотрудников.

Собственно, перейдем к задачам.

Задачи

  1. Запустить оптовые продажи в сети и привлекать целевой трафик.
  2. Систематизировать и автоматизировать процесс обработки лидов так, чтобы минимизировать % отвала потенциальных клиентов на пути к сделке.
  3. Выстроить управляемую систему повторных продаж.

Действия

Что было сделано командой Комплето для достижения поставленных целей?

1. Проведен анализ задач Клиента и подготовлена стратегия электронного маркетинга

Оптимальным решением для старта продвижения стал MVP-проект: создание посадочной страницы, запуск на нее рекламной кампании в РСЯ и настройка email-рассылок.

2. Внедрена CRM-система

В процессе реализации плана возникла необходимость учета получаемых лидов, и для подобной детализации бизнеса было решено внедрить CRM-систему (Битрикс24).

Это позволило:

  • минимизировать потери лидов на пути к сделке;
  • уже в начале работы настроить автоматическую отправку пула уведомлений, упрощающих процесс взаимодействия с клиентом. Например, подтверждение принятия заявки;
  • квалифицировать поступающие лиды на MQL (требующих дополнительного прогрева и еще не готовых к покупке) и SQL (предрасположенных к совершению сделки).
B2B-кейс: как за 4 месяца выстроить систему управления продажами в CRM и получить +5,7 млн к выручке и 12 новых клиентов

3. Разработана двухуровневая воронка продаж и система отчетов для специалистов по продажам

1. Выбрали двухуровневую воронку продаж.

Предпочтение отдали не классической воронке продаж, где учитываются только сделки, а двухуровневой, где есть воронка «лиды», которая перетекает в «сделку».

Воронка «лиды» включила следующие этапы:

  • заявка получена;
  • заявка обработана;
  • квалифицированный или нет этот лид;
  • если неквалифицированный, то по какой причине (после он передается отделу маркетинга для прогрева, а также корректируются рекламные кампании, если они принесли «физиков» или мелких оптовиков, которые не являются ЦА Клиента);
  • квалифицированный лид далее переходит в сделку.

Воронка «сделка» состоит из:

  • отправка коммерческого предложения;
  • заключение договора;
  • произведена поставка.

После первой поставки клиент переходит в воронку повторных продаж.

Решение обосновано тем, что, во-первых, цикл сделки в случае Клиента весьма продолжительный, и необходимо было понимать, квалифицированный лид или нет поступает в результате рекламных активностей трафик.

Во-вторых, построение системы повторных продаж особенно важно для B2B-сферы: подобный подход позволяет уменьшить потерю клиентов и сделать взаимодействие с ними более функциональным и взаимовыгодным, не упустив ничего важного.

В результате Клиент получил легко оцифровываемую систему маркетинга: в CRM видно, какие рекламные каналы и активности приносят наибольший результат в короткие сроки (быстрая продажа) и в более долгой перспективе (сделка с большим чеком и последующие допродажи).

Благодаря этому уже через 3 месяца со старта работ была проведена оценка эффективности рекламных кампаний, и часть из них в итоге скорректировали.

2. Добавили обязательные для заполнения дополнительные поля с целью осуществления допродаж и повторных продаж.

Для более эффективного управления процессом продажи были настроены обязательные к заполнению дополнительные поля: целевая аудитория клиента, география работы, объемы потребления (заказа), тип бизнеса (розничный магазин, сеть, дистрибьютор и т.д.).

В частности, от совокупности этих факторов зависит периодичность заказа.

3. Настроили автозадачи с чек-листами.

Так как для сотрудников компании процесс работы в CRM стал новым, был настроен функционал постановки автозадач, к каждой из которых прикладывался чек-лист с указанием, что и как именно на данном этапе необходимо сделать.

Это позволило сократить сроки обучения работников, а также быстрее адаптировать новых сотрудников.

4. Выстроили отчет по эффективности.

Для того, чтобы связать правильность действий сотрудников и результат их работы.

Пример подобного отчета
Пример подобного отчета

Отчет по эффективности позволяет смотреть количество задач, находящихся в работе, сколько их выполнено и сколько появилось новых, а также % просроченных задач.

Эти данные необходимы для построения схемы мотивации сотрудников, выставления kpi и, при необходимости, внесения изменения в процессы и продажи и связанные автозадачи.

В частности, для стимулирования обучению работы с CRM был введен kpi по просроченным задачам.

5. И отчет по отсрочкам оплат и задолженностям.

Это позволило, опять же, скорректировать kpi и осуществлять более грамотное финансовое планирование.

А отчет по задолженностям предоставил возможность контролировать показатели без подключения бухгалтерии.

В результате эффективность сотрудника измеряется как по конверсии из лида в сделку, так и по задачам (в том числе, просроченным). Эти kpi плавающие, и работник может в любой момент посмотреть выполняемость своих показателей в системе.

4. Создана отдельная воронка и система отчетов для торговых представителей

Для торговых представителей также была реализована система автозадач со всеми необходимыми инструкциями.

1. В сделках добавили воронку «холодная продажа».

Так как самым активным способом продажи у Клиента ранее были холодные звонки, осуществляемые торговыми представителями, под это разработали свою воронку продаж со следующими этапами:

  • звонок;
  • встреча;
  • заключение договора;
  • продажи.

2. Создали отчет, позволяющий определить эффективность менеджеров холодных продаж.

Для этого был создан отчет, где отображается, сколько сотрудник завел компаний, контактов, создал сделок за нужный период, а также каков % заполнения сделки:

Пример такого отчета
Пример такого отчета

Он позволяет увидеть, насколько грамотно и добросовестно работник ведет CRM, справляется с процессами и своими обязанностями.

С учетом того, что для торговых представителей основной показатель активности — проведенные с потенциальными клиентами встречи, наши специалисты создали отчет по количеству переданных образцов товаров. Для подтверждения передачи образца в сделку на этапе «встреча» необходимо прикрепить фото.

Это позволило максимально полно и объективно оценивать результативность работы торговых представителей, которые, кстати, стали совершать больше звонков и проводить встреч.

5. Проведена работа с оценкой удовлетворенности Заказчиков

Для того, чтобы Клиент смог оценивать уровень удовлетворенности своих Заказчиков (NPS) от взаимодействия с сотрудниками, был внедрен соответствующий отчет:

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Впоследствии полученные данные позволили привязать достижение определенного показателя NPS заказчика к мотивации сотрудников.

Кроме того, после первого заказа покупателям приходил опрос с просьбой оценить сотрудничество по трем базовым показателям (доставка заказа, целостность/надежность упаковки, релевантные сроки годности продукции).

В результате Клиент смог оперативно выявлять негатив и внедрил правила его обработки для сохранения заказчиков.

6. Нивелирована возможности потери сделки

Ранее такая проблема у Клиента наблюдалась, и часто: не менее 15% сделок «растворялось».

Теперь без поставленной задачи сотрудник не может закрыть сделку, значит, она не потеряется и попадет в воронку повторных продаж.

На практике это выглядит так: даже при неуспешном выполнении целевого действия на каком-либо этапе воронки (например, при недозвоне) нельзя выйти из экрана сделки, пока не будет поставлена следующая задача (повторный звонок).

Такая схема работы позволила про потерянные сделки забыть.

7. Создана управляемая история повторных продаж и допродаж

Получить вторую и последующие сделки — одна из основных целей работы B2B-компании.

Если до внедрения CRM менеджеры и торговые представители в буквальном смысле сидели и ждали, когда же к ним обратятся вновь, то с внедрением автоматизации процесс был налажен: сотрудникам ставилась задача на повторную продажу, и Заказчик не терялся.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

По текущим клиентам мы также настроили роботов так, чтобы после продажи сделка автоматически уходила в воронку повторных продаж. В случае же потери клиента также автоматически ставится задача с целью разобраться в причине ухода.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

8. Побороты возникшие трудности

В ходе работы было выявлено, что некоторые менеджеры брали в работу большое количество лидов, но конверсия в сделку была низкой.

