Как я отдал свою корону пользователям

Наверное, у каждого из нас было такое чувство, когда вот делаешь всё строго по канону, а финальная картина не проясняется, а только запутывается ещё сильнее? У меня точно было, причем при самом первом формировании портрета пользователя.

Нейросетки, обожаю их
Нейросетки, обожаю их

И тогда обычно собираются с командой и делают упражнение «градусник» (есть даже такой спецшаблон в FigJam)

Градусник с ползунками для измерения температуры нашей персоны
Градусник с ползунками для измерения температуры нашей персоны

Это типа нахождения «средней температуры по больнице»: оценка отношения нашей конкретной команды к основным чертам и особенностям будущего собирательного портрета. Ну, чтобы потом Персона (которая будет идти по CJM) — получалась бы максимально реалистичной.

Пациент скорее тёпл, чем холоден
Пациент скорее тёпл, чем холоден

И тут стало заметно, как мы желчно, свысока, надменно относимся к своему будущему пользователю. Как с каждой сессией всё сильнее концентрируемся на его слабостях: что он не поймет, ошибется, не заметит, затупит, упустит, устанет. В какой-то момент начало казаться, что мы работаем не над UX, а будто бы над неким FX (Fail Experience), которое сочиняем сами, исходя из всего отрицательного опыта человечества.

Задумались.

Для чего же мы делаем дизайн? Суббота для человека, или человек для субботы? Как не забывать, что в аббревиатуре UX — всегда первым стоит user, а не его ошибки, не стейкхолдер (SX), не менеджер (MX), и даже не собственное эго (EgoX).

Вообще, давайте зададимся вопросом шире? Что отличает хорошего дизайнера от посредственного?

Навыки владения авто-лейаутами? Насмотренность? Умение составлять кастомер джоурней мапы? Отказывается, нет, все это уже умеют нейросетки, причём максимально быстро и дешево.

Живые дизайнеры не нужны?
Живые дизайнеры не нужны?

Как же хороший дизайнер понимает, узнаёт своего пользователя?

Чтобы познать, нужно полюбить

Извините заранее за банальность, но я пришёл к мнению, что уровень дизайнера — это его уровень любви, и только потому любая нейросеть всегда будет уступать любому джуну, только осваивающему фигму. Тут учитывается не столько любовь к професии и руководству, как просто любовь к людям. Ко всем сразу.

Конечно, у всех людей есть некоторые минусы, и наверняка среди вас есть люди, свято верящие что любая уникальная личность = неповторимая комбинация из 7 стандартных грехов. Что именно жажда, похоть, лень и гордыня являются двигателями современного прогресса и базой всего маркетинга. Может, может сейчас оно и так, ну и посмотрите, куда этот самый прогресс сегодня нас завел — на порог Третьей (Последней) Мировой. Возможно, мы всё же просчитались, но где?

Туда ли мы шли?
Туда ли мы шли?

Я вдруг решил исходить из противоположного: что в своей массе люди далеко не мерзавцы и идиоты. Я решил, что вовсе и не нужно заранее бояться, что человек чего-то не поймёт или не увидит, без прямых на то доказательств, только что принесённых из UX-лаборатории, ну или без очевидного проседания ваших ключевых метрик.

Даже если вы создаёте дизайн для детей (а мне посчастливилось делать и такое), то не нужно принижать эту юную личность только на том основании, что у неё меньше накопленного опыта за счёт небольшого прожитого срока. Скорее наоборот, дети в своей массе гениальны, сверх-изобретательны, обладают цепким умом и очень креативными ассоциациями на всё увиденное.

Да и взрослые, особенно когда им будет разрешено немного поребячиться и расслабиться — и они точно такие же.

К сути

А вот и сам подход, названный нами «Корона пользователя». Сначала мы честно запрягли все нейросетки выбрать самые важные положительные качества человека. Ведь мы же фокусируемся строго на хорошем, только на наполненных стаканах, если угодно. А почему именно про корону? Ну чтобы развенчать уже самого себя и правда, издалека немного формой похоже:

Как я отдал свою корону пользователям

Потом в рамках нашего проекта мы за 5 минут в чатике — взяли и выбрали три ключевых положительных качества нашего потенциального клиента, которые все мы явно видим. А затем сфокусировались на одном из них, на том самом, ради развития и усиления которого мы и будем делать наш дизайн.

Лучшая версия себя
Лучшая версия себя

Затем, рассуждая снизу вверх, от фундаментальной задачи, у нас выросли основные фичи и понимание главного фокуса будущего продукта: на самом-самом лучшем свойстве нашего любимого клиента.

Корона из лучших качеств для лучших значений метрик
Корона из лучших качеств для лучших значений метрик

Вот так все просто: мы помогаем делать каждого из нас «лучшей версией себя», причем явно выделяя и работая с тем качеством, которое считаем определяющим и оказывающим непосредственное влияние на наши метрики.

А посколько из трех метрик у нас в продукте ровно одна считалась ключевой и управляющей всем, то и позитивная особенность наших клиентов, которую мы усиленно взращиваем и пестуем, тоже должна быть одна. Собственно она и есть в центре нашей короны. А две других черты характера — как вспомогательные с более низким приоритетом.

Этот простейший (как все гениальное) фреймворк — полностью заменяет и JTBD, и CJM, и даже стал оказывать влияние на roadmap. Можно сказать, что мы сильно все упростили и даже примитивизировали, а ведь есть сложные интерфейсы с 200+ экранов. Да, есть. Но главное в них всех всегда ровно одно: тот человек, который за ним сейчас работает и его положительные черты, которые с нашей помощью должны победить в нём все плохое: усталость, разочарование, непонимание или длительный отклик сервера...

Пользуйтесь этим добром вместе с нами и вы:

7
4 комментария

Для чего же мы делаем дизайн? Суббота для человека, или человек для субботы? - то ли конец рабочего дня на меня так влияет то ли здесь что то не так написано

Ответить

В конечном итоге, это и есть то, что делает дизайн по-настоящему живым и привлекательным

Ответить

с таким подходом ,успех явно будет во взаимодействии с клиентами

Ответить

напоминает о том, что иногда мы можем потерять из виду самого пользователя, сосредотачиваясь только на его недостатках

Ответить