Любовь живет три года. Дизайнер — только два

Любовь живет три года. Дизайнер — только два

Часто слышу от владельцев студий о том, как им приходится плясать вокруг своих дизайнеров, чтобы те не ушли. Кикер в офисе, крафтовое пиво по пятницам, премии, поездки на конфы, платные курсы — а они все равно уходят. Почему так происходит, как удержать дизайнера, и надо ли вообще удерживать?

Давайте сразу скажем вслух то, о чем сейчас все подумали. Да, некоторые сотрудники прикипают к одной компании и работают там чуть ли не до смерти ну или по крайней мере до пенсии, что скоро станет в принципе одним и тем же. Но таких мало.

Вообще у такого постоянства есть три возможных объяснения.

Первое. Человек в силу каких-то индивидуальных особенностей может заниматься рутинной работой много лет и не умереть при этом от скуки. Просто ему так комфортно — полностью нравится команда, устраивает уровень зарплаты, от метро близко. У такого дизайнера другие приоритеты: ему вообще по большому счету все равно, будут его работы выигрывать награды или зарабатывать ему на яхту — человеку просто нравится бегать марафоны или ходить в горы, или воспитывать детей, или еще что-то.

Второе. Дизайнер задумал какой-то свой проект, а работает у вас просто потому, что ему нужно брать на реализацию деньги. А работа не пыльная, платят вовремя. Профессиональное выгорание у нас не редкость, так что вполне возможно, что кто-то из ваших дизайнеров прямо сейчас строит двухмоторный самолет в гараже или запускает новый Uber.

Третье. У человека есть реальная перспектива дорасти до генерального директора. И если речь идет о компании со штатом в 15 тысяч сотрудников, это весьма недурственно. Но это просто не наш случай — мало какая digital-студия дотягивает до штата в 50 человек. Роли распределены, рост вверх ограничен должностью арт-директора. Хочешь большего — извини, мы ничем не можем тебе помочь, это не Google.

Почему они уходят

Помните, Бегбедер говорил, что любовь живет три года? Он рассуждал о гормонах: сначала они заставляют нас испытывать влюбленность и страсть, потом привязанность и нежность — а через три года дофамин (и компания тоже) приходят в норму, и мы уже ничего не чувствуем друг к другу. Из-за биологии любая привязанность обречена изначально.

Так какова же биология дизайнера? Почему он не может заниматься рутинной работой и постоянно пребывает в творческом поиске?

С одной стороны, влияют все те же гормоны. Человеку, особенно после 25 лет, постоянно нужны новые впечатления, без них он грустит и может впасть в депрессию.

С другой стороны, дело в специфике работы. В диджитал-среде ведь столько всего: разные коллективы, подходы к работе, сами процессы. Тут и продакшн, и продуктовые компании, и стартапы, и фриланс, в конце концов. Все это надо попробовать, чтобы понять, что твое, а что нет. Дизайнер ищет, находит, пробует — если стало скучно, уходит.

Это еще одна особенность нашей отрасли — мы работаем в удовольствие, по фану. Работа для дизайнера — это жизнь. Здесь мы не ждем семи часов, чтобы побыстрее свалить из офиса на футбол с друзьями или домой к семье. Если ты весь день что-то рисовал, тебе было по кайфу, все уже разошлись, а ты не успел, то просто остаешься и доделываешь.

Поэтому как только дизайнера перестает вставлять, он задумывается, куда идти дальше. Ему просто необходима смена работы. Вопрос — когда ему станет скучно.

Цикл жизни дизайнера в компании

Любой директор вкладывает в дизайнера кучу своих знаний, опыта и усилий. И, конечно, больно, когда дизайнер уходит. Особенно если он уже успел стать арт-директором, а ты к нему прикипел. Как подготовиться к неизбежному, и на какие сроки рассчитывать?

В среднем дизайнер живет в небольшой студии два года. Это хороший показатель: за первый год он учится, растет в профессиональном плане, впитывает корпоративную культуру. Второй год работает над реальными проектами — возвращает затраченные на него усилия. Все честно.

А теперь рекомендации. Что делать, чтобы в конце второго года вам не было грустно:

  • Нанимать стажеров. Сделайте так, чтобы в команде был постоянный приток дизайнеров-новичков. Тогда через два года вам будет, кем заменить ведущего дизайнера.
Пример текущего распределение ролей в дизайн-команде AIC
Пример текущего распределение ролей в дизайн-команде AIC
  • Используйте грейды. Так вы в самом начале можете показать стажеру, что через три года он может стать арт-директором или партнером. Иногда такой подход удерживает людей в компании надолго.
Скриншот из общего документа по применению грейдов в AIC. Версия 2017 года.
Скриншот из общего документа по применению грейдов в AIC. Версия 2017 года.
  • Открывайте новые направления. Компания тоже должна поменяться и шагнуть вперед за этот год. Если раньше вы не делали промо-сайтов — делайте. Запускайте внутренние проекты или берите заказы, на которых можно оторваться (мы их называем «сосисочные» — денег не приносят, зато весело, расшевеливает мозг и здорово мотивирует).
Дизайн-концепция промо-сайта.

Организуйте социально-активную жизнь. Для дизайнеров, которые почти все жуткие интроверты, это страшно и интересно одновременно. Занимайтесь пиаром, участвуйте в конференциях, учитесь.

Еще одно, полуфилософское. Хочешь построить что-то большое — умей делиться. Из дизайнера-старожила можно сделать нового партнера собственного бизнеса. А почему нет? Вместе можно заработать больше. Но это личное дело каждого — не все любят делиться.

Если дизайнер решил уйти, не держите его

Лучше отпустите с добрым напутствием. Такие ситуации происходят постоянно, но крайне редко приводят к прямой конкуренции. Ваш подопечный с большей вероятностью станет верным коллегой по индустрии — а, может, и новым партнером. В любом случае будет с благодарностью вспоминать, где его всему научили.

2424
17 комментариев

Комментарий удалён модератором

Думаю, что статья написана с учётом самого банального подхода удержания - поднятия з.п. Который у вас финансовое развитие. Про горизонтальное развитие тут упомянуто, причём с разных сторон, поэтому претензия не к месту.

"применению грейдов от АИС" где можно увидеть фулл скрин?

3

Большое спасибо за статью, если вам не сложно, не могли бы вы поделиться вашей системой грейдов, очень интересно!

1

А дизайнер это какой то особый вид человека к которому не применимы законы поведения других людей?
Вместо дизайнера можно подставить в статье почти любую профессию.

К сожалению, у меня никогда не было сварщиков или пилотов в штате. За остальных 100% не могу говорить.

1

Всё по делу. Особенно верно последнее. Есть и такая вероятность, что человек уйдет на какое-то время, а после вернется вновь. Знаю много таких примеров.