(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93790508, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93790508, 'hit', window.location.href);

Как провести UX-аудит сложного продукта? Гайд для начинающих и опытных дизайнеров

Привет! Это Даша, проектировщик из Selectel. Хочу поделиться опытом проведения UX-аудита в сложных продуктах. Все рекомендации основаны на моих шишках и лучших практиках разных компаний. Надеюсь, что этот текст убережет вас от ошибок — например, не уйдете — как я когда-то — с головой в анализ кнопок вместо изучения пользовательских сценариев :)

Используйте навигацию, чтобы выбрать интересующий блок

Дарья Хуторянская
Проектировщик интерфейсов

Что такое UX-аудит

UX-аудит — оценка продукта или его отдельных фичей на предмет удовлетворения пользовательских потребностей и попадания в бизнес-цели.

Перед тем, как перейти к конкретным шагам аудита, расскажу о моем опыте.

Так сложилось, что несколько раз я приходила в уже «устоявшийся» на рынке сложный продукт. На практике это означало, что команда активно делала новые фичи, а владелец продукта в качестве первых задач давал провести UX-аудит текущих решений.

Учитывая, что каждый из продуктов был в специфических сферах (HR-консалтинг, телефония, IT-инфраструктура), задача для меня звучала примерно как : «Мы тут год назад построили мост, оцени, пожалуйста, насколько он надежен». И все бы ничего, вот только я ничего не знаю про мосты, кроме того, что в Петербурге их около 300 :)

И вот это основной вызов, с которым сталкивается проектировщик, придя в новый продукт — с одной стороны, появляется возможность «незамыленным» глазом провести оценку текущего состояния: выявить основные барьеры, которые сейчас не позволяют достичь каких-то бизнес или пользовательских целей в продукте. С другой — необходимо сделать это за короткий промежуток времени, разобравшись не будучи экспертом в основных пользовательских задачах и бизнес-ожиданиях от продукта.

Главная ловушка на старте — из-за недостатка знаний о сфере, продукте и основных пользовательских кейсах скатиться в оценку UI.

Важный дисклеймер

Это не значит, что оценивать UI не нужно. Проблемы в визуальной части действительно негативно влияют на пользовательский опыт (иногда настолько критично, что, например, пользователи, уже сложив много позиций в корзину, не могут оформить заказ и отдать бизнесу деньги). Однако обычно такого рода проблемы — верхушка айсберга.

И чтобы дойти до его основания и провести качественный UX-аудит, нужно это делать поэтапно:

  • изучить бизнес-цели продукта и понять, насколько они закрываются теми фичами, которые уже есть в продукте,
  • изучить потребности пользователей и проанализировать, насколько продукт помогает пользователю решить его задачи,
  • оценить данные (количественные и качественные) о текущем поведении пользователей,
  • проверить, насколько интерфейс предсказуемо ведет себя для пользователя (и вот тут уже спрятан кусочек для анализа UI).

В этом тексте вас ждет подробная инструкция по каждому шагу. А пока разберемся, в каких ситуациях нужен UX-аудит, а когда его можно не делать.

Когда UX-аудит нужен, а когда нет

UX-аудит будет полезен, если:

  • Продукт уже устоялся и надо оценить его работоспособность, соответствие ожиданиям рынка и пользователей.
  • Продукт уже устоялся настолько, что пора делать редизайн. Чтобы его сделать осмысленно, стоит провести «ревизию» продукта. Также в этом случае полезно «замерить» на метриках состояние до редизайна. Это потом поможет оценить эффективность ваших действий.
  • Основные метрики, по которым вы отслеживали эффективность всего продукта и отдельных фичей, стали снижаться по показателям. Это тоже весомая причина, чтобы провести анализ текущей ситуации и выявить причины, по которым происходит падение показателей.
  • Никаких метрик по отслеживанию удовлетворенности пользователей или бизнес-показателей нет. Соответственно, нет понимания, где продукт находится сейчас. В таком случае, самое время провести аудит. И даже больше — вместе с владельцем продукта определить основные бизнес-показатели, которые вы начнете отслеживать.

UX-аудит можно пропустить, если:

  • Вы пришли в стартап, который ракетит на рынке, активно привлекает пользователей и инвестиции. Это важный момент роста, который нельзя упустить, чтобы дойти до стадии «снятия сливок» (вот здесь можно почитать про стадии развития продукта подробнее). В таком случае лучше сфокусироваться на развитии новых фич, которые помогут продукту укорениться на рынке, и сборе обратной связи от пользователей.
  • В команде настроен регулярный процесс отслеживаний UX- и бизнес-метрик, которые показывают, что в продукте полный порядок. Тогда с чистой совестью можно окунаться в бэклог, уходить в исследование и проектирование новых фичей.
По этой схеме можно свериться, нужно ли вам в текущей ситуации проводить аудит.

Итак, вы обнаружили свой кейс в первом списке и уже заряжены проводить аудит.

Чтобы не скатиться в хаотичное изучение всего, везде и сразу, я разбила аудит на четыре понятных шага. Рекомендую их выполнять последовательно. Так вы не потеряете основной фокус с ценности продукта для пользователей и бизнеса, и при этом не упустите из виду UI-огрехи.

Четыре основных шага аудита:

  • Определите основные цели и ожидаемые результаты продукта для пользователя и бизнеса.
  • Изучите имеющуюся аналитику на предмет актуальности и достоверности. Спойлер: если кажется, что у вас нет аналитики, вам кажется.
  • Проанализируйте основные состояния интерфейса (рабочее, пустое, ошибочное), или, при отсутствии выделенного времени, проведите более упрощенный анализ на основе UX-эвристик.
  • Опишите в понятной форме результаты аудита и список улучшений.

Приготовьтесь к погружению — далее мы рассмотрим каждый шаг подробно и разберем конкретные примеры.

Шаг 1: Определите основные цели продукта, а также ожидаемый от него результат

Зачем это нужно?

Представим, что вы оказались в новом продукте. И вместе с его владельцем или тимлидом пришли к тому, что необходимо провести UX-аудит. Очевидно, что для вас этот продукт — новая книга: вы не знаете, о чем она. В этот момент возникает соблазн быстро книгу пролистать (как в книжном магазине, когда хочется из середины вычитать пару абзацев, чтобы понять, а что там интересного). Другими словами — «походить» по интерфейсу и «потрогать» ручками, как все работает. Или другой вариант — окунуться в документацию (при ее наличии и актуальности в команде).

Первый вариант дает только поверхностное знакомство с UI. Второй может запутать большим количеством информации.

Поэтому в начале аудита я рекомендую четко зафиксировать, какие у продукта основные цели: как для пользователя, так и для бизнеса.

Как это сделать?

Есть такое понятие, как UX Value Loop — это похожий на восьмерку концепт, который помогает осознать важные составляющие продукта. Он показывает, что если не удовлетворить каждую сторону, то продукт провалится.

Работа с пользователями

Чтобы разобраться в основных пользовательских задачах, проведите качественные исследования с реальными пользователями. Но если на это нет времени, изучите другие источники знаний:

  • расспросите персональных менеджеров клиентов потребностях,
  • узнайте у технической поддержки какие эмоции и почему возникают у клиентов,
  • выясните у менеджеров продаж, с какими возражениями они сталкиваются и какие фичи пользователи выделюст как желанные,
  • изучите отзывы клиентов о продукте или проанализируйте тикеты, обращения клиентов.

Другой важный источник знаний — сам владелец продукта. Проведите с ним серию экспертных интервью, чтобы разобраться, как та или иная фича закрывает (или не закрывает) пользовательские задачи. Это самый короткий способ узнать самое важное о продукте.

Работа с целями бизнеса

Для изучения бизнес-целей также рекомендую поставить встречу с владельцем продукта или бизнес-аналитиком в команде. Во время встречи проверяйте, попадают ли названные цели в одну из категорий (если нет – конкретизируйте до тех пор, пока не попадет, в противном случае это будет не цель, а лишь видение):

  • рост выручки и прибыли компании,
  • удержание и возвращаемость клиента,
  • снижение издержек.

Вот такой список пользовательских задач и бизнес-целей я составила вместе с владельцем продукта, который отвечает за ролевую модель с разными уровнями доступа в панели управления Selectel.

Важно: в рамках UX-аудита сосредоточьтесь на тех фичах, которые одновременно решают пользовательские задачи и закрывают бизнес-цели – именно они в долгосрочной перспективе обеспечивают успех продукта.

