Матрица компетенций для T-shaped QA-инженера

Матрица компетенций для T-shaped QA-инженера

Собрали команду QA-инженеров и теперь пришло время структурировать знания каждого сотрудника? А еще было бы неплохо предложить своим инженерам эффективную траекторию развития? Тогда этот материал точно будет полезен.

Мы в SkillsTeam разработали собственный инструмент, благодаря которому можно прокачивать своих QA и отслеживать их профессиональный рост. Наш основной продукт — готовые матрицы компетенций для различных направлений. Сегодня на примере матрицы компетенций T-shaped QA показываем, как это работает.

Основные компетенции QA-инженера

Кажется, уже развеялся миф о том, что самый простой способ войти в ИТ — стать тестировщиком. Хотя до сих пор многочисленные курсы обещают быстрый карьерный старт с зарплатой от 150 тысяч в месяц. И при этом часто лозунг такой: профессия подойдет всем, кто не готов погружаться в тонкости разработки, но мечтает стать айтишником.

Мы сами через это прошли. Когда создавали у себя отдел QA, кто только не приходил: второкурсники профильных вузов, бывшие юристы, фармацевты, историки. Стоит ли говорить, что выжили не все?).

К тому же у нас agile-разработка, где есть своя специфика, в частности гибкость требований, а также необходимость автоматизации процессов доставки ПО и непрерывный контроль качества. Поэтому для нас в приоритете были не узкопрофильные специалисты (которыми и так переполнен рынок), а те, кто владеет знаниями еще и в смежных дисциплинах. и

Наши кейсы показали: понимание внутреннего устройства веб-приложений значительно повышает эффективность QA-инженеров, позволяя им быстрее и точнее локализовывать баги.

Кроме того, когда тестировщики знают архитектуру приложения, серверные взаимодействия и структуры данных, они быстрее находят проблему и разрабатывают целенаправленные тестовые сценарии. Также эти знания облегчают выявление потенциальных уязвимостей и недочетов на ранних стадиях разработки, что сокращает время на исправление ошибок и улучшает общее качество продукта.

Но, конечно, все это пришло с опытом. Сначала нужно было собрать актуальную информацию о компетенциях QA, сгруппировать их по категориям, а также понять, как оценивать каждую и проверять эти знания на практике. Да, еще все это нужно было как-то связать с системой грейдов.

Итак, основные хард скилы QA, без которых никуда:

— знание языка программирования,

— знание теоретической базы тестирования (виды тестирования, чек-листы и тест-кейсы, умение писать тестовую документацию),

— умение работать с баг-трекингами Jira и YouTrack,

— знание методологий Scrum и Kanban,

— навыки работы с Linux, Windows, macOS.

Софт скилы, которые пригодятся:

— умение мыслить аналитически, чтобы правильно подходить к решению той или иной задачи;

— умение работать в команде, при этом не бояться отстаивать свое мнение и приводить аргументированные доводы;

— обучаемость, самообучаемость и желание развиваться;

— усидчивость, способность выполнять рутинные задачи.

Чуть больше, чем просто QA

Если хочешь быть успешным в профессии, нужно все время развиваться — старый как мир посыл, но работает. При этом сегодня все больше речь идет о T-shaped-подходе, когда человек хорошо разбирается в одной области, но при этом обладает знаниями и в других сферах.

Матрица компетенций для T-shaped QA-инженера

Например, разносторонние QA-инженеры, которые разбираются в Kuber, Docker, Redis, SQL, GIT, пишущие автотесты на Typescript, — это те высокоэффективные ребятки, за которыми сегодня выстраивается очередь.

Кроме того, один из главных трендов в профессии — умение решать больше задач в самоорганизующихся командах. А значит, QA все больше сближается с разработчиком.

При создании матрицы компетенций мы всё это учитывали: встроили туда теорию тестирования, тест-дизайн, общие технические знания, инструменты, автоматизацию и ЯП, процессы разработки и многое другое. А среди дополнительных навыков — общее понимание методологии разработки, формирование требований, знание особенностей архитектуры и применяемых технологий.

Для тех, кто хочет растить именно таких QA-инженеров, SkillsTeam — незаменимый инструмент. Мы создали и протестировали на практике оптимальную модель обучения для T-shaped QA. При этом не нужно думать, как все эти знания соотнести с грейдами: все упаковано в единую систему.

Как проверить компетенции в теории и на практике

Матрица компетенций для T-shaped QA-инженера

Основное преимущество SkillsTeam в том, что это готовая матрица компетенций для инженеров по тестированию, которая включает структурированный набор грейдов и навыков. Сейчас в матрице 75 подробно описанных скилов для четырех грейдов от trainee до senior.

И что самое важное — это гибкая и прозрачная система, где не только руководитель, но и сам сотрудник понимает, куда и как он движется по карьерной траектории. В частности, на каком уровне он сейчас находится, что нужно сделать, чтобы перейти на следующий и т.д.

А руководитель, заглянув в программу, сразу видит общий срез по команде: сколько людей сейчас проходят обучение и насколько успешно, а также то, каких специалистов в команде дефицит.

В SkillsTeam у каждого навыка есть подробная инструкция, как QA должен его защищать и по каким критериям навык будет принимать наставник.

Также у всех сотрудников есть индивидуальный план развития, где виден текущий грейд и набор скилов, недостающих до следующего грейда. Например, возьмем базовый скил «верификация и валидация в QA». В программе есть описание и понятная схема, как его защитить: на какие вопросы ответить и какую работу выполнить. И так по каждому из 75 скилов.

Матрица компетенций — это еще и про помощь эйчарам

Как мы уже говорили, на рынке много разных QA-инженеров, и на входе не всегда получается оценить их реальную квалификацию. Поэтому матрицу компетенций SkillsTeam используют уже на этапе собеседования: сразу понятно, какой специалист перед вами и сколько ему понадобится, чтобы закрыть пробелы или перейти на следующий уровень.

Матрица компетенций для T-shaped QA-инженера

Онбординг — еще один важный бизнес-процесс, с которым помогает матрица компетенций. Часто именно от того, насколько успешно пройден онбординг, зависит будущее сотрудника в команде. Поэтому это не про формальное «твое рабочее место там, а кухня — там. Молоко заказываем по средам». Это разъяснение корпоративной культуры, рабочих обязанностей и инженерных практик команды.

Матрица позволяет структурировать и ускорить адаптацию новичка QA: он поэтапно знакомится с обязанностями всех членов команды, с продуктами компании, стандартами работы, а также прокачивает харды. Далее постепенно входит в проекты и гораздо лучше понимает свою роль в структуре компании.

Итак, мы постарались сделать матрицу компетенций для QA максимально удобной, отвечающей современным требованиям рынка. Ее легко можно адаптировать под свои требования даже в том случае, если вы не собираетесь выращивать Т-shaped специалистов. Но вы точно получите:

  • удобную систему управления,
  • формализованные процессы,
  • готовую библиотеку грейдов.

Оценить все возможности системы SkillsTeam можно бесплатно, получив демодоступ на 30 дней.

99
Начать дискуссию