Как усложнение UX повышает продажи. Разбираем на примере Wizz, Победы и других а/к

UX уже давно помогает умным капиталистам не только делать сайты удобнее, но и с комфортом набивать кошельки. Посмотрите как ловко авиакомпании используют UX в свою пользу, а в конце - узнаете как это сделать самому. Поехали!

Меня зовут Елена и я занимаюсь проектированием, дизайном и доработкой сайтов для бизнеса. В моем портфолио — застройщики, банки, производства, стартапы, различные сложные и уникальные сервисы. Телеграм полезного для заказчиков тут, а связаться можно тут.

Продажи с главной страницы

Главная страница Wizzair
Главная страница Wizzair

Мы привыкли к тому, что авиакомпании размещают самые вкусные цены на главной. Да, на следующий сезон, да, в неудобные даты, но они там есть! И люди, которые планируют свою жизнь за полгода, с радостью воспользуются такими щедрыми предложениями.

Как делает Wizzair: жмем на интересное предложение, видим доступные даты по хорошей цене, покупаем.

Как делает Победа: жмем на интересное предложение, видим высокую цену на завтра.

Объяснение UX решения: хочешь купить по вкусной цене - поищи дату. Когда трафик брендовый - легко можно себе это позволить.

  • Пользователь набивает ПФ - поможет в продвижении
  • Погуляет по сайту подольше - может найдет нужную дату или цену, близкую к акционной
  • Как найдет - будет радоваться, больше вероятность что купит
  • Если не найдет - может, купит по этой цене

Да, часть пользователей уйдет на aviasales или другие агрегаторы, но это не страшно.

Продажи с выбора рейса и даты

Выбор рейса на сайте Wizzair
Выбор рейса на сайте Wizzair

Вы всегда летаете в запланированные даты? Я - нет. Часто можно подвинуть отпуск на +- день и улететь в 1.5-2 раза дешевле.

Как делает Wizzair: можно открыть цены на 2 недели и выбрать рейс подешевле.

Как делает Победа: функциональности сравнения цен нет. Хочешь сравнить цены - жми “Изменить поиск”, выбирай новую дату, смотри.

Объяснение UX решения: нужно улететь в конкретную дату? Покупай по той цене, что дают.

  • Брендовый трафик, который знает что в этой авиакомпании всегда дешевле - купит.
  • Люди, кому надо лететь именно в эту дату - купят.
  • Отсекается долгое принятие решения, выбор даты итп. Пользователь не сомневается “А может полететь на следующий день, но подешевле?”

Да, кто-то убежит на агрегаторы, но эти люди - не ЦА компании, на которой последняя планирует расти.

Багаж

Выбор тарифа на сайте Wizzair
Выбор тарифа на сайте Wizzair

Да, часто одной ручной кладью не обойдешься. Особенно, если литры меда и других жидкостей из Абхазии жгут карман. Поэтому, так или иначе, приходится брать багаж.

Как делают обычные авиакомпании: за багаж - 1500 рублей. Фиксированная цена, короче. За место - еще столько-то.

Как делают лоукостеры: максимально стараются запихнуть все в пакетную услугу - багаж, выбор места, подарочный зонтик, ленточку с Марса.

Объяснение UX решения: пользователь увидит тариф с багажом и купит его, попутно обогатив авиакомпанию.

  • Продаем больше воздуха, пополняем кассу.
  • Ну тебе же самому нужен был багаж? Да, тариф дешевый, да, багаж дорогой, ну что ж поделать, у всех так. В общем, пользователь вряд ли откажется.

Из минусов:

  • Кто-то поймет что багаж можно было докупить позже и дешевле и обидится. На обиженных - воду возят. Забудет.
  • Кто-то пойдет купит у обычной авиакомпании, где за счет низкой стоимости багажа перелет получится дешевле. Таких вряд ли будет много.

Дополнительные услуги

Все нужные допуслуги
Все нужные допуслуги

Некоторые российские авиакомпании добавляют до 10 (!) дополнительных услуг при оформлении авиабилета. А, поскольку, люди склонны сомневаться - будет немалый процент людей, которые хотя бы от 1 допуслуги не откажутся. Например, от страховки. Или от багажа, на всякий случай.

Можно сделать еще интереснее: продать билет бизнес-класса и взять денег за возврат, несмотря на то что для бизнеса почти всегда это было бесплатно. Или продавать еду при покупке билета, хотя кормить будут итак на убой. Короче, сыграть на незнании пользователем входящих услуг.

Объяснение UX решения: мягкое навязывание услуг - авось не откажутся.

  • Деньги, денежки, деньжищи в кассу
  • Повышение надежности и удобства в глазах части аудитории.
  • Продавая допуслуги с большой скидкой - можно еще и повысить лояльность. Урвал ведь!

Все это, конечно, бесит. Но, хочешь летать дешево, изволь откушать кактуса.

Услуги партнеров

Услуги партнеров на сайте Wizzair
Услуги партнеров на сайте Wizzair

Страховка, отель, автомобиль - да еще и с бонусами! Для тех кто часто летает - довольно удобные предложения. Не у всех а/к конечно, но у части действительно выгодное есть. И, судя по массовому внедрению услуг партнеров на сайтах авиакомпаний, это действительно приносит интересную прибыль.

Объяснение UX решения: пользователь должен приносить максимум денег.

  • Повышение удобства - все в одном "окне".
  • Иногда - лишняя вкладка.

Распродажи по себестоимости с лимитом времени

Кто не брал билеты на распродажах Победы, Аэрофлота, S7 и других? Среди часто летающих, думаю, таких мало. Я не просто так упомянула эти 3 компании - именно об их распродажах я слышу чаще всего. Подумайте - у распродаж огромное количество плюсов для бизнеса.

Объяснение UX решения: часть пользователей будет стараться успеть купить дешевле, остальные - будут просто чаще слышать об а/к.

  • Можно продать билеты на даты с минимальной загрузкой
  • Можно загрузить часть мест каждого рейса, а на оставшиеся - повысить цены. То есть обеспечить компанию гарантированной работой.
  • Дешевое демо. Кому понравится летать дешево в Аэрофлоте или S7 - в следующий раз могут полететь ими же дороже.
  • Повышение узнаваемости, больше брендового трафика.
  • Больше агентов бренда, которые могут рассказать тем, кто купит билеты и без распродажи.

Кому-то не достанется билетик и будет немного жопного огня. Что ж, в следующий раз кликай быстрее!

Как продавать больше - для интернет-магазинов

Что ж, перейдем к тому как перенять этот опыт и внедрить у себя.

  • Штуки со стеклами, проверками монитора на битые пиксели за дополнительную плату все еще работают. Кто-то от них не откажется.
  • Добавляйте аксессуары в корзину или сделайте их добавление легким.
  • Подумайте за счет каких сервисов и услуг вы можете еще заработать на пользователе. Желательно, чтобы ему помочь. Все виды кредитов, карт, помощи третьих лиц в пусконаладке вам в помощь.
  • Усложните возможность ухода пользователя с корзины. Уберите лишние иконки, переходы и прочее с корзины, сконцентрируйте внимание пользователя.
  • Упростите переход в корзину. Легкая анимация в помощь.
  • Показывайте настоящие промо-акции, товары, которые реально можно купить по такой цене без танцев с бубном.
  • Лимитируйте выгодные предложения. Тут можно посмотреть как на авиакомпании, так и на ОЗОН с их “осталось 300 товаров по акции”. Несмотря на то, что чаще всего на прайс.ру можно найти дешевле.

Как надо делать: предположим, вы продаете паркет. Продайте еще выезд с примеркой, дизайн-проект, монтаж, ремонт, кредит, подложку под паркет, клей и так далее. В целом, пользователь может уйти нагруженный 10+ услугами и все будут ему полезны. И вашему сервису он будет только рад.

Как не надо делать: впаривать бабушке антивирус на телефон дороже стоимости самого телефона.

Как продавать больше - для услуг

  • Продайте недорогие допуслуги, которые повысят уверенность пользователя в том, что именно это ему нужно. Исследование, аналитика, сравнение итп.
  • Предложение тестирования того что есть за дополнительную плату.
  • Расширяйте услугу по мере продвижения проекта, не сразу. Условно, серебряный пакет за 1500 рублей - то что вы заказали, но есть еще и золотой пакет - нужно доплатить всего 199 рублей.
  • Продавайте услугу частями: сначала чуть-чуть, потом обычный пакет, потом доп.услуги и поддержка.
  • Оставьте в договоре поле для опций - без заключения дополнительных соглашений. Захотел - доплатил - получил.
  • Оказывайте больше услуг в одно окно. Только качественно.
  • Если ценообразование индивидуально - загрузите 50% компании услугами с небольшой прибылью, потом - продавайте дороже.

Как надо делать: предположим, вы делаете дизайн сайтов. Продайте аудит существующего сайта, верстку, разработку, установку, SEO, контекст, наняв профессионалов к себе или предложив проверенных партнеров.

Как не надо делать: продавать допуслуги, которые не можете качественно оказать. Например, отдавать верстку или разработку непроверенным фрилансерам или компаниям, нанимать в штат джунов и за счет них оказывать “комплекс услуг”.

Как реально заставить UX работать на себя

Чтобы взорвать продажи - нужно серьезно изучить механики низкомаржинального и высококонкурентного бизнеса и применить их в своем бизнесе. И это далеко не только бизнес авиаперевозок.

Как?

Продумать все с самого начала. Или собрать команду, которая все основательно переделает. Для того, чтобы продумать UX, который будет повышать продажи нужна команда из бизнес-аналитика, маркетолога, UX инженера и UI дизайнера. SEO’шник на пару дней тоже лишним не будет.

Что команде нужно сделать, пошагово:

  1. Изучение конкурентов и их подходов к продажам. Подумать будут ли уместны практики из других тематик: фитнеса, авиасектора, ремонта, онлайн-игр и так далее.
  2. Провести полноценное маркетинговое исследование.
  3. Упаковать бизнес-процессы в mind-карту (как минимум), продумать финучет.
  4. Собрать семантическое ядро для расширения услуг, страниц.
  5. Создать CJM / Service Blueprint, закрыть “дыры” своими сервисами, сервисами партнеров.
  6. Продумать маркетинг каждой услуги для разных портретов ЦА. Вот на этом этапе, пользуясь пониманием сделанного в пунктах 1-5, можно продумать лайфхаки, которые позволят продавать больше.
  7. UX дизайн в 2 этапа. Мокапы (базовые наброски) могут быть раньше, полноценные прототипы - только после пунктов 1-6.

Чтобы сделать это все для бизнеса, который связан с услугами - нужно от 2-3 месяцев времени и от 1.000.000 рублей денег. Это делают немногие, они думают:

  • Что заказы итак есть
  • Лучше ввалить побольше в рекламу и получить быстрый отклик
  • А зачем вообще UX дизайн?
  • Придумайте другое оправдание...

Уже потом будет UI дизайн, верстка, разработка, тестирование и так далее. Важно чтобы все было следствием продуманных решений команды, а не мнением одинокого дизайнера, маркетолога или небольшой команды без опыта улучшения UX.

C вами была Елена Нексман — аудитор, UX/UI дизайнер. Подписывайтесь на блог на VC или на телеграм канал для заказчиков, чтобы не пропустить новые посты. Если у вас есть вопрос или нужна консультация по решению для сайта — пишите лично.

Понравилась статья? Поставьте лайк, отправьте коллеге, другу, напишите комментарий 🙃 Мне будет приятно.

99
44
17 комментариев

Спасибо! Статья была полезна и понятна

2
Ответить

Используйте во благо :)

1
Ответить

Отличная статья, Елена!
Кажется, я только что поняла, почему "супервыгодные" предложения всегда прячут так, чтобы я их искала. UX — это не просто дизайн, а целая стратегия манипуляции!)

1
Ответить

Спасибо :) В целом, все задуманное для блага в конце концов используется для манипуляции. И про UX это абсолютно точно

Ответить

Елена, спасибо за статью!
Все компании грешат овербукингом и некоторые пассажиры реагируют на него адекватно. Негативные отзывы в сети выводятся чаще всего, разве это не влияет на общее впечатление от авиакомпании?

1
Ответить

В целом, если почитать про любую а/к там будет тонна негативных отзывов, просто потому что в масс-сегменте все равно кто-то будет недоволен.
Сделай воздух +21 градус, бабушкам будет жарко, детям холодно, получай негатив! Отсюда, или работать с репутацией и платить за это немалые средства или просто стараться делать сервис лучше, а на подобные отзывы забить.

Ответить

Благодарю за статью! В одну сторону билет стоит 3 копейки, а обратно половина зарплаты - тоже хитрый ход. Как перехитрить такой ux?)

1
Ответить