Как выглядит интернет без юзабилити. Редизайн известных сайтов, который вызвал негодование

Профессор интерактивного дизайна утверждает, что все современные сайты абсолютно одинаковы. Вместе со своими студентами он сделал редизайн известных интернет-ресурсов, где они намеренно отказались от юзабилити в пользу свободного творчества. Вот что из этого вышло.

В своем блоге на vc.ru IT-Академия Алексея Сухорукова рассказывает о новых интересных взглядах на технологии, разработку, маркетинг и дизайн.

Борис Мюллер, профессор по Интерактивному дизайну в Университете прикладных наук в Потсдаме (Professor for Interaction Design at FH Potsdam, co-director of Urban Complexity Lab) решил перепроектировать интернет вместе со своими студентами.

Он утверждает, что в интернете не осталось воображения и креатива и что все сайты выглядят совершенно одинаково.

“Все выглядит одинаково: общие шрифты, макеты, сменные страницы и отсутствие выразительного визуального языка. Сегодня веб-дизайн, по-видимому, обусловлен техническими и идеологическими ограничениями, а не творчеством и идеями. Каждая страница состоит из контейнеров в контейнерах в контейнерах. Иногда это текст, иногда изображения. В действительности, ничего не проектируется - это просто предполагается.

По иронии судьбы современные веб-технологии обладают огромными возможностями для дизайна. Сегодня мы можем реализовать практически все идеи и макеты. Мы можем создавать радикальные, удивительные и вызывающие воспоминания сайты. Мы можем комбинировать экспериментальную типографию с генеративными изображениями и интерактивными впечатлениями. Но при этом даже веб-сайты для дизайнеров основаны на контейнерах в контейнерах в контейнерах. Самые популярные порталы для объявлений в Интернете - Dribbble и Behance - настолько фундаментально скучны, что их не отличить друг от друга.

Сравнение сайтов-агрегаторов объявлений Dribbble и Behance
Сравнение сайтов-агрегаторов объявлений Dribbble и Behance

Есть несколько причин. Технологические структуры, такие как системы управления контентом (CMS) и платформы для ведения блогов, такие как WordPress, основаны на шаблонах. Веб-страницы этих фреймворков не создаются индивидуально, а генерируются «на лету», объединяя различные типы медиа (изображения, заголовки, основной текст и видео). Шаблоны не являются проектами. Скорее, это правила для объединения связанных типов данных. Помимо шаблона, эти платформы обычно не дают пользователям возможности влиять на внешний вид страницы. Вы видите то, что вы влили в шаблон.

Одним из основополагающих принципов дизайна является глубокая и содержательная связь между формой и контентом. Форма должна отражать и формировать контент. Их разделение нарушает этот принцип и создает общие контейнеры содержимого. В дизайнерском смысле шаблоны бессмысленны. Форма ничего не добавляет к контенту.

Борис Мюллер, профессор по Интерактивному дизайну в Университете прикладных наук в Потсдаме
В редизайне сайта NASA буквы парят в невесомости
В редизайне сайта NASA буквы парят в невесомости

Существует множество других причин отсутствия творчества в веб-дизайне. Большинство из них являются экономическими и прагматичными. Например, создание отдельных страниц занимает много времени. Учитывая скорость онлайн-новостей и частоту новых статей, крупные веб-сайты просто не имеют ресурсов для разработки страницы с нуля. Кроме того, веб-дизайн по-прежнему зависит от технических знаний: HTML, JavaScript и CSS остаются сложными инструментами для дизайнеров. Я подозреваю, что творческая и интеллектуальная лень дизайнера тоже виновата. В эпоху мобильной разработки, основанной на каркасе, никто не беспокоится о визуальной и контекстной целостности веб-страницы.

В 2018 году мы можем делать в браузере все, что угодно. Но что мы делаем? Контейнеры в контейнерах в контейнерах. Гигабайты визуально мягких мобильных страниц, загрязненных JavaScript. Общие шаблоны, которые следуют тем же визуальным правилам. Если бы 23 года назад, когда я делал свой первый веб-сайт, мне бы показали скриншоты из сегодняшнего интернета, я был бы страшно разочарован.

Борис Мюллер, профессор по Интерактивному дизайну в Университете прикладных наук в Потсдаме
Редизайн журнала о технологиях Wired
Редизайн журнала о технологиях Wired

Проблема веб-дизайна - это не границы технологии, а пределы нашего воображения. Мы стали слишком послушными визуальному соответствию, экономической жизнеспособности и предполагаемым ожиданиям”.

Борис Мюллер решил, что пришло время поспорить с таким интернетом. Он преподает курс интерактивного дизайна в Потсдамском университете. Своим студентам он предложил выполнить итоговое задание - сделать редизайн известных существующих сайтов (в их числе оказались сайты NASA, Берлинского музея, Wired, Hacker news, Medium)

Используйте технологический потенциал современных веб-технологий как канал для вашего творчества. Не ограничивайте себя вопросами удобства использования, удобочитаемости и гибкости. Забудьте про юзабилити

Борис Мюллер, профессор по Интерактивному дизайну в Университете прикладных наук в Потсдаме
Редизайн сайта компании с элитными канцелярскими принадлежностями
Редизайн сайта компании с элитными канцелярскими принадлежностями

Со всеми проектами его студентов вы можете познакомится на специальной обзорной странице.

Сам профессор отдельно выделил четыре проекта, которые отражают четыре разных подхода к новому сайтостроению.

Но прежде, чем переходить к ним, взгляды Бориса Мюллера мы попросили прокомментировать нашего преподавателя курса по usability (проектированию интерфейсов) Ольгу Орешкову.

Ольга Орешкова - UX&UI дизайнер, продуктолог и разработчик образовательных программ. Она консультирует стартапы, работала в таких компаниях как Europlan и Aliance Ltd. (более подробно об ее интересном опыте и взглядах на веб-дизайн вы можете прочитать в нашем интервью с ней).

Нам сейчас особенно важно, что свою карьеру в вебе Ольга начинала именно в Германии (компания Mediartis Ltd.), где и появился этот любопытный эксперимент. По ее словам, без национального менталитета тут не обошлось.

Как выглядит интернет без юзабилити. Редизайн известных сайтов, который вызвал негодование

“Интересный опыт немецких коллег, которые предлагают взглянуть на веб как на площадку для визуального творчества. Важно заметить, что ещё в прошлом веке Германия была родоначальником многих функциональных решений, особенно в дизайне предметов. Немецкая чёткость, структурированность, знаменитый гештальт, сдержанность – всё это очень хорошо знакомо нам.

Что касается ИТ-сферы, то современная Германия не так сильно погружена в гонку за веб-трендами, как, например, Силиконовая Долина в Америке или Москва в нашей стране. У жизни в Германии другой ритм и вкус, что отражается на вебе как на продолжении мира физического. Что получает человек с помощью интернета? Возможность приобрести товары, узнать информацию, найти или поддержать общение. И то, и другое в Германии благодаря развитой социальной инфраструктуре, высокому уровню жизни, сложившейся экономике, неплохому институту семьи и небольшой площади реализуется посредством живого общения с использованием небольшого количества технических новшеств”.

Ну а теперь подробнее о четырех наиболее примечательных проектах.

Редизайн сайта ZKM (Центр медиа-искусства в Германии)

Как выглядит интернет без юзабилити. Редизайн известных сайтов, который вызвал негодование

По словам Бориса Мюллера, сайту явно не хватает авангардизма. Он не соответствует тем художественным работам, которые на нем выставлены. Студенты сумели воплотить прогрессивный подход музея через генеративный дизайн. Каждый раз при загрузке страницы создается абсолютно новый макет. Попробуйте обновить страницу.

Как выглядит интернет без юзабилити. Редизайн известных сайтов, который вызвал негодование

Уличный художественный журнал, платформа для будущих художников и социальных вопросов. Здесь представлены фотографии, живопись, иллюстрации, дизайн, журналистика и художественные тексты. Студенты выполнили сайт в виде города, состоящего из четырех кварталов (разделов журнала). Сильные иллюстративные стили сочетаются с пространственной типографикой, которая четко разделяет город на части.

Как выглядит интернет без юзабилити. Редизайн известных сайтов, который вызвал негодование

Здесь студенты подошли к задаче очень структурно. Их целью было “распустить” веб-страницу, разбить ее на семантические, синтаксические и статистические свойства. Они хотели продемонстрировать текучесть HTML. Сайт позволяет пользователям разрывать длинные блоки текста в экспериментальном типографическом пространстве.

Как выглядит интернет без юзабилити. Редизайн известных сайтов, который вызвал негодование

Здесь студенты создали настоящее экспериментальное приложение известного сайта-агрегатора новостей. Они связали свою версию сайта с API оригинала, поэтому вы можете пользоваться им и следить за новостями. Оригинал имеет сложную функциональность для голосования и комментариев, это новостная социальная сеть. В новой версии сайт превратился в типографическое пространство, где визуализируется связь новостей и комментариев к ним.

Четкость, удобство использования, отзывчивость и, в особенности, доступность являются важными качествами современной сети. Но они не должны определять и ограничивать свой визуальный репертуар. Если вы считаете, что юзабилити основано на стереотипах, вы не понимаете ни визуального дизайна, ни ориентированного на человека дизайна.

Борис Мюллер, профессор по Интерактивному дизайну в Университете прикладных наук в Потсдаме

Борис Мюллер надеется, что в будущем интернет сильно изменится:

"Я, например, хотел бы увидеть более радикальный, генеративный, вызывающий воспоминания, продуманный, адекватный, контент-специфический и интеллектуальный веб-дизайн. Я хотел бы вновь открыть интернет как пространство для проектных экспериментов. Хотелось бы чаще удивляться. Я не знаю, как будет выглядеть интернет еще через 23 года, но я, конечно, надеюсь, что он не будет похож на сегодняшний”.

Ольга Орешкова считает, что IT-сообществу пришло время повзрослеть:

“Если всё неоднозначно и нелинейно, то что делать нам? Чтобы увидеть закономерности развития, давайте посмотрим на ставшие уже классическими области. Например, моды или машиностроения. 100-150 лет назад тренды в них могли держаться десятилетиями. Сейчас же за один год может появиться несколько новых коллекций/моделей. На смену функциональным моделям приходят футуристические, на смену минимализму и симметричности – буйство в цветах/фактурах и ассиметричность.

Дело не в том, что возникает что-то новое. И не в том, что нам нужно отказаться от функциональности и экономических показателей в угоду свободе творчества. А в том, что в наши дни профессионалам и обычным людям нужно понять причины и последствия такой беспрецедентной гонки. Которая не только объединяет людей, помогает развивать важные и нужные бизнесы, но и негативно влияет на их жизни, увеличивая уровень стресса, искусственно завышая потребности, создавая продукты сомнительного качества.

Ольга Орешкова, UX&UI дизайнер, продуктолог, преподаватель курса по usability (проектированию интерфейсов)

Мы не можем отрицать большого, всё возрастающего влияния интернета на жизни людей по всему миру. Вместе с этим ИТ-сфера – очень молодая, и несомненно, сейчас как раз пришло то время, когда ей пора повзрослеть. ИТ-сообществу пора начать осознавать, какое влияние оказывают продукты, производимые ею, на жизни людей. Как это выражается на практике? Больше изучать тренды, человеческую психологию, природу причинно-следственных связей, баланс сфер жизни”.

Вместо заключения

Эксперимент спровоцировал бурю негодования. Такую, что профессору даже пришлось закрыть комментарии к своей статье и выпустить небольшое опровержение, которое называлось уже “Баланс между креативом и юзабилити” .

"Мой эксперимент и его обсуждение сводятся к позиции “творчество против юзабилити”. Я критикую конкретную тенденцию к веб-шаблону, управляемому шаблонами, который оставляет очень мало места для инновационных и сложных подходов к разработке. Я вообще не критикую юзабилити . Это было бы абсурдом и полным неправильным толкованием моего текста.

Вся дискуссия «творчество против юзабилити» идет уже более 100 лет. Как я писал ранее , дизайн глубоко связан с технологическими разработками и промышленными революциями. История показала, что нам нужны как креативность, так и удобство использования, чтобы добиться реального прогресса в мире дизайна и технологий. Мы должны иметь сбалансированную взаимосвязь между творчеством и удобством использования. При этом я считаю, что пришло время склонить эту чашу весов в сторону креатива".

Какие сайты вы хотите видеть в интернете?

Удобные и понятные
Удивляющие и нестандартные
66
14 комментариев

Блин захожу на новостной сайт и нахожу самые свежие новости под пятым кирпичём в третьей комнате четвёртого здания, зато красиво.

3
Ответить

Самые популярные порталы для объявлений в Интернете - Dribbble и BehanceЭксперт в заряженном состоянии :D

1
Ответить

Это он со своей Потсдамской колокольни)

Ответить

В ожидании VR-интернета

1
Ответить

Вот точно. Сами ждем)

Ответить

Творчество VS экономическая целесообразность.

В мечтах профессора каким-то образом должно победить первое. На дворе тем временем капитализм.

Теоретик...

1
Ответить

Борису браво!
Только поголовно выводить все ресурсы на уровень творческого полета не имеет смысла.
Но это обязано быть.
А противники этого экспа мне напоминают обычных засидевшихся на своих выдуманых местах политиканов.

1
Ответить