Тренды аутсорс-разработки 2025: каких запросов ждать от заказчиков

Декабрь — время строить прогнозы и планы на следующий год. Мы внимательно посмотрели (в хрустальный шар) в свою воронку продаж, изучили рекомендации от мировых аналитических агентств, пообщались с коллегами по рынку и сформулировали 4 важных тренда, которые окажут влияние на рынок заказной разработки в 2025 году.

Тренды аутсорс-разработки 2025: каких запросов ждать от заказчиков

1. Интерес к искусственному интеллекту смещается от хайпа к решению реальных бизнес-задач

Gartner в своих прогнозах на 2025