{"id":3337,"title":"\u00ab\u0421\u0431\u0435\u0440\u00bb \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0434\u0451\u0442 \u0418\u0422-\u043a\u043e\u043d\u0444\u0435\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044e \u0441 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u044b\u043c\u0438 \u044d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0442\u0430\u043c\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=3337&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/245896-korotko-pervaya-masshtabnaya-tehnologicheskaya-konferenciya-sbera&hash=d554fd34f8f87656436eb5c9cea339f720e1ca3eadbe9683a494e43439914caa","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Mojo

Метод персон в UX: зачем нужен, почему работает и как применять

В работе над проектами мы в Mojo исследуем пользователей и общаемся с ними. Но собрать данные — полдела, их ещё нужно структурировать. Рассказываем, как применять метод персон на практике.

Ранее в сериале

Мы уже рассказали, почему бизнесу выгодно вкладываться в UX и как рассчитать рентабельность инвестиций в дизайн.

В прошлой части объяснили, какие ошибки чаще всего допускают в глубинных интервью.

Сегодня приступаем к UX-аналитике.

Продукт начинается с понимания проблем, потребностей и целей аудитории. Чтобы выяснить всё это, нужно провести исследования. Но полученные данные необходимо как-то проанализировать и сгруппировать. Метод персон — это способ структурировать информацию о целевых пользователях продукта перед его разработкой.

Что это и почему работает

Персона — это описание вымышленного юзера продукта с суммой его основных потребностей, характеристик и целей. Фокус на отдельном человеке или небольшом сегменте аудитории повышает эмпатию к пользователям, для которых команда проектирует дизайн.

Все мы — люди, и нас больше увлекаются конкретные примеры, а не абстракции и обобщения. Это помогает сосредоточиться на создании продукта, который действительно будет решать проблемы людей.

Эмпатические нюансы — это, конечно, важно, но на этом ценность персоны не заканчивается. Метод помогает акцентировать внимание на мотивах (почему пользователь это делает?), целях (зачем?) и задачах (как?) каждого сегмента целевой аудитории.

Как создавать персон

Образы без предварительного изучения аудитории описывают пользователей, которых вы просто хотите привлечь. Создадите сервис для кого-то несуществующего — у вас не будет клиентов.

В идеальном мире создавать персон нужно после этапа исследований и до старта проектирования. Разумеется, всё не всегда идёт по плану.

Работать над персонами лучше всего в команде. В одиночку здесь легко заиграться, как в редакторе Sims. Сумма разных мнений добавит персоне объективности.

Начните с выделения характеристик пользователей, которые вы замечали во время исследований. Сгруппируйте эти признаки. Объедините и удалите группы, которые кажутся менее важными для бизнеса и разработки продукта. Как только появятся отдельные «роли», добавьте детали, чтобы персона стала более правдоподобной и запоминающейся.

Что включать в персону

  • имя, возраст, пол и фото;
  • род занятий;
  • опыт использования вашего продукта или услуги: пользователь новичок, постоянный клиент или эпизодически возвращается?
  • контекст взаимодействия с продуктом: по собственному желанию или по работе? Как часто человек будет его использовать? Через десктоп, смартфон или другое устройство?
  • цели и проблемы при выполнении задач: скорость, точность и другие потребности, которые могут повлиять на опыт использования;
  • цитаты, описывающие человека.

Например, если вы разрабатываете приложение для мобильного банкинга, не нужно включать в персону предпочтительные средства сбережения, доход и умение откладывать. Это общие данные, которые нужны для более глобальных решений — tone of voice бренда, инструменты и каналы продвижения.

В то же время в кейс с мобильным банком стоит включить:

  • склонность пользователей перемещать деньги между учётными записями;
  • их паттерны поведения при оплате счетов.

Эта информация поможет решить, какие функции отображать на главном экране или как спроектировать оплату.

Имя и фотография могут показаться ненужными элементами. На самом деле их функция — заставить команду запомнить персону.

