Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

В навигаторе 2ГИС теперь можно выбрать курсор на свой вкус: ехать по бездорожью на монстр-траке, облетать пробки на НЛО или исполнить детскую мечту прокатиться на пожарной машине. Появление новых курсоров — это шаг в сторону персонализации.

Меня зовут Миша Литвиненко, я дизайнер продуктов в 2ГИС. Расскажу, как мы создавали маленький, но такой важный визуальный элемент навигатора, на который ежедневно смотрят миллионы человек.

Карты прекрасны. Каждый зум уникален и несёт массу деталей, которые по мере приближения от масштаба мира к району родного города раскрываются и решают разные задачи пользователя.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Я насчитал у себя 33 приложения, где карта — визитная карточка продукта. Она может использоваться для построения маршрутов, нахождения фирмы, машины каршеринга или для визуализации больших данных. С удовольствием наблюдаю, как каждый сервис решает задачи в зависимости от своих возможностей.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Если раньше карты были статичны и скромны в представлении данных, то сейчас картографические движки и инструменты настройки стилей эволюционируют. Карты «оживают» и показывают больше полезной информации с новыми акцентами — с анимацией, «статусами» и эффектами. Они превращаются в интерактивные инструменты, где решение задач становится увлекательным и каждая деталь заслуживает внимания. Поделюсь историей небольшого, но такого важного элемента, как геомаркер.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Открываешь карту и почти всегда первое действие — определение своего местоположения. Если GPS-сигнал стабилен, то в этом помогает геомаркер — иконка-точка на карте, которая показывает, где мы находимся и в каком направлении движемся. А при запуске навигатора геомаркер становится главным героем экрана: ярким, заметным и самостоятельным курсором, который следует с нами по маршруту. Он также оценивает расстояние до различных объектов на пути: повороты, камеры, манёвры или даже аварии.

Немного истории

В 2016 году мы создали первую версию автонавигатора 2ГИС, тогда же появился первый курсор. Это была честная объёмная модель с острыми и плоскими гранями. Самое важное — курсор отлично справлялся со своими задачами:

  • его легко было найти при беглом взгляде на экран телефона,
  • и он был контрастным по отношению к карте и всем цветам пробок на маршруте в тёмной и светлой теме.

Было здорово замечать в пробках или на остановках перед светофором нашу синюю стрелку в машинах у других водителей.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

В 2021 мы начали редизайн всего приложения 2ГИС с навигатора. Обновляя интерфейс, карту и другие детали, помнили и про курсор, ведь это важный брендинговый элемент, на который пользователи смотрят каждый день, строя маршруты.

Подобные дизайн-задачи мы обычно решаем так: сначала изучаем существующие решения, а затем, не ограничивая себя, начинаем рисовать, стараясь не зацикливаться на одном варианте. Мы предлагаем самые невероятные идеи, чтобы нащупать тот вариант, который будет не только решать задачу, но и визуально приятным.

Мы создали десятки вариантов нового курсора, включая более функциональные и технические концепции. Уделяли внимание эффектам: скругление углов, текстуре и теням. После того, как утвердили общий визуал навигатора, приступили к тестированию вместе с новым курсором.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора
Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Стало понятно, что курсор прекрасно считывается на карте и без центрального ребра, но всё же оно придаёт свою изюминку, делая его более динамичным. Это можно заметить на объектах реального мира.

Ребро делит нос наконечника на две части. Благодаря этой грани солнечный свет играет по-другому и предмет становится более сложным.
Ребро делит нос наконечника на две части. Благодаря этой грани солнечный свет играет по-другому и предмет становится более сложным.
На капоте автомобилей также присутствует грань посередине, которая выделяет машину на фоне других
На капоте автомобилей также присутствует грань посередине, которая выделяет машину на фоне других

Открыли 3D-редактор, добавили и получилась такая красота:

В курсор добавилось больше аэродинамики — так и хочется рассекать по линии маршрута
В курсор добавилось больше аэродинамики — так и хочется рассекать по линии маршрута

Все элементы дизайна, включая рёбра, блики, тени и скругления, как и весь интерфейс стали более мягкими, насыщенными и аккуратными. Благодаря контрасту курсор хорошо смотрится на картах дневной и ночной темы, в том числе при визуализации пробок.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

На пути к персонализации

Мы любим наше приложение и любим делать штуки, которые бы вызывали приятные эмоции и нравились бы и нам самим, и нашим пользователям.

Нас часто спрашивали пользователи: «Можно ли сделать поездку более разнообразной?» Так это вдохновило нас добавить выбор голоса в навигаторе. Кстати, Николай Николаевич Дроздов и Матроскин — одни из самых популярных голосов (как мы записывали и добавляли голоса в навигатор, можно почитать здесь). Дальше Друзья на карте, о которых мы очень долго мечтали, в них много персонализации — есть особые эмодзи, анимации и взаимодействие друг с другом прямо на карте.

Навигатор не исключение. Проектируя новый курсор, мы хотели дать людям возможность менять классическую стрелку на что-то особенное. Например, моя давняя мечта — в день рождения курсор меняется на что-то праздничное.

Курсор – раз, курсор – два

Так мы решили выделить время и сделать набор кастомных курсоров. Их основная идея — вместо базовой стрелки дать пользователям выбрать курсор на свой вкус и сделать поездку по маршруту чуть разнообразнее. Для нас же это ещё возможность позаботиться о пользователе и усилить его эмоциональную связь с продуктом.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Технические задачи (где хранить, как доставлять, локализовать и подобное) легли на плечи разработчиков. Я же погрузился в творческую часть: выбрать вид и количество моделей, определить их стиль и соответствие карте. Для всего этого было важно учесть ограничения движка и протестировать каждую модель как в светлой, так и в тёмной теме.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Машин очень много — столько разных марок, классов и моделей существует в мире. Все они по-своему прекрасны, у каждой есть своя история и эволюционные ходы. Поэтому систематизировать и выбрать основные модели было непростой задачей. Автомобили разрабатывают с расчётом на то, что модель выйдет через несколько лет и останется актуальной на рынке ещё примерно пять лет после выпуска. Это настоящий вызов для дизайнера — заглянуть на несколько шагов вперед и найти решение.

Мы хотели сделать курсоры похожими на игрушки, которые в детстве с радостью приносишь из магазина, достаёшь из упаковки и катаешь по столу. При этом хотелось передать характер реальных автомобилей, настроение владельца и соответствие окружению, в котором они будут «жить».

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Сначала я планировал сделать 3–5 моделей, но пообщавшись с командой, всё же решили дать пользователям больше вариативности, пусть даже в ущерб визуалу. Так мы сможем понять, какие курсоры нравятся людям, а какие лучше не использовать.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

От схожих моделей машин мы отказывались, выбрали более узнаваемые и желаемые образы из повседневной жизни: кто-то несётся на спортивной тачке по центру города, а кто-то на большом внедорожнике объезжает пробку. Учли профессии, добавив фургон и служебные автомобили — скорую помощь, пожарную и полицейскую машины. К фановым подошли более избирательно: нарисовали самолётик, монстр-трак, хиппи-фургончик и НЛО.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Тренды на фан и анимацию можно отследить на китайских приложениях, таких как Baidu, Amap и Tencent. Разнообразные цвета, формы, знаменитости и персонажи — палец устанет скроллить все курсоры! В курсоре для пешехода можно выбрать девушку-кошку, которая при ходьбе машет хвостом, передвигает ногами и руками.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Отрисовка 3D-моделей

Дальше совместно с 3D-моделлером собирали модели. Определяли класс автомобиля, на доске собирали фотографии популярных моделей и выделяли ключевые элементы, которые хотелось видеть в конкретном курсоре. Так получали «собирательный образ». Образующими элементами стали колёса, фары, воздуховоды и боковые зеркала. Сначала создавали простые модели, чтобы почувствовать настроение, которое они передают.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Дальше добавляли больше деталей и снова тестировали.

У некоторых моделей есть пороги, грани — и всё это визуальная отсылка к нашему основному курсору.
У некоторых моделей есть пороги, грани — и всё это визуальная отсылка к нашему основному курсору.

Где-то, наоборот, понимали, что детализация излишняя, как в случае с пожарной машиной — мелкие детали неразличимы на карте и добавляли больше шума, чем пользы.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

С НЛО тоже забавный кейс. Сначала мы нарисовали простую летающую тарелку без мелких деталей, но затем заметили, что без линии маршрута в режиме freeroam непонятно, куда она направлена. Тогда решили тарелку сплющить и сделать её похожей на медиатор, ближе к стандартному курсору.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Одной из сложностей было то, что наша карта очень разнообразна по цветам, а линия маршрута с пробками требовательна к контрасту курсора. Делать все модели в одном цвете скучно и невыразительно, ведь красная спортивная машина или желтый фургончик запомнятся лучше. Поэтому базовым цветом мы выбрали синий — он холодный и очень контрастный к тёплым цветам карты. И также добавили в палитру красный, зелёный, жёлтый и чёрный, протестировав всё в продукте.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Добавление курсоров

Чтобы курсоры появились в приложении, нужно не только собрать визуальный стиль, который аккуратно дополнит карту, но ещё:

  • подготовить всю механику загрузки, хранения и выбора курсора;
  • адаптировать модели под движок карты.

