{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое UX/UI аудит, зачем он нужен и как его проводить?

Время на прочтение статьи: 10 минут

Статья будет полезна, если вы:

  • Зашли сюда из-за обложки и с вопросом: «Кто такой этот ваш UX/UI аудит?»
  • UX/UI дизайнер, который и сам регулярно проводит аудиты
  • Владелец бизнеса или менеджер, перед которым стоит задача повысить эффективность сайта

Коротко, о чем статья:

  • Как мы проводим результативный UX/UI анализ готовых продуктов
  • Что нам помогает не тратить время впустую и не допускать глупых ошибок
  • Как мы не путаемся в метриках и избегаем ошибок в интерпретации
  • В каком виде презентуем проделанную работу заказчикам

Содержание статьи:

Приветствуем!

Спасибо, что кликнули на статью! Устраивайтесь поудобнее, информации будет много. На связи Грибанова Алина — UX/UI дизайнер Digital-marketing agency Aggo.

Грибанова Алина
UX/UI дизайнер AGGO

Введение: Что такое UX/UI аудит?

Нашему сознанию кажется что, чем красивее сайт, тем удобнее им пользоваться. И чем неудобнее сайт, тем менее красивым он нам кажется.

Парадокс удобства и эстетики. Минимальное требование к внешнему виду сайта – не отпугнуть пользователя, к удобству же базовых требований гораздо больше – позволить пользователю достичь всех целей и получить всю необходимую для принятия решения информацию.

Именно UX/UI аудит позволяет выявить дисбаланс между удобством и эстетикой на готовом сайте.

UX/UI аудит – анализ сайта ака услуга, которую заказывают нечасто (или даже не подозревают о ее существовании).

Цель UX/UI аудита — проанализировать имеющийся дизайн в реальных условиях, посмотреть на поведение пользователей, найти ошибки в верстке, структуре, логике, подаче информации и внешнем виде, которые мешают юзерам достичь целей (например, снять квартиру или купить диван). Можно сказать, тестирование на максималках.

Как и в пицце Микс, каждый кусочек (этап) по-своему особенный. А еще есть ломтик с ананасами — кто-то любит, а кто-то пропускает

Почему и когда UX/UI аудит нужен бизнесу?

Начнем с того, что он нужен не каждому бизнесу. Некоторые компании и в сайте не нуждаются – им достаточно активно вести и продвигать социальные сети.

UX/UI аудит необходим, если ваш бизнес многое ставит на сайт как канал привлечения клиентуры и в вашей нише это работает у всех, кроме вас: метрики проседают, потраченные на сайт деньги не возвращаются с продаж, а клиенты так и не обращаются за вашими услугами.

Через аудит обнаруживаются «дыры» в пользовательском опыте. За исправлением недочетов следует потенциальное улучшение Customer Experience ➡ повышение продаж, улучшение и поддержание репутации компании.

Если мы доведем до целевого действия наибольшее количество пользователей — прибыль увеличится, показатели улучшатся.

Из чего состоит UX/UI аудит?

При анализе сайта мы учитываем множество факторов:

  1. Цели бизнеса

Первое, что мы узнаем непосредственно от заказчика — «планы на пользователей», чего от них хочет бизнес. Нужно, чтобы бренд впечатлял, вдохновлял и был узнаваемым? Значит, будем особенно много внимания уделять эстетике и соответствию сайта современным трендам. Нужно убедить пользователя купить услугу именно у этого продавца? Будем вчитываться в тексты, следить за качеством подачи информации, а также тщательно сравнивать имеющийся функционал с имеющимся на сайтах конкурентов.

2. Цели пользователей

Различных целей у пользователей может быть множество. Например, в одном из наших кейсов, было две основные категории пользователей: съемщики и арендодатели — соответственно и их цели, и их область взаимодействия с сервисом отличались.

3. Приоритетность групп пользователей

Чьи потребности мы будем удовлетворять в первую очередь? От кого зависит прибыль компании?

4. Взаимосвязь групп пользователей

Бизнес нацелен на арендодателей, а арендодатели нацелены на пользователей (потенциальных арендаторов), в то же время арендаторам важен комфортный User Flow

Здесь лучше продемонстрировать на примере: Сайт аренды/сдачи недвижимости. Цель компании — арендодатели. Цель арендодателей — арендаторы. Собственники не придут на платформу, где мало съемщиков, или они «мертвые». В этом кейсе нужно думать не только над тем, как помочь арендодателям сдать квартиру, но и позаботиться о том, чтобы не было утечки арендаторов.

5. Анализ конкурентов

Совершенное не секретная техника. Все по классике: анализируем и сравниваем функционал сайтов конкурентов и заказчика, то же самое проделываем с визуалом. Цель – выявить «золотые паттерны» в нише: отсечь лишнее, предложить добавить нужное.

6. Метрики, прохождение User Flow (Вебвизор)

В Интернете полно подробных статей о том, какая метрика за что отвечает, и на какие показатели смотреть в первую очередь. Выделим то, чем пренебрегать точно не стоит:

• Отслеживать поведение всех групп пользователей

• Не забывать особое внимание уделить пользователям с мобильной версии (обычно это 70-80% трафика)

• Контролировать, сколько времени проходит до целевого действия

• Смотреть, что делает пользователь в поисках цели (скроллит, водит курсором по меню и т. д.)

7. Соответствие контента и внешнего вида сайта сегменту и тематике сайта

Абсурднее этого только анимированные снежинки на фоне.

Можете представить сайт магазина запчастей с изящными шрифтами, в пастельных тонах, с художественными описаниями вместо списков и таблиц? Конечно, можете, но только чтобы посмеяться. В реальной жизни он не оправдал бы ни одной надежды: целевая аудитория такого концептуального подхода не оценила бы. Давайте не будем забывать соответствовать ментальной модели пользователя: )

Пример из реального кейса:

Не такой яркий, но зато реальный пример есть в нашей прошлой статье: «Как мы НЕ продали комплексные маркетинговые услуги?».

8. Доступность, адаптивность, верстка

Мы долго думали, стоит ли упоминать такие очевидные пункты в статье, но столкнувшись с жестокой реальностью, где на одних сайтах встречается область нажатия 10*10, а на других присутствуют (или отсутствуют) «блоки Шрёдингера», решили, что лишним не будет.

  • Мы проверяем соответствия сайта стандартам WCAG (Руководство по обеспечению доступности веб-контента — набор правил для создания веб-продуктов, доступных для всех, включая людей с ограниченными возможностями)
  • Трекаем контрастность везде, где что-то может пойти не по плану: и в текстах, и в кнопках, и на картинках
Для понимания, о каком контрасте идет речь. Проверить contrast ratio можно здесь.
  • Тестируем верстку: смотрим, чтобы ничего не съезжало, не наслаивалось, не сжималось, соблюдались иерархия, принцип близости и корректные отступы.
Полный кейс здесь.
  • Следим, чтобы информация на адаптивах была такой же, как и на десктопе: ну не должны блоки просто брать и испаряться! Это бесчеловечно!
За этим всегда больно наблюдать. Хорошо, когда пропадают блоки, хотя бы не затрагивающие важный функционал...

9. Погрешность на человеческий фактор

При анализе метрик и интерфейса важно учитывать риски когнитивных искажений – человеческий фактор, который может значительно исказить результаты аудита и привести к неверным выводам.

Что помогает нам:

  1. Осознать и принять, что мы не идеальны
    Важно понимать, что люди по своей природе подвержены когнитивным искажениям. А осведомлен, значит, вооружен. Поэтому не поленитесь узнать, что такое «подтверждение предубеждений». Уже это заметно улучшит качество выводов в аудите. К данным нужно подходить непредвзято и критически.
  2. Не дать красивой и «удобной» статистике усыпить бдительность
    При анализе данных легко спутать корреляцию (когда две переменные связаны, но одна не обязательно вызывает другую) и причинно-следственные связи. Правда, не стоит делать выводы о причинности на основе простой корреляции. Например, если вы обнаружите, что высокий уровень удовлетворенности пользователей совпадает с определенным дизайном интерфейса, это не обязательно означает, что именно дизайн вызвал удовлетворенность.
  3. Использовать качественные и количественные методы
    Для получения более полной картины по возможности лучше использовать как качественные (например, интервью с пользователями), так и количественные (например, анализ метрик) методы. Это поможет уменьшить вероятность искажения данных из-за одностороннего подхода.
  4. Объединять усилия
    Обсуждение находок с коллегами – лучший способ для выявления предвзятости и логических ошибок, а также неэффективных решений. Разнообразие мнений открывает глаза на «слепые» зоны в анализе.
  5. Документировать и обосновывать
    Это не ОКР! Записывать, как вы пришли к тем или иным выводам, и какие данные или методы использовались, очень полезно. Это помогает согласовать действия команды, лучше понять процесс принятия решений и избежать ошибок в будущем.

Ключ к успешному UX/UI аудиту — это объективный, критический подход к анализу данных и готовность к постоянному пересмотру и тестированию гипотез.

Как презентовать UX/UI аудит?

В худшем случае презентация будет выглядеть так: много непонятных слов и неконструктивный вывод.

Задача непростая: не все заказчики знают, чем UX отличается от UI, и уж тем более не все понимают профессионализмы, лишь единицы знают, как выглядит работа над сайтом etc. Тезисно, какие принципы помогают нам эффективно презентовать аудит:

  • Перевод с дизайнерского на человеческий: доступность информации
  • Логичная структура (выбираем индивидуально под каждый аудит в зависимости от набора и характера недочетов)
  • Учет целей и болей заказчика: акцент на то, что наиболее актуально для клиента
  • Апелляция к конкурентам (особенно более крупным): на их примере можно показать, какие паттерны в нише наиболее успешны, что нужно доработать на сайте заказчика.
  • Максимальная аргументация: она может и не пригодиться, но заказчики бывают разные – лучше подготовиться к вопросам и работе с возражениями заранее.
  • Максимальная визуализация: показываем, чем наше решение лучше имеющегося
  • Риторика и психология: в процессе презентации мы следим за включенностью заказчика в процесс, чтобы вовремя вернуть внимание и объяснить непонятные моменты

Конец

В статье прошлись по основным этапам и принципам аудита. Конечно, мы раскрыли не все секреты фирмы: ) Есть еще пара козырей, которые делают наши аудиты действительно качественными и эффективными. С удовольствием ответим на все вопросы в комментариях!

0
3 комментария
Alon Raven

Итак. Что я понял из этой статьи? Я понял, что девушка красивая. Точно! Это не я тупой и ничего не понял, это меня отвлекло фото! Да-да.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

У вас на сайте не нашел такой услуги? Сколько стоит и как заказать?

Ответить
Развернуть ветку
AGGO
Автор

Добрый день!
Стоимость рассчитывается индивидуально в зависимости от размера и типа сайта. Срок выполнения услуги: от 3 рабочих дней.

Для более подробной информации свяжитесь с нами в Telegram (https://t.me/AggoADS) или оставьте ваши контакты в ответном комментарии. Ответим на все вопросы и рассчитаем точную стоимость.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда