Почему текущий кризис – это отличное время для разработки сайта (или нет?)

Почему текущий кризис – это отличное время для разработки сайта (или нет?)

Разбираем на фактах, насколько сейчас оправданы для компаний инвестиции в разработку сайта, и не лучше ли отложить данную затею на послекризисный период.

Как разработчики сайтов мы в последнее время сталкиваемся с совершенно разными позициями клиентов: от «давайте обсудим, когда все это закончится» до «нужно срочно делать, сейчас как раз подходящее время». И непрекращающийся поток новых заявок подкрепляет вторую позицию. Однако и у сторонников первого варианта есть свои доводы. Разберем все основные аспекты.

Корни «страха»

Некоторые владельцы и руководители бизнеса (в первую очередь микро- и малого) сейчас с опаской относятся к любым инвестициям. И их можно понять – на это действительно существуют свои причины.

Неопределенность

Предприниматели банально не знают, что будет с рынком даже через 2 недели. Точнее так: все понимают, что ждать полного восстановления в ближайшее время бессмысленно, но неизвестность порождает еще больше вопросов:

  • «А не будет ли еще хуже?»
  • «Откроются ли границы стран для транспортировки товаров со стороны поставщиков?»
  • «Какие сферы бизнеса вернуться в оффлайн?».

Нехватка финансовых ресурсов

Часть бизнесов приблизилась к черте, когда появляются проблемы с ФОТ. А кто-то уже успел дойти и до кадровых сокращений. Можно ли в подобных условиях задумываться о представительстве компании в Интернете? Разумеется, отвечать за весь рынок нельзя, но видится логичным, что тем, кто испытывает существенные финансовые сложности, лучше действительно отложить разработку сайта до более лучших времен.

Однако здесь нужно добавить 2 важные ремарки:

  • Необходимо адекватно оценивать текущую ситуацию. Если продажи просели на 5-10%, то это не повод объявлять в компании чрезвычайное положение и урезать все маркетинговые инвестиции.
  • «Более лучшие времена» – иногда это всего лишь самообман. Рынок никогда не возвращается в полностью аналогичное предыдущему состояние. Даже если восстанавливается спрос со стороны потенциальных клиентов компании, со 100%-й вероятностью изменяются другие аспекты – например, отношение (а точнее – восприятие) разных ценовых сегментов, цикл продажи, оценка преимуществ продукта.

Нехватка временных ресурсов

В суете новых и усложняющихся старых процессов ответственные за взаимодействие с веб-подрядчиками лица стали более загружены. Содержание календарей многих руководителей, маркетологов, PR- и бренд-менеджеров изменилось: добавились новые задачи, часть из них – стала занимать больше времени. Даже внутренние планерки теперь проходят с определенными сложностями. Соответственно, некоторые заказчики опасаются того, что не смогут выделить для участия в проекте необходимое время. А разработка сайта, как известно, это всегда 2-сторонний процесс. Истории в стиле «заплатили и забыли» редко заканчиваются успехом. Подрядчики все равно будут требовать вашего подключения для брифинга, согласования и предоставления информации.

Но вспомните докризисные времена. Многие ли могли похвастаться огромным количеством свободного времени? Его всегда не хватало. И вопрос №2: «Кто сказал, что позже будет лучше?». С большей долей вероятности «разгрузка» своего графика произойдет не у всех. А у кого-то – все станет даже еще сложнее.

Иные приоритеты

Часть предпринимателей считают, что сайт – это далеко не первостепенное направление развития. И нужно признать, что в некоторых случаях это действительно так. Подход «Бизнес без сайта – не бизнес» уже давно изжил себя. Разработчики, которые используют данный слоган, либо лукавят, либо ориентируются исключительно на те компании, для которых продажи в Интернете являются ключевой точкой для увеличения оборотов. Но это уже совсем другая история (о важности сайта) – ее мы разберем ниже.

«За» разработку в текущих условиях

Итак, стоп-факторы определены, теперь о преимуществах: почему текущий период и стечение всех обстоятельств благоприятствуют разработке сайта.