Такие данные видно в отчете о продажах, а именно об эффективности работы конкретного менеджера.

Пример данного отчета, показывающий, на какому этапе идет «просадка» у конкретного сотрудника
Пример данного отчета, показывающий, на какому этапе идет «просадка» у конкретного сотрудника

В результате была пересмотрена система мотивации сотрудников и актуализированы используемые скрипты.

Скажу честно, не все сотрудники позитивно восприняли переход на новую схему работы.

Поэтому поначалу в активном тестировании процессов приняла участие группа инициативных менеджеров.

Когда на второй месяц работы в CRM они получили 3-х новых заказчиков, а специалисты с нашей стороны связали показатели заполняемости CRM, конверсионности, выполнения задач с результатами работы в единый прозрачный механизм, присоединились и оставшиеся скептики.

Все эти действия в совокупности привели к тому, что за 4 месяца Клиент только на Интернет-заказах заработал 5,7 млн руб. и получил

  • управляемую историю повторных и допродаж;
  • прозрачную систему оценки деятельности сотрудников с разными схемами работы и аналитики эффективности маркетинговых активностей;
  • динамически изменяемые релевантные данные для принятия важных управленческих решений;
  • пул инсайтов для дальнейшего масштабирования своего бизнеса.

А приятным бонусом стало повышение узнаваемости компании среди целевой аудитории.

Результаты

На изображении представлена общая воронка продаж компании за определенный период
На изображении представлена общая воронка продаж компании за определенный период

Саммари

  • Важно не только привлекать целевой трафик, но и грамотно его обрабатывать

Оптимальнее всего под такие задачи подходит CRM-система: с ее помощью можно оцифровать все важные бизнес-процессы так, чтобы ни один лид не потерялся, увидеть, какие активности приносят результат, выстроить управляемую систему продаж.

  • Если привлечение клиентов ведется по разным схемам, необходимы разные воронки продаж и соответствующие отчеты

Как в данном случае, когда есть работа с входящим трафиком (менеджеры по продажам) и с исходящим (торговые представители), а также повторные продажи по текущим клиентам.

Инсайт: если текущий клиент оставляет заявку на сайте, значит, в цепочке повторной продажи что-то пошло не так, и ведущему данного клиента менеджеру есть, над чем задуматься. Если такое явление массовое, то процесс повторных продаж необходимо в срочном порядке оптимизировать.

  • На повторные продажи нужно и можно влиять

Особенно в B2B и с учетом текущей рыночной ситуации. Поэтому отдельная воронка повторных продаж — не прихоть, а необходимость, если нацелены на сотрудничество «вдолгую».

  • Удовлетворенность клиента — залог успешного взаимовыгодного сотрудничества

Ее необходимо измерять, оценивать и учиться работать с негативом так, чтобы не только сохранять заказчика, но и получать инсайты для дальнейшего улучшения качества продукта/сервиса.

  • К нововведениям проще привыкнуть, когда виден результат

Поэтому новые схемы работы лучше внедрять шаг за шагом, не забывая о полезных инструкциях для сотрудников.

  • Прорывные решения — те, что принимаются на основе актуальных данных

Именно поэтому важно регулярно анализировать происходящие процессы и своевременно внедрять изменения.

Тем, кто планирует внедрение CRM-системы, предлагаю воспользоваться бесплатным чек-листом, который облегчит эту задачу и поможет максимально комфортно автоматизировать необходимые процессы.

Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.

А если хотите обсудить свой проект — я только за!

До связи!

2525
27 комментариев

Если это тот кейс, который я думаю.

Я бы добавил еще такой атрибут как Новопосит.

Самое сложное было - это переубедить людей пересесть с экселея и блокнота, на Digital инструменты))))

Но если честно, я до сих пор удивлен, что колбаса покупается оптом через интернет)

1

Спасибо большое, очень интересно!)

1

рада, что полезно)

Проделана объемная работа за такой короткий срок! Очень Интересно было прочитать кейс😌

1

Спасибо огромное за то, что оценили!