Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями

Рассказываем, что такое темные паттерны и стоит ли их использовать в интерфейсе.

Привет! Это Heads and Hands.

Помогаем создавать сервисы, которые нравятся пользователям и приносят прибыль бизнесу.

👉🏻 В блоге анализируем UX/UI и рассказываем, как сделать круто.

👉🏻 В Telegram разбираем супераппы и их обновления.

Пользователь Amazon оформляет пробную подписку Prime. Потом бесплатный период истекает, а деньги списываются. Клиент заходит в личный кабинет и пытается отменить подписку, но долго не может найти нужный раздел. А когда находит — Amazon настойчиво уговаривает его не отказываться.

Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями

Случай с Amazon — наглядный пример использования темных паттернов. Это визуальные уловки в интерфейсе, которые заставляют пользователя совершать выгодные для бизнеса действия. Подписки, которые трудно отменить, приносят компаниям от 20 до 80% дохода.

В статье расскажем, какими бывают темные паттерны, как они влияют на пользователей и стоит ли использовать их в интерфейсе.

Какими бывают темные паттерны

UX-исследователь, борец с темными паттернами и основатель сервиса Deceptive Design Гарри Бригнулл выделяет 16 видов темных паттернов. Вот те уловки в интерфейсе, которые встречаются чаще всего:

Манипуляция эмоциями

Как работает. Вызывает у пользователя чувство вины или стыда. Пользователя убеждают — если он откажется от подписки на уведомления или не добавит товар в корзину, то пожалеет.

Пример. В 2018 году сервис MyMedic, который продает аптечки первой помощи и медикаменты, добавил на сайт всплывающее окно с призывом подписаться на уведомления. Чтобы отказаться от пушей, пользователю нужно было кликнуть на кнопку «Нет, я предпочту истечь кровью».

Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями

Сервис бронирования авиабилетов City Travel тоже манипулирует страхами пользователя. Агрегатор предупреждает, что если пользователь не подключит уведомления или не оформит страховку, то ему придется взять все риски на себя.

Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями

Навязанный выбор

Как работает. Предлагает пользователю опцию по умолчанию, от которой сложно отказаться.

Пример. Aviasales добавил рядом с полем поиска поле «Открыть Ostrovok в новой вкладке». Галочка проставлена заранее — когда пользователь нажимает «Найти билеты», то сервис бронирования отелей автоматически открывается в новом окне.

Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями

Литрес добавил в поле с рассылкой анимированную галочку. Пользователю кажется, что у него есть только один вариант — согласиться на маркетинговую рассылку, хотя он вполне может отказаться.

Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями

Искусственный дефицит

Как работает. Вынуждает пользователя быстрее совершить покупку, иначе товар закончится.

Пример. Booking создает искусственный дефицит на сайте. Сервис показывает пользователям, что большинство вариантов жилья в выбранном городе уже недоступны, поэтому надо бронировать прямо сейчас.

Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями

Страх упустить выгоду

Как работает. Таймер убеждает пользователя, что действие акции вот-вот закончится. И если он не оплатит товар или услугу прямо сейчас, то потеряет скидку.

Пример. Сервис онлайн-тренировок Fitstars не оставляет пользователю возможности подумать. Если пользователь не купит подписку через 2 минуты, то потом придется заплатить в два раза больше.

Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями

На самом деле, цена изначально завышена, а скидка никуда не пропадет. Нидерландские исследователи провели эксперимент и проверили 60 сайтов электронной коммерции, которые использовали таймер обратного отсчета. В 50% случаев, если не купить товар, таймер просто перезапускался.

Проникновение в корзину

Как работает. В корзине у пользователя оказываются товары или услуги, которые он не добавлял.

Пример. Победа при оформлении билета автоматически добавляет в корзину страховку и СМС-информирование. Пользователь может не заметить их и переплатить.

Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями

Отсутствие сравнения

Как работает. Пользователю предлагают несколько вариантов тарифов, но акцент делается на самом выгодном для компании.

Пример. Tele2 предлагает три тарифа на выбор, но один выделяет черным цветом. При беглом взгляде пользователю кажется, что он — самый выгодный, но в реальности — это самый дорогой тариф.

Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями

Как темные паттерны влияют на принятие решения о покупке

Использование темных паттернов вдвое увеличивает вероятность покупки — данные ученых из университета Чикаго. Они провели эксперимент: пригласили 2 тысячи человек и разделили их на две группы. Всем участникам предложили купить программу для защиты персональных данных. Люди из первой группы могли просто принять предложение или сразу отказаться.

Для второй группы процесс отказа усложнили: заставляли повременить с решением, требовали объяснить, почему они не хотят защищать свои данные и пугали последствиями кражи информации. В итоге в первой группе купить программу решили только 11% участников. А во второй, где для убеждения использовались темные паттерны, 25%.

Екатерина Токмакова
арт-директор Heads and Hands

«Темные паттерны — это обман пользователя, я бы не советовала использовать их. Компании, которые их применяют, получают лишь сиюминутную выгоду. Они не стремятся удержать пользователя своим продуктом. Пользователь все равно поймет, что им манипулируют, и уйдет».

Стоит ли использовать темные паттерны в интерфейсе

Темные паттерны могут заставить пользователя больше покупать, но ненадолго. В долгосрочной перспективе компания рискует потерять лояльность клиентов. Со временем пользователи потеряют доверие к бренду и уйдут к конкурентам.

Спасибо за внимание!

Нет, я не буду читать эту статью. Мне неинтересно, как компании манипулируют пользователями
2929
5 комментариев

Как-то раз команда мейлру (вроде) назвали свой браузер "Интернет", и при попытке удаления возникало окно "Вы действительно хотите удалить Интернет?"

На людей старшего поколения действовало отлично.

5
Ответить

" В 2018 году сервис MyMedic, который продает аптечки первой помощи и медикаменты, добавил на сайт всплывающее окно с призывом подписаться на уведомления. Чтобы отказаться от пушей, пользователю нужно было кликнуть на кнопку «Нет, я предпочту истечь кровью»."откровенно говоря это даже немного пугает

1
Ответить

Ахах, манипулирование пользователями, оригинально. Может быть, пора всем крупным компаниям вместо темных паттернов напомнить о ценности этики в бизнесе? Не вздумайте их использовать.

Ответить

компании идут на разные способы , чтобы заманить клиента

Ответить

Пример. В 2018 году сервис MyMedic, который продает аптечки первой помощи и медикаменты, добавил на сайт всплывающее окно с призывом подписаться на уведомления. Чтобы отказаться от пушей, пользователю нужно было кликнуть на кнопку «Нет, я предпочту истечь кровью».

Как по мне, вполне себе подсудная херня, почти прямая угроза. Надеюсь, компании потом хорошо досталось за "оригинальный подход".

Ответить