{"id":6456,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0434\u043b\u044f \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0438\u0445 \u0448\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=6456&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/281058-pochemu-vazhno-zashchishchat-dannye-vo-vremya-obrabotki&placeBit=1&hash=dc7f2bae2bc390fd70ec9b439b852fb5901b27f8537bbae69b6bbdceddf340ad","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Dmitry Myasnikov

В digital без рамок: мы обновили логотип и корпоративный цвет «Райффайзенбанка»

Сложно ли менять элементы айдентики, если ты международная компания с более чем вековой историей? Да, но нам это удалось. Как мы в дизайн-сообществе банка смогли избавиться от рамки в логотипе, поменять желтый и приняли участие в международном проекте Raiffeisen Bank Identity Digital.

Дизайн-сообщество «Райффайзенбанка» насчитывает около 30 человек. Много команд и проектов, есть общебанковские digital-гайды — наш основной документ, описывающий то, как мы выглядим и позиционируем себя в digital-среде, и построенная с нуля дизайн-система.

Сейчас мы активно внедряем дизайн-систему во все банковские digital-продукты и сервисы — в общем, стремимся к консистентности.

При этом «Райффайзенбанк» — часть международной банковской группы, которая представлена в 13 странах, включая Россию. Digital-трансформация заглянула ко всем: кого-то волна накрыла раньше, кого-то позже, но в какой-то момент в венский головной офис стали прилетать вопросы: «Какая у нас палитра в цифровой среде?», «Есть ли общий гайд, на который можно ориентироваться при построении digital-продуктов и сервисов?».

С нашей стороны вопросов было еще больше: рамка у логотипа и ядовитый желтый цвет, который ну никак не подходил для digital ввиду своих физических свойств.

Логотип: безопасность и стабильность

Прежде чем рассказать про рамку и почему она приносит столько хлопот в цифровой среде — несколько слов про то, что символизирует наш логотип. На логотипе изображен так называемый Gable Cross — две скрещенные стилизованные головы лошадей (знаю, что некоторые не признают варваризмов, — можно «охлупень»).

Корни символа уходят в древние европейские народные традиции. Он использовался как элемент оформления домов и предназначался для защиты их обитателей от внешних опасностей и зла, крепился к фронтону дома, на крыше. Этот символ является частью торговой марки Группы Raiffeisen Bank International и всех входящих в нее банков.

На первых эмблемах организации была изображена пчела — символ предпринимательской деятельности. «Ты для меня — я для тебя» — это девиз, лежащий в основе благотворительных кооперативов, первый из которых Фридрих Вильгельм Райффайзен основал в 1862 году.

Чуть позже появились стилизованные головы лошадей, олицетворяющие собой защиту от экономических опасностей. Традиционный германский элемент архитектуры был выбран символом объединения в кооперативы в 1877 году.

Сама рамка — символ стабильности, в товарном знаке она присутствовала всегда. Рамка накладывает ряд ограничений и правил при формировании общего визуального стиля, например, для иконок и иллюстраций. А такие элементы цифрового дизайна, как кнопки, поддерживая логотип, должны быть более строгими, без каких-либо скруглений.

Мягкий и дружелюбный стиль никак не сочетался с логотипом, у которого есть подобная рамка. Еще один наглядный пример — иконка приложения, где уже есть естественная граница, и рамка здесь закрывает товарный знак, создавая ненужный шум.

Мы мечтали освободиться от рамки и согласовать возможность использовать логотип в черно-белом исполнении. Для этого нужно было провести исследование на узнаваемость бренда и договориться с коллегами из Вены. А еще мы хотели изменить желтый цвет…

Что не так с корпоративным желтым

Желтый цвет в логотипе символизирует оптимизм. Но то, как он раньше выглядел в digital, навевало лишь мрачные мысли: из-за излишней яркости он был едва различим. Мы хотели сделать его теплее и тем самым увеличить контрастность на белом, а чистый черный #000000 — наоборот, смягчить и снизить контрастность, увести в сторону темно-серого графита.

Эти две наши локальные мечты и масштабная идея привести весь дизайн в digital к единому стилю на уровне всей группы привели к тому, что в конце 2018 года головной офис в Вене принял решение создать международный digital-гайд. Было выбрано агентство для его разработки, и так стартовал международный проект RBID — Raiffeisen Bank Identity Digital.

Для нас, команды, отвечающей за бренд, было очень важно инициировать участие российского «Райффайзенбанка» в этом проекте. Мы сформировали полноценную рабочую группу в формате коллаборации наших ключевых стейкхолдеров и постарались создать действительно работоспособный инструмент, чтобы транслировать позиционирование бренда в цифровой среде.

Это был не только приятный эксперимент, но и настоящее событие. В результате мы разработали первый за всю историю «Райффайзенбанка» digital-гайд и просто хорошо провели время ;)

Марина Гореликова

вице-президент по дизайну, «Райффайзенбанк»

Процесс работы: Россия и Вена

Формат работы с международным агентством заслуживает отдельного внимания: когда в проекте участвуют несколько стран, всегда непросто договариваться, особенно если речь идет об изменении айдентики. От России были эксперты по разным направлениям: дизайнеры, менеджеры, команда бренда, бизнес-эксперты.

Сам процесс можно разбить на этапы:

  • Поездка в Вену и работа над проектом (1–3 дня).
  • Возвращение в свои страны с идеями и решениями.
  • Презентация-резюме по результатам работы.
  • Тест решений на продуктах и сервисах внутри компании и вовлечение коллег.
  • Обратная связь агентству по результатам теста.

За год проекта было несколько таких итераций. Формат встреч — воркшопы (есть отдельная статья где разбираю несколько таких воркшопов) мы собирались в Вене, работали, генерировали идеи вместе с другими коллегами из группы «Райффайзен». Все было спланировано до минуты, за процессом следили фасилитаторы. Конечно, не обходилось без холиваров (сейчас мне кажется, что даже холивары были спланированы).

Мы возвращались и тестировали все решения в своих продуктах и сервисах: например, смотрели, чтобы новый желтый хорошо работал на всех возможных мониторах и устройствах или чтобы новый корпоративный шрифт содержал все нужные символы в кириллице.

Обязательно информировали дизайнеров и разработчиков, просили примерить новые решения на интерфейсах. Всех, кто будет использовать новые решения, необходимо вовлекать на самых ранних этапах — создавать рабочие группы, собирать обратную связь и открыто делиться результатами.

Это был, пожалуй, самый важный шаг в работе над проектом, который впоследствии привел к полному осознанию того, что мы создали это все вместе.

Финальная встреча с дизайнерами и сбор фидбека перед запуском

Подход, когда вы что-то разрабатываете в вакууме, а потом приходите и говорите командам, что у вас теперь новая айдентика, не работает, даже если все идеально. Очень важно, чтобы каждый чувствовал себя частью проекта, так как в дальнейшем именно активные и вовлеченные в проект эксперты будут амбассадорами изменений у себя в командах.

При работе над гайдами все дизайнеры продуктов из разных сегментов были частью проекта. На встречах формировали общее видение, обсуждали, как следует разработать элемент, как прийти к одному общему решению или предусмотреть вариативность в разных кейсах, семействах продуктов.

Наиболее ценным упражнением было использование нового визуала в интерфейсах своих продуктов. Мы смотрели, как ляжет компонент, как будет дружить с другими элементами, учитывали паттерны поведения, присущие пользователям этого продукта.

Это помогало получить точно жизнеспособный вариант по окончании проекта, учитывающий все индивидуальные особенности.

Важными были также концептуальные поиски внутри команд. Например, в то время мы тестировали гипотезы по новому корпоративному сервису, так что у нас была возможность прощупать новое визуальное направление. Поэтому появлялись концептуальные идеи, сонаправленные с общим вектором, которые затем обсуждались на общих дизайн-встречах, и достойные части мы добавляли в работу над общим гайдом.

Так что процесс завязывался с разных сторон. Активное участие дизайнеров на всех этапах помогало расширить пространство решений, предусмотреть все необходимые нюансы и получить общее решение, релевантное каждому продукту.

Илья Сергеев

ведущий UX-дизайнер, «Райффайзенбанк»

На пути к полному обновлению

Проект длился почти год. Благодаря хорошо спланированной работе агентства и воркшопам нам удалось практически полностью обновить айдентику. Появился долгожданный логотип, а точнее, его цифровая версия без рамки, была разработана бренд-палитра, новый стиль для иконок, иллюстраций, а также был собран первый международный RBID UI-Kit.

Несколько страниц из гайда, о создании которого, мы расскажем подробнее чуть позже

Мы уже начали внедрять новую айдентику, когда на финальном этапе проекта нам запретили брать логотип без рамки. На защите перед бордом Raiffeisen Bank International один из членов совета директоров высказался против этого решения. Мы очень расстроились, но не опустили руки.

Спустя некоторое время я написал письмо менеджеру проекта, приложив дополнительный материал, который еще раз подтверждал, что проблема существует.

В итоге решение изменили на положительное: нам разрешили убирать рамку при условии наличия защитной зоны (protection area) вокруг логотипа. То есть, по сути, мы получили разрешение использовать логотип без рамки в иконках приложений, социальных сетях и там, где есть естественная граница, имитирующая рамку.

Это была маленькая победа на пути к полному обновлению айдентики и возможности использовать логотип без рамки везде.

Я очень горжусь тем, что наша команда приложила к этому усилия и что мы повлияли на дальнейшее развитие такого интересного бренда с большой историей, как «Райффайзенбанк». У нас впереди большие планы по улучшению наших digital-продуктов и сервисов как внутри страны, так и на уровне всей группы банков RBI.

После завершения очередной серии воркшопов в венском офисе
{ "author_name": "Dmitry Myasnikov", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0439\u0444\u0444\u0430\u0439\u0437\u0435\u043d\u0431\u0430\u043d\u043a","000000"], "comments": 72, "likes": 30, "favorites": 47, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 143020, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 20 Jul 2020 12:07:19 +0300", "is_special": false }
0
72 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
70

Проект длился почти год.

Дизайн-сообщество Райффайзенбанка насчитывает около 30 человек. 

Мы сформировали полноценную рабочую группу в формате коллаборации наших ключевых стейкхолдеров

Поездки в Вену, воркшопы…

Убрали рамку, закруглили кнопку и добавили теплоты желтому.
Так выглядит полноценная работа специалистов по маркетингу и брендингу.

Ответить

Революционный якорь

Андрей
27

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

😂тоже этот сюжет сразу вспомнил))

Ответить
11

Теплота жёлтому — непонятно зачем добавлена.
Предыдущий, ярко-жёлтый цвет логотипа символизировал альпийские цветы «Helianthemum grandiflorum» или «Солнцецвет крупноцветковый».
А теперь да, такси.

Ответить
3

Количество пользователей такси по всему миру гораздо больше количества клиентов этого банка. Возможно это связано с цветовой гаммой?

Ответить
2

Как попасть в Австрию? Через вену

Ответить
23

Логотип райфайзена еще через X-лет. Патентую в комментах, заплатите когда придете к этой гениальной простоте и стилю.

Ответить
14

ну вот всё испортили! Тут можно было коллективу из 30 человек год работать...

Ответить
2

два года

Ответить
25

Рамка связана с границами — банк работает в рамках финансирования и ничего больше.
Лошадки на логотипе — защита и оберег дома.
Дом имеет границы.
Лошадки с границами на логотипе банка — банк защищает и оберегает клиента в рамках финансовой сферы.
Убрали рамки — дозволено всё — проходной двор.
Новая цветовая схема — копия такси.

Ответить
0

Ага, современненько, но райф уже не торт.

Ответить

Комментарий удален

0

Дизайн вашего логотипа похож на открытый покебол, так и задумывалось?

Ответить

Революционный якорь

15

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Сколько?
(Вот теперь сиди придумывай обалденную шутеечку)

Ответить

Революционный якорь

Юрий
8

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
9

Тоесть в 2020 достаточно слегка поменять цвета и добавить закругленные углы, чтобы зарабатывать от #00 000 в месяц? (# подставьте сами, я не знаю ЗП в банках сейчас). Го еще градиент бахнем

Ответить
2

Градиент нельзя, надо думать о будущем, о развитии и т.п. А то сейчас все козыри выложить и ходить потом 10 лет ждать нового видения.

