Ошибки при составлении ТЗ, которые мешают успешной разработке

Ошибки при составлении ТЗ, которые мешают успешной разработке

Техническое задание (ТЗ) является базой для любого успешного проекта: мобильного приложения, веб-сайта, крупной бизнес-системы и т.д. Недостатки брифа могут привести к серьезным проблемам на всех этапах разработки. В этой статье мы разберем типичные ошибки в ТЗ и их последствия и, конечно, дадим советы, как их избежать.

Значение качественного ТЗ

Любой проект начинается с идеи, и задача технического задания — превратить эту идею в четкий, структурированный план. ТЗ включает описание всех требований к проекту, функционала, задач и конечных целей. Чем лучше проработано техническое задание, тем больше шансов, что задача будет выполнена вовремя, без лишних расходов и с минимальными доработками.

Пример качественно составленного ТЗ на разработку игры <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fquellfox.ru%2Fportfolio&postId=1551001" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">командой </a>профессионалов
Пример качественно составленного ТЗ на разработку игры командой профессионалов

Качественно составленное ТЗ служит дорожной картой для всех участников проекта: клиентов, разработчиков, дизайнеров и тестировщиков. Оно помогает сократить количество правок в ходе создания продукта и снизить риск недопонимания. Однако ошибки в ТЗ могут поставить под угрозу всю разработку, затянуть сроки и привести к сверхзатратам.

Основные ошибки при составлении ТЗ

1. Недостаток деталей

Одна из самых распространенных ошибок в ТЗ — нехватка деталей и подробностей. Связано это с поверхностным описанием требований к проекту. Например, если в ТЗ просто указать "сделать красивый и удобный лендинг", то у разработчиков не будет точного понимания, что именно ожидает клиент. Плохая детализация может касаться как описания интерфейса, так и функционала.

Например, в проекте указано "создать систему регистрации", но не обозначены обязательные поля, формы проверки, требования к безопасности. В таком случае разработчики могут реализовать функционал по-своему и, вероятно, их видение не совпадет с видением заказчика.

2. Ошибки в определении целей

Еще одна частая ошибка в ТЗ — неверная формулировка задач и целей. Если желаемый результат описан слишком абстрактно или с нарушением логики, это вызовет неясность в плане приоритета задач и усложнит реализацию.

Если, к примеру, ТЗ содержит задачу "увеличить количество пользователей", но не указано, за счет каких механизмов этого достичь (новые функции, маркетинговые акции, улучшение интерфейса), команда разработчиков может пойти в разных направлениях. В итоге это приведет к затягиванию сроков и недовольству клиента.

3. Игнорирование требований конечного пользователя

Если при составлении техзадания не учесть требований конечного потребителя, такая ошибка может дорого обойтись. Зачастую компании сосредотачиваются на собственных целях, забывая о нуждах тех, кто будет пользоваться продуктом. Это приводит к созданию функционала, который не решает реальных задач пользователей или же элементарно неудобен.

Рассмотрим пример: Бизнес разрабатывает мобильное приложение для стартапа, ориентированного на широкую аудиторию. При этом создатели игнорируют в ТЗ привычки пользователей старших возрастных групп. Как результат — интерфейс оказывается сложным и непонятным для солидной части целевой аудитории. Конечно, это негативно сказывается на успешности продукта.

4. Неполное описание технических ограничений

Нередко в ТЗ не учитываются или неверно излагаются технические ограничения проекта. Это может касаться совместимости с другими системами, требований к безопасности, доступных ресурсов или ограничений по времени и бюджету. Все это может привести к задержкам и переработкам на поздних этапах разработки.

При составлении ТЗ очень важны детали, однако сильно перегружать документ подробностями тоже не стоит
При составлении ТЗ очень важны детали, однако сильно перегружать документ подробностями тоже не стоит

Последствия ошибок в ТЗ

1. Увеличение сроков

Самое очевидное и распространенное последствие. Ведь доработки и исправления из-за некорректного ТЗ требуют много времени. Каждый этап может затягиваться из-за того, что приходится возвращаться к обсуждению функционала, внесению изменений в интерфейс или доработке кода.

2. Дополнительные затраты

Ошибки в ТЗ неизбежно приводят к увеличению расходов на проект. Каждый доработанный этап или изменение требований требует дополнительных часов работы команды, что увеличивает общий бюджет. Из-за этого первоначальные условия по времени и стоимости с клиентом окажутся завышенными, что вызывает недовольство и конфликты.

3. Несоответствие ожиданиям клиента

Когда ТЗ составлено с ошибками или недостатками, конечный результат может обмануть ожидания клиента. Даже если разработка выполнена точно по документации, отсутствие четкости в формулировках делает продукт "не тем, что заказывали". В итоге клиент остается недовольным, а доверие к команде снижается.

Как избежать ошибок при составлении ТЗ?

1. Тщательная детализация требований. Чем точнее вы опишете, что именно необходимо реализовать, тем проще будет разработчикам. Не бойтесь уделять внимание мелочам.

2. Постоянное общение с клиентом и командой. Для того чтобы избежать ошибок в ТЗ, важно наладить регулярное взаимодействие с клиентом и командой разработчиков. Задавайте вопросы, уточняйте детали, проверяйте, понимают ли все участники цели и задачи проекта одинаково.

3. Тестирование и проверка требований. Желательно тестировать требований перед началом работы. Составьте первичное ТЗ и проверьте его на предмет соответствия ожиданиям клиента и пользователей. Если есть возможность, используйте интерактивные прототипы, которые помогут лучше понять, как будет выглядеть и работать продукт.

4. Учет требований конечных пользователей. Не забывайте учитывать интересы и привычки целевой аудитории. Важно ориентироваться не только на цели компании, но и на потребности пользователей. Это поможет создать продукт, который будет по-настоящему полезен людям, а, значит, и успешен на рынке.

Ошибки в ТЗ могут привести к задержкам, перерасходу бюджета и несоответствию ожиданиям. тему. Если у вас возникли вопросы, можете задать их в лс, а также подписаться на мой тг канал, посвященной теме бизнеса и разработки.

44
реклама
разместить
4 комментария

Я бы отдельно добавил такой пункт как сбор бизнес требований и изучение бизнес процессов клиента. Достаточно частая ситуация - когда клиент приходит с конкретной задачей, но по факту он хочет добиться другого.

Как пример с задачей на разработку сервиса анализа какой либо статистики по бизнесу, но по факту все что ему нужно - настроенные гугл таблицы.

1

Да, отличная идея. Мы уточняем у клиентов полную информацию, и по ходу разработки корректируем все моменты, связанные с функциональной и технической информацией

1

Желательно тестировать требований перед началом работы. Составьте первичное ТЗ и проверьте его на предмет соответствия- оно конечно желательно, только вот иногда тз составляется уже после начало работ) и я сейчас не про пробные работы

Да, всякое бывает, особенно если проект нужен еще вчера)