Зачем тратить время на стажеров? Рассказываем, как растим специалистов по информационной безопасности

Где найти талантливых ребят на стартовые позиции и как не сойти с ума при обучении новичков.

Всего в России 113 вузов, в которых есть направление «Информационная безопасность» — это топовые профильные московские и центральные региональные вузы. Но по опыту общения с кандидатами могу сказать — вузовская программа не может подготовить к реальным проектам, поэтому студенты продолжают учиться уже на работе, а мы — эксперты, растим их в процессе. Меня зовут Анастасия Федорова, я руковожу группой инженеров технической поддержки и аналитиков информационной безопасности в КРОК. В этой статье я расскажу, как и зачем мы работаем со стажерами.

Стажеры по информационной безопасности — это кто?

В моей группе 2 направления: первое — техническая поддержка систем защиты информации, и второе — аналитика и консалтинг в области информационной безопасности. Сейчас стажеры есть и там, и там. Причём в техподдержке уже 6 начинающих ребят, и мы сознательно сделали ставку на обучение с нуля.

Команда технической поддержки — это инженеры, которые работают с заявками от заказчиков, оперативно решают проблемы возникающие в поддерживаемых системах защиты информации. Это кузница кадров — молодые специалисты здесь получают первый опыт, учатся работать с сетевыми средствами защиты и прокачивают инженерные навыки. В эту команду мы берём студентов начиная с 3-го курса профильных вузов — тех, у кого есть базовые знания сетевой безопасности и желание эти знания применить в реальных задачах.

Стажеры-аналитики — это тоже студенты последних курсов. Если кандидат уже успел получить диплом и небольшой опыт, то можем сразу предложить позицию младшего специалиста, но как показывает практика, младший проходит те же ступени обучения по аналитике, что и стажер, только с большей самостоятельностью и погруженностью в проектные задачи.

Направление аналитики подойдет тем, кому не так интересно “железо”, но хочется выстраивать процессы, разбираться в концептуальной картине информационной безопасности организации, анализировать риски.

В команду пришел стажер: что делать?

Будет ошибкой думать, что можно набрать много стажеров, которые сразу же уменьшат твою загрузку на проекте и начнут помогать. В первые месяцы всем становится немного сложнее: нужно найти время на обучение стажеров. На вас дополнительно ложатся онбординг, адаптация к коммуникации внутри компании, помощь с рабочими вопросами и контроль за результатами стажера. Как мы справляемся с этими задачами?

Первое — систематизация знаний. Для инженеров и аналитиков мы собрали и систематизировали все материалы — по специфике работы и бизнес-коммуникации для того, чтобы они могли быстро влиться. Раньше я для каждого нового стажера проводила установочные встречи по аналитике и консалтингу, сейчас это переросло в записанный курс в формате вебинаров, который новички смотрят на внутренней платформе с обучением.

Второе — план развития. Идея стажировки не в том, чтобы перекинуть рутинные задачи на новичка: заставить страдать его вместо себя, а потом себя во время исправления ошибок. Мы комплексно развиваем человека и делаем из него профессионала. Например, студент, который приходит к нам на 3-м курсе, уже к окончанию университета имеет боевой опыт и может смело презентовать себя как профессионала.

Сначала новички проходят линейки курсов: инженеры, например, пробуют настраивать средства защиты, разворачивать виртуальные стенды. Дальше они включаются в программу развития, которая рассчитана на 1,5-2 года: проходят обучение, получают сертификаты по ключевым вендорам информационной безопасности. При развитии специалиста важно опираться на интерес человека: не все хотят становится проектными инженерами, часть ребят уходит развиваться как сервисные менеджеры. И мы в этом тоже помогаем.

Третье — контроль получения знаний. Да, начало работы похоже на продолжение обучения, но у нас совсем не университетский подход, где есть преподаватель, который пытается добиться результата от ученика, и студент, которому нужно получить оценку. Я за осознанное обучение: обучение, в котором стажер заинтересован, мотивирован и стремится разобраться в теме. Я как эксперт и наставники всегда открыты к вопросам, к помощи, но мы ожидаем ответственности и самостоятельности. Мы помогаем ребятам оценить свои результаты. Инженеры после первых месяцев работы и погружения сдают экзамен своему наставнику (обычно это кто-то из старших коллег). Стажеры выполняют задания с оборудованием и виртуалками — развернуть, настроить, показать составные части, ответить на каверзные вопросы техлида. На этом этапе мы оцениваем, насколько стажер ответственный и обучаемый. И с этого момента начинаем подключать к реальным заявкам, чтобы понять, как новичок ориентируется на практике.

Для прокачки знаний аналитиков мы создали базу вопросов с самыми важными темами в области консалтинга и так как у стажера много входной информации, нужно понять, насколько он её усвоил и готов ли двигаться дальше. Сейчас я это проверяю в личных встречах и небольших семинарах по темам, но это отнимает много времени. Однако, на таких встречах мы дополнительно прокачиваем у ребят культуру встреч. К синхрону с наставником стажеру нужно хорошо подготовиться: разобрать материал, подобрать правильные вопросы и зафиксировать всё, что может понадобиться для выполнения задачи. У наставников очень плотный календарь, и ребята учатся брать максимум от встречи и использовать своё время и время коллег эффективно.

Личность VS опыт. Чек-лист качеств стажера, в которого стоит вкладываться

Студент-новичок — это тёмная лошадка. На этапе отбора сложно оценить профессиональные качества — пока недостаточно знаний и опыта. Но можно оценить soft skills и общий потенциал. На что я обращаю внимание во всех кандидатах (и инженерах, и аналитиках).

  • Потенциальная готовность работать. Важно, чтобы студент стремился именно к профессиональному развитию и последующей серьезной работе. Нам не подойдут те, кто “решил просто попробовать” или “схожу и узнаю, что там, но работать пока не хочу”. Если человек сейчас не готов к карьерному развитию, ему будет трудно справляться с заданиями, а мы не сможем развить в нем целеустремленность и потратим время на обучение впустую.

  • Критическое мышление. Без критического мышления ребятам сложно выйти на высокий уровень самостоятельности. Мне нужны те, кто задаёт вопросы по проекту, задаёт вопросы самому себе и понимает, зачем нужна эта информация. Чаще всего это качество выявляется только в процессе работы, но если на собеседовании кандидат говорит, что у него или неё нет вопросов — для меня это тревожный звонок.

Для инженеров важна самостоятельность и склонность к кропотливой работе. Новички в техподдержке должны уметь формулировать свои мысли и доносить их до коллег, так как им предстоит общаться с клиентами. Новичков-аналитиков я ищу с навыками анализа информации и хорошим уровнем коммуникации. Даже если сейчас публичные выступления и скилл переговоров не развиты максимально, у аналитика должен быть к этому интерес. В будущем они будут общаться с заказчиком, проводить интервью, доставать информацию у людей, которые сами не всегда могут и хотят её предоставить.

Растить стажеров внутри: зачем?

Я могу точно сказать, где не надо искать выгоды.

Во-первых, стажеры точно не смогут с первого дня включиться в проекты и помочь команде с задачами. На рынке до сих пор это понимают не все работодатели. Стажер в команде — это дополнительная работа, и приятные бонусы вы почувствуете позже.

Во-вторых, не стоит думать, что только на реальных задачах можно вырастить из студента сильного профессионала. Новичкам нужно предоставлять обучение, коучить и контролировать развитие.

Но выгода от работы со стажерами очевидна. Найти готового опытного специалиста в ИБ, особенно аналитика, очень сложно. К тому же, есть наша уникальная специфика работы, а ещё культура коммуникаций КРОК, поэтому это дальновидно — принять талантливого молодого коллегу, который сразу будет работать в нашей парадигме. Мы помогаем ему прокачаться и создаём все условия, чтобы он работал в нашей команде и дальше.

И, конечно, не стоит забывать, что пока ты учишь других, ты обучаешься и сам — по крайней мере пробуешь быть ментором — не тем скучным преподавателем в университете, а старшим коллегой и источником знаний, который поможет пройти путь от первого рабочего дня до первого повышения.

Делюсь ссылкой на программу стажировок в КРОК, и буду рада пообщаться в комментариях :)

0
2 комментария
Юрий Морозов

"Рассказываем, как растим специалистов по информационной безопасности" —
Yuri was here...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Котов

Компания не вызывает доверия и надёжности. Ничего из себя не представляет. Хотел как то устроится, но мило отказали без объяснения причин. Когда не дают обратную связь, это тоже тревожный звонок, как минимум для меня. Бежать надо из такой компании. Благо сейчас работаю в отличной компании, в своём кабинете, с хорошим начальством и достойной зарплатой.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null