Ответить
7

Рамки — мусор визуальный, это понятно, но зачем охуенный желтый на ссаный желтый поменяли?

Ответить
6

Когда HR заставил дизайнеров написать хоть что-нибудь для поддержки HR бренда:

Ответить
5

"Сложно ли поменять айдентику, если ты международная компания с более чем вековой историей?"
цитата из википедии - 
"Банковская группа в Австрии была основана в 1927 году под названием Genossenschaftliche Zentralbank. Слово Райффайзен появилось в названии в 1989 году в честь Фридриха Вильгельма Райффайзена (1818—1888). "

Ответить
5

Будто цвета посмотрели у Яндекс такси

Ответить
5

smells like Тинькофф. Причем это не в упрек, а в схожесть восприятия для потенциальных клиентов.

Ответить
4

Это в рамках глобальных изменений переименовали банк в Украине на Райф? Очень спорное решение. Я сомневаюсь, что такое название вызывает доверие к банку. Цвет желтого в иконке, цвет такси - согласен с предыдущим постом.  И если на совете директоров принимается решение об использовании рамки вокруг иконки, то, может быть,  стоит подумать о закрытии банка в принципе? С таким подходом принимать решения, например, решение об апгрейде некоторых сервисов банка, вы примите через несколько лет. 
Может быть,  я слишком критичен,  но,  блин, банковский бизнес проходит перезагрузку каждые полгода, а у вас Совет решает: оставить или нет рамку вокруг иконки. Это как - прибить или приклеить. 

Ответить
0

Константин, спасибо за комментарий! Райффайзенбанк – часть международной банковской группы, и по части айдентики нам необходимо защищать решения перед венским бордом. Решения, связанные с изменением банковских продуктов и клиентских сервисов принимаются в каждой стране самостоятельно.

Ответить
6

Дима, так что по баблу-то? Сколько подняли на австрийских лохах, делись)

Ответить
4

Так. А где Ветров?

Ответить
1

Я присоединился к команде уже после. Статья говорит не только про логотип, но упоминает новые цифровые гайдлайны — это было основной задачей проекта. Моя первая задача – помочь этим гайдлайнам попасть в жизнь. Без этой основы очень сложно было бы сделать следующий шаг. В Mail.ru Group понадобилось много лет и заходов, чтобы переделать лого. Надеюсь, что в Райффайзенбанке это получится быстрее.

Так что ещё более важная задача — сделать этот следующий шаг. Для этого строится крепкий фундамент, поэтому я в эфире пока мало про рабочие вещи рассказываю. Когда он начнёт давать результаты – будет что показать и рассказать :)

Ответить
3

Как будто кому то не насрать на все эти рюшечки. Ну обновили логотип, просрав на это миллионы денег - а толку то?

Ответить
4

Дело не в актах дефекаций отдельных граждан на чужие банковские расходы.
Дело в другом — «дизайн-сообщество Райффайзенбанка, насчитывающая около 30 человек, сформировали полноценную рабочую группу в формате коллаборации ключевых стейкхолдеров, включая поездки в Вену и воркшопы, представили на vc.ru полноценную работу специалистов по маркетингу и брендингу».
Наша задача — вдумчиво поставить оценку серьёзной работе дизайн-сообщества австрийского банка.

Ответить
0

Ставлю класс!

Ответить
4

Посмотрела бы на это эпохальное письмо, которое так взяло и переубедило человека из совета директоров. 

Ответить
0

"Слыш, меняй"

Ответить
3

Ребята, да что вы начинаете. Стало же лучше.

Ответить
1

Спасибо! Мы тоже так считаем😌

Ответить
3

Тинькоффайзен банк, получается, да

Ответить
0

Почему не избавится от этого креста?

Ответить
1

Это уже тема следующего воркшопа. 

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Егор, спасибо! Интересный факт:)

Ответить
2

эт лошади? всегда думал две лопаты, типа рабоче-крестьянский банк, аля Совком или Почта Банк

Ответить
1

Оу, логотип-чекбокс

Ответить
1

такси какое-то?

Ответить
1

Лого норм, но затраченные ресурсы.... 
При этом бизнес-процессы и сервис у банка одни из худших в моем личном опыте.
Не выбирают сейчас банк по оттенку лого...

Ответить
0

Есть какая-нибудь статья об этом на английском?

Ответить
0

Когда новый лого будет на сайтах?
Вывески теперь везде будут менять? Переклеивать оформление банкоматов?

Ответить
0

Алексей, спасибо за комментарий! Пока логотип без рамки будет существовать только там, где есть естественная граница, это социальные сети, иконки приложений и так далее.

Ответить
0

А корпоративный цвет тоже не везде меняться будет?

Ответить
0

Артём, везде, но в диджитал

Ответить
0

Если только в диджитал — значит не везде.

Ответить
1

Для многих диджитал это уже и есть всё. И это не фигура речи: во многих городах банк перешёл на дистанционную работу, нигде в Реале вывеску и не увидишь.

Ответить
0

Пока физические отделения не закрыли — есть.

Ответить
0

Дополню Диму. За последние два года в Райффайзенбанке было сделано многое для нового позиционирования бренда и обновления айдентики. Эта статья говорит про цифровые гайдлайны, но до этого создали брендбук для общей маркетинговой коммуникации, для HR-бренда и сотрудников.

Следующий шаг — собрать всё это вместе, чтобы гайдлайн был единым. Можно ли было сделать это сразу? Сомневаюсь — переработать такой большой объём самых разных носителей и ситуаций за вменяемое время сложно, при приземлении любого гайдлайна возникает миллион проблем. Для этого также нужно перестроить орг.структуру, что команда бренда и команда интерфейсов стали единой (это произошло в конце прошлого года). Во многом для решения этой задачи я и появился в Райффайзенбанке.

Ответить
0

Классно!

Ответить
0

Спасибо! 🙏🏻

Ответить
0

Супер. 

Ответить
0

Спасибо! 😌

Ответить
0

Можно же было рамку оставить вдоль самой иконки, смотрелось бы интересно, разве нет?

Ответить
0

Круто. Логотип для такси за 100500 млн. Молодцы, как всегда.

Ответить
0

То что вы правели хорошее время, это думаю всем понятно, кто прочитал эту статью. )

Ответить
0

Гигантская проделана работа, гигантская.

Ответить
0

На первый взгляд стало лучше, знак соответствует образу вещей из 20-х, напоминает иконку приложения на телефоне. Интересно как новый логотип будет взаимодействовать с другими игроками дизайн-системы, как будет выглядеть
в контексте. Команде – респект за упорство и старания.

Ответить
0

Спасибо за интерес!:) Напишем отдельную статью про диджитал-гайды, где подробно расскажем и покажем связь элементов дизайн-системы с логотипом.

Ответить
0

т.е. вот так было сделать нельзя? 

Да все правильно было сказано что кислотно желтый не ложится на белый но можно например затенить подложку. Да рамки дают ограничения но это фирменный стиль банка и сними можно работать а не отказываться от них. Теперь это еще одна безликая иконка "как у всех". Черный дает акцент, теперь его нет.

В общем Press F to Pay Respect.....

Ответить
0

P.S. а вот с логотипом можно работать по тому как если не знать что это это кони на крыше то лично я долгое время ассоциировал данный знак с самозатягивающимся ключом.

Ответить

Успешный историк

–2

Однажды я решил открыть счёт на прайвет банкинг и пошёл в райф. Там пронесли какую-то пургу, типа сто тысяч долларов нам нужна от вас Справка о законности происхождения средств. То есть эти буржуи из-за бугра приходят в мою страну, после того как с америкосами весь коллективный запад оттоптался по моей родине, загнал в долги и нищету большинство людей настолько, что несколько десятилетий понадобилось чтобы хоть немного прийти в норму, и ещё требуют доказать законность происхождения средств для того чтобы я мог своими же деньгами пользоваться. А ещё банкирша рассказала что они могут при малейшем подозрении заблокировать суммы в долларах и евро, которые они перегоняют в свои материнские офшоры, типа по европейскому законодательству. Бог отвёл меня от этих австрийских бюргеров и были открыт самые обычные счёта в альфе, Тинькове и Сбере, которые по условиям оказались в разы лучше и никто никаких справок не просил, блоком не угрожал, легко  смог купить что хотел. Смотрю на райф как на наследников группы банков работавших с фашистами. Цвет они меняют, но крест не убирают ибо низзя пока, рамка как на пантерах была, правильно что в честь 75 летия над фашистской сволочью немного закомуфлировались, только думается что все равно русские банки лучше для наших русских людей. Ну что ваш рестайлинг все ещё не признает крым российским и вы все ещё там не работаете??? Всем кто ездит в крым можете деньги на счету блокировать? Или уже нормально и вы таки есть в крыму? Но то что вы ездите в вену и там советуетесь как бы характеризует кто у банка хозяин, кто решает, что можно русским показывать и как оно должно выглядеть. 

Ответить
0

А что такого. Вон, теперь наши маркетологи приезжают в австрию и разводят их на деньги. Так что все нормально🤣👍

Ответить
Читать все 72 комментария
Дайджест новостей Сбера: AR-экскурсия, распознавание животных и премия для учёных

Прогулки по Политехническому музею с роботом Сепулькой, чудеса компьютерного зрения, научная премия — начало сентября в Сбере выдалось насыщенным. Делимся с вами самыми интересными новостями компании во втором выпуске нашего дайджеста.

Как запустить e-commerce бизнес на зарплату. Полный гайд с нуля до выручки в миллион рублей в месяц

По заявкам участников телеграм канала @vikenot опишу свой опыт и опыт наших клиентов, по запуску бизнеса почти без бюджета.

Авторы бывшего канала VTimes узнали детали нового налогового режима для малого бизнеса от ФНС — ставка 7-8% от доходов Статьи редакции

Есть ограничения по выручке и видам деятельности — но их пока не определили.

Выращивает салат в автоматах и хочет спасти мир: как немецкая Infarm привлекла $315 млн на «рукколу для богатых» Статьи редакции

Пока одни говорят, что вертикальные фермы могут спасти планету, другие уверены — это всего лишь развлечение для богатых. Как работает отрасль, разбирается Wired.

Вертикальные фермы компании Infarm Infarm
Apple отключила функцию «Частный узел» в России — она позволяла скрыть IP-адрес Статьи редакции

Накануне сенаторы Совета Федерации пригрозили компании штрафами и уголовными делами за отказ в сотрудничестве.

Робохроники ИИ: машинное зрение следит за плавкой стали и доменными печами, а нейросети помогают в химпроме

В прошлом месяце нейросети берегли климат, компьютерное зрение следило за производством, а дипфейки помогали заработать. Главное за август в свежем выпуске дайджеста от команды RDL by red_mad_robot.

7 полезных ссылок для тех, кто хочет попробовать свои силы в Big Data

Многим кажется, что работа в сфере Big Data – это как выход в открытый космос: масштабно, высокотехнологично, но очень сложно и недоступно для простых смертных. Разрушает этот миф Александр Качурин, руководитель службы исследования больших данных Tele2. Он собрал ссылки на полезные ресурсы, которые помогут начать путь к профессии Big Data.

Студенты из Нидерландов разработали электрический дом на колёсах, работающий на солнечной энергии Статьи редакции

Чтобы протестировать электромобиль, они отправятся в путешествие на 3000 км.

Электромобиль Stella Vita Ars Technica
Как работать удалённо по московскому времени, если живёшь в Сибири

Команда ИТ-компании Southbridge — о преодолении трудностей часовых поясов: графике работы, планировании и отдыхе.

«Цифровые кочевники» — деловые туристы нового времени

Человека из сферы диджитал, который свободно работает в любой точке мира, где ему комфортно и есть интернет, называют «цифровой кочевник» или «диджитал номад». Более 20 стран поддерживают такой формат работы и путешествий, рассчитывая на профит для внутренней экономики. Плюсы очевидны — страны пополняют налоговый бюджет и восстанавливают…

«Вам звонок из Циан»: зачем компания скупает номера телефонов и как call-tracking помогает клиентам сервиса

Подменные номера телефонов защищают от нежелательных звонков и упрощают аналитику продаж

null