Виды персон

Протоперсоны

Создаются без исследований. Протоперсоны можно разработать на основе данных об аудитории от отдела маркетинга или product owner’ов. На деле чаще их создают, исходя из предположений команды.

В идеальном мире протоперсонами занимаются на воркшопе с участием продуктовой команды, стейкхолдеров или клиентов. Каждый участник по шаблону разрабатывает от 2 до 5 собственных образов, а затем делится ими с группой. Команда обсуждает результаты, комбинирует и редактирует различные атрибуты в окончательный набор из 3–6 протоперсон.

Плюсы

  • не требуют исследований — дёшево и сердито;
  • метод подходит для быстрого согласования предположений команды и стейкхолдеров о потребностях пользователей.

Минусы

  • могут быть далеки от реальности и стать причиной неверных решений;
  • могут привести к негативному гало-эффекту. Это когнитивное искажение, когда общее впечатление о чём-либо мешает восприятию конкретных особенностей. Например, кому-то кажется, что люди с привлекательной внешностью более умные.

По аналогии продуктовая команда будет предвзята в своих суждениях, объединяя несвязанные между собой характеристики.

Качественные персоны

Этих персон создают на основе данных, собранных во время качественных исследований.

Необходимо провести полевое исследование или интервью с 5–30 клиентами — по 5 пользователей из каждого сегмента аудитории. Исследование выявит болевые точки, ожидания пользователей и слова, которыми они описывают задачи.

После классифицируйте данные по основным темам. Затем ищите атрибуты, которые встречались чаще всего у большинства опрашиваемых, но не обязательно у всех. Не ищите идеального соответствия между людьми, с которыми вы беседовали. Нас интересуют общие закономерности.

Плюсы

Качественные персоны основаны на пользовательских данных. Они точны и дают ключевые представления о мотивации, ожиданиях и потребностях пользователей.

Минусы

  • основаны на небольших выборках — невозможно определить долю «пользовательской популяции», которую представляет каждая персона. Вы не можете сказать, что Екатерина — сознательный потребитель — составляет 60% вашей пользовательской базы;
  • из-за небольшой выборки вы можете случайно пропустить некоторых пользователей с уникальными характеристиками.

Статистические персоны

Спойлер: крайне хардкорный вариант. Самый трудоемкий подход, потому что сочетает качественные и количественные методы исследований.

Первый шаг такой же, как и в качественных персонах — качественное исследование. Оно поможет определить основные темы, которые чаще всего возникают у пользователей.

На основе полученной информации создают опрос для сбора количественных данных в более крупном масштабе.

Здесь начинается самое интересное — нужно опросить не менее 100, а лучше 500 или более респондентов. Затем нужно применить методы статистического анализа. Например, анализ скрытых классов (LCA) или факторный анализ, чтобы найти закономерности в данных вашего опроса.

Плюсы

  • имея большую выборку, вы можете быть уверены, что человек с необычным мышлением не сильно повлиял на результаты;
  • вы можете знать, какой процент от вашей общей пользовательской базы представляет каждая персона. Это будет полезно для принятия компромиссных решений, которые выгодны одной персоне, но неинтересны другим.

Минусы

  • дело дорогое, трудоёмкое и требует опыта в статистическом анализе. Если у вас нет доступа к специалисту по анализу данных, этот метод бесполезен;
  • нередки случаи, когда команда выполняет всю статистическую работу и получает тех же качественных персон, только за большую плату.

Выводы

Большинству команд подходит качественный подход к персонам. Он обеспечивает твёрдое понимание, кто ваши пользователи и чего они хотят. Кроме того, качественный подход относительно дёшев и быстр. Если у вас есть бюджет, не скупитесь на исследования перед этапом аналитики.

Протоперсоны — вариант для маленьких команд. Они подходят для согласования предположений членов команды о пользователях.

Статистические персоны — хардкорный подход не для слабонервных, моргните два раза, если пробовали такое.

Подписывайтесь на Mojo и ставьте +1, если было полезно :)

{ "author_name": "Mojo", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 31, "likes": 20, "favorites": 119, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 236815, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 21 Apr 2021 13:00:17 +0300", "is_special": false }
0
31 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
13

Когда-нибудь я пойму пользу от использования персон в дизайне, но видимо не после этой статьи. 

В чем смысл этой штуки, кроме раздувания часов на разработку проекта? Как проработка условных 5 персон позволит сделать лучше продукт, которым будут пользоваться тысячи разных людей с разных устройств и в разных ситуациях? 

Ответить
0

Просто разработка персон с данными «из воздуха», пожалуй, никак. Но это, как минимум, поможет сэкономить время на правки, если артефакты создавались со стейкхолдерами. Дизайн-команда может отказаться вносить корректировки, и в качестве аргумента у них будут согласованные персоны.

В случае разработки персон на основе пользовательских исследований — это помогает агрегировать полученные данные и расставить приоритеты в разработке функций.

Создать продукт, которым будут пользоваться все на свете, вы не сможете с любым инструментом аналитики. А вот создать продукт для целевой аудитории персоны помогут.

Ответить
8

Может лучше приведете примеры того, как они помогают? Вот персоны, вот выводы и решения, вот результат.

Ответить
1

Добрый день, все гораздо проще, приведу на примере нашего eCommerce магазина. Компания занимается продажей пирсинга и изначально ориентировалась на так называемых панков. После сбора данных, проведения ребрендинга и определения персоны выяснилось что из всех покупателей так называемых панков ничтожный процент, около 2-5% от всех пользователей, в то время как основная аудитория простые люди, не относящиеся себя к какой либо субкультуре. Кажется вам, и что из этого? А из этого следует, какой товар нужно закупать, какие делать изображения и на ком этот товар показывать. Если изначально магазин ориентировался на панков, пытался продавать различные, то теперь больший упор на классический пирсинг по типу серёжку в уши и т.д. Определение персоны действительно играет огромную роль, если это не делается потому что модно. Надеюсь на данном примере стало более понятно

Ответить
1

Иван, а для чего здесь персоны? Вы прямо создавали себе персон формата "это Настя 24 года, библиотекарь, хочет проколоть пупок", а это "Олег, 30 лет, айтишник, хочет сережку в ухо" и отдельно строите коммуникацию под каждого или вам было достаточно понять, что у вас разношерстная аудитория и перестать делать всё в готическом стиле? Если создавали персоны, то хочется понять, как именно вы исходя из их описания меняли продукт: как условный "Олег, 30 лет" повлиял на дизайн сайта? А нужен ли он был или и так можно было сделать более универсальный дизайн, чтобы не распугивать людей, которые не относят себя к панкам? 

Ответить
0

А как бы вы поняли что аудитория не панки? И почему нужно было бы делать универсальный сайт? На каких основаниях нужно делать те или иные действия? Действия должны производиться на основе анализа, решение проблемы. Я понимаю что вы хотите доказать что это нерабочая хуйня. Можно было сделать сайт так, а можно по другому, а можно было и не делать, но вот перед тем как делать, нужно производить анализ, что бы не получилось потом так, что потратили 1-2 года работы впустую.

Ответить
1

Соглашусь с Александром. Очень нехватает примеров. Пока звучит как: вот вам "персоны", с их помощью можно отстоять свою точку зрения в споре с заказчиком (или наоборот). Полезное свойство, конечно, но как это влияет на UX?

Ответить
0

Для приоритезации функций больше подойдёт ABCDX сегментация, где ты учитываешь пожелания и боли AB сегментов, но откладываешь на потом проблемы CD сегментов. Есть люди приносящие деньги, а есть пользователи, которые больше кричат, но никакого профита не приносят. 

Ответить
0

В целом, вполне можно совмещать эти два инструмента. По поводу примеров, будут новые кейсы — там будут и примеры.

Небольшое исследование проводили в проекте ниже, например

Ответить

Культурный паук например

5

На какой персоне тестировали заголовочные шрифты на сайте если не секрет? Драматически не комфортно читать !

Ответить
11

у меня фраза "продуктовый дизайн" постоянно вызывает флешбеки чего-то подобного. неспроста, наверное

Ответить
1

Соскучились по комментариям про наш сайт. Редизайн близко :)

Ответить

Культурный паук например

Mojo
1

Сорян, что баян ! Не критики ради, а для удобства пользователей.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

3

А что, кто-то где-то ещё использует персоны? 

Ответить
0

Персоны — это в первую очередь инструмент. Сейчас модно говорить, что они устарели, но по большей части это связано с неверным их использованием. 

Руководитель отдела проектирования интерфейсов AGIMA, например, писал, что это их традиционный подход в кейсе на Cossa

Контур пишет о них в своих гайдах https://guides.kontur.ru/principles/usabilityresearch/

В общем, используют :)

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

1

Пробовал сервис один для создания персон — uspressia. Так и не нашёл эффективности создания персон, CJM. Пустая трата времени.
Ещё можно пафосно: люди придумали ЦА

Ответить
0

Как уже писали в другом комментарии, персона — это просто инструмент. Можно использовать другие инструменты, если они кажутся вам более эффективными. 

Ответить
1

Очень нравятся case studies ребят из Growth.Design по этой теме, в первую очередь потому, что они используют инструмент, которому учат в своих же исследованиях.

Вы в статье сами говорите о важности использования персон и историй, но ваша статья сама по себе текст без истории и персон. 

Ответить
0

Хорошие ребята, нам они тоже нравятся!

Ответить
1

"персон" не существует. Если начать строить более менее качественную типологию пользователей, то вы получите "старые добрые" сегмента потребителей. https://teplorod.medium.com/jtbd-personas-segmentation-6614f231e7d3

Ответить

Передовой утюг

0

Олег, 29 лет, дизайнер  - "Джобс то би доне попизже будет"
Алина, 23 года, дизайнер  - "Хаха, точно))) Персоны для бумеров)))"
Вахтанг, 38 лет, артдир - "Сам тыбля, бумер! Бэрем пэрсоны"

Ответить
0

@Инспектор 
Почему удалили комментарии про девушку? Какие правила это нарушает? Ребята конечно ушли в оффтоп, но всё же связанный с материалом статьи, оскорблений с их стороны не было. 

Ответить
0

Во-первых, не понимаю, какое отношение это имеет к теме материала, во-вторых, это были совершенно неуместные комментарии, в-третьих:

Также не стоит обсуждать личность собеседника или героя материала в отрыве от контекста дискуссии и разных точек зрения (правило 2.2.1)

Придерживайтесь предметной дискуссии (правило 2.2.2)

Ответить
0

Не знаю, выглядит как-то неубедительно, это не личность собеседника или героя материала, а обсуждение маркетингового поста и рекламных фото агентства, разные точки зрения у них тоже были, имхо, снесли абсолютно мимо половину поста, а если ещё и без просьбы автора, то испортили репутацию у автора 

Ответить
0

Ну вот даже у вас формулировки варьируются сначала от «комментариев про девушку» до «обсуждения маркетингового поста и рекламных фото агентства», что, согласитесь, совсем не равнозначные вещи.

Ответить
0

И всё же сносить было некорректно, лучше бы призвали к порядку, мне вот интересно было :(

Ответить
0

изобрели кластеризацию и группировку :)
Вся эта продуктовая аналитика закидываяется в какой-нить эластик с настройкой потом нужного дашборда 

https://themojo.io/about/
у похоронного бюро дизайн будет лучше, за что вы шрифтами ломаете глаза?

Ответить
0

Дизайн какого похоронного бюро ваш любимый? Поделитесь

Ответить
0

У которого прайс ниже :)

Ответить
0

Ждем статы CJM  и Jobs to be done ))

Ответить
0

Вы свой собственный сайт все никак не переделаете)  

Ответить

Комментарии

null