Сколько должно быть правок в проекте

Основатель web-студии Михаил Головкин о платных и бесплатных правках и о работе с ними в Webshop.

Сколько должно быть правок в проекте

Думаю, что всем web-студиям и их заказчикам знакома ситуация, когда ожидания по времени выполнения проекта не совпадают с реальным положением дел. Правки — это один из основных моментов, влияющих на сроки реализации проекта. В зависимости от их количества и сложности, время на разработку может увеличиваться или да, сокращаться (многие web-студии закладывают время на правки и если их минимум — то работа будет выполнена быстрее).

В этой статье я хочу порассуждать по поводу правок дизайна и других этапов разработки сайта и осветить часто задаваемые вопросы:

  • Сколько правок должно быть прописано в договоре?
  • Сколько правок можно вносить в дизайн?
  • Сколько стоит одна правка?

Простая математика

Казалось бы ничего сложного: обозначил заведомо количество платных правок, за сверхнорму — выписываешь дополнительный чек. Но вопрос не такой однозначный, как кажется на первый взгляд.

С одной стороны — это простая математика:

Стоимость проекта = (X часов * Y руб. /час.) + (N часов * Y руб. /час.), где

X — количество часов на разработку проекта с учетом заложенных рисков;

N — количество часов, заложенных на внесение возможных правок в проект;

Y — стоимость одного часа работы (включает валовые издержки и прибыль).

Зная стоимость проекта, заложенное количество часов на его разработку и стоимость одного часа, мы получаем точное количество часов на правки. А значит при понимании средних затрат времени на одну условно среднюю правку, мы получаем и их количество, которое можно прописать в договоре. Такая математика дает возможность Исполнителю получить заложенную изначально долю прибыли, а возможно даже и большую при снижении количества правок.

Но, если бы все было так просто и предсказуемо, то никто не задавался бы вопросами выше.

Дизайн и другие этапы работы над сайтом

И тут как раз появляется вторая сторона данной медали: дизайн и другие этапы работы над сайтом. Это в большей степени творческий процесс, результат (точный визуал) которого, предугадать на стадии заключения договора не может никто (да, можно разработать прототипы, все подробно обсудить, заранее прописать тексты, но это не гарантирует на 100% идентичного видения результата у каждого из специалистов Исполнителя и ЛПР Заказчика).

Отсюда могут появиться правки разного уровня сложности: не нравится кнопка ИЛИ не нравится весь дизайн полностью; не устраивает анимация при наведении на кнопку ИЛИ не устраивает, как перестраиваются элементы при адаптации макета под мобильные устройства на определенных разрешениях и т. д.

Да, можно обратиться к формуле и указать количество правок, а все остальное вносить за отдельную стоимость, но что входит в указанное количество правок и что является одной правкой:

  • Не удовлетворен дизайном полностью — это одна правка или 35 (условно) правок, т. к. включает переделку огромного количества небольших элементов в рамках одной страницы?
  • Не понравилось, как на одном из разрешений перестраивается контент всей страницы при адаптации макета — это одна правка или 17 (условно) правок, т. к. нужно будет переработать много отдельных элементов?

И тут ситуация становится непонятной для обеих сторон. А чтобы избежать разногласий, желательно прописать все нюансы в договоре. Но, откровенно говоря, в творческой многоэтапной работе сделать это практически невозможно. Поэтому для решения проблемы со сроками важно определить приоритеты.

Что важнее конкретному исполнителю:

- финансовая составляющая данного договора, в результате которой он может испортить отношения с потенциальным долгосрочным заказчиком, требуя оплату за каждую новую правку;

- имиджевая составляющая. Идти навстречу заказчику и вносить правки бесплатно, чтобы сохранить долгосрочные отношения. Но в таком случае есть высокий риск “посадить Заказчика на шею и катать его”, бесконечно внося мелкие правки, что убьет сроки и прибыль проекта, либо заведет его в убытки.

Вопрос интересный, так как не имеет правильного ответа, поэтому и требует детального изучения, т. к. уже долгие годы творческие направления бизнеса пытаются найти золотую середину.

Как мы работаем с правками

За время работы компании WEBSHOP пробовали оба варианта и каждый из них приносил как положительные, так и отрицательные результаты. При этом сложно оценить, что выгоднее для бизнеса, т. к. в сфере разработки сайтов, особенно если ты работаешь с средним и крупным бизнесом, нельзя жертвовать ни прибылью, ни имиджем, ведь именно они являются двигателями развития компании. Но главное к чему мы пришли за 9 лет работы компании — к пониманию: вопрос “Сколько правок должно быть внесено в договор?” нужно ставить иначе — “Какие правки должны быть бесплатными и платными, независимо от их количества?”

Мы приняли для себя решение, что имидж компании для нас так же важен, как и прибыльность проектов, т. к. без одного не будет и другого. Без статуса надежной, качественно выполняющей проекты web-студии у вас не получится привлекать и долгосрочно сотрудничать с крупными клиентами, а без прибыли не получится удерживать профессиональных сотрудников, которые смогут выполнить задачи крупных клиентов. Именно поэтому мы решили, что нужно думать не над тем, сколько правок можно реализовать бесплатно в рамках одного договора, а над тем, какие это будут правки, насколько они сложные, объективные и соответствующие условиям Технического задания.

К платным правкам мы отнесли те, которые:

  • противоречат условиям описанным в ТЗ;

В договоре обязательным приложением является Техническое задание, где прописана структура сайта и каждой страницы, функционал и прочие технические параметры. Если правки значительно противоречат описанным техническим требованиям, например, увеличивают сложность заложенного функционала, то они вносятся за отдельную стоимость. Если же правки незначительные, добавляются несколько элементов в дизайн страницы (например, добавить кнопку «заказать»), которые не нарушают и не меняют общую концепцию и целостность дизайна, то мы вносим их бесплатно, понимая, что заранее предвидеть все элементы дизайна крайне сложно.

  • не соответствуют фирменному стилю Заказчика;

В договоре обязательный пункт, что сайт разрабатывается в рамках фирменного стиля заказчика и при разработке дизайна это правило обязательно соблюдается. Если же Заказчик при просмотре дизайна хочет полностью уйти от фирменного стиля, то дизайн переделывается за отдельную стоимость.

  • не соответствуют стандартам web-разработки (сетке в дизайне, правилам адаптации под различные разрешения экрана и т. д.);

Бывают случаи, когда Заказчик просит внести правки, которые, например, не соответствуют правилам адаптации сайта по сетке под меньшие разрешения экрана. В таком случае мы оцениваем возможной реализации такого желания и озвучиваем стоимость, предварительно объяснив, что это не совсем верное решение и какие бывают последствия от его реализации.

  • не подкреплены объективными аргументами со стороны Заказчика;

Самый сложный с точки зрения понимания, но при этом очень эффективный пункт в Договоре, который исключает необъективные хотелки Заказчика, от которых проект зачастую может затянуться на очень долгий срок.

При разработке проекта мы углубляемся в бизнес клиента, проводим одно или несколько интервью с сотрудниками и предлагаем предварительную концепцию проекта, оцениваем и прописываем в ТЗ со структурой каждой страницы. Далее при подготовке к разработке дизайна мы проводим детальный маркетинговый анализ, составляем CJM. И только после этого, на основании полученных данных, опыта, условий Технического задания и пожеланий Заказчика (а не на основе субъективных хотелок дизайнера), мы разрабатываем концепцию и вариант дизайн сайта. Далее мы записываем видео-обзор данного дизайна, где рассказываем Заказчику как будет работать тот или иной блок на странице, почему мы его добавили на соответствующую страницу и почему разместили блоки именно в данном порядке.

Все это заказчик изучает при просмотре дизайна и дает комментарии. Зачастую, Заказчику нравится дизайн, он понимает, что это не просто красивая картинка, а сложный и продуманный маркетинговый инструмент, где каждый пазл важен для достижения цели. В результате он сразу принимает дизайн с наличием небольших правок (изменить заголовок, слово или название кнопки). Но бывают более серьезные изменения, которые мы разделили на две группы:

  • Аргументированные правки Заказчика: Заказчик изучил результаты анализа, посмотрел видео-обзор дизайна и увидел некоторые несоответствия информации или элементов дизайна концепции или деятельности компании. Он объясняет, какие правки хотел бы внести в дизайн и почему они действительно противоречат или не соответствуют концепции его компании. Каждая правка подробно обсуждается с Заказчиком, менеджер и дизайнер объясняют, почему тот или иной блок реализован таким образом, а представитель клиента приводят свои аргументы. В диалоге отсеивается часть правок и остаются лишь объективно важные, аргументированные, которые мы вносим бесплатно.
  • Субъективные правки: часто сопровождаются словами “Ну не знаю, вы попробуйте вот такой вариант, а там посмотрим”. В 99% случаев данные правки — убийцы времени и прибыли, после которых будет утвержден изначальный вариант. Почему? Потому что при разработке дизайна проводится глобальная работа несколькими специалистами, маркетологи продумывают подробно каждый блок и общую структуру страницы, дизайнер подбирает наиболее эффективные, подходящие варианты визуализации, и подобные «хотелки” уже были рассмотрены и отсеяны специалистами на стадии разработки. В таком случае менеджер обсуждает со специалистами данные правки и если они не имеют объективной эффективности, менеджер объясняет это Заказчику, пытаясь переубедить. В большинстве случаев клиент, принимает данную информацию и отказывается от хотелок в стиле »а давайте попробуем”. Но могут быть исключительные случаи, где клиент не хочет идти на диалог и настаивает на правках, именно в таких случаях они вносятся только за отдельную стоимость.
  • вносятся в уже утвержденный этап работ;

Разработка проекта включает от 3 до 7 этапов работ и каждый этап обязательно утверждается Заказчиком, что сопровождается письмом с эл. почты клиента, указанной в договоре на эл. почту Исполнителя “Верстка страниц… утверждена, можно переходить к следующему этапу работ” и предоплатой за следующий этап работ. Если этап работы уже утвержден, специалисты выполняют следующий этап работ, а Заказчик вдруг захотел внести правку предыдущий этап, то данная правка оценивается и выполняется платно. Конечно, есть ряд исключений, когда мы вносим мелкие правки в верстку (изменить слово в заголовке или заголовок функциональной кнопки и т. д.) например, на стадии программирования или наполнения сайта, но такие решения принимаются индивидуально в зависимости от того, насколько данная правка длительная по времени для соответствующего специалиста.

Читая, то что написано выше, может сложиться впечатление, что большое количество правок вносится платно, но это лишь из-за объема текста. На практике, этап работ утверждается с первого раза, включая некоторые правки, которые не противоречат пунктам, описанным выше. В таком случае все изменения мы вносим бесплатно, независимо от их количество, потому что мы понимаем две важных детали:

  • Заранее предсказать точный результат творческих работ нельзя и поэтому мы не можем ограничивать Заказчика в правках, которые имеют обоснование или являются незначительными по затратам времени специалиста.
  • Оценивая стоимость каждой правки или считая их количество вы не только можете усугубить отношения с клиентами, но и значительно затянуть проект, либо потерять его, а это уже более значительные издержки для бизнеса.

Именно поэтому, все детали платной реализации правок мы прописываем в договоре, предварительно обсудив их с Заказчиком. Еще до начала разработки дизайна проводится колоссальная работа, а сам процесс выполняется с особым вниманием к мелочам и под присмотром ответственного сотрудника, который перепроверяет, и при необходимости отправляет этап на изменение или переработку. И только после этого мы направляем результат Заказчику.

В итоге за последние 4 года количество проектов, этапы разработки которых были утверждены с первого раза — более 75%, потому что мы не просто разрабатываем сайты, мы изучаем цели, компанию и конкурентов клиента и решаем задачи его бизнеса.

Так, сколько же должно быть правок? У каждого будет свой ответ на этот вопрос. В этой статье мы описали нашу стратегию работы с правками и, возможно, эта информация поможет вам расставить приоритеты и упростить работу с правками.

Еще больше полезных материалов по маркетингу и продажам в telegram-канале. Ознакомиться с нашими кейсами можно по ссылке.

77
Начать дискуссию