  • Если вы, как и большинство компаний, перешли на удаленный формат работы более 2 недель назад, значит, основной активный период «адаптации» уже позади. Организовали систему правильно, но все еще чувствуете дисбаланс в процессах? Это либо «афтершоки», либо просто новая реальность, к которой нужно привыкать. «Худшее» в плане адаптации уже позади – теперь у вас есть микро-опыт по работе в удаленном режиме. Впереди, разумеется, еще будут другие челленджи. Но сейчас уже пора возвращаться к вопросам развития бизнеса. Именно сейчас.
  • Когда компания научилась работать на дистанционке, эти навыки можно применить и для работы с теми, кто оказывает услуги, работая в Интернете все время. Притом бизнес теперь умеет организовывать работу с веб-подрядчиками еще лучше, так как начал понимать особенности их работы, научился предоставлять и согласовывать информацию без затяжных оффлайн-встреч. Настал тот момент, когда вы можете обратиться к разработчикам из любого региона (в том числе из тех, где ниже себестоимость услуг).
  • Наступает время активных продаж – чтобы бизнес мог как минимум содержать себя, нужно еще больше маркетинговых активностей. И обновление сайта при правильной организации процесса может привести к увеличению конверсии. И здесь нам пригодится мат. часть из маркетинговой науки (см. термин «ROI»): каждый вложенный рубль будет приносить с собой больше. А хорошая структура сайта, направленная на SEO-продвижение, еще и поможет бесплатно привлечь дополнительный поток заявок.
  • Более комфортные условия труда и возможность сконцентрироваться на вопросах развития бизнеса. Снижается бюрократическая нагрузка, меньше лишних процессов. Соответственно, больше времени на задачи, которые действительно могут привести к полезным результатам.
  • Наступила эра образования. Digital-специалисты стали еще больше времени уделять собственному обучению и развитию навыков. Многие представители рынка уже отмечают повышение качества работ, и, судя по всему, тенденция будет продолжаться.
  • Исполнители теперь более замотивированы и ориентированы на качественный результат. В том числе наемные сотрудники (дизайнеры, программисты, менеджеры), у многих из которых изменилась материальная компенсация – уменьшились фиксированные оклады, увеличилась бонусная часть, основанная на выполнении KPI.
  • Веб-студии / аутсорс-продакшны уже начали «вычистку» своих рядов. Из штатов компаний в рамках кадровых сокращений увольняются самые непродуктивные сотрудники, либо те, кто больше всего совершает ошибки. Соответственно, остаются только самые талантливые, ответственные, … (подставьте сюда любой положительный термин), повышается средний уровень профессионализма.
  • И, в конце концов, выгодные условия. Часть исполнителей сейчас идет навстречу бизнесу и в качестве антикризисных мер предоставляет более лояльные условия (в том числе с точки зрения цен и графика оплаты).

Это общие плюсы, но учитывать их необходимо только в связке с конкретной задачей.

Дмитрий Гринкевич, Директор аутсорс-продакшна «Manao»

Интернет-магазины

Даже несмотря на снижение покупательской способности населения, e-commerce во многих сферах отмечает довольно высокий спрос. Когда закрыты оффлайн-магазины, пользователю не остается ничего иного, кроме как совершать покупки в сети. И для многих компаний, сумевших правильно организовать процессы, связанные с доставкой товаров, наступает «золотой век». Им точно нужно обращать внимание на уровень визуализации и функционал своих сайтов.

Порталы для сотрудников

Все веб-решения, направленные на внутренние HR-цели, приобрели огромную значимость. CRM, ERP и порталы с разным функционалом – это теперь основное рабочее пространство, без которого невозможно представить корпоративную жизнь. Соответственно, для проработки этих решений сейчас также отличное время.

Сайты, презентующие услуги (B2C/B2B)

Если ваша ниша предполагает привлечение внимания целевой аудитории для демонстрации описания услуг, то это еще один актуальный пример, когда разработка сайта является сверх-актуальной задачей для этого периода.

Однако необходимо учитывать следующие факторы – перечислим их в качестве подведения итогов:

  • Доля продаж с сайта относительно всех каналов (как текущая, так и потенциальная). Если этот показатель менее 3%, то, возможно, лучше отложить разработку. Более 15% – означает, что пренебрегать сайтом опасно для финансового здоровья компании.
  • Ожидания от сайта со стороны руководителя. Здесь все очевидно. Ожидания низкие – значит, сайт может подождать. Средние и выше – нужно уделить ему внимание в кризис.
  • Текущая финансовая ситуация (оценка по 10-балльной шкале): <4 – мы не рекомендуем сейчас думать о сайте. А вот при >7 – вполне можно.
  • Период, в течение которого откладывались планы по разработке сайта. Если это происходит на протяжении более 3 месяцев, то вот вам еще один признак того, что пора задуматься о сайте прямо сейчас.

Данные рекомендации не являются истиной в последней инстанции, однако могут стать ориентиром для принятия решения.

Желаем всем принятия исключительно правильных и взвешенных управленческих решений! Не допускайте проникновения кризиса в вашу компанию, несмотря на любые внешние обстоятельства, и используйте новые возможности в сложные времена на пользу своего бизнеса!

44
Начать дискуссию