Чтобы проверить первые модели на предмет визуальных и технических багов, мы заменили деревья на карте. Получился вот такой лес из машин, который вызвал немало улыбок:

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Было много тестов, доработок моделей, текстур, света, контраста на карте. Некоторые решения временно отложили. Например, мы хотели показывать модели крупно на экране выбора, чтобы можно было менять цвет и рассматривать их со всех сторон. Также уже составил список доработок для самих моделей: для начала привести решётки радиатора к единому стилю.

И что получилось?

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

В итоге мы сделали 16 моделей: вместе с базовым курсором и курсором из Друзей. С юридической точки зрения мы не могли использовать честные названия марок машин, поэтому придумали забавные названия для каждого из курсоров:

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Уже сейчас спорткар и внедорожник заняли почётное место лидеров в автонавигаторе, а в грузовом навигаторе в топе монстр-трак и грузовичок. Пожарка и «хиппимобиль» оказались менее популярными, но и они нашли свою аудиторию. Интересно, что выстрелила идея выбора курсора при тапе по геомаркеру с карты.

Кастомизация в интерфейсе: как мы создавали курсоры для навигатора

Карта в 2ГИС оживает: реалистичные модели зданий, дороги, деревья делают её уютной и вызывают новые эмоции. Курсоры на карте — маленькая, но важная деталь, которая дополняет общую картину навигатора и помогает скрасить время, пока мы стоим в пробках или мчимся с открытыми окнами под любимую музыку. Надеемся, у нас получилось передать это настроение.

Будем следить за использованием этой новой фичи и обязательно придумаем что-нибудь ещё. Если хотите с нами, то мы как раз в поисках продуктовых дизайнеров.

13
10 комментариев

все круто но вамбы карплей подтянуть, во первых ведение навигации хромает когда свернуто все но при этом включены все права на гео увдомления и тд,
также виджет на телефоне застревает на месте.

во вторых плагин для эплвотч если сделаете вообще круто будет, это офигеть как удобно, когда в беззвучном режиме у тебя и ток переде поворотом вибрирует вниманеи привлекает.

и еще быструю кнопку отключения звука нада и предупреждений.

на дальняк это всем полезно тем, что мжно отрубить звук навигации и включить стрелку, понятно что у вас камеры отмечены но это не то, у стрелки они разбелены на муляжи и тд, по тойже м4 или м11 настоящих камер мизер, а в навигаторе они как настоящие.


еще очень нехватает функции поделится маршрутом (про друзей знаю но это не то), так чтоб человеку можно было отправить ссылку и он мог смотреть гдя я еду и сам маршрут ему передавался, так те кто не за рулем будут понимать сколько ехеть еще до их и где буду ехать и сколько у дома крутится.

функции с часами и отправка маршрута у яндекса еще нет вы можете быть первыми )

1
Ответить

Здравствуйте! Большое спасибо за фидбек. Над большинством задачек, в том числе над CarPlay, уже работаем, часть улучшений выйдет в ближайшее время.

Про разделение камер. В данный момент в настройках есть возможность отключить тип камеры, например, на полосу или светофор — и тогда она не будет озвучиваться.

«Стрелки» и «автодории» мы не разделяем, как это делают антирадары. Показываем только сам факт наличия камеры и её скоростной лимит. Если точно уверены, что она муляж — покажем её в сером, неактивном виде. Кстати, мы недавно стали показывать комбинированные камеры, т.к. зачастую они фиксируют несколько нарушений.

Спасибо вам за интерес и если будут ещё идеи, обязательно пишите.

Ответить

лучше бы сценарий поездки на общественном транспорте так разрабатывали.... я больше 5 или сколько там автобусов не вижу показывает +3 или +1 если еще 3 или 1 автобус, так почему бы сразу все не показывать нажимаю на них что-то грузит виснет не понимаю что происходит..... короче мрак, исправьте срочно! вам никто не говорит (потому что эта штука в моменте - но когда этот момент случается я хочу удалить интернет и вашу компанию особенно) приходиться по старинке спрашивать у водителя автобуса : Ааа, а едет туда(точка моего назначения или улица)? , все ненавидят это но у них нет времени писать вот я вам написал, и больше так не делайте.

1
Ответить

А какой именно общественный транспорт у вас так показывает?

Ответить

выглядит так, что осталось добавить квесты и npc. и можно менять категорию приложения в сторах)

1
Ответить

А когда будет увеличение фото в мобильном приложении? Ну там, расписание какое посмотреть.

Ответить