Цирк да и только: что мы подсмотрели у Cirque du Soleil и внедрили в работу дизайн-студии

Чему можно научиться в цирке? Делать работу так, чтобы все смеялись. Шутка! Cirque du Soleil — это особый подход, ставка на мастерство артистов, особая хореография, продуманный дизайн. Это волшебство из воздуха! И оказалось, некоторые вещи подходят и для дизайн-студии. Рассказываем, что именно мы используем в работе.

Цирк да и только: что мы подсмотрели у Cirque du Soleil и внедрили в работу дизайн-студии

В бизнесе есть стратегия голубого океана (обычно ее противопоставляют стратегии алого океана). Компания создает нишу, в которой развивается. Главный плюс — отсутствие конкуренции.

Cirque du Soleil — один из ярких примеров такой стратегии. Даже те, кто никогда не бывал на представлениях цирка, слышали о нем. И еще точно знают, что Cirque du Soleil — это не клоуны и пара номеров с обезьянами. Сама компания называет свои программы художественным сочетанием циркового искусства и уличных представлений. Это всегда ярко, продуманно, необычно, зрелищно. Это другой цирк. Достаточно попасть на главную страницу официального сайта и увидеть позиционирование компании: «Cirque du Soleil выводит вас за пределы». И это абсолютная правда — подтвердят те, кто видел.

И все же, где цирковые представления и где дизайн-студия? Разные сферы, разные подходы, разные цели. Что может быть общего? На самом деле, больше, чем кажется на первый взгляд. Мы нашли то, что помогло нам вывести студию в Топ-9 креативных разработчиков России. А началось все с того, что 8 лет назад на шоу Cirque du Soleil побывала Нина Калаус, СЕО дизайн-студии «Магвай».

Первое шоу VAREKAI я увидела в Москве в 2015 году. Тогда «Магвай» достиг определенной точки: старое уже прошло, а новое еще не наступило. Это был период безвременья. Мы перестали делать иллюстрации и искали новый путь. Мы боялись, что если будем выдавать простой информационный дизайн (столь популярный в то время минимализм), то потеряем себя и свою уникальность. Компания нуждалась в переменах, но было непонятно, куда идти.

Я побывала на шоу и меня впечатлило в нем все: история, хореография, пластика, костюмы. Я пришла на цирк в обычном его понимании, но увидела то, что изменило меня. Тогда я начала читать о Cirque du Soleil, его уникальности и стратегии голубого океана, который они открыли, стерев границы между цирком, театром и настоящим искусством. И поняла, это и есть наш путь. Пора стереть границы между искусством и дизайном, пора наделить дизайн эмоциями, сделать его осмысленным и многогранным.

Совсем недавно я была на шоу Cirque du Soleil — OVO. Снова испытала яркие ощущения и вспомнила, как VAREKAI помог нам сформулировать новое видение. Тогда же мне захотелось рассказать о нашем опыте, ведь он может пригодиться другим.

Нина Калаус

СЕО дизайн-студии «Магвай»

Шоу Varekai повествует о падшем Икаре, который в конце обретает крылья и взмывает ввысь
Шоу Varekai повествует о падшем Икаре, который в конце обретает крылья и взмывает ввысь

Несколько фактов о Cirque du Soleil , которые вас удивят

В России прадедушками клоунов были скоморохи. В Англии, где зародился современный цирк, обязательными номерами в программе были выступления с животными. Смех и дрессура — два столпа цирка, от которых вроде бы нельзя отказаться. Но оказывается, цирк может быть совершенно другим и еще больше привлекать публику. И для этого не надо перевозить из одного города в другой медведя в клетке. А вот для костюмов и декораций придется купить много грузовиков.

Различия в представлениях о цирке в России и Америке
Различия в представлениях о цирке в России и Америке

Факт №1

Cirque du Soleil — канадская компания. Все костюмы, а также реквизит создаются в Монреале. Именно там находятся мастерские, где более 300 человек работают над яркими образами. В год они отшивают примерно 16 000 предметов и элементов костюмов. Однажды там подсчитали, и вышло, что на это потратили 30 километров ткани.