Шаг 2: Проанализируйте данные о продукте и фиче

Не поверите, но даже после сбора основной информации о пользовательских задачах и бизнес-целях, мы с вами все еще не идем трогать интерфейс и другие точки касания клиента с продуктом :)

Сейчас самое время, чтобы посмотреть на цифры, которые собирают системы веб-аналитики. Если таких нет, на этом этапе стоит просигнализировать команде, что нет важного источника данных о поведении пользователей, и завести задачку с высоким приоритетом в командном трекере.

Те, кто сейчас читает этот текст и понимает, что в команде нет подключенной веб-аналитики — не убегайте. Для вас у меня тоже есть идея, откуда достать цифры. Об этом рассказываю ниже.

На что смотреть, когда системы веб-аналитики работают

Вот, какие данные я рекомендую собрать на этом этапе UX-аудита:

  • Конверсия в завершение сценария — самый интересный показатель. У любого сценария есть стартовая точка — когда пользователь начинает решать свою задачу, и финальная — выполнение целевого действия. Между этими точками есть шаги, которые пользователь должен пройти. Конверсия позволяет оценить, сколько пользователей доходит до конца, совершая целевое действие, и посмотреть пути тех, кто все же не доходит до финиша. А после — сформулировать гипотезы, почему так происходит.
  • Время решения задачи — можно изучать вместе с конверсией, можно отдельно. Само по себе время не говорит ни о чем, пока вы не начнете сравнивать его с временем, которое тратит пользователь до и после каких-либо изменений.

Совет: зафиксируйте эту метрику на этапе аудита, а после доработки сценариев оцените, как ваши действия повлияли на скорость прохождения пути. Чем быстрее пользователь решает задачу, тем лучше.

  • Поисковые запросы — зафиксируйте, что пользователи ищут и не могут найти. Также определите объем самых популярных запросов. Этот показатель подсветит самые востребованные фичи и, возможно, подскажет основные проблемы в навигации.

Если же система не выдает список поисковых запросов, аналогичный можно составить, просмотрев скринкасты по разным страницам продукта — такая возможность есть в Яндекс Метрике и Posthog.

  • Сообщения об ошибках — посмотрите, какие сообщения об ошибках наиболее популярны, где и когда пользователи их получают. Основные вопросы, на которые стоит здесь ответить: знаете ли вы причину возникновения ошибок? Насколько плохо то, что пользователь получает ту или иную ошибку? Насколько часто встречается эта ошибка?
  • Какие устройства наиболее популярны — десктопные или смартфоны? А, может, планшеты? Как правило, эти данные открывают новые горизонты для команды и повод провести больше качественных исследований, чтобы больше узнать про контекст использования продукта. Например, настроить работу сервера со сложной конфигурацией явно проще с ноутбука, нежели с телефона по дороге на работу в метро.
  • DAU и MAU

DAU. Число уникальных пользователей, использовавших продукт в течение календарных суток.

MAU. Число уникальных пользователей, использовавших продукт в течение календарного месяца.

→ Чтобы лучше разобраться в метриках, советую к прочтению текст по ссылке.

Что делать, если подключенных система веб-аналитики нет?

Собрать разные количественные данные можно, обратившись за помощью к разработчикам. Они смогут их выгрузить из баз данных или логов активности. Для того, чтобы понять, какие именно данные вам нужны, я рекомендую синхронизироваться с продактом. Более полный список метрик, которые будут актуальны для вашего продукта, читайте в тексте по ссылке.

По возможности, лучше обращаться к разным источникам данных: и к системе веб-аналитики, и к выгрузкам из баз данных. Это позволит вам сравнить корректность данных, а также дополнить их.

В качестве примера приведу метрики, которые я собирала при аудите сценария «Добавление пользователя в систему в панели my.selectel.ru»

Шаг 3: Оцените поведение интерфейса

Переходим к одной из самых медитативных частей аудита: будем оценивать, насколько интерфейс попадает в представления пользователя о том, как должен работать продукт по методике эвристической оценки.

Эвристика — это рекомендация, правило или суждение эксперта, которое принято считать верным. Самые популярные эвристики в UX: Нильсена Нормана, Бена Шнейдермана, Вайншенка и Баркера, Иэн Коннелл.

Выполняя эвристическую оценку, вы изучаете интерфейс на предмет выполнения этих эвристик в интерфейсе.

