Не храните деньги на бирже – особенно, если они у вас есть

Не храните деньги на бирже – особенно, если они у вас есть

У нас в работе уже более месяца находится кейс, в рамках которого мы пытаемся разблокировать для нашего клиента почти полмиллиона USDT, застрявших на одной крупной бирже (для удобства дальше по тексту мы будем называть её «биржа G.»). Деньги были заблокированы более года назад.

Что случилось?

Фабула кейса следующая: между нашим клиентом и его контрагентом был заключен письменный договор, по которому наш клиент должен был обменять на бирже G. биткоины на Monero (XMR) и перевести их своему контрагенту, взяв за это небольшую комиссию. Репорт из AML-Bot показал, что отправленные клиенту для обмена средства находятся «в зеленой зоне» – риск отмывания или того, что они пришли из подозрительного / опасного источника, был крайне низкий. Тем менее, при попытке вывода денег с биржи наш клиент словил блок, и больше года у него прошли в бесплодной коммуникации с техподдержкой биржи G., которая вместо разблокировки средств сыпала формальными отписками о высокой нагрузке администрации и «глубочайшими извинениями за причиненные неудобства».

На днях их юридическая служба, которой мы ранее предоставили для рассмотрения все доказательства «чистоты» транзакции (переведенная копия договора, акт принятия частично оказанных услуг, AML-репорт на английском и др.), сделала нам интересный запроc: «А есть возможность получить какой-нибудь документ от полиции, что деньги легальные?»

Разве это странная просьба?

Неюристы могут не понять, что именно не так с этим запросом. Проблема в том, что наша полиция не занимается такими вопросами, поскольку у нее для этого нет ни технических возможностей, ни соответствующих знаний и полномочий. У нас есть возможность установить законность или незаконность происхождения средств, но это может сделать только суд, если такой вопрос является предметом рассмотрения в конкретном процессе. Вопросы права, такие как легальность происхождения средств, по умолчанию устанавливаются (решаются) судом, а не полицейскими справками.

Подготовка аргументированного разъяснения для администрации по этому вопросу заняла дополнительное время в довесок к тому месяцу, что мы уже потратили на решение этой проблемы – это не первый наш кейс по разблокировке, и всегда в случае возникновения проблем, когда мы общаемся с поддержкой, мы отмечаем для себя, что она, мягко говоря, мало что понимает в юридических вопросах, как видно на описанном примере. И без того долгая коммуникация по проблеме таким образом затягивается еще сильнее.

Как избежать такого затягивания в возвращении средств?

Наш первый тейк – поддержка на биржах практически всегда дремучая, в идеале вам нужно на бирже иметь своего человека (посредника) на платформе, который будет оперативно передавать (пушить) ваши запросы и будет лично заинтересован в позитивном исходе.

Второе – работая с такими делами, мы заметили один общий паттерн. Блокировка средств всегда происходит автоматически в ответ на попытку вывода большой суммы. Мы думаем, что у бирж есть некоторый алгоритм, который «триггерится» при крупном выводе. По нашему опыту, биржу может стриггерить как попытка вывести 1 миллион, так и «всего» 250 тысяч. Соответственно, если вы решаете вывести всю сумму с биржи, то мы бы рекомендовали выводить минимальными порциями – в качестве ориентира можно использовать тот порог допустимого ежедневного вывода, который доступен для минимально верифицированных лиц на вашей бирже.

Третий тейк – как только деньги на бирже блокируются, все бремя доказывания вашей правоты будет лежать исключительно на вас – не ожидайте от техподдержки биржи даже минимального рвения в том, чтобы помочь вам получить ваши средства обратно. С вас могут потребовать кипу самых разных доказательств происхождения средств, вплоть до результатов общего анализа крови, потому что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Дополнительная рекомендация от нас: не делайте фейковые договоры в формальное обоснование полученных средств, если техподдержка запросит такой документ. Один из наших клиентов, занимающийся онлайн-рекламой, получил перевод в биткоинах для закупки рекламы на нескольких платформах, и его средства были заблочены биржей при попытке обмена на USDT. По совету знакомого, столкнувшегося с похожей проблемой, он составил «липовый» договор оказания услуг с резидентом США (оплата по нему производилась как раз в биткоинах), в котором не указал реквизитов контрагента, которые обычно указываются при заключении договора (полный адрес, паспортные данные, дата рождения), а только выдуманные имя и штат проживания. Такой «договор» закономерно вызвал еще большие подозрения у техподдержки биржи, и для разблокировки средств она потребовала предоставить скан ID и proof of residence этого вымышленного американца – пожелав ускорить решение проблемы и пойти самым простым путем, наш клиент, таким образом, еще глубже закопал себя.

Почему такие внезапные блокировки вообще происходят?

Логика у администрации бирж при раздаче подобных блоков очень простая: им необходимо обеспечивать комплаенс с «антиотмывочными» законами, и тут лучше «перебдеть», чем «недобдеть». В ответ на ваше недовольство и возмущение всегда можно сослаться на то, что у биржи есть абстрактные «AML obligations», и тот факт, что вы больше года не можете вернуть ваши средства, потому что бирже они показались «подозрительными» – это исключительно ваша собственная проблема.

Гайдлайны, на которые ориентируются биржи при составлении своих AML-политик, по типу Директивы ЕС AMLD5, устанавливают довольно общие и расплывчатые критерии по подозрительности транзакций. «Подозрительными», согласно AMLD5, считаются «complex transactions», а также «необычно крупные транзакции», «транзакции, которые проводятся по необычной схеме» и «транзакции, которые не имеют очевидной экономической или законной цели». Сознательная расплывчатость этих критериев оставляет биржам широкий простор для «творчества» и широкого толкования – ваш вывод средств при обосновании причин блокировки можно при желании «подтянуть» под любой из четырех пунктов.

