{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«В год один раз вот это упражнение делай, сайт не будет болеть» или кратко про юзабилити-аудиты

Возможно вы слышали про юзабилити-аудиты ранее. В этой статье мы расскажем и покажем на примере, что это такое, для чего, что в себя включает и поделимся историей Жабы Виталия. Как сделать, чтоб было удобно)

Валерий Передистый
Руководитель отдела аналитики и проектирования UXART

Привет! Меня зовут Валера, я руководитель отдела аналитики и проектирования в студии UXART. Хочу в этой статье рассказать о юзабилити-аудите, что это такое, с чем едят и когда он нужен. Не все знают что это такое, но при этом догадываются, что ВОТ ТАК можно.

Периодически мы получаем запросы «Можете посмотреть на наш сайт и дать рецензию все ли хорошо с дизайном, версткой, смыслами?». При этом клиенты не уверены в своей просьбе. Поэтому при помощи этой статьи мы хотим повысить UX-грамотность.

Немного теории

Юзабилити (с англ. удобство использования) — показатель насколько удобен и легок в использовании сайт / мобильное приложение / сковорода / бутылка воды / любой другой интерфейс или предмет.

Из вышесказанного вытекает, что юзабилити-аудит — проверка на удобство и легкость использования.

Если вы только начинаете погружаться в тему дизайна, то обязательно изучите базовые принципы юзабилити, которые были описаны Якобом Нильсеном и называются «Эвристики Нильсена». Они ложатся в основу любого дизайна и по ним происходит базовая оценка при юзабилити-аудите.

Зачем нужен юзабилити-аудит?

Прежде чем рассказывать зачем он нужен, хочу познакомить вас с одним персонажем и рассказать небольшую историю о нем.

Это Виталий, владелец небольшого завода по производству труб в Ленинградской области. Он эксперт в области труб, но не создания и ведения сайтов. У завода был сайт еще с начала нулевых, который особо не обновлялся. Начали появляться значительные просадки по количеству заявок. При этом на рынке с каждым годом все больше конкурентов, которые имеют более современные и удобные сайты, что не способствовало бизнесу Виталия.

Было принято волевое решение обновляться. Но с чего начать? Нужно ли делать новый сайт с нуля или можно обновить существующий?

Виталий решил найти тех, кто разбирается в красивых сайтах, чтобы они изучили актуальный, указали на проблемы, узкие места и рассказали, что вообще можно и нужно сделать. С таким запросом он обратился в UXART.

Если сайт не приносит желаемых бизнес-результатов, то юзабилити-аудит поможет понять в чем причина. Если с юзабилити все хорошо, то команда экспертов подскажет, где искать проблему далее.

Что включает в себя юзабилити-аудит?

Выяснив у Виталия проблематику, было предложено провести юзабилити-аудит в пять шагов:

  • Анализ метрик. Виталию очень повезло, что ему подключили метрики, так как это крайне полезный инструмент для анализа сайта. Аналитиком исследуется поведение пользователей на основе исторических данных. Это позволяет достаточно точно отследить как вели себя посетители, особенно при наличии подключенных карт и вебвизора, когда можно просмотреть записи экрана;
  • Экспертная оценка. Сайт исследуется аналитиком визуально на основе его опыта в сфере. Экспертная оценка происходит на стыке знаний веб-дизайна, юзабилити и психологии пользователя, из-за чего Виталию провести ее самостоятельно не представляется возможным;
  • Поиск возможных решений и практик. К каждой проблеме, которую нашел аналитик на предыдущем этапе, описывается несколько вариантов возможных решений проблемы. Как существующих на рынке, так и потенциально инновационных;
  • Тестирование на пользователях в реальном времени. Так как Виталий достаточно известный жаб, а его трубная компания уже имеет офлайн клиентов, нескольким из них было предложено помочь в анализе проблем (не бесплатно!). Аналитик составит задания, выполняя которые он отследит как взаимодействуют или хотят взаимодействовать с сайтом пользователи, а также задаст дополнительные вопросы, которые раскроют более подробно сильные и слабые стороны по мнению респондентов;
  • Интерпретация результатов. Аналитиком готовится финальный документ с информацией о каждом этапе, найденных проблемах и вариантов их решения, который передается Виталию.
Пример формата аудита

Что анализируется?

Перед началом работ с Виталием было согласовано, что анализируются:

Юзабилити. Объективная оценка удобства сайта, соответствие распространенным паттернам поведения пользователей и размещения элементов, принципам юзабилити. Это БАЗА, без рассмотрения которой аудит не имеет никакого смысла;

Архитектура. Насколько логично построена структура сайта, где располагаются те или разделы и страницы, будет ли интуитивно понятно, где лежит нужный пользователю раздел. Правильная архитектура особенно важна для интернет-магазинов, так как если каталог будет построен некорректно, это может сказаться на количестве заказов, так как искомый товар не будет найден;

Навигация. Основная система ориентирования на сайте. Важно понятны ли пункты меню, нет ли у них двойного смысла, сможет ли пользователь вернуться в вышестоящий раздел или найти искомое несколькими разными способами;

Дизайн. Объективная оценка визуала сайта, без привязки к личным предпочтениям аналитика. Анализ дизайна нужен для того, чтобы подсветить клиенту актуальность, не является ли он устаревшим, кроссплатформенный ли он, препятствует ли прохождению сценария пользователем, а если не препятствует, то помогает или стоит за углом и никак не отсвечивает.

В анализе дизайна исключены комментарии — некрасивый цвет; нужно поиграться со шрифтами; не нравится фотография котенка;

Техническая составляющая. Все ли отображается на сайте корректно, не возникает ли ошибок при попытке перейти между страницами или отправить заявку, кнопки и формы работают, а шапка не находится в подвале;

Наш сайт на макбуках в день запуска

Контент. Может быть текстовым, визуальным (изображения, видео), звуковым, но самое главное, что он всегда должен быть к месту, помогать пользователю в выполнении его задачи, не запутывать и не лить воду. Избыток контента является проблемой. Недостаток тоже. Важен баланс и сама подача. Стоит обратить внимание и на частоту публикации контента, так как если в разделе «Новости» одни и те же статьи годовалой давности, то складывается впечатление, что бизнес уже давно умер.

Tone of voice. Как сайт общается с пользователем, доносит свои ценности и выстраивает доверие к себе.

Кроссбраузерность. Корректно ли отображается сайт в наиболее популярных браузерах.

Метрики. Анализ сезонности бизнеса, посещаемость по времени суток и дням недели, география, с каких устройств просматривается сайт, поведение пользователей на отдельных страницах и многое другое.

Довольно частый кейс, когда владелец бизнеса или сотрудники, отвечающие на сайт даже не знаю о том, что у них ~70% посетителей используют смартфоны, при этом адаптивная версия сайта значительно отстает от десктопной по визуалу. Ее сделали несколько лет назад и не обновляли, только добавляют новые функции, когда они появляются.

Ценность

Какую ценность для Виталия несет юзабилити-аудит?

За сравнительно небольшую стоимость он получил список проблем с приоритезацией и возможными вариантами их решения. Выполнив описанные рекомендации сайт Виталия станет более удобным и функциональным. В рамках своих сценариев пользователи будут перемещаться быстрее, а достижение целей станет менее проблематичным.

Далее аудит можно передать в работу штатным дизайнерам, другим подрядчикам или остаться работать с нами ❤

Веталь радуется)))

Обычно после этапа аудита следует либо комплексный редизайн с учетом всех найденных проблем. Либо прямое решение этих проблем путём точечного изменения интерфейсов / верстки / реализации.

Мы можем помочь в обоих случаях, но именно с интерфейсами (анализ, проектирование, дизайн) — это то, на чем мы специализируемся и делаем круто. Для технической реализации у нас есть проверенные подрядчики

Пример юзабилити-аудита

Аудит весьма интимный тип аналитики, результатами которого почти никто не готов делиться на публику, так как будет понятно, что под капотом у бизнеса. Но у нас есть клиент, который не против показать то, что мы нашли у него на сайте, так как с тех пор дизайн сменился уже несколько раз. Помимо аудита есть и другие артефакты — пользовательские сценарии, портреты представителей целевой аудитории, архитектура сайта, анализ конкурентов и другие.

Спасибо, что прочитали. Чтобы быть довольными как Веталь — заходите за аудитами, сделаем хорошо, быстро, качественно, надежно, в срок, ок)))00

UX-патрули которые выходят в нашем блоге, по сути, тоже юзабилити-аудиты, но без метрик. Он основан только на данных из открытых источниках и опыте аналитика.

Почитайте их, если не читали:

А ещё заходите к нам в тележку, мы там скоро сделаем конкурс на бесплатный экспресс-аудит:

P. S. Обычно под всеми нашими статьями, не важно про что, есть комменты про сайт. У него достаточно много хейтеров, но дизайнеры уже начали придумывать новые концепты. Например вот :))

Хо-хо-хи-хи, хорошего дня, целуем, обнимаем :*

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Шиянов

Увидел жабу - приложил жабу

Ответить
Развернуть ветку
Светлана К.

Уууу, Виталя!

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Передистый

Ребята, интересует ли вас что-то конкретное по теме аналитики и исследований? Может анализ целевой аудитории, построение различных карт и сценариев?

Выбираем тему для следующей статьи и ваша может быть первой)

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Про обосры напиши. Типа, провели вы такие профи аудит, потом переделали клиентский сайт, а в итоге посещалка упала, заявок у клиента нет, а вы такие "а чочо".

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Бомба. Хорошее срачилово однозначно будет топом

Ответить
Развернуть ветку
Никола Москальевич

Да все мы знаем что делать, утром прес качат бегит турник анжумания вечером прес качат бегит турник анжумания
И сайт не болит!!!

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Шибакова

интересно было ознакомиться, побольше бы таких статей

Ответить
Развернуть ветку
Миллениал Пессимист

По мне так ОК) Отличная отстройка от конкурентов – креативно и весело. Но сейчас актуальнее будет текст про СВО.

Ответить
Развернуть ветку
Осьминожка

Отличная подача материала, коллеги)) Держите жабу!

Ответить
Развернуть ветку
Лёша Марков

У вас перед «или» в заголовке двойной пробел )

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

Хм. Проверили — его там нет. А на превью почему-то есть. Как говорится: «проблема не на нашей стороне»

Ответить
Развернуть ветку
Лёша Марков

Колдовство )

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сеовектор

Писали статью вы. 1:1

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Хананашвили

Блин, открывая статью надеялся увидел отсылки на эвристики или свои чек-листы оценки проверенные годами (типа как у Юзетикса были), а не "объективная оценка аналитиком", ну ребят, человек ВСЕГДА субъективен и ок или не ок выясняется на тестах с настоящими пользователями :/
расстроился

Ответить
Развернуть ветку
Артем Конаков

Там про эвристики есть)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда