«Трудоустройство авансом»: каких знаний не хватает после онлайн-курсов в ИТ

Разбираем, что повторить перед собеседованием кандидатам без профильного образования.

«Трудоустройство авансом»: каких знаний не хватает после онлайн-курсов в ИТ

Спрос на онлайн-обучение по ИТ-специальностям растёт: школы и
платформы фиксировали его и в 2022, и в 2023, и в первой
половине 2024 года. Неизменной остается и ключевая проблема
таких курсов — сложность выпускников с будущим
трудоустройством.

Мы поговорили с руководителями различных направлений и продуктов вендора НОТА (Холдинг Т1) и узнали, чего чаще всего не хватает таким кандидатам и как подготовиться к собеседованию, чтобы повысить шансы на успех.

Рекомендация №1: читать код, писать код, развивать код (нон-стоп)

Артем Аптеев
ИТ-лид продукта «Мониторинг рабочих станций» Платформы Сфера

Стек используемых в проекте технологий: Java-11, Postgres, Clickhouse, Kafka как брокер сообщений, Kafka Streams, Akka.

К нам в команду приходят как люди после ИТ-курсов, так и с профильным образованием — примерно в равном соотношении. Неважно, что человек окончил и какой у него диплом, интересует лишь, какими знаниями он обладает сейчас и насколько заинтересован в своем дальнейшем развитии как специалиста.

Выпускники ИТ-курсов, как правило, технически неплохо подкованы. Они знают, как быстро поднять сервис на конкретной технологии вроде SpringBoot, как работать с различными фреймворками, умеют быстро кодить. Однако разработка системы — не столько про технологии и умение работать с ними, сколько про решение бизнес-задач, управление сложностью системы и ее поддержкой, возможностями ее разрабатывать и расширять в течение определенного времени. Для этого нужно уметь правильно организовать код, проектировать его, чего часто не хватает выпускникам онлайн-программ.

Они обучены действовать по шаблонам (слой контроллер, слой сервисы, слой репозиторий), поэтому зачастую их код — неструктурированный набор классов, которые собраны по какому-то признаку вместе. С таким кодом сложно работать. Еще одна проблема — часто кандидатам не хватает объектного, системного мышления. Во время написания кода они работают над конкретной компонентой, не понимая, как она взаимодействует со всей системой целиком. Важно отойти от автоматического кодинга в процедурном стиле и сохранять понимание над- и подсистем для того, чтобы код работал как часть системы.

Мы буквально недавно взяли разработчика второго уровня на позицию джуна. В его случае была наглядно видна эта сложность: написанный код был связан одной тематикой, находился в одном классе без разбиения на объекты и компоненты, которые каким-то образом взаимодействовали с другим уровнем.

Совет здесь только один — набираться опыта: изучать чужой код, писать код, развивать его, перерабатывать старые коды, читать литературу. Желание совершенствовать свои навыки и компетенции в целом должно присутствовать всегда.

ЧТО ПОВТОРИТЬ?

Как правило, выпускникам ИТ-курсов на собеседованиях задают общие вопросы, чтобы понять их уровень знаний в области Computer Science. Инженеров часто спрашивают алгоритмы, структуры данных, Java core и т.д.

Опыт работы будет понятен только из реально выполненных проектов, поэтому отдельное внимание стоит уделить оформлению в портфолио выполненного в рамках курса проекта, подготовить рассказ о том, как он реализовывался, какие технологии использовались и почему, с какими проблемами пришлось столкнуться и как они были решены.

Уверенный и спокойный рассказ про использованные технологии раскроет ваши умения намного лучше. Не стоит бояться проходить собеседования, каждая беседа — это новый опыт.

Рекомендация №2: разобраться в специфических отраслевых терминах

Мария Зализняк
Директор по развитию продуктов экосистемы информационной безопасности НОТА КУПОЛ

Стек используемых в проекте технологий: доска Miro, Swagger и другие средства проведений тестов API, инструменты проверки продуктовых гипотез figma для проектирования дизайна интерфейсов.

Product Owner — молодая профессия, у которой отсутствует собственный фундаментальный трек. Те, кто приходят в это направление, либо выросли внутри компаний, либо учились самостоятельно, в том числе проходили онлайн-курсы. Вместе с тем опыт показывает, что выращивать специалиста самостоятельно значительно эффективнее, чем привлекать после прохождения онлайн-программ, так как важно понимание отраслевой специфики. В области ИБ не применима львиная доля инструментария, которому обучают на онлайн-курсах, плюс кандидату крайне сложно быстро вливаться в технологию, сферу и продуктовую специфику.

Ниже — то, что важно понять перед тем, как подаваться наоткрытую позицию в этом направлении:

  • Область ИБ обладает своей спецификой и вокабуляром, который зачастую отличается от классической ИТ-терминологии. Его необходимо нарастить, чтобы понимать, что от вас требуется и что вообще просит руководитель.

  • Надо повторить матчасть: какие есть направления, что есть фактическая безопасность, а что — бумажная, чем они отличаются, какие есть классы решений и какую функциональность несет каждый. Нужно знать, какие решения есть на рынке, с какими чаще всего работает та или иная индустрия, какие продукты развивает компания, в которую вы идете на собеседование, какие у нее конкуренты и какой функциональностью обладают их решения. Плюсом будет знание модели OSI, навыки чтения и написания API, знание сетевых протоколов передачи данных и другие сугубо-технические знания.

  • Главная задача PO — выпускать на рынок востребованный продукт. Для этого нужно точно знать свою целевую аудиторию, ее боли и какой функционал должен быть в вашем продукте, чтобы их закрыть. И главное — готовы ли за него платить. Для этого необходимо постоянно проводить валидацию гипотез. Кандидаты, которые приходят после онлайн-курсов, пытаются применять все, что умеют: и методологию CusDev, в частности глубинные интервью, и количественные исследования, опросники. Однако далеко не все эти инструменты работают в сфере ИБ — клиенты не готовы открыто рассказывать о своих проблемах, поскольку это может повлиять на защищенность организации-заказчика.

Чаще всего валидировать гипотезы помогают теплые контакты, действующие заказчики и, например, участники мероприятий, которые открыто рассказывают о своей боли, подходя на стенды вендоров. Это сложный процесс и постоянное наращивание новых теплых контактов, в котором помогает коммерческий департамент.

На эту тему у меня есть интересный кейс: как-то мы собеседовали на новый продукт кандидата из конкурирующей ИБ-компании, она занимала должность PO в одном из продуктов и в ходе беседы начала рассказывать, как они проводят АБ-тестирование и как раз таки опросниками собирают информацию в рамках количественных исследований. Мы сразу поняли, что человек никогда не проводил валидацию гипотез, а просто набрался книжных знаний.

Что еще необходимо знать: в разных компаниях требования к функционалу PO различаются. Где-то это только стратегия развития продукта и процесс его выпуска на рынок, а где-то непосредственно работа с командой, декомпозирование задач, трекинг, описание конкретной функциональности.

Перед тем как отправлять резюме, сверьте свои навыки с требованиями интересующей вас компании. Если есть опыт реализации аналогичных задач, сохраняйте все эти артефакты как примеры того, что умеете делать, показывайте их на собеседованиях и не бойтесь, что придется сильно доучиваться в процессе. Попробуйте договориться на испытательный срок, чтобы показать свое рвение и умение в процессе.

ЧТО ПОВТОРИТЬ?

В дополнение к уже сказанному делюсь вопросами для подготовки к собеседованию.

Как приоритизируются подтвержденные гипотезы и на какие метрики следует опираться?

Как выделить ключевую ценность продукта, чтобы отстроиться от конкурентов?

Как работать с командой при разработке продукта — от декомпозиции задач до финального тестирования?

Откуда брать информацию для конкурентного анализа, где искать, на что опираться?

С какими языками программирования вы работали? Какие базы данных знаете, умеете ли писать, читать API? Какие технологии для этого используете?

Рекомендация №3: идти на собеседование с отточенным pet-проектом в портфолио, пусть и учебным

Павел Старакожев
Тимлид бэкенд-разработки витрины данных для перехода в режим налогового мониторинга НОТА ВИЗОР

Стек используемых в проекте технологий: для разработки бэкенд-части используется Java 11 и Spring Boot, в качестве баз данных мы используем PostgreSQL и MongoDB.

Выпускников онлайн-курсов и тех, кто только начинает свой путь в ИТ-сфере, рекомендую воспринимать как кандидатов на стажерские позиции. На старте проектов в команду регулярно попадают ребята, закончившие только онлайн-курсы.

Что можно сказать в целом — особенность подобных образовательных продуктов заключается в том, что слушатели получают достаточно узкий набор компетенций за короткое время. После выпускники попадают в туннельное восприятие профессии и не понимают, что, во-первых, они являются частью команды и их личные достижения не означают пользу для всей команды и продукта, во-вторых, не до конца осознают, что их уровень понимания сферы находится на начальной ступени. Важно это понимать и стараться от этого уходить, поскольку каждый участник проекта не является изолированным звеном, а результатом работы специалиста становится общий инкремент проекта.

Пример из личного опыта: взяли в команду двух выпускников онлайн-курсов. Первый много читал, писал код, очень ответственно работал на продукте, решал задачи в рамках команды, получал практический опыт и постоянно расширял кругозор — вопросов нет. Второй же решил, что полученной на курсах информации с лихвой хватит в работе и, столкнувшись с бесконечным объемом знаний, которые нужно получать, не справился. В итоге решил, что сфера не для него.

ЧТО ПОВТОРИТЬ?

Перед собеседованием важно самостоятельно или под контролем ментора реализовать pet-проект (учебный проект).

Цель: добиться того, чтобы он действительно выполнял поставленную задачу, а кандидат понимал, как у него это получилось. Это будет первый опыт, которым можно поделиться с рекрутером.

Способность довести продукт до рабочего состояния, понять, с какими вызовами он может столкнуться в рамках работы — важная практика для работы инженера. Знания паттернов проектирования, алгоритмов относятся к базовым знаниям, которые молодые специалисты не должны упустить.

Что касается интервью, то здесь важно показать свою заинтересованность, готовность учиться и развиваться. Строчки в резюме с указанием пройденных курсов, посещенных лекций и конференций могут служить индикатором мотивации для рекрутера, но только упорство, трудолюбие и понимание того, что вы делаете и зачем, в перспективе сделают вас достойным ИТ-специалистом. Разработка и программирование — путь длиною в жизнь, который может начаться с онлайн-курсов, однако основа этого пути — практика и постоянное расширение знаний.

Рекомендация №4: повторить матчасть и не бояться задавать вопросы

Ольга Миронова
CTO платформы для автоматизации рекрутмента НОТА ЮНИОН

Стек используемых в проекте технологий: трекер задач Сфера. Задачи, Сфера. Знания — для ведения документации, Figma — для разработки макетов, Сфера. Код — для хранения, рецензирования и версионирования кода, TestOps — для написания тест-кейсов и прогонов.

У меня в команде работает несколько специалистов без профильного образования — они обучались сами по курсам, книгам, на форумах и вебинарах. К выпускникам онлайн-программ я отношусь положительно, но простого прохождения курсов и посещения лекций недостаточно. Здесь критичен регулярный труд, терпение и усидчивость.

Курсы дают хорошую теоретическую базу, некоторые даже помогают подготовиться к прохождению собеседования, но научиться применять знания на практике и справляться с проблемами можно только в ходе работы. Есть вещи, которые приходят с опытом, например, умение вслушиваться в проблемы заказчика, а не бездумно выполнять его поручения, работать в команде. Хард-скиллы всегда можно нагнать при желании и усердии, софт-скиллам научить сложнее, хотя они не менее важны в работе. Также важно не бояться задавать вопросы, уточнять если что-то не понятно.

Для развития навыков бизнес-коммуникации можно читать литературу. Например, книга «Спроси маму» Роба Фитцпатрика простым языком рассказывает, как правильно задавать вопросы заказчику, чтобы не навести его на желаемый ответ, и как интерпретировать полученную информацию.

Как правило, в рамках курсов студенты могут принять участие в финальных проектах и решении практических заданий, провести количественные и качественные опросы, собрать требования у пользователей. Если курс не предоставляет такой возможности, то можно самостоятельно или, например, с помощью ментора попробовать разработать какой-то продукт.

При работе с реальным проектом открываются нюансы, о которых не рассказывали в теории. В резюме обязательно стоит описать такой проект: что конкретно было сделано, приложить код проекта (для программистов) или техническое задание (для аналитиков). Это обратит на вас внимание рекрутера, а также даст ему понять, что вы умеете и как структурируете информацию.

ЧТО ПОВТОРИТЬ?

Перед собеседованием стоит повторить теорию: например, аналитикам — вспомнить, что такое user story, feature, use case, как правильно их писать, надо быть готовым привести примеры. Вспомнить, какие бывают виды требований — функциональное и нефункциональное, привести примеры каждого , повторить нотации моделирования и быть готовым показать примеры своих схем и так далее. Плюс не стоит забывать, что наряду с техническими компетенциями оценивать будут и желание учиться, и амбиции, и энтузиазм.

Рекомендация №5: рассматривать вакансии на стыке ИТ и уже полученных профессиональных компетенций

Алексей Леденев
Директор направления экспертизы CRM-платформы НОТА МОДУС

Я спокойно отношусь к выпускникам онлайн-курсов, которые с их помощью намереваются сменить область деятельности. Всегда стараюсь общаться с ними лично, поскольку понимаю:многие кандидаты могут не пройти базовый фильтр какой-нибудь автоматизированной системы (с искусственным интеллектом или не очень искусственным, или не очень интеллектом).Есть риск отфильтровать хорошего специалиста, который действительно хочет и может поменять профиль. Но надо понимать, что наличие у кандидата профильного образования или корочки об окончании онлайн-курсов — это подтверждение намерений развиваться в данной сфере, но никак не его компетенций.

Стоит разграничивать позицию линейного специалиста,аналитика или разработчика, который выполняет хорошо систематизированную работу внутри устоявшихся процессов, и специалиста, который разрабатывает новые продукты или услуги. Эксплуатация чужих решений, работа в рамках высоко детализированных должностных инструкций и скрупулёзное следование «букве» какого-либо стандарта (будь то написание программного кода или описание бизнес-процесса) зачастую не нуждаются в глубоком понимании фундаментальных принципов предметной области, в отличие от создания чего-то нового.

В первом случае прохождения онлайн-курса будет вполне достаточно. Второй же тип сотрудника, помимо курса, должен не только обладать как минимум теоретическими знаниями, например, в математике, физике или лингвистике, чтобы эффективно выполнять поставленные задачи, но и быть готовым постоянно учиться.

Специалиста в начале карьеры оценивают чаще всего с точки зрения общей эрудиции в предметной области и готовности «закапываться» в новую тему. В этом ключе онлайн-образование позволяет быстро и эффективно повысить эту самую эрудицию.

А вот что касается перехода в ИТ из другой индустрии, то лучшая опция — наиболее эффективная и безболезненная — получение дополнительного образования и смена функции в уже привычной отрасли. Часть ИТ есть почти везде, но об этом часто забывают, думая, что ИТ – это только программирование или анализ данных.

Предположим, специалист ранее был инструктором в автобусном парке или водителем. Ему будет значительно проще перейти в область подбора водителей и автоматизацию этого подбора, тестирования, автоматизации процессов обучения и повышения квалификации, в разработку алгоритмов автономного движения, в конце концов. Все это тоже ИТ-направления, но, в отличие от попыток попасть в зрелом возрасте на стажёрские позиции фронтенд/бэкенд-разработки «с нуля», такой выпускник сможет переиспользовать собственные профессиональные навыки. Получится интересная история и в карьерном треке, и в собственном развитии.

ЧТО ПОВТОРИТЬ?

Достаточно популярным онлайн-образованием сейчас является профессия аналитика. Для аналитика важно умение смотреть на задачу комплексно, видеть систему целиком. Если кандидат в результате пройденных курсов умеет ориентироваться в происходящем и правильно отвечает на вопросы, то неважно, что он закончил.

На собеседовании больше интересны навыки человека в профессиональном общении, навыки получения и систематизации информации, а также последующего документирования. Знаниям конкретных узких стандартов, методик и нотаций, уверен, всегда можно научиться в относительно короткий срок.

Еще от себя лично рекомендую замечательный рассказ Айзека Азимова — называется «Профессия». В нем можно получить ответы на очень многие вопросы.

88
11
1 комментарий