У российского криптосообщества — проблемы на перспективу

В целом есть ряд проблематик, которые указывают на то, что российской криптосреде еще долго до определения «здоровой». Здесь и деанонимизация, и жесткие наказания за нарушения, и другие нюансы. Вероятно, последним прибежищем криптодержателей станут приватные ключи от кошельков. Так к чему готовиться сообществу?

Цифровая валюта — криптовалюта, обязанного лица нет

ЦФА — токен, стейблкоин, всегда предполагается обязанное лицо

Несколько дней назад вступил в силу закон «О цифровых финансовых активах», который разграничивает понятия «цифровой актив» и «криптовалюта». Он также устанавливает правила, по которым будут действовать как криптодержатели и биржи, так и создатели цифровых денег и активов. Кроме прочего, буквой российского законодательства определяется, что криптовалюта — это имущество. С рядом ограничений в особенности столкнулась среда ЦФА.

DeFi — good bye?

Говоря о регулировании криптовалютной среды в РФ, стоит начать с закона о цифровых правах (по-сути, поправки в Гражданский Кодекс). Он вступил в силу в октябре 2019 года и определяет, каким образом будет регулироваться рынок токенов и big data, а также каковы правила заключения сделок в смарт-контрактах.

Операторов информационных систем (юридических лиц) и обмена ЦА российский закон внесет в реестр. Банк России будет осуществлять контроль (и пополнять этот список — тоже).

Для начала вызывают вопросы определения признаков информационной системы, в которой действуют цифровые права (токены / стейблкоины в нашем случае). В первых редакциях документа она могла быть децентрализованной, но позже это было упразднено. Что однозначно противоречит идее децентрализованного криптосообщества, не желающего обременять систему единым уполномоченным лицом, и ущемляет возможности DeFi-проектов, которые становятся ключевым направлением развития здоровой независимой экономической среды.

Кроме того, распоряжаться своими токенами пользователи могут без согласия выпустившей их стороны, что хорошо. Но далеко не все криптовалюты соответствуют этому требованию, поскольку не имеют в принципе обязанного лица. Впоследствии это может вызвать как доработки законодательной базы, так и появление новых сложностей на этапах определения цифровых прав.

Озвученные правила могут намекать нам на подгон российской криптосреды под систему, в которой правят централизованные проекты.

В отношении купли и продажи токенов (как и в общем цифровых прав) действуют прописанные Гражданским Кодексом общие правила. Остается неизменным то, что участие третьих лиц в информационной системе исключено.

Также встает вопрос, каким образом свой токен / стейблкоин выводить за рамки конкретной системы. Исходя из закона, продавать, покупать, обменивать токены (в том числе на ЦФА другого вида) в РФ смогут только биржи и кредитные организации.

Выпускать ЦФА в инфосистеме могут отечественные и зарубежные ИП и юрлица. Таким образом, вероятно, не упраздняется возможность пользователей обращаться к зарубежным информационным системам, выпускающим токены, стейблкоины. Но могут ли это быть децентрализованные финансовые системы (DeFi), которых на мировом рынке становится вес больше? Вопрос. Здесь также стоит учесть, что юридическое лицо, коммерческая организация или управляющий не могут единолично выпускать ЦФА и выступать органом оператора информационной системы.

Хлысты и пряники для криптовалюты

О праве владеть и распоряжаться криптовалютой, остатке на счетах и обороте граждане РФ и иностранцы, проживающие на территории страны, должны сообщать в налоговую службу. Но обязаны не все, а только те физ- или юрлица, со счетов которых было списано не менее 600 тыс. рублей эквивалентно к рублю в течение года.

Но кто будет рассчитывать этот эквивалент по рыночной стоимости, если нет единой рыночной стоимости по криптовалютам? Вероятно, это и будет Центральный Банк государства. Таким образом россияне могут получить аналог централизованного контролера мощностью государственного масштаба.

Что касается наказания за непредоставление или предоставление ложной налоговой информации, здесь есть ряд вопросов. Мы знаем практически наверняка, что санкция составит 10% от той суммы, которая поступила или была списана со счета, но не была отображена в налоговой ведомости. Более устрашающее наказание — 40% от суммы — будет взиматься, если не будет уплачен налог по операциям с цифровой валютой.

Но вероятно и эти санкции будут ужесточены. Минфин предлагает ввести уголовную ответственность по ряду нарушений. Например, утаивание от 15 млн рублей грозит лишением свободы на полгода, более 45 млн рублей — на три года. Но пока это только предложение, и вероятнее всего, как утверждает юрист Роман Савичев, оно не будет внедрено.

Об общих недостатках регулирования

С одной стороны, криптодержатели получают защищенность, поскольку цифровые валюты признаны имуществом. И стоит принять во внимание тот факт, что в случае внезапной гибели или столкновений интересов, требующих судебных разбирательств, это удобно.

Также закон не отрицает того, что ЦФА может быть объектом купли, продажи, обмена и передачи в залог. Таким образом будет поддерживаться их широкое использование в гражданском обороте.

С другой стороны, есть ряд нюансов.

  • Довольно распространенная на криптобиржах сегодня функция маржинальной торговли может столкнуться с ограничениями. Осуществлять покупку / продажу токенов с плечом возможность у бирж и владельцев появится только в 2023 году. Стопорит процесс недавний закон, определяющий понятия «квалифицированный и неквалифицированный» инвестор. По логике вещей, вторым будет запрещено получать доступ к сложным финансовым инструментам. И маржинальная торговля как раз относится к таким.
  • Кредитный рейтинг. Согласно ряду законов, передает “Парламентская газета”, регулятор будет устанавливать его для российских компаний, которые намерены осуществлять продажу суверенных бондов РФ или корпоративных облигаций.
  • Криптовалюта не может выступать средством платежа на территории РФ. То есть принимать криптовалюту не вправе ни юрлица с российским гражданством, ни подразделения международных компаний и юрлиц, созданных на территории РФ, ни физлица, которые будут пребывать на территории государства более 5 месяцев в течение следующего года.
  • Неквалам будет ограничен доступ к покупке ЦФА для квалов / выпущенных в информационных системах, действующих по международному праву / если в решении о выпуске активов не прописан срок исполнения обязательств / если факт того, будет ли получена выплата, зависит от определенных обстоятельств.
Источник: TADVISER
Источник: TADVISER
  • Настоящим законом регуляторы выставляют ряд требований, которые тем или иным образом деанонимизируют своих создателей и держателей. Выпускать ЦФА в России могут индивидуальные предприниматели и юридические лица. Решение о выпуске ЦФА должно быть опубликовано на сайте инвестиционной платформы. Как минимум приняв решение выпускать ЦФА, необходимо указать ряд данных о себе. Это ФИО / адрес проживания, данные госрегистрации ИП (для физлиц), данные о компании, в том числе физический адрес, сведения о сайте, номер госрегистрации компании, а также информация о бенефициаре.

Коротко напоследок

Что касается пользователей, несмотря на довольно суровые меры, которые российское правительство готово применять к так называемым криптонарушителям, оно не имеет права доступа (пока) к частным криптокошелькам. Таким образом понять, осуществлялись ли транзакции, регулятор не сможет. Что наводит на мысль об ужесточении санкций в Уголовном или Административном Кодексе РФ за отказ дать ключи доступа для проведения проверки. Пока.

Уважаемые читатели, пока это только первая часть обзора российского регулирования криптовалютной среды. Следите за обновлениями!

22
2 комментария

самое жуткое, что вероятно доступы к кошелькам они через суды получать смогут без проблем. регуляторы не упустят возможности взять под контроль столь лакомый источник допфинансирования казны

Ответить

Вот тебе и цифрофинансовая свобода, не позавидуешь ребятам. Хотя, о чем это я, где - Россия, а где - свобода.

Ответить