Возмущаться и угрожать судом за нарушение ваших прав в таких случаях скорее бесполезно – судебные иски обычно подаются по месту нахождения ответчика, а большинство бирж зарегистрированы в офшорных зонах по типу Каймановых или Сейшельских островов. «Дотянуться» до них по этой причине будет довольно затруднительно, и обратиться в суд с вашей стороны они воспримут примерно так же, как угрозу обратиться в «Спортлото».

Что делать в таком случае и как повысить шансы на разблокировку своих средств?

Во-первых, надеяться, что у биржи более-менее адекватная поддержка: по нашему опыту, уровень компетентности и желания действительно разобраться в вашей проблеме в техподдержках различных бирж колеблется примерно от крайне низкого до среднего. Если на вашей бирже «средний» уровень, то это уже большая удача – вас хотя бы не будут засыпать формальными отписками и требовать предоставить ваше генеалогическое древо до седьмого колена, чтобы подтвердить чистоту транзакции.

Во-вторых, будьте настойчивы. «Наглость – второе счастье», и в коммуникации с техподдержкой биржи этот принцип работает не вдвойне, а втройне. Оставайтесь вежливы, сдержанны и содержательны, но не бойтесь показаться назойливыми – во-первых, речь идет о ваших деньгах, во-вторых – на другом конце сидят люди, которым платят за решение таких проблем, как ваша.

В-третьих, сразу попытайтесь выяснить, какие именно доказательства от вас хотят, почему именно их и в какой форме их лучше предоставить. Просят договор? Кидайте именно договор, а не вашу переписку с контрагентом в Telegram. Просят данные с отправляющей платформы? Попытайтесь предоставить именно их, не кидайте, например, историю блокчейна.

В-четвертых, если проблема комплексная или по ее решению совсем нет подвижек, не бойтесь обращаться к компетентным юристам для решения проблемы. Мы, например, можем предварительно оценить контекст вашей ситуации и на по нашему опыту оценить потенциал и возможный способ решения проблемы – для вас это будет бесплатно.

Если наши рекомендации не помогли и ваше общение с администрацией ни к чему не привело, то, по нашему опыту, биржи могут отреагировать на негативный шум в соцсетях или на рейтинговых платформах вроде Trustpilot, Reddit, Telegram, vc.ru – выбор ресурса и аудитории остается на ваше усмотрение, главное – привлечь внимание к вашему кейсу и сделать акцент на нежелании биржи идти на какую-либо содержательную коммуникацию, несмотря на предоставленные вами доказательства. У нас были случаи, когда биржи, не желая раскручивания спирали негатива, решали, что проще «откупиться» от назойливого юзера, и разблочила его средства.

Впрочем, такие «неюридические» методы воздействия, к сожалению, далеко не всегда оказываются эффективными. Если биржа находится в оншорной юрисдикции (например, ЕС или ОАЭ) и имеет местную лицензию, мы советуем обратиться с вашим кейсом к местному регулятору, ответственному за соблюдение прав пользователей криптоплатформ, лицензированных в этой юрисдикции. Иногда регуляторы могут не так сильно волноваться о зарубежных пользователях (особенно из России), но такой запрос может использоваться как дополнительный способ давления на несговорчивую администрацию биржи.

Судебный иск, особенно к биржам, зарегистрированных на далеких островах в Тихом океане – это ultima ratio, когда все предыдущие способы воздействия не дали никаких результатов, и это единственный инструмент защиты прав, который у вас остался.

Помните, что как локальные AML-политики, так и существующие законы о борьбе с отмыванием денег, налагают на биржи обязательство по проверке подозрительных транзакций, но не дают ей право на заморозку ваших средств на неограниченный срок и полное игнорирование ваших доказательств, особенно со ссылкой на «высокую загруженность поддержки» – такие действия в большинстве будут считаться грубым нарушением прав пользователя.

Но самая главная рекомендация, которую мы можем дать: постарайтесь, насколько позволяют ваши обстоятельства, не хранить ваши деньги на биржах. Даже если вы проверите каждого вашего контрагента, будете избегать обмена крупных сумм и принимать другие меры предосторожности – это не гарантирует того, что вы не словите блокировку, потому что то, что вам казалось «белым», биржа произвольно посчитала «подозрительным». Мы понимаем, что хранение средств на бирже необходимо во множестве бизнес-моделей в сфере крипты, однако, как только вы заводите деньги на биржу, они перестают быть вашими – они становятся вашим правом требования к бирже, которым она может распоряжаться так, как ей видится нужным и как захочется. Постарайтесь не хранить на бирже больше средств, чем вам необходимо для проведения конкретной операции – в противном случае вы сильно рискуете.

Также предлагаем к прочтению разбор подобных кейсов из нашей практики: https://vc.ru/crypto/327607-kak-birzha-kriptoinvestoru-1-mln-zamorozila, а также https://vc.ru/crypto/1048287-arbitrazhite-kriptovalyutu-s-softom-otdavaite-131-tysyach-birzhe-ili-napishite-nam.

Материал подготовлен командой юридической фирмы tx.legal. Больше авторских статей и апдейтов по трендам в криптосфере и мире Web3 — в нашем Телеграм-канале.

Если у вас остались вопросы после прочтения статьи или же вы столкнулись с блоком на бирже – обращайтесь к нам, мы будем рады помочь: Telegram @usmanovruslan или ruslan.usmanov@tx.legal

Обращаем внимание, что криптовалюта — высокорискованный актив, операции с которым могут привести к существенным финансовым потерям.

33
Начать дискуссию