Cirque du Soleil: 30 человек, 30 км ткани, 16000 предметов в год
Cirque du Soleil: 30 человек, 30 км ткани, 16000 предметов в год

Основатель цирка — Ги Лалиберте — сам долгое время был уличным артистом: глотал огонь, шагал на ходулях, жонглировал. Он много путешествовал по миру, а затем вернулся в Канаду и решил создать такой цирк, где будут не просто представления из разных номеров, а целые постановки.

Факт №2

В цирке нет эйджизма, работать можно, пока все получается. Например, в шоу MYSTERE с 1993 года почти 30 лет работал Брайан Дьюхерст. Он был самым пожилым артистом в Cirque du Soleil. В 2020 году он все еще выступал, на тот момент ему было 88 лет.

Сегодня под брендом компании Cirque du Soleil по миру проходят более 20 разных шоу. При этом есть стационарные, которые идут только в тех театрах, где были созданы, например, в Лас-Вегасе. Также есть арена-шоу и постановки под большим куполом. Артисты либо выступают на площадке того города, куда приехали, либо разворачивают свой шатер.

Факт №3

Сегодня под брендом Cirque du Soleil выступают около 4 тысяч артистов. В компании не приветствуется подход «Незаменимых нет». Там каждый артист уникален. Отбор серьезный, требуется не только мастерство, но и сотни часов подготовки. Поэтому увольнения — большая редкость.

7 принципов Cirque du Soleil, которые нам помогают

Что же теперь есть общего у нас и Cirque du Soleil? Всего мы сформулировали 7 принципов, которые выделяют знаменитый цирк и отлично подходят для нашей сферы.

Прогрессивные идеи

Cirque du Soleil заставил всех взглянуть на цирковые представления под другим углом. Есть те, кто не любит цирк из-за страшных клоунов или животных, которым приходится выполнять команды дрессировщика. Но представлений Cirque du Soleil влюбляют в себя даже тех, кто презрительно относится к самому слову «цирк».

Мы также осмелились мыслить по-другому, только в дизайне. Привычный подход «Все для бизнеса и для пользователя» мы дополнили своим видением веб-дизайна. Это не просто картинки, шрифты, сочетания, которые обеспечивают бизнес-цели. Веб-дизайн — это также искусство. Так появился наш манифест «Будущее веб-дизайна».

Cirque du Soleil помог нам взглянуть на деятельность дизайн-студии иначе
Cirque du Soleil помог нам взглянуть на деятельность дизайн-студии иначе

Раньше мы разделяли дизайн на информационный и иллюстративный, отметая идею, что дизайне, как и в искусстве, есть разные стили. Но в один момент пришло понимание: а почему мы должны себя ограничивать? Нужно мыслить шире. Мы стали умело смешивать иллюстрации и минимализм, внедрять анимации. Теперь мы создаем цельный, законченный продукт, используя абсолютно разные приемы.

Хорошая история

Каждое шоу Cirque du Soleil — это история. Да, представление состоит из номеров, но всегда есть фабула, объединяющая история. Например, в основе сюжета шоу VAREKAI — путешествие раненого Икара. От традиционного мифа представление отличает то, что Икар здесь не тонет в море. Он попадает в густой лес и встречается с разными существами, например, с Хромым Ангелом или Укротителем Тени. Каждый помогает герою, как может, вдохновляет его, учит тому, что знает, и однажды Икар снова взмывает в небо…

История Икара, юноши, который отчаялся и был низвергнут с Олимпа, но нашел себя среди цирковых артистов, очень впечатлила нас.Тогда мы поняли, что история — определяющий элемент любого проекта.

Нина Калаус
СЕО дизайн-студии «Магвай»

В основе другого шоу O — история подводного мира. Ее артисты рассказываются с помощью приемов синхронного плавания и акробатики. Аналогов этому представлению в мире нет. Поражает даже объем, который вмещает бассейн, — 5700 кубометров воды. А само шоу — удивительное сочетание иммерсивных технологий и актерской игры.

Шоу "О"  сочетает хорошую историю, иммерсивность и актерскую игру
Шоу "О"  сочетает хорошую историю, иммерсивность и актерскую игру

Мы часто используем сторителлинг и считаем его мощным инструментом, который помогает вовлекать пользователей и удерживать их на сайте. История погружает человека в другой мир, заставляет его возвращаться, чтобы узнать подробности. История развлекает, вызывает сострадание или рождает другие эмоции, которые нужны для конкретного проекта. В конце концов, люди любят истории. Сама человеческая жизнь — это повод для экранизации.

Один из наших ярких примеров — логотип и сайт для «Бердиевского элеватора». Это сельскохозяйственная компания, которая занимается хранением зерна и маслосемян. Тогда на этапе аналитики мы провели аудит сайтов конкурентов и выяснили, что все они похожи друг на друга. Выделить какие-то было сложно.

Логотип и сайт "Бердиевского элеватора", в основе которых лежит история о том, как из маленького зернышка вырастает большое дело
Логотип и сайт "Бердиевского элеватора", в основе которых лежит история о том, как из маленького зернышка вырастает большое дело

Мы решили поменять ситуацию и сначала сделали логотип — лукошко, которое собрано из традиционных для сельского хозяйства символов: солнце, ростки пшеницы. Затем мы продолжили развивать историю на сайте: внимательный пользователь заметит, как из маленького зернышка рождается большое дело. Сторителлинг поддерживают интерактивные элементы, видео на первом экране, а также горизонтальный скролл — это метафора пшеничных полей.

Микс разных приемов

Cirque du Soleil объединяет разные виды искусства и жанры. Это и музыка, и гимнастика, и актерское мастерство, даже костюмы — это произведение художественного искусства. Все рождает уникальный проект, который впечатляет и заставляет еще много месяцев, а иногда и лет вспоминать тот самый вечер в цирке.

На сайте компании, кстати, об этом тоже упоминается:

Сirque du Soleil Entertainment Group — мировой лидер в сфере живых представлений. Кроме производства всемирно известных шоу циркового искусства компания применяет свой творческий подход к широкому спектру развлечений, таких как мультимедийные постановки, иммерсивные впечатления и специальные мероприятия

Единство создается из множества. Разные эффекты и сочетания и создают ту уникальность, которой славится цирк. Например, шоу KURIOS — впечатляющее сочетание эстетики стимпанка с невероятными по красоте и исполнению акробатическими этюдами.

Шоу KURIOS впечатляюще миксует стимпанк с акробатикой
Шоу KURIOS впечатляюще миксует стимпанк с акробатикой

Когда мы поняли, что сайт — не просто совместная работа дизайнера и программиста, это был переломный момент. Именно тогда наши проекты изменились, а результат стал заметен даже другим дизайнерам.

Нина Калаус
СЕО дизайн-студии «Магвай»

Теперь для нас канонический проект это:

  • Предпроектная аналитика бизнеса клиента — мы анализируем бизнес-процессы, аудиторию, конкурентов (идея, история, подбор стилистического решения).

  • Предпроектная аналитика бизнеса клиента — мы анализируем бизнес-процессы, аудиторию, конкурентов (идея, история, подбор стилистического решения).

  • UX-исследования — создаем прототипы, CJM, портреты пользователей, также занимаемся техническом проектированием архитектуры, создаем UI-дизайн, 3D-иллюстрации, векторные иллюстрации.

  • Проектирование иммерсивности — это сценарии анимаций, стилистические особенности вовлечения пользователей, фронтэнд (перенос всего, что было задумано на предыдущих этапах, включая анимации), бэкэнд (все, что под капотом сайта, включая интеграции), серверные оптимизации.

Для нас важно создать с одной стороны продуманный дизайн, которые решает бизнес-задачи, а с другой стороны — впечатляющий. Ведь наши клиенты хотят запомниться пользователям, стать брендами, о которых говорят. Все это делает наша команда. Все вместе мы работаем на один результат. Если кто-то подведет, пострадает весь проект. Поэтому сегодня «Магвай» — идеальная команда из специалистов, которые могут синхронизироваться на любом их этапов и создают уникальный продукт.

Один из последних проектов, где мы воплотили этот принцип, — ребрендинг для Международного Эриксоновского Университета коучинга. Для начала мы поработали с логотипом: обновили его цвета, сделали их ярче и насыщеннее, добавили геопозиции филиала. Решение с горизонтальным лайном дополняет стиль сайта, в котором также используются лайны.

Редизайн сайта для Эриксоновского Университета
Редизайн сайта для Эриксоновского Университета

Также для Эриксоновского Университета мы создали геометрический современный и трендовый паттерн в стиле элементов веб-сайта в фирменной цветовой гамме. А для сайта предложили современное решение: светлый, удобный и лёгкий для восприятия ресурс, с большим количества свободного пространства и блочной структурой. Мы связали будущий проект с уже имеющимся стилем. При этом мы добавили новые трендовые формы, подчеркивания текста, арки и лайны.

Ребрендинг для Эриксоновского Университета
Ребрендинг для Эриксоновского Университета

Еще один проект — брендинг и промосайт для международной IT-компании Onduty dev. Компания работает с IT-стартапами. Мы представили экспертизу клиента с помощью креативной визуальной коммуникации и качественного контента. На главный экран поместили куб, в котором нет элемента. В процессе необходимый блок встает на место, и фигура начинает светиться, становится полноценным, эффективным механизмом.

Брендинг и промосайт для нидерландской команды OnDuty, развивающей стартапы
Брендинг и промосайт для нидерландской команды OnDuty, развивающей стартапы

Продумали и другие детали: темные тона напоминают серверную консоль, а уникальный шрифт подобен коду. Тексты анимированы, это создает эффект набора в режиме онлайн. А чтобы показать подчеркнуть инновационность, мы создали 3D-графику.

Внимание к деталям

В Cirque du Soleil все продумано: от дизайна костюмов до освещения сцены. Создатели шоу хорошо знают принципы зрелищных представлений: каждая деталь должна быть на своем месте, именно это создает правильный эффект. И если бы режиссеры делали ставку лишь на акробатику, вряд ли бы цирк прославился по всему миру. Именно благодаря мелочам создается то уникальное шоу, ради которого стоит поехать в другую страну и даже на другой край земли.

Внимание к деталям и проработка мелочей в шоу ALEGRIA - просто поражает
Внимание к деталям и проработка мелочей в шоу ALEGRIA - просто поражает

От сшитых вручную костюмов в ALEGRIA до точечного освещения в TORUK — внимание Cirque du Soleil к мелочам не имеет себе равных. Для дизайн-студии подобный скрупулезный и педантичный подход, особая проработка деталей превращает просто хороший дизайн в тот, который вы запомните.

Нина Калаус

СЕО дизайн-студии «Магвай»

В каждом проекте мы находим такие мелочи, которые возможно не заметит обычный пользователь, но все вместе это создаст нужный, правильный эффект. Можно придумать классную идею, прописать концепцию и даже отрисовать, но забыть про мелочи, не уделить должного внимания шрифту, не продумать анимации… Это сильно повлияет на впечатление.

Эмоциональная вовлеченность

Любое шоу Cirque du Soleil — это еще и особые эмоции. Те, кто бывал, смогут подтвердить в комментариях: ты смотришь и не веришь в то, что видишь, ты улыбаешься и плачешь прямо во время представления.

Любой, кто видел VAREKAI вспомнит американские горки: от слез до смеха. Это шоу — точно мое самое большое эмоциональное переживание за 2015 год. Увидев его, я поняла, «Магвай» просто обязан создавать проекты, которые трогают душу, находят яркий отклик и привлекают аудиторию именно на эмоциональном уровне.

Нина Калаус

СЕО дизайн-студии «Магвай»

Одним из ярких проектов стал виртуальный адвент-календарь в поддержку благотворительной акции одного фонда. Мы создали отдельный промо-сайт. Надо было убедить пользователей, что тема важная и требует их внимания. Но просто сказать об этом — мало. В этом случае как раз важны те эмоции и впечатления, которые получает человек, когда заходит на сайт.

Адвент-календарь от Белого медведя рассказывает грустную историю о том, что ничто не вечно в нашем мире
Адвент-календарь от Белого медведя рассказывает грустную историю о том, что ничто не вечно в нашем мире

Мы продумали каждую карточку. Каждый день пользователи открывали новую дату и видели интересный факт, получали экозадания или подарки, а также проходили интерактивные квесты. Нам искренне хотелось, чтобы праздник стал еще и поводом сделать хорошее дело. И судя по сборам и активности — все получилось!

Риск и выход из зоны комфорта

Когда Cirque du Soleil презентовал новую концепцию цирковых представлений — это было очень рискованно. Ведь публика могла и не принять такой цирк. Но риск оказался оправданным. В шоу CIRQUE 2020 артисты пошли на риск и бросили вызов гравитации. Эта смелость окупилась дополнительными показами шоу, потому что зрители возвращались вновь и вновь.

Нам тоже пришлось пойти на риск и выделить дизайн как основное конкурентное преимущество. Было много сомнений: поймут ли клиенты, что у нас также есть команда крутых программистов, или будут заказывать только дизайн? Это был прыжок веры, когда действовать по-старому уже нельзя. Мы получили новый поезд, пора было строить новые рельсы.

Нина Калаус
СЕО дизайн-студии «Магвай»

В 2023 году увеличили ценник почти в 5 раза, потому что расширили спектр услуг, необходимых для проекта, добавили глубокую аналитику и стали привлекать дизайнеров для диалога с клиентами. Это было рискованно, а в результате клиенты не просто приняли изменения, но и возвращались.

Непрерывное обучение и совершенствование

Известно, что Cirque du Soleil вкладывает большие деньги в своих артистов и оборудование специальной тренировочной базы в Монреале. Чтобы попасть в команду, каждый артист должен пройти стажировку именно в штаб-квартире в канадской столице. Там обучают не только театральному искусству, но и, например, тому, как наносить грим. Обучение может длиться не один месяц. У цирка есть свои стандарты и высока планка. Поэтому именно от артистов зависит уровень представления.

Мы также поняли, что основной ресурс — люди. И когда мы вкладываемся в обучение, комфортное рабочее пространство и корпоративную культуру, мы расширяем возможности и повышаем общий уровень.

Кадры решают все
Кадры решают все

Наши дизайнеры проходят курсы по иллюстрациям, 3D, анимациям, типографике, работе с AI, развиваютcя в смежных сферах. Наши программисты осваивают новые фреймворки и новые технологии. А еще мы регулярно делимся друг с другом интересными инструментами. Все это напрямую влияет на качество наших проектов.

Главное правило — внедрять в работу то, чему научились. Так, например, нашим дизайнерам очень помогли в работе элементы DesignOps.

Мы уверены, что найти и перенести в бизнес что-то новое можно из любой сферы. И мы благодарны создателям Cirque du Soleil за то вдохновение и те идеи, которые пришли, благодаря одному из шоу. Те изменения, которые мы запустили в 2015 году, сегодня приносят результаты: награды престижных конкурсов, отзывы коллег, выступления на профессиональных мероприятиях и, главное, растущие показатели у клиентов.

И, кажется, инновации, сторителлинг и немного магии из представлений Cirque du Soleil могут помочь не только в нашем бизнесе. А если для вас шоу так и осталось красивым выступлением и не открыло ничего нового, не расстраивайтесь. В конце концов это просто отличное шоу, которое точно стоит увидеть!

P.S. Для тех, кто хочет узнать больше о мире и закулисье Cirque du Soleil, рекомендуем документальный фильм Flow, а еще книгу The Spark. Там вы точно найдете инсайты!

Хочешь еще больше полезностей от "Магвай"?

Подписывайся на наши соц. сети:

- Телеграм

- Вконтакте

- Сайт

2222
3 комментария

это кстати хороший источник вдохновения в дизайне

2
Ответить

Абсолютно!

Ответить

В книге «Стратегия Голубого Океана» тоже рассказывают про Cirque du Soleil

1
Ответить