Запустили сервис онлайн-бронирования для автопроката в 5 странах. Вот как мы сделали его удобным для клиентов

Это «Атвинта». Недавно мы запустили сайт для автопроката RentMotors с сетью на 28 городов и 5 стран. Собрали 16 рекомендаций для работы с интерфейсами бронирования и показали, как это выглядит на наших примерах. Советы помогут вам создать второй Booking или что покруче!

Бип

RentMotors обратились к нам за разработкой нового сайта с онлайн-бронированием автомобилей. Заявки компания принимает как через партнерские, так и через собственные каналы, при этом львиная доля заказов проходит именно на сайте компании.

Так как сайт является одним из ключевых источников сделок, нам было важно сделать сервис, в котором пользователям легко выбрать автомобиль, и оформление брони не занимает много времени.

Чтобы реализовать простую логику и понятный интерфейс, мы использовали ряд решений, которыми поделимся в этой статье. Они будут актуальны и для других аналогичных проектов, где нужно что-либо забронировать: жилье, догситтера или те же автомобили.

Начните бронирование с первого экрана

Сервисы бронирования настолько вошли в рутину, что при разработке интерфейса для этой ниши, можно и нужно опираться на устоявшиеся паттерны поведения пользователей.

Они основаны на привычных решениях, которые встречаются в таких интерфейсах, например, на Aviasales, Tutu.ru, Booking или более актуальном сегодня Ostrovok. Попадая на очередной сайт бронирования, человек ожидает, что его путь по достижению цели будет выглядеть примерно так же, как и в других сервисах.

Форма бронирования — первый шаг

Одним из самых удобных и классических решений является форма бронирования, размещенная сразу на главной странице сервиса. Она же выступает первым шагом в логике бронирования.

Главная страница сервиса RentMotors
Главная страница сервиса RentMotors

На сайте RentMotors мы использовали этот подход, чтобы попасть в ожидания пользователей. Применяя «традиционную» практику, мы делаем интерфейс очевидным для клиентов проката. Зайдя на сайт, они могут сразу приступить к целевому действию и начать искать автомобиль.

Предложенный путь бронирования интуитивно понятен пользователю, и огромную роль здесь играет форма на главной. Клиент понимает, что если он заполнит ее, то на следующем шаге перейдет к выбору автомобиля.

Кристина Ильина, QA

Какие поля и пункты разместить в форме

Первичная форма должна собирать небольшое количество стартовых данных, чтобы сервис мог вывести актуальные предложения по основным запросам клиента.

Форма бронирования
Форма бронирования

2 главных критерия, которые обязательно должны быть в форме:

  • локация;
  • даты.

В сервисах бронирования именно дата и локация определяют ключевой фактор при поиске — доступность, то есть возможность вообще рассмотреть автомобиль/апартаменты/отель под поездку.

В своем проекте мы также добавили чек-боксы по точке возврата и возрасту водителя. Для автопроката это важные маркеры, которые повлияют на подборку машин и цены на следующем шаге.

Чек-боксы
Чек-боксы

Оформление календаря

В зависимости от ниши календарь бронирования может быть детализирован вплоть до часов и минут. Это актуально для RentMotors, так как время получения и возврата автомобиля гибкое. А для поиска отеля важна только дата, так как обычно заселение и выселение происходят в фиксированное время. В таком случае часы и минуты не понадобятся.

Календарь
Календарь

Покажите этапы бронирования

Пользователю будет удобнее, если у него на экране появится прогресс оформления брони. Во-первых, это поможет оценить, сколько времени и шагов займет процесс, во-вторых — покажет, какие данные от него понадобятся.

Этапы бронирования
Этапы бронирования

При этом логика бронирования не должна содержать лишних этапов. Слишком длинная цепочка действий будет раздражать. Онлайн-услуги востребованы как раз из-за простоты и экономии времени, поэтому наша задача — обеспечить максимально быстрый путь по достижению цели.

Для этого перед разработкой сервиса рекомендуем провести аналитические исследования, которые помогут выявить потребности клиентов, специфику бизнес-процессов компании, а также подобрать лучшее решение именно для вашего веб-продукта.

Читайте статью о том, как выстроена аналитика в нашем агентстве:

В каждом бизнесе логика бронирования, а значит и интерфейс, будут разными. На это влияет множество факторов. Разберем ключевые.

Тип услуги

Например, набор характеристик автомобилей и недвижимости кардинально отличаются. А значит, в каталоге нужно использовать соответствующие для каждого вида предложений фильтры. Еще один важный нюанс — оформление карточек и страниц предлагаемых позиций, которые тоже будут отличаться по наполнению.

Наличие дополнительных услуг

Каждый сервис предлагает свой набор услуг, например, страховка, оборудование, выбор места в самолете и прочее. Все это влияет на группировку услуг, финальную стоимость заказа и на наличие этапа с выбором дополнительных опций в целом.

Форма оплаты

В нашем сервисе возможна и онлайн-оплата, и оплата на станции. Поэтому мы реализовали функцию онлайн-оплаты и отметку об оплате на месте. Этот выбор повлияет на последующий путь бронирования и информацию, которая будет передана в систему заказчика.

Сбор персональных данных

Юридическая сторона вопроса влияет на оформление брони. В нашем сервисе нужны и паспортные данные, и номер водительского удостоверения. В бронировании авиабилетов достаточно паспорта, а в бронировании жилья часто можно обойтись только минимальной информацией о клиенте без документов. При заполнении данных во всех этих случаях потребуются разные поля.

Логика бронирования: на примере нашего сервиса

Этапы бронирования в нашем сервисе учитывают все необходимые для сделки пункты и при этом не занимают лишнее время клиента. Вместе с выбором автомобиля, вводом персональных данных и онлайн-оплатой можно найти машину за 10 минут.

Оформление брони включает:

Шаг 1. Выбор станции и даты аренды;

Шаг 2. Выбор автомобиля;

Шаг 3. Выбор дополнительных услуг;

Шаг 4. Ввод данных арендатора;

Шаг 5. Завершение бронирования (выбор формы оплаты и отправка ваучера).

Этапы бронирования
Этапы бронирования

RentMotors управляет автопарком через сервис Online Fleet. Это многофункциональная платформа, разработанная под задачи проката. Внутри хранится база автомобилей, отслеживается статус броней, фиксируются сделки с клиентами, ведется финансовая отчетность.

Бронирование в нашем сервисе основано на интеграции с Online Fleet — взаимодействие с системой осуществляется через API.

На первом шаге, когда пользователь выбирает дату и место получения автомобиля, мы делаем запрос в Online Fleet, после чего сайт выводит отфильтрованную базу моделей, которые свободны к бронированию и отвечают требованиям клиента.

Собранные о бронировании данные отправляем в систему, где формируется заявка, меняется статус машины на выбранные даты и фиксируются данные об оплате. После оформления Online Fleet отправляет клиенту на почту подтверждение и информацию по заказу.

Проработайте каталог и карточки

Один из важнейших шагов бронирования — где клиент выбирает предложения из каталога. В нашем случае на этом этапе решается, какой из железных коней будет катать клиента в отпуске или командировке.

Для удобного поиска важно добавить релевантные фильтры, а также возможность вывода позиций списком или плиткой. Поиск по карте пригодится в бизнесе, где выбор клиентов чувствителен к локации, например, в сервисах бронирования жилья или поиске догситтеров поблизости.

Каталог
Каталог

Сложность оформления карточек заключается в размере — на небольшой области дизайнеру нужно грамотно разместить основную информацию о предложении. Чтобы пользователь легко различал разные данные, рекомендуем использовать комбинацию из иконок, кнопок, крупного и мелкого текста, изображений.

Карточки автомобилей
Карточки автомобилей

Изучив карточку, клиент должен узнать обо всех ключевых характеристиках и стоимости аренды. Остальные подробности стоит отразить на отдельной странице.

Например, в кейсе RentMotors на карточке мы разместили:

  • фото автомобиля;
  • название марки и модель;

  • дисклеймер о возможной замене;

  • тип автомобиля;
  • основные характеристики (количество пассажиров, дверей, объем багажа);
  • сумма аренды и депозита;
  • кнопка для выбора и перехода на следующий шаг.

Возможно и менее лаконичное наполнение. В сервисах бронирования жилья в карточке размещают намного больше информации, так как выбор апартаментов обладает широким количеством характеристик и критериев: питание, удаленность от аэропорта и центра города, звездность отеля и т.д.

<p>Карточка отеля на Ostrovok.ru</p>

Карточка отеля на Ostrovok.ru

Сделайте прозрачное ценообразование

Одна из главных задач дизайнера при разработке интерфейса бронирования — обеспечить прозрачное ценообразование. Заказ, который не отражает всех доплат и корректной стоимости, приведет к конфликтам с отделом продаж. А это — плохие отзывы и снижение репутации.

Предварительную сумму нужно выводить уже на этапе каталога прямо в карточке, потому что цена — весомый критерий для клиентов, который лучше отразить сразу. Отдельное внимание стоит уделить форме с дополнительными услугами, так как здесь клиент выбирает опции, которые увеличат финальный чек.

Как оформить дополнительные услуги

В RentMotors меню дополнительных услуг мы выводим на одном из этапов бронирования. Здесь мы сделали интерфейс максимально отзывчивым. При выборе услуги тумблер окрашивается в яркий «активный» цвет, который сигнализирует, что опция добавлена.

Выбор дополнительных услуг
Выбор дополнительных услуг

Некоторые «допы» доступны в количестве более 1 шт, например, можно взять 2 детских кресла. Для выбора количества аксессуаров мы выводим поле, где клиент может увеличить или уменьшить количество позиций.

Рекомендуем, как и в нашем примере, оставлять ссылку на страницу с подробным описанием услуги и санкциями в случае порчи или утери предмета.

Чем больше информации на сайте — тем меньше недоразумений ждет бизнес и клиентов во время обслуживания.

На что обратить внимание в деталях заказа

Формирование стоимости отражается в деталях заказа — это форма, где мы выводим всю информацию по брони.

Если брать наш кейс, то сюда входят:

  • стоимость и длительность аренды;
  • выбранный автомобиль;
  • лимит по километражу;
  • дополнительные услуги;
  • комиссии и сборы;
  • финальная сумма аренды.

Расходы по заказу стоит группировать и раскладывать на слагаемые, чтобы клиенту было понятно, из чего состоит финальная цифра.

Детали заказа
Детали заказа

Мы отразили все суммы и предупреждения о возможных доплатах, например, при превышении базового километража. Финальную стоимость выделили ярким цветом, чтобы клиент точно обратил на нее внимание.

Разобраться со стоимостью снова поможет аналитика — проведите аудит бизнес-процессов, чтобы узнать о всех нюансах оформления заказа. Например, в нашем кейсе специфичным является аэропортовый сервисный сбор. Большинство точек выдачи находятся на территории аэропортов, и за их обслуживание компания несет дополнительные расходы.

Продумайте пути разных пользователей

У одного сервиса может быть несколько видов пользователей, которые потребуют учесть несколько сценариев внутри интерфейса. Потребности, задачи, а также условия работы с разными клиентами отличаются, и это важно учесть в логике бронирования.

Самый распространенный случай — когда пользователи отличаются по статусу: физические и юридические лица. Такой кейс актуален и для нашего проекта.

Сбор данных
Сбор данных

Мы реализовали логику бронирования для обоих видов пользователей. В проекте предусмотрены разные формы сбора данных об арендаторе, а также 2 вида ваучеров. Оплата брони юридического лица осуществляется по счету на оплату, который клиент получает на почту. Физическое лицо может оплатить услугу онлайн или на станции.

Еще один сценарий бронирования разработан специально для партнерки S7 — участники программы S7 Priority получают мили за использование сервиса RentMotors. Для начисления бонусов информация о заказе передается авиакомпании.

Поле для резидентов S7 Priority
Поле для резидентов S7 Priority

Сообщите о правилах и условиях использования сервиса

В сервисах бронирования обычно идет речь об использовании имущества или сотрудничестве с другими людьми. Поэтому пользователи должны осознавать ответственность и действовать в рамках установленных правил. Помогите им подружиться с вашим бизнесом и разместите эту информацию на видном месте.

Можно использовать несколько подходов:

  • сделать отдельный раздел на сайте;
  • добавить дисклеймер перед началом или в финале бронирования;
  • добавить согласие с условиями работы сервиса;
  • продублировать эту информацию вместе с ваучером на почте.

Мы рассказали об условиях на отдельной странице, а также продублировали их на каждом шаге бронирования — во время скролла клиент так или иначе доходит до этого блока.

Правила и условия 
Правила и условия 

Обеспечьте доступ к бронированию

Клиенту может потребоваться изменить бронирование или вспомнить информацию о нем. Функцию управления бронированием можно реализовать двумя способами:

  • в личном кабинете;
  • в отдельном разделе сайта.

Второй вариант представлен в RentMotors — мы сделали отдельный раздел, где клиент может изменить или проверить свой заказ. Если будут внесены изменения, то сервис отправит эти данные в Online Fleet и обновит информацию о брони.

Доступ к бронированию
Доступ к бронированию

Проработайте адаптивы для мобильного телефона

Значительная часть людей пользуется сервисами онлайн-бронирования через мобильный телефон. В RentMotors это почти половина клиентов, поэтому мы уделили особое внимание проработке адаптивов под смартфоны.

Мобильные адаптивы
Мобильные адаптивы

В некоторых случаях стоит вложиться и в разработку мобильного приложения, чтобы клиенты охотнее возвращались в удобный сервис.

В каких случаях это актуально:

  • клиенты регулярно пользуются сервисом;

  • у сервиса широкая аудитория и база клиентов;

  • в компании выстроены основные бизнес-процессы и она готова к цифровому развитию.

Итоги

Закрепим ключевые рекомендации из статьи:

  1. при разработке сервиса бронирования стоит ориентироваться на имеющиеся паттерны поведения пользователей в таких интерфейсах;

  2. удобнее всего, когда первый шаг бронирования начинается сразу на главном экране главной страницы;

  3. на первом шаге нужно разместить поля для выбора ключевых критериев, ими обычно выступают локация, дата и еще 2-3 параметра в зависимости от специфики бизнеса;
  4. календарь бронирования по необходимости можно детализировать вплоть до часов и минут;
  5. выведите в интерфейсе прогресс бронирования, чтобы пользователь понимал, на каком шаге он находится;

  6. логика бронирования должна содержать минимум шагов и собирать только действительно необходимую информацию, чтобы пользователь как можно быстрее решил свою задачу;

  7. при разработке логики бронирования рекомендуем привлекать аналитиков, которые изучат потребности клиента, специфику бизнес-процессов и разработают оптимальный путь для пользователя;

  8. на странице каталога важно разместить релевантные для пользователя фильтры и добавить возможность вывода предложений списком или плиткой — небольшая кастомизация добавит удобства во взаимодействие с интерфейсом;

  9. уделите внимание проработке карточек — на них должны быть отражены ключевые критерии предлагаемого номера/апартаментов/автомобиля или другой позиции;

  10. разделить информацию на карточках и не запутаться в критериях поможет использование разных элементов: текст разного шрифта, кнопки, изображения, иконки и т.д.;

  11. обеспечьте прозрачное ценообразование, чтобы пользователь обладал достоверной информацией о стоимости услуги — покажите в интерфейсе каждую статью расходов по группировкам: стоимость аренды, дополнительные услуги, обязательные сборы и проч.;

  12. в деталях заказа покажите всю основную информацию о бронировании: даты, локация, стоимость, выбранное предложение, его основные характеристики, дисклеймеры об особом порядке предоставления услуги, ограничениях;

  13. выявите все типы клиентов, которые пользуются сервисом, и проработайте для них свой пользовательский путь, например, в нашем кейсе это юридические и физические лица, а также участники программы S7 Priority;

  14. в сервисах бронирования важно донести информацию об ответственности и условиях пользования сервисом — разместите их на видном месте;

  15. обеспечьте легкий доступ к бронированию, чтобы клиент мог изменить свой заказ или проверить информацию о нем;

  16. проработайте мобильную версию сервиса — значительная или даже большая часть клиентов будет пользоваться продуктом через телефон.

Классная статья! Где мне найти Атвинту кроме VC?

Здесь:

наш сайт

наш ВК

• и наша почта: info@atwinta.ru

3030
24 комментария

Спасибо за внимание к деталям — разделяем этот подход! Ну и за оформление отдельный лайк. Структурно и понятно :)

1
Ответить

спасибо ❤️

1
Ответить

Круто. Интересно сколько примерно такое стоит

1
Ответить

спасибо ) стоимость проекта, к сожалению, назвать не можем

Ответить

спасибо ,буду использовать ваши рекомендации в качестве подсказок

1
Ответить

Круто! Сначала отельные агрегаторы скопировали и улучшили сервисы покупки авиабилетов. Теперь сервисы проката скопировали отельные агрегаторы. Бенчмаркинг рулит!

1
Ответить

Круто, теперь я узнал, что нужно просто взять любой другой сайт и его повторить и все будет супер.. нуль попытки переосмыслить происходящее

ах да, ну и нихрена не работает с ublock

Ответить