Как не похоронить себя за пикселями, когда в продукте много фич

Каким бы большим и мощным ни был продукт, его всегда можно разбить на составляющие (фичи) и провести эвристическую оценку интерфейса. Прежде, чем перейти к этому этапу, важно сделать следующее:

  • Сверьтесь со списком основных фичей продукта. Он должен был у вас появиться после прохождения шагов выше.
  • Вместе с продактом выделите те, которые лучше всего перформят для бизнеса.
  • Выберите среди них 3-5 самых востребованных для пользователей и проводите оценку этих фичей.
  • Не забудьте про те фичи, в которых по результатам анализа ключевых метрик стало ясно, что там что-то «болеет» по цифрам. Возможно, вы сможете на этапе эвристического анализа поставить диагноз.

Почему именно эвристическая оценка? Я рекомендую использовать эту методику, поскольку она одновременно позволяет проверить:

  • отвечает ли система требованиям пользователя: насколько качественно продуман UX,
  • не упустить из виду эстетический аспект анализа: тот самый UI, до которого мы с вами дошло только на этом шаге.

Если пока звучит сложно — сейчас станет проще: рассмотрим, как это работает на примере двух эвристик (остальные вы найдете в шаблоне чуть дальше). За основу возьмем эвристики Нильсена Нормана (вы вольны выбрать эвристики того эксперта, к кому вы испытываете большею симпатию, но для меня это всегда будет Нильсен Норман).

Пояснения к эвристикам взяты из статьи-перевода описания эвристик по Нильсену Норману.

Такую оценку лучше проводить по каждой фиче отдельно. По каждой эвристике вы представляете в двоичной системе, выполняется ли она или нет: 0 или 1. В итоге у вас получится понятная оценка юзабилити по 10 балльной шкале с четким пониманием, какие проблемные места требует внимания дизайнера для доработки или редизайна.

Для удобства я сложила готовый шаблон в таблицу – копируйте себе и берите в работу.

Шаг 4: Подготовьте отчет для команды

Все шаги аудита мы с вами проходили не для галочки. Они были нужны, чтобы собрать данные, сделать выводы и далее вместе с командой наметить план действий.

К финальному этапу у нас собралось уже ну очееень много материала, который надо емко и коротко показать команде.

Самый оптимальный способ — собрать презентацию с выводами по каждому шагу. При этом я рекомендую показывать результаты не просто демонстрируя выводы в Power Point, а проводя демо на интерактивной доске.

Для того, чтобы вам было проще подготовить такое демо, я собрала шаблон доски в Miro. Там каждый участник команды сможет сразу оставлять комментарии по вашим выводам и фиксировать конкретные задачи, которые пойдут в работу.

На моей практике презентация отчета команде никогда не укладывалась в одну часовую встречу, поэтому рекомендую заложить на это серию встреч (в зависимости от объема вашего отчета).

Ура, вы закончили! А что дальше?

Чтобы ничего из вашего отчета с результатами UX-аудита не покрылось слоем пыли и не осталось в летописи работы команды, рекомендую сделать следующее:

  • По всем доработкам, которые вы обсудили с командой, завести эпики в таск-трекере. На данном этапе более детальная декомпозиция не понадобится — к этому можно приступить в момент, когда на командном планировании вы определите, что скоро возьмете эпик в работу.
  • Если эти доработки достаточно масштабы, вместе с продактом актуализируйте дорожную карту развития продукта (если в команде ее нет — заведите!).
  • Если видите, что по мере дальнейшей работы команды эти доработки теряются из виду — напоминайте на командных встречах, что они важный и аргументируйте, почему их надо взять в работу.

Совет напоследок: есть вероятность, что в процессе аудита вы что-то упустите. Это нормально — особенно в тех случаях, когда вы приходите проводить оценку в устоявшийся продукт с большим легаси.

Общайтесь с коллегами, задавайте вопросы, гуглите информацию про сферу своего продукта, все наработки фиксируйте. И не теряйте фокус с самого главного — пользовательского опыта и бизнес-показателей, без которых не может существовать ни один продукт.

Интересуетесь UX-дизайном? Подписывайтесь на блог Selectel, чтобы читать полезные материалы по теме.

Читайте также

0
4 комментария
Иван Токмаков

Все шаги четко структурированы, что помогает понять, каким образом оценить сложный продукт с точки зрения пользовательского опыт

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Иван, добрый день! Спасибо за обратную связь. Перерададим автору)

Ответить
Развернуть ветку
Prospero Xen

Интересно почитать!

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Prosporeno Xen, спасибо! Рады, что вы текст оказался вам полезен.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда