Ecommerce, пока. Привет, zcommerce

Представления о новой форме интернет-торговли от агентства ADN Digital studio.

ADN в здании. Если вы следите за нашей активностью, то заметили, что мы любим тему электронной торговли. Это всё потому, что мы делаем интернет-магазины, поддерживаем их, как следствие, иногда пишем про ecommerce (как, например, это руководство для запускающих свой первый магазин).

Как-то на креативной планёрке с маркетологами одного известного сибирского ритейлера мы пришли к любопытной мысли. Такой любопытной, что мы решили этим поделиться. Поэтому сегодня будет немного научной фантастики ближнего прицела и новый термин — zcommerce. Заряжай.

Z-хромосома

Помните всю эту историю про поколение Z? Социологи называют разные версии, с какого момента человека можно считать принадлежащим к Z: родившихся после 1995 или 1996 года, по другой версии — с 2005 года. Но суть не в возрасте. Поколение Z — это те самые стильные мальчики и девочки, которые в свои условные 14-16 лет выглядят так, как ты не выглядел и в 25. И, возможно, не будешь выглядеть никогда.

Ты встречаешь их на улицах и начинаешь скрежетать, как морщинистый старик: «В наше время дети были как дети, а сейчас какое-то непотребство». Но на самом деле ты завидуешь.

Тебе, выросшему в обстановке информационной блокады, была недоступна привилегия быть таким же крутым. Ты носил кассетник размером с кирпич или чёрно-белые кеды, или кепку козырьком назад, или что там у тебя было — пока прогрессивный мир это по-быстрому снимал.

Помимо повышенного внимания к собственной внешности, у них также есть гипертрофированное желание стать популярным. Наверняка в вашем городе тоже есть курсы для молодых влогеров — это следствие того, что Z-поколение ну очень хочет вдохновлять своей персоной миллионы. По этой причине они деятельные, смелые и изобретательные, любящие всё, что помогает выразить свою индивидуальность — и среди них мало любителей делать всё по схеме. Меньше, чем в нашем поколении.

Вместе с тем это поколение цифровых людей. Они с детства не отлипают от смартфонов и планшетов, легко адаптируются к новым технологиям (за которым нам, старичкам-миллениалам, часто сложно угнаться — кто из вас реально пользуется AR-приложениями?).

Гаджеты всегда помогали им быть общительными, раскрепощёнными, заводить друзей по всему свету — но всё это только в онлайне. В жизни Z-люди, как правило, не слишком любят окружать себя живым общением.

Мы, миллениалы, помнится, придумали термин «гик» — и с гордостью величали этим элитарным званием самих себя. Z-поколение — гики поголовно, но это такая софт-версия гика.

Итак, мы имеем несколько составляющих Z-человека.

«Вау» и независимость

Они заботятся о своей внешности, любят вызывать эмоции у окружающих. Любят всё штучное, кастомизированное, выражающее индивидуальность. Им не нравится власть бездушных корпораций в глобальном смысле — они за кустарное производство, инди-бренды. И также они готовы многое положить на алтарь личного бренда.

Активность и риск

Они переоценили эффективность, пожертвовав ею ради эффекта. Они считают так: для секундного восторга можно делать очень нерациональные вещи. Ради своей цели они готовы много работать, но будут делать это не так, как привыкли вы — по линеечке. Они готовы спокойно «переплачивать за бренд» — в их картине мира вообще нет такого понятия, ведь они платят именно за бренд.

Любовь и техника

У них всегда под рукой смартфон и интернет. Зачем что-то запоминать, если информация всегда есть в большом облаке? Такое плотное общение с интерфейсами и веб-сервисами сделало из них совершенно других пользователей — сообразительных интуитов, которые на спиннере вертели ваше юзабилити.

Так, философская вводная часть кончилась — извините, что так долго, но без неё нельзя. Всё это было вот к чему. Нужно понимать, что поколения Y и X (наше и наших родителей) — это уходящий состав. А вот Z уже совсем скоро станут доминировать на рынке. Они станут ядром платёжеспособной аудитории. Начнут формировать облик нового интернета. И электронную коммерцию это тоже заденет, ой как заденет.

Zcommerce как новая форма интернет-торговли

Посмотрите на сайты любых десяти крупных ритейлеров. Вы увидите то, к чему привыкли лет десять назад — корзина в правом верхнем углу, фильтры слева или сверху, над каталогом. Карточка товара. Каталог товаров (списком и плиткой).

Масштабные интернет-магазины, будь то электроника, продукты питания, спорттовары или все вместе, выглядят очень аккуратно, чисто и однообразно. И во всём виновата конверсия.

Борьба за конверсию привела к унификации интерфейсов, появлению юзабилити. Полпроцента фокус-группы не находит корзину в привычном месте, кто-то дезориентируется настолько, что забывает купить, что искал. Несколько сотых процента конверсии теряется, и владельцы интернет-магазинов решают оставить привычное проверенное решение.

Электронная торговля сейчас выглядит так: унификация, единообразие и скука смертная.

Но на рынке ecommerce рядом с огромными гипермаркетами, где можно купить всё, от шпильки для волос до чучела мамонта, существуют небольшие монобрендовые магазины с ограниченным крафтовым товаром. Они маленькие, клёвые и эмоциональные. И они живут по совершенно другим законам.

Они продают как раз то, чего хочет Z-поколение — эмоции, штучность, индивидуальность, дух, принадлежность к чему-то большему. Для таких целей уже не подходит стерильный каталог, построенный по каким-то там принципам и законам. Да кому нужны законы, когда Z-люди с колыбели на «ты» с вебом. Они точно узнают, сколько стоит товар и как его купить, даже если для этого придётся писать вам в директ.

И на этой почве расцветает совершенно новое явление — мы, как вы уже поняли, назвали его zcommerce. Это электронная коммерция в новом формате взаимодействия. Тут работает не формула «среднестатистическому покупателю нужен привычный интерфейс», а правило «к чёрту правила, дайте мне почувствовать ваш бренд».

Промосайт + онлайн-магазин = zcommerce

Когда человек покупает вещи в монобрендовом магазине, он должен получать удовольствие от процесса выбора, от сервиса, от самого продукта. Всё это дарит ему эмоциональный zcommerce, в котором юзабилити уходит на второй план.

Красивые фотографии и иллюстрации — такие, что хочется потрогать продукт. 3D-модельки, анимации и интерактив, хорошо написанные тексты — все эти компоненты захватывают внимание и заставляют листать дальше.

Чтобы не быть голословными, приведём в пример десять крутых монобрендовых магазинов, работающих в формате zcommerce.

Panike: выпечка

Что круто. Вообще всё. Но особое внимание обратите на карточку товара. Она качественно скомпонована, акцент сделан на красивых аппетитных изображениях, в то же время базовая информация не теряется за счёт расположения.

Ikano: грузинское вино

Картиночки и анимации: олень убегает с этикетки и появляется в рамочке, весы качаются, крышка откручивается — обязательно посмотрите. А ещё интересная анимация добавления в корзину, собственно контент и меню-гамбургер посередине, а не в левом верхнем углу.

Carbon: косметика

Простая, красивая и атмосферная карточка товара. Идеальный пример совмещения стиля и информативности.

Olivier Lapidus: фешн, одежда

Благодаря stopmotion-анимации в цифровом доме моды можно рассмотреть понравившуюся вещь со всех сторон. При скролле вверх-вниз модель поворачивается, а посетители приходят в восторг.

Kube: мебель

Информативная карточка товара, в которой акцент делается на презентацию. Качественные фотографии отвечают за эмоциональную составляющую и формируют целостный образ.

Nubikk: фешн, обувь

Очень интересный полноэкранный слайдер, хорошая компоновка, а блок с выбором параметров находится внизу, что непривычно, но удобно и совсем не мешает.

Ouiwill: фешн, одежда

Замечательный пример информативности и наглядности. Вся базовая информация вынесена на карточку, которая при скролле остаётся на месте, тогда как фотографии купальника меняются.

I like tofu: еда

Доставляет карточка сыра, на которой интересно сочетаются фотографии и чёрно-белые контурные иллюстрации. Дополняет картину небольшой эффект параллакса при скролле и минимальная анимация фото.

Dot: средства гигиены

Подход к сложному товару: фоторяд здесь вряд ли повлияет на решение о покупке. Зато анимированные 3D-модельки, которые парят в воздухе, и краткое описание товара создают положительное впечатление.

Royal Beachwear: фешн, одежда

Просто хороший сайт, где акцент сделан на качественных фотографиях и преимуществах бренда. Следуя от одного пункта к другому, посетитель всё больше вовлекается.

Постскриптум

Мы хотели сказать вот что: электронная коммерция, какой мы её знаем, скоро изменится. А именно произойдёт раскол: скучные бренды и товары уйдут в маркетплейсы вместо того, чтобы создавать свои онлайн-магазины (это уже сейчас происходит). Бренды, которые продают эмоции, будут менять наше понимание интернет-магазина, фактически совмещая функции ecommerce и крутость промосайтов. Мы будем всё чаще видеть сайты, как в этом списке выше.

Кто-то скажет: «А нафига вы выдумали какой-то очередной дурацкий термин?». Ну, во-первых, этому явлению никто толком не присвоил названия, а явление есть. Так что мы будем как арктические первопроходцы — увидели кусок земли, назвали именем собаки двоюродной бабушки. Ну или словом «zcommerce».

А во-вторых, мы действительно считаем, что феномен Z-поколения — это то, что нас согнёт пополам, намажет горчичкой и беззастенчиво сожрёт лет через пять. Вместе со всеми нашими UI, UX и унификацией. Так что надо считаться.

Остаётся открытым вопрос — а можно ли совместить все наработки UI-дизайна, юзабилити и всего такого (жалко ведь, да и вот цифры конверсий) и всю эту историю с эмоциональным zcommerce. Можно, мы даже знаем пример. Расскажем об этом в следующем выпуске.

Ну всё, увидимся в будущем.

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Николаев

Я один не знаю ни одного из этих 10 мегамагазинов?

Они больше смахивают на какие-то шаблоны на вордпрессе

хипстеры для хипстеров)))

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Главное что потенциальные клиенты знали, что об этих магазинах вот целая статья на vc.ru ... Текст ведь не очень внятно объясняет - создала их эта студия, или они ей просто нравятся ...
В-целом, после статьи про увольнение 25% персонала, от новых сибирских инициатив ничего хорошего не ждешь.
"Как-то на креативной планёрке с маркетологами одного известного сибирского ритейлера" ... ааааа ...
 
"Известные" сибирские ритейлеры какие-то в России, где все население живет в европейской части, и отдельные платежеспособные островки с прямым сообщением до Москвы - разбросаны по всей стране ..

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gleba

Цифры бы этих магазов увидеть. Выручки, да конверсий ;). А то вдруг, не стоит игра свеч.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Whitesunset

Если я зашел на сайт и он меня бесит прям с первой секунды — это значит что я старпер, да? Абсолютно неюзабельное тормозное говно для хипстеров. Карточка товара на Panike грузится 5 секунд со свистоперделками. Чтобы на нее попасть, надо совершить три лишних клика. Конверсия? Да ити ты в жопу, конверсия. У нас тут дизайнер опять родил дизайн ради дизайна, а не ради пользователей, как должно быть.

Унификация и одноообразие интернет-магазинов — это лучшее, что случилось с интернет-торговлей. Спасибо амазону и ибею. Заходя на современный нормальный магазин я сразу знаю что мне нажимать и как заполнять форму заказа.

Поколение Z, бл**ь.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Victor Antonov

Странно считать, что мир переходит к "поштучным" продажам, в то время, как все больше крупных продавцов расширяет ассортиментную матрицу, или вообще переходит к модели маркетплэйсов.
Такие магазины были всегда. Вопрос в количестве и типе продаваемых товаров.
Безусловно, задача продавца приподнести товар в лучшем свете при помощи всех доступных инструментов (фото, видео, описание и интерфейс, который все это подчеркивает).
Открывая статью, думал, что тут будет что-то про новые форматы, платформы, подходы к продажам, а вы про промосайты с кнопкой купить :) Почему вы вообще выкладываете десктопные версии, в то время, как представители Z скоро начнут забывать как выглядят старые добрые компьютеры?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Николаев

Потому что мама перед выдачей денег должна оценить обновку, а это десктоп)))
Иначе есть большие вопросы к платежеспособной аудитории "в свои 14-16 лет"

Ответить
Развернуть ветку
Антон Геер

Люблю коллег маркетологов за широту души :)

Ecommerce - аббревиатура, обозначающая «электронную коммерцию/торговлю», технологию реализации товаров и услуг онлайн. Вы же пишите об эмоциональном восприятии бренда и UX- паттернах (их отсутствии) у конкретной ЦА. Которые достигаются за счет сторителлинга, современного дизайна, крутых цсс, скриптов, анимации вот этого всего. Ecommerce - это рынок, а то, что вы называете zcommerce - это нормальный в широком понимании маркетинг на этом рынке.

А вообще особо сообразительные могут накинуть себе к ЗП, рассказав начальнику, что екомерс теперь прошлый век и теперь все надо делать иначе :)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Я заметил только что сибиряки горазды на переиначивание терминов. Был маркетинг - стал Стеромаркетинг, был e-commerce (которому 20 лет уже), стал z-commerce ...

Ответить
Развернуть ветку
Charlie

Это все смахивает на дизайн для дизайнеров. Большинство сайтов, представленных здесь, жутко медленно грузятся (даже при быстром мнете / компе) к тому же совершенно неудобная навигация (я так вообще не понял как, например, в этой булочной что-то купить). Зато красиво модно молодежно и премия "дизайн года" мда.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
AlinZoberg

На самом деле, мы вполне себе хорошо относимся и к старым корзинам в правом углу, и к новым анимированным сайтам монобрендов, хотя, если он покажется непонятным и "что здесь, как выбрать-то", скорее всего я его покину

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Коробченко

в свои 14, "Z" будут покупать по карте с "детским тарифом", где установлен лимит в % от папиной/маминой ЗП и конечно же с мобильного, и скорее всего, не выходя из мессенджера или соцсети. Любой растущий бренд будет использовать все каналы. Промо-сайт для любителей ламповости и прокрастинации, и маркетплейс - для тех, кто любит точность, выбор, аналитику... такие сервисы как auto ru, кинАпоиск или али экспресс - крупные агрегаторы трафика и ЦА.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sheshin

Статья написанная "креатифчегами" ради хайпа. Ну серьезно, помимо того что соотношение бреда к разумным мыслям доводит статью до уровня подвального арт хауса в сообществе битриксоидов-асоциалов, так и написана она людьми без какого либо серьезного опыта в IT (говорить что digital это IT, все равно что испражняться против ветра утверждая что это новый способ охладиться во время жары). Не знаю сколько у вас в офисе ежедневно употребляется белого, но дозу стоит либо увеличить до gamedev уровня, либо перейти на что то более расслабляющее.
Где исследование ЦА? Где среднестатистический портрет клиента? Где, мать его, хоть одна проверенная гипотеза? В 16 лет я тоже любил свистелки-перделки, но когда я начал зарабатывать деньги, я осознал стоимость своего времени и уж точно не стану тратить кучу своего времени, дабы разобраться как мне купить пирожок с доставкой на дом.
Еще больше поражают люди, выражающие благодарность за "статью" больше напоминающую заготовку очередного высера каспийского груза, написанную в героиновом обдалбосе. Эй! Слезайте с тяжелых наркотиков, весь прогрессивный мир давно сидит на лизере! Вы наверное пишите письма благодарности производителям освежителей воздуха, за то что вам есть что почитать сидя на толчке? Серьезно ребята, если вы считаете себя убежденными гуманитариями идите работать в макдак или занимайтесь доставкой пиццы. А, еще можно пойти в криптоевангелисты.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gleba

Спасибо, разбираю на цитаты :D

Ответить
Развернуть ветку
Yevgeniy Rozenblat

Тоже хочу работать в компании, которая придумывает за деньги своих клиентов какие-нибудь сказки и убедительные доводы, почему эти сказки кто-то должен покупать. Но нет, пожалуй, продолжу заниматься делом.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Choo

Алиэкспресс, наверное, испугается и заплачет. Ведь будущее есть только у маленьких стильных нишевых магазинов.

Ответить
Развернуть ветку
Нюська Абрамова

встретился мне как-то заморский стильный нишевый магазин футболок с невыразительными принтами ($60 штучка (за стильность))

Ответить
Развернуть ветку
S-ed

Обратил внимание, что некоторые сайты долго загружаются. Либо это прелоад, либо задержки между страницами. А я смотрел с десктопа, и сеть тут 100 мегабит. Как это всё работает с телефонов на LTE я боюсь представить.

Ну и другие мелкие неприятности (Я покликал на разные размеры и опции пропали, вместе с товаром...)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Shubenok

"Электронная торговля сейчас выглядит так: унификация, единообразие и скука смертная"
Бизнес это вообще не про веселье, но вы видимо не в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Neznamov

Гайз, я обычно поддерживаю оригинальные идеи или мысли. Но...
Автор, сколько интернет-магазинов, в которых работает хотя бы 10 человек вы сами вели?
Вот после этого и пишите про аудитории, смены парадигм и прочее. Без этого такие статьи просто пук в небо.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Matvienko

пока поколение z не зарабатывает - не нужно с ним считаться :) крафтовые товары и сейчас пользуются успехом у определенной ЦА (и они врядли поколение z, поскольку стоят такие товары дорого, мамкиных денег не хватит)

Вся статья выглядит как фантазёрство, поскольку нет аналитики и есть только предположения (да, именно этой скуки смертной не хватает). Унификация в екоме - лучшее, что случалось на рынке, поскольку потребителям она позволяет меньше думать при покупке. Поэтому интерфейсы докручивают так, чтобы даже бухой сторож вася смог законвертиться :D

Что касается UX, то на российском рынке он откровенно слаб - сейчас каждый раскрашиватель кнопок с вымышленным портфолио на беханс мнит себя UX десигнером, хотя не в состоянии построить ни информационную архитектуру, ни проверить гипотезы, да чего говорить - с компоновкой, неймингом и композицией большие проблемы. ЮХ на рынок еще не пришел, алё, какое поколение z, которому пофиг на юзабилити?))

Ответить
Развернуть ветку
Basil Boluk

"Промо-сайт + онлайн-магазин" - ход мысли верный, однако юзабилити никогда не уходит на второй план. Объединить в одном интерфейсе сложно и не нужно. Я писал об этом в блоге примерно год назад http://thedigitalmarketingrevolution.blogspot.de/2016/12/blog-post_29.html
Дело в том, что пользователь в одну и ту же милисекунду времени находится либо в состоянии осведомлённости, либо заинтересованности, либо выбора, или уже оценки и сравнения. А ещё есть состояние сомнения или возражения, повторные сессии (подумал, вернулся). Поэтому по мере смены стадий когнитивного состояния пользователя, ему нужны разные интерфейсы, решающие задачи этих разных состояний: промо-сайты, галереи, лукбуки в журнале и паблике, онлайн-магазин.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Rodin

По большому счету это промо-сайты с функцией интернет-заказа. Красиво, эмоционально, но не удобно. Не представляю интернет-магазины с ассортиментом от 5000 SKU и подобными шаблонами.

Ответить
Развернуть ветку
ADN Agency
Автор

В статье речь идет о монобрендовых магазинах с небольшим ассортиментом

Ответить
Развернуть ветку
Roman Rodin

По заголовку не скажешь)

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Егоров

Лучше расскажите, во сколько обходится поддержка монобрендового магазина Oliver Lapidus с небольшим ассортиментом))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
И сколько платьев за 2600 Евро нужно продать, чтобы окупить добавление новой единицы ассортимента))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Егоров

Такие решения никак не помогают зарабатывать бизнесу. Даже Balenciaga отказалась, в свое время, от усложненной анимации, разработанной в Fantasy.
И только потому, что ее обслуживание вставало в копеечку.))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Егор Овчаренко

Вообще очень интересное мнение, сам не раз замечал что многие магазины успешные начинают ориентироваться на эмоции и опыт, а некоторые только на этом и живут. Спасибо за интересную статью!

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Martynova

А будет ли у поколения Z денег достаточно что бы на них ориентироваться?

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Половников

у них уже денег более чем достаточно

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Martynova

Пролистала социологию и не уверена

Ответить
Развернуть ветку
Katya Karno

Аксессибилити на нуле?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Дворцова

Как-то... Статья много сомнений вызывает. Во-первых большие вступление о z-поколении как таковом и почти ничего о том какой конкретно должна быть e-commers для этого поколения. Во-вторых тема подизбита уже и успела вырасти в целую индустрию с атмосферными пространствами, мероприятиями, нетворкингами и т.д. уже подташнивает... А тут об этом, как о новой волне.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Что все так носятся с этой узкой кучкой тинейджеров. Все равно массовый спрос - это возраста 30 - 60. А скоро будет 30-70. Решения все принимаются теми кому 40-45. Если оринетироваться на 18-25 как на "самую прогрессивную аудиторию" как бы не прогореть. хехе

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Svirin

Статью писал <<миллениал>>)

Ответить
Развернуть ветку
Basil Boluk

Исследования показывают, что, наоборот, поколение Z равнодушно к брендам. И это многие известные бренды сильно беспокоит.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Забиронин

ай опять про лендосы, заебало. Принципиально с лендосов ничего не заказываю.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Savoev

Вроде как наоборот к интерфейсам без интерфейсов двигались, что опять-то!

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Colors

Поколение Z очень быстро сменится новым хайповым поколением А и будет повод написать новую статью о том, что якобы что-то отмирает.
Думал, что в статье будет что-то ценное, на бред не рассчитывал.

Ответить
Развернуть ветку
Aka Bydionis

"Поколение Z — это те самые стильные мальчики и девочки, которые в свои условные 14-16 лет..."
" Вместе с тем это поколение цифровых людей. Они с детства не отлипают от смартфонов и планшетов,.... "

- А я вот не понял) - Все это Z-поколение в возрасте 14-16 лет, которое не отлипало от смартфонов и планшетов, все это время жило в параллельной вселенной? Там где "Корзины" и "Меню" расположены хаотично? Нет, они жили вместе с нами, с таким же интернетом, с такими же сайтами, где тотальное большинство магазинов располагает меню вверху слева а корзину вверху справа. Они привыкли к такому формату с рождения!

Вы упомянули бренды за которые они переплачивают - а где у них меню на сайтах?
Даже на Али заказывая себе ништяки для обзоров на ютубе, они делают заказы по схеме где меню слева, а корзина справа.....

Вся статья, набор тотального бреда, не подкрепленного ни одним фактом, исследованием, анализом, аналитикой, статистикой или хотя бы обратной связью ваших клиентов - владельцев интернет-магазинов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда