Что такое UX/UI аудит, зачем он нужен и как его проводить?

Время на прочтение статьи: 10 минут

Статья будет полезна, если вы:

  • Зашли сюда из-за обложки и с вопросом: «Кто такой этот ваш UX/UI аудит?»
  • UX/UI дизайнер, который и сам регулярно проводит аудиты
  • Владелец бизнеса или менеджер, перед которым стоит задача повысить эффективность сайта

Коротко, о чем статья:

  • Как мы проводим результативный UX/UI анализ готовых продуктов
  • Что нам помогает не тратить время впустую и не допускать глупых ошибок
  • Как мы не путаемся в метриках и избегаем ошибок в интерпретации
  • В каком виде презентуем проделанную работу заказчикам

Содержание статьи:

Приветствуем!

Спасибо, что кликнули на статью! Устраивайтесь поудобнее, информации будет много. На связи Грибанова Алина — UX/UI дизайнер Digital-marketing agency Aggo.

Грибанова Алина
UX/UI дизайнер AGGO

Введение: Что такое UX/UI аудит?

Нашему сознанию кажется что, чем красивее сайт, тем удобнее им пользоваться. И чем неудобнее сайт, тем менее красивым он нам кажется.

Парадокс удобства и эстетики. Минимальное требование к внешнему виду сайта – не отпугнуть пользователя, к удобству же базовых требований гораздо больше – позволить пользователю достичь всех целей и получить всю необходимую для принятия решения информацию.

Именно UX/UI аудит позволяет выявить дисбаланс между удобством и эстетикой на готовом сайте.

UX/UI аудит – анализ сайта ака услуга, которую заказывают нечасто (или даже не подозревают о ее существовании).

Цель UX/UI аудита — проанализировать имеющийся дизайн в реальных условиях, посмотреть на поведение пользователей, найти ошибки в верстке, структуре, логике, подаче информации и внешнем виде, которые мешают юзерам достичь целей (например, снять квартиру или купить диван). Можно сказать, тестирование на максималках.

Как и в пицце Микс, каждый кусочек (этап) по-своему особенный. А еще есть ломтик с ананасами — кто-то любит, а кто-то пропускает
Как и в пицце Микс, каждый кусочек (этап) по-своему особенный. А еще есть ломтик с ананасами — кто-то любит, а кто-то пропускает

Почему и когда UX/UI аудит нужен бизнесу?

Начнем с того, что он нужен не каждому бизнесу. Некоторые компании и в сайте не нуждаются – им достаточно активно вести и продвигать социальные сети.

UX/UI аудит необходим, если ваш бизнес многое ставит на сайт как канал привлечения клиентуры и в вашей нише это работает у всех, кроме вас: метрики проседают, потраченные на сайт деньги не возвращаются с продаж, а клиенты так и не обращаются за вашими услугами.

Через аудит обнаруживаются «дыры» в пользовательском опыте. За исправлением недочетов следует потенциальное улучшение Customer Experience ➡ повышение продаж, улучшение и поддержание репутации компании.

Если мы доведем до целевого действия наибольшее количество пользователей — прибыль увеличится, показатели улучшатся.

Из чего состоит UX/UI аудит?

При анализе сайта мы учитываем множество факторов:

  1. Цели бизнеса

Первое, что мы узнаем непосредственно от заказчика — «планы на пользователей», чего от них хочет бизнес. Нужно, чтобы бренд впечатлял, вдохновлял и был узнаваемым? Значит, будем особенно много внимания уделять эстетике и соответствию сайта современным трендам. Нужно убедить пользователя купить услугу именно у этого продавца? Будем вчитываться в тексты, следить за качеством подачи информации, а также тщательно сравнивать имеющийся функционал с имеющимся на сайтах конкурентов.

2. Цели пользователей

Различных целей у пользователей может быть множество. Например, в одном из наших кейсов, было две основные категории пользователей: съемщики и арендодатели — соответственно и их цели, и их область взаимодействия с сервисом отличались.

3. Приоритетность групп пользователей

Чьи потребности мы будем удовлетворять в первую очередь? От кого зависит прибыль компании?

4. Взаимосвязь групп пользователей

Бизнес нацелен на арендодателей, а арендодатели нацелены на пользователей (потенциальных арендаторов), в то же время арендаторам важен комфортный User Flow
Бизнес нацелен на арендодателей, а арендодатели нацелены на пользователей (потенциальных арендаторов), в то же время арендаторам важен комфортный User Flow

Здесь лучше продемонстрировать на примере: Сайт аренды/сдачи недвижимости. Цель компании — арендодатели. Цель арендодателей — арендаторы. Собственники не придут на платформу, где мало съемщиков, или они «мертвые». В этом кейсе нужно думать не только над тем, как помочь арендодателям сдать квартиру, но и позаботиться о том, чтобы не было утечки арендаторов.

5. Анализ конкурентов

Совершенное не секретная техника. Все по классике: анализируем и сравниваем функционал сайтов конкурентов и заказчика, то же самое проделываем с визуалом. Цель – выявить «золотые паттерны» в нише: отсечь лишнее, предложить добавить нужное.

6. Метрики, прохождение User Flow (Вебвизор)

В Интернете полно подробных статей о том, какая метрика за что отвечает, и на какие показатели смотреть в первую очередь. Выделим то, чем пренебрегать точно не стоит:

• Отслеживать поведение всех групп пользователей

• Не забывать особое внимание уделить пользователям с мобильной версии (обычно это 70-80% трафика)

• Контролировать, сколько времени проходит до целевого действия

• Смотреть, что делает пользователь в поисках цели (скроллит, водит курсором по меню и т. д.)

7. Соответствие контента и внешнего вида сайта сегменту и тематике сайта

Абсурднее этого только анимированные снежинки на фоне.
Абсурднее этого только анимированные снежинки на фоне.

Можете представить сайт магазина запчастей с изящными шрифтами, в пастельных тонах, с художественными описаниями вместо списков и таблиц? Конечно, можете, но только чтобы посмеяться. В реальной жизни он не оправдал бы ни одной надежды: целевая аудитория такого концептуального подхода не оценила бы. Давайте не будем забывать соответствовать ментальной модели пользователя: )

Пример из реального кейса:

Не такой яркий, но зато реальный пример есть в нашей прошлой статье: <a href="https://vc.ru/marketing/952276-kak-my-ne-prodali-kompleksnye-marketingovye-uslugi" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Как мы НЕ продали комплексные маркетинговые услуги?»</a>.
Не такой яркий, но зато реальный пример есть в нашей прошлой статье: «Как мы НЕ продали комплексные маркетинговые услуги?».

8. Доступность, адаптивность, верстка

Мы долго думали, стоит ли упоминать такие очевидные пункты в статье, но столкнувшись с жестокой реальностью, где на одних сайтах встречается область нажатия 10*10, а на других присутствуют (или отсутствуют) «блоки Шрёдингера», решили, что лишним не будет.

  • Мы проверяем соответствия сайта стандартам WCAG (Руководство по обеспечению доступности веб-контента — набор правил для создания веб-продуктов, доступных для всех, включая людей с ограниченными возможностями)
  • Трекаем контрастность везде, где что-то может пойти не по плану: и в текстах, и в кнопках, и на картинках
Для понимания, о каком контрасте идет речь. Проверить contrast ratio можно <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.siegemedia.com%2Fcontrast-ratio%23%2523ffffff-on-%252324b861&postId=961219" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>.
Для понимания, о каком контрасте идет речь. Проверить contrast ratio можно здесь.
  • Тестируем верстку: смотрим, чтобы ничего не съезжало, не наслаивалось, не сжималось, соблюдались иерархия, принцип близости и корректные отступы.
Полный кейс <a href="https://vc.ru/marketing/952276-kak-my-ne-prodali-kompleksnye-marketingovye-uslugi" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>.
Полный кейс здесь.
  • Следим, чтобы информация на адаптивах была такой же, как и на десктопе: ну не должны блоки просто брать и испаряться! Это бесчеловечно!
За этим всегда больно наблюдать. Хорошо, когда пропадают блоки, хотя бы не затрагивающие важный функционал...
За этим всегда больно наблюдать. Хорошо, когда пропадают блоки, хотя бы не затрагивающие важный функционал...

9. Погрешность на человеческий фактор

При анализе метрик и интерфейса важно учитывать риски когнитивных искажений – человеческий фактор, который может значительно исказить результаты аудита и привести к неверным выводам.

Что помогает нам:

  1. Осознать и принять, что мы не идеальны
    Важно понимать, что люди по своей природе подвержены когнитивным искажениям. А осведомлен, значит, вооружен. Поэтому не поленитесь узнать, что такое «подтверждение предубеждений». Уже это заметно улучшит качество выводов в аудите. К данным нужно подходить непредвзято и критически.
  2. Не дать красивой и «удобной» статистике усыпить бдительность
    При анализе данных легко спутать корреляцию (когда две переменные связаны, но одна не обязательно вызывает другую) и причинно-следственные связи. Правда, не стоит делать выводы о причинности на основе простой корреляции. Например, если вы обнаружите, что высокий уровень удовлетворенности пользователей совпадает с определенным дизайном интерфейса, это не обязательно означает, что именно дизайн вызвал удовлетворенность.
  3. Использовать качественные и количественные методы
    Для получения более полной картины по возможности лучше использовать как качественные (например, интервью с пользователями), так и количественные (например, анализ метрик) методы. Это поможет уменьшить вероятность искажения данных из-за одностороннего подхода.
  4. Объединять усилия
    Обсуждение находок с коллегами – лучший способ для выявления предвзятости и логических ошибок, а также неэффективных решений. Разнообразие мнений открывает глаза на «слепые» зоны в анализе.
  5. Документировать и обосновывать
    Это не ОКР! Записывать, как вы пришли к тем или иным выводам, и какие данные или методы использовались, очень полезно. Это помогает согласовать действия команды, лучше понять процесс принятия решений и избежать ошибок в будущем.

Ключ к успешному UX/UI аудиту — это объективный, критический подход к анализу данных и готовность к постоянному пересмотру и тестированию гипотез.

Как презентовать UX/UI аудит?

В худшем случае презентация будет выглядеть так: много непонятных слов и неконструктивный вывод.
В худшем случае презентация будет выглядеть так: много непонятных слов и неконструктивный вывод.

Задача непростая: не все заказчики знают, чем UX отличается от UI, и уж тем более не все понимают профессионализмы, лишь единицы знают, как выглядит работа над сайтом etc. Тезисно, какие принципы помогают нам эффективно презентовать аудит:

  • Перевод с дизайнерского на человеческий: доступность информации
  • Логичная структура (выбираем индивидуально под каждый аудит в зависимости от набора и характера недочетов)
  • Учет целей и болей заказчика: акцент на то, что наиболее актуально для клиента
  • Апелляция к конкурентам (особенно более крупным): на их примере можно показать, какие паттерны в нише наиболее успешны, что нужно доработать на сайте заказчика.
  • Максимальная аргументация: она может и не пригодиться, но заказчики бывают разные – лучше подготовиться к вопросам и работе с возражениями заранее.
  • Максимальная визуализация: показываем, чем наше решение лучше имеющегося
  • Риторика и психология: в процессе презентации мы следим за включенностью заказчика в процесс, чтобы вовремя вернуть внимание и объяснить непонятные моменты

Конец

В статье прошлись по основным этапам и принципам аудита. Конечно, мы раскрыли не все секреты фирмы: ) Есть еще пара козырей, которые делают наши аудиты действительно качественными и эффективными. С удовольствием ответим на все вопросы в комментариях!

Что такое UX/UI аудит, зачем он нужен и как его проводить?
44
3 комментария

Итак. Что я понял из этой статьи? Я понял, что девушка красивая. Точно! Это не я тупой и ничего не понял, это меня отвлекло фото! Да-да.

2
Ответить

У вас на сайте не нашел такой услуги? Сколько стоит и как заказать?

Ответить
Автор

Добрый день!
Стоимость рассчитывается индивидуально в зависимости от размера и типа сайта. Срок выполнения услуги: от 3 рабочих дней.

Для более подробной информации свяжитесь с нами в Telegram (https://t.me/AggoADS) или оставьте ваши контакты в ответном комментарии. Ответим на все вопросы и рассчитаем точную стоимость.

Ответить