Как вносить правки, чтобы не было стыдно за проект

Отношения с клиентом, пожалуй, самая важная вещь в бизнесе. Но как бы вы ни старались узнать у клиента все детали проекта, показать себя с лучшей стороны и настроить его на правильный процесс, рано или поздно попадётся клиент, который неизбежно захочет внести правки.

Этот момент в дизайне особенно болезненный, думаем, дизайнеры согласятся. От него никуда не денешься, и если хочешь дойти с клиентом до конца и сохранить отношения, придётся решать этот вопрос.

Перечислим ошибки:

  • Вы хотите угодить клиенту и соглашаетесь на правки безоговорочно;
  • Вы не договорились заранее о процессе внесения правок и что вообще понимается под «правками»;
  • Вы воспринимаете все правки как бык красную тряпку: позволяете эмоциям взять верх и продолжаете работать с меньшим энтузиазмом.

А как тогда правильно?

Отделяем вкусовщину от конструктива

Иногда просьба внести правки бывает вполне разумной. Чувствуем возгласы несогласных: «Разве бывают разумные правки? Клиент обычно всё портит своими правками!»

Спешим внести ясность: клиент не хочет ничего специально портить. Но нам нужно достучаться до его истинных намерений.

Ловите примеры вопросов, которые помогут получить ценную информацию. Для удобства восприятия разберём пример «Давайте сделаем зелёный не таким ярким»:

  • Скажите, а чем вызвано опасение, что этот оттенок как-то негативно повлияет?
  • Вам просто эстетически не нравится этот зелёный? Или есть какая-то причина, почему такой цвет не будет работать?
  • Как вы поняли, что этот цвет не будет работать? Как вы поняли, что предлагаемое вами решение будет работать лучше?
  • Как вы думаете, какая цель нашего проекта по дизайну? Нравиться вам или помочь продать ваш продукт?

Вам может показаться, что звучит жёстко или занудно. Так и есть, если написать сообщение клиенту в телеге и ждать ответа.

Мы советуем это спрашивать лично, с доброжелательной интонацией и искренним интересом. Тогда вы гарантированно получите одну из двух ситуаций:

1. Вкусовщина

Клиент не сможет дать логическое объяснение и всё сведётся к тому, что ему просто кажется. Или лично ему не нравится. Сделайте всё, чтобы он это понял. Объясните, что он не является целевой аудиторией этого дизайна. Простыми словами, не ему покупать свой товар. Его личный вкус — это последнее, на что нужно опираться.

2. Конструктив

Клиент предоставит весомую аргументацию. Чаще всего клиент разбирается в своём бизнесе хорошо, как минимум, лучше вас. Ему может быть известно что-то специфическое, например, свойства материала упаковки или способ вышивки лого на одежде. Другими словами, звучит конкретика. Это может означать, что вы не учли какой-то нюанс, не спросив об этом на брифе. Такое бывает и у нас, будем честны. Это не страшно. Главное — нужно сделать себе пометку, чтобы стать лучше и учитывать такие моменты в будущем.

Стратегия внесения правок

Ну и напоследок, если вы всё-таки осознали, что правок не избежать, вот несколько полезностей:

  • Отстаивайте свое решение. Клиент вряд ли оценит беспрекословное внесение правок по любому его запросу. Это выдаёт вашу неуверенность как в результате, так и в себе. Не давайте слабину, и обозначайте своё мнение, даже если всё равно придётся вносить исправления.
  • Постарайтесь выиграть время. Предложите взять клиенту паузу в один-два дня. Дайте пожить с проектом, посмотреть на результат свежим взглядом. Аргументируйте тем, что это поможет ему точно сформировать финальный фидбек, с которым будет проще работать. Часто у людей проходит «первый шок», они привыкают к новому решению и часть правок отпадает за ненадобностью.
  • Заранее проговаривайте, сколько раз можно бесплатно вносить правки и что входит в одну итерацию правок. Это заставляет клиента бережнее относится к итерациям. Если сейчас сгорит бесплатная итерация, то ему придётся лучше подумать, чтобы потом не переходить к платным правкам. Это экономия денег для него и времени для вас.

