6 принципов жилищных сервисов будущего

6 принципов жилищных сервисов будущего

Привет! На связи команда дизайна Цифровых технологий ДОМ.РФ. Мы цифровизируем и формируем облик жилищных продуктов для государства. Например, сейчас застройщики до начала строительства обязаны предоставлять проектные декларации, и мы создаем для них удобные инструменты, связанные с контролем, проверкой и даже выдачей субсидий.

У нас довольно много уникальных данных, и работая с ними, мы стараемся быть визионерами в том, как технологии могут решать задачи пользователей. Поэтому мы хотим поделиться с вами своим видением будущего и принципами, которые помогают его сформировать. И совместно с вами подумать, как еще технологии могли бы сделать жилищную сферу лучше.

Принцип №1: простота

Поскольку у нас на руках есть проектные декларации по каждому дому на самых ранних этапах, мы можем на их основе автоматически создавать 3D-модели недвижимости и предлагать пользователям возможность оказаться внутри — и даже расставить мебель, чтобы быстрее принять решение о покупке. Нужны виды из окна? Запускаем дрона по координатам каждого окна в доме и фотографируем. Повторяем еще три раза, если хотим показывать разное время суток.

6 принципов жилищных сервисов будущего

"Помните виртуальную примерку обуви? Аналогично можно собрать пресеты от дизайнеров интерьера для типовой застройки, а потом еще запартнериться с магазинами, где можно купить конкретную плитку, сантехнику или мебель. Конечная цель у пользователей — уют, и именно это мы хотим ему показывать на самых ранних этапах принятия решений", — говорит Рустем Каландаров, UX/UI дизайнер.

Принцип №2: прозрачность

Управляющие компании и процесс их выбора — до сих пор в большинстве случаев мутная история. Но если все квартиры проданы на этапе строительства, то мы можем предложить пользователям удобный интерфейс для сравнения нескольких УК или даже устроить аукцион на самые низкие тарифы между ними. Будущие жильцы без спешки выберут самый "заботливый" вариант и проголосуют на открытой и максимально прозрачной платформе. По такому же принципу можно подключать любые дополнительные сервисы (интернет, озеленение и т.д.), если в них есть потребность у всего дома.

6 принципов жилищных сервисов будущего

"Квартир в современных ЖК становится больше, а социальных связей между жильцами — меньше. Уже мало кто оставит запасной комплект ключей соседу по лестничной площадке, а ребенка — "тете Зине с восьмого". В будущем цифровые технологии при правильном векторе развития могут вернуть атмосферу добрососедства и взаимопомощи. На основе открытой информации из соцсетей и добровольных анкет в чат-ботах ЖК будет возможно предложить людям совместные активности: любители каратэ и филателисты из разных концов дома найдут друг друга. А мальчик, которому мама не разрешает завести собаку, сможет гулять с собакой пожилого соседа", — полагает Лиза Катречко, UX/UI дизайнер.

6 принципов жилищных сервисов будущего

"Добрососедство, кажется, осталось далеко в прошлом. Но если ставить общие цели для сообществ и показывать, что вместе они получат больше, чем поодиночке, то новые сообщества жителей могут стать тем, что создаст уникальное преимущество перед другими местами для жизни", — уверена Маша Жучкова, UX/UI дизайнер.

Принцип №3: доступность

Здесь речь, конечно, не об очевидных вещах вроде пандусов у подъезда, а о цифровых интерфейсах, которые позволяют всей семье совместно подобрать дом мечты. Сейчас сайты по выбору квартир — это сугубо индивидуальный опыт. Если хочется с кем-то его разделить, то такой человек окажется либо сразу в самом конце пути с готовым результатом, либо должен будет пройти весь его с самого начала самостоятельно. Мы же хотим сделать этот опыт по-настоящему совместным, например, через голосовой помощник с проектором или через любую другую коммуникацию с несколькими пользователями одновременно.

6 принципов жилищных сервисов будущего

"Игра Sims завоевала фанатов именно благодаря легкости и доступности своих цифровых интерфейсов для самой разной аудитории. Именно такой стиль (не форма!) коммуникации может стать началом выбора или проектирования частного дома или квартиры", — рассуждает Ира Луенко, UX/UI дизайнер.

Принцип №4: автоматизация и бесшовность

Цифровизация документооборота и автоматизация его передачи в нашей стране только набирают обороты, и хочется автоматизировать вообще все. Прямо сейчас у нас в работе кейс, который автоматизирует выдачу сертификатов на льготную ипотеку для социально незащищенных граждан и возмещает эту стоимость застройщику за счет государства.

6 принципов жилищных сервисов будущего

"Возможности тут, действительно, огромные: можно начинать с самых простых кейсов, когда при покупке квартиры проверяется, единственное ли это жилье у собственника, и предлагается сразу сделать прописку или приписаться в поликлинику", — комментирует Жанна Матросова, UX/UI дизайнер.

Самый популярный кейс — приобретения жилья, там достаточно пользовательских сценариев, которые просто жаждут быть оцифрованными и автоматизированными. Наше целевое состояние — лайн из авторизации на госуслугах при заключении договора с электронной подписью, автоматическая оплата и регистрация сделки. Все остальное прячем под капот.

6 принципов жилищных сервисов будущего

"Хотите познать океан растерянности? Бумажная бездна из огромного количества документов и подписей при покупке квартиры по ипотеке в регионе может проглотить даже самых стойких дайверов-документоведов. Шутки шутками, но я до этого момента считал свой порог UX-боли довольно высоким, но тогда это было за любыми разумными рамками", — сетует Игорь Чепиков, UX/UI дизайнер.

Принцип №5: ценность ресурсов

Эти истории очень близки к автоматизации, так как существенно экономят время, нервы и все остальное. Рынок пережил хайп на аватарки с обезьянками, но технология токенов осталась. И в нашем случае генерация главного токена при оформлении собственности и загрузка его в личный кабинет дает много возможностей. Например, токен можно использовать как мастер и форкнуть для использования в качестве ключа от электронного замка, или форкнуть еще разок и эту копию назначить на управления умным домом.

6 принципов жилищных сервисов будущего

"Всем сердцем верю в эту технологию, и несмотря на все недоработки и как только можно будет вместо пачки ключей таскать с собой телефон или браслет с nft, тут же это сделаю", — питает надежды на будущее Максим Семячков, UX/UI дизайнер.

Отдельный юзер-кейс — это приемка новых объектов у застройщиков или подрядных команд, когда нужно все самому проверить: заштукатурено ли по госту, насколько ровные полы, не дует ли из оконных рам. Есть специальные дяди, которые знают, как и что именно проверять, и которые помогают составить претензию так, чтобы от нее было не отвертеться даже опытным юристам.

6 принципов жилищных сервисов будущего

"Предоставляя таких специалистов или даже просто бота для самостоятельной проверки и подачи жалобы, мы не только решаем реальные пользовательские кейсы, но и просто самим наличием такой функции повышаем доверие к сервисам. WIn-win для всех", — оптимистичен Леша Астахов, UX/UI дизайнер.

Принцип №6: скорость

Мы можем соединить проекты частных домов, подряды, которые эти дома готовы возвести, и клиентов, которым эти дома нужны. Но если покупатель хочет себе дополнительные опции, то он вынужден их искать самостоятельно в другом месте. Сейчас мы начинаем прорабатываем концепт подбора команд, которые не только помогут озеленить ваш уже готовый дом, но и спроектировать новый, по самым высоким стандартам. Сбор воды, ветряные станции и лучшие автономные теплицы. Хотите сделать анализ почвы, чтобы узнать, что на ней будет лучше расти — хвоя или плодоовощные культуры? Просто включите такую услугу при выборе участка.

6 принципов жилищных сервисов будущего

Но если сделать шаг назад по пользовательскому сценариюмдо момента покупки земли, то открывается еще больше возможностей. Сейчас ни один сервис не проводит клиента от покупки земельного участка с самых ранних этапов — из-за перекупщиков и сложностей с проведением государственных аукционов. Мы активно смотрим в эту строну, и если удастся сделать бесшовный флоу с регистрацией покупки во всех инстанциях и дальше, вплоть до введения дома в эксплуатацию, то такой сервис сильно продвинет индустрию вперед.

Отдельно можно рассказать о конкурентах — крупных площадках объявлений, на которых сейчас пользователи в той или иной мере закрываю свои потребности. Даже тут можно найти возможности и подумать о застройщиках, которым нужно публиковать сотни объявлений по каждому проекту. Поэтому автоматизация и выгрузка таких фидов может быть весьма востребована.

Мы и дальше будем открыто рассказывать про продукты, процессы и наши ценности. Хочется сделать открытость базовой установкой для любой команды и рассказывать, что мы делаем и зачем. Да, что-то может не выстрелить, где-то мы можем ошибиться, но именно такой путь и такие истории делаю нас действительно классными специалистами. Ведь сегодня важно поддерживать нестандартные и опережающие время идеи и предлагать свои. Поэтому, если у вас есть идеи или проблемы, которые мы можем попробовать решить, пишите в комментариях.

8
2 комментария