А как вы работаете с правками? С удовольствием пообщаемся в комментах!

А еще мы делимся кейсами и шутим в сторис в Инстаграме, подписывайтесь :)

0
23 комментария
Написать комментарий...
Denis Stankevich

Работал с разными клиентами, и заметил одну вещь. С самого начала понятно уже что это за клиент.

И если он относится к тебе только как к исполнителю, а не специалисту, то ни один из этих вопросов не поможет.

Ответить
Развернуть ветку
Секретное агентство
Автор

Это правда, тут уже вопрос про работу и договорённости на старте. Иногда получается такого клиента настроить и "обучить" правильно с вами работать. Но и ваша правда в том, что бывают безысходные случаи. Вы, кстати, что делаете, отказываете в работе?
Мы готовим статью на эту тему, будет интересно ваше мнение, насколько полезные советы будут в ней!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сеовектор

Золотые слова

Ответить
Развернуть ветку
friends withbenefits

господи открыл ленту 10 января и увидел слово правки. глаз до сих пор трясется.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Хорошая статья. Я лично считаю, что нужно один раз досконально объяснить клиенту свое решение. Как правило это работает. А если нет, то просто лучше сделать как говорят, но при условии, что вы работаете по часовой ставке. Хотелки клиента за его счет, вот так.

Ответить
Развернуть ветку
Секретное агентство
Автор

Спасибо!
Да, всё верно) И работает, когда сам уверен в результате. А то бывают рассказы, когда аккаунт презентует и защищает дизайн, думая про себя "так-то я с вами согласен, это дерьмо")) Тогда шансов мало)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin K.

Согласен с высказанной выше мыслью: «В графическом дизайне очень много субъективного». Бывает, что попытки достучаться до заказчика не приводят ни к чему.

В свое время расстался с одним из своих фриланс-клиентов, когда после очередной попытки докопаться до реальной задачи, стоящей перед их компанией, услышал: «Ты не рассуждай давай, делай, что я тебе говорю».

Ответить
Развернуть ветку
Секретное агентство
Автор

Да уж, неприятно, действительно. Мы не против идеи отказываться работать с токсичными клиентами, если они будут во вред работе над всеми остальными проектами.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Правки могут служить эффективной заменой детализированного брифа, который высасывается из пальца без понимания конкретики того, как будет реально смотреться реализованный дизайн. Сравните текстовое описание, фото платья и реальные муки покупателя при примерке платья перед зеркалом.

Ответить
Развернуть ветку
Секретное агентство
Автор

Это действительно так, бриф часто уводит клиента в дебри своих рассуждений. В дополнение к комментарию хотим добавить, что есть инструмент, до правок, который позволяет эти правки минимизировать и определиться с конкретикой — это мудборд.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Мудборд это в нашей аналогии ткани и фурнитура у портного. Их смотрят, пробуют на ощупь, накидывают на фигуру. Грамотный портной или модельер в голове дорисовывает картинку. Но далее идет несколько примерок, что бы нигде не жало и опять клиент крутится у зеркала под наблюдением портного и его спрашивают где жмет, нравится ли. А потом уже идет непростая подборка шарфа, шляпы, перчаток, трости и т.п. под фигуру, а то и под настроение и цель прогулки.

Заказная разработка у портного без примерок это уже бюджетный вариант. Или получается как в репризе К.Райкина про пуговицы и портного.

Ответить
Развернуть ветку
Секретное агентство
Автор

Хорошая аналогия, правда! Не подумайте, что мы спорим. Хотим лишь заметить разницу, что в такой аналогии единственный критерий — чтобы нравилось и подходило лично заказчику. В дизайне, согласитесь, задачи часто бывают шире. Клиент может просить то, что действительно может пойти во вред проекту.

Вывод такой, что правок всё равно не избежать зачастую. Не надо этому противиться. В статье мы об этом и говорим, что когда это конструктивно, то их нужно внести!
Просто нужно всегда иметь чёткое понимание, с какой целью они вносятся.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin D

Вероятно, что один из основных недостаток индустрии граф.дизайна и визуального искусства и любой формы искусства в целом – субъективность. В этом плане UX/UI менее субъективен, т.к. можно оценить различные показатели «продукта» и построить математическую модель на основе этих данных и обосновать показатели. В граф.дизайне, иллюстрации и т.п. всегда идет борьба субъективности с объективностью. Если все пройдет гладко и заказчик не будет вносить правки, на каком-то этапе его может не устроить какой-либо элемент из субъективных (ошибочных) соображений. В этом случае можно пойти иначе – не пытаться доказать свою правоту с визуальной точки зрения, а обосновать ее математически.

Например, заказчик утверждает, что этот цвет (условный показатель) здесь не уместен, тогда мы включаем математическое обоснование. По статистике данный «цвет» доминирует на топовых тематических площадках, где средний коэффициент в данной цветовой схеме (вместо цвета можно взять необходимый показатель) составляет 0.5. Цвет который выбрали вы, находится в промежутке от 0.01-0.08, что свидетельствует о низком охвате, стремящемся к нулю. Вы готовы внести правки, которые приведут к снижению коэффициента и, вероятно, к падению эффективности визуального сообщения? Увидев математические показатели, клиент начинает сомневаться в собственной позиции, т.к. цифры берутся не с потолка, а на основе реального анализа данных и ему сложно что-либо противопоставить этому.

Разумеется, такой подход – это не средство решения всех проблем. Если это заказчик с низкой визуальной культурой, любитель трэша и «Comic sans», что скорее характерно для «частных» заказчиков, а не крупного бизнеса. Здесь уже зависит от уровня клиентов, с которыми работает исполнитель и стратегия обоснования может быть расширена.

Ответить
Развернуть ветку
Секретное агентство
Автор

Спасибо за комментарий! Еще пришла мысль после прочтения — можно показывать примеры разных креативов, например для таргета, и прикладывать скриншот количества кликов или конверсии, что вот объективные цифры, разница лишь в графике. И мы понимаем, как с помощью графики увеличить показатели, где это возможно

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

А мы не спорим, мы проводим параллели с известными столетиями процессами, технологиями и профессиями. Есть клиент, модельер и портной. У кого из них лучший вкус и какова его природа существует масса вариантов. А уж тем более насколько лучше чувствует себя клиент, когда его одежда соответствует его или его окружения вкусу, а не диктуется модельером или тем более портным.

Ответить
Развернуть ветку
Renata

“Вот бы все принимали всё с первого раза"

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Исходя из моего опыта, самый ужас происходит тогда, когда у клиента меняется менеджер и начинается второй раунд правок и согласований. В больших компаниях такое может произойти два-три раза за проект, который рассчитан на год и более.

Ответить
Развернуть ветку
Секретное агентство
Автор

Да, к сожалению, с таким тоже сталкивались в работе(

Ответить
Развернуть ветку
aebutius lampronius

Если бы дизайнеры Стива Джобса были бы такими же тираничными никогда бы не появился айфон. Если бы не джопсовская вкусовщина мир бы остался без смартфона!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

У Джобса было свое видение продукта, которое опиралось на его многолетнюю практику, прогнозы и тд. Обычный клиент не провидец и вряд ли сможет предложить вам "айфон" вместо "телефонной будки".

Ответить
Развернуть ветку
Секретное агентство
Автор

Джобс и его дизайнеры — это же скорее одна команда. Это скорее как внутренние правки. У нас тоже артдирекшн дотошный, много правок и итераций внутри)
Если бы Джобс показал айфон заказчику, и он сказал, что из-за надкусанного яблока клиенты будут думать, что айфон некачественный, думаю, он бы примерно то же, что и мы в статье сказал. В лучшем случае, если бы был вежливый))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Перепёлкин

Правило №1 — не отвечать клиенту аудио сообщением на письменное.
(Я про картинку в заголовке)

Ответить
Развернуть ветку
Секретное агентство
Автор

Это аудио от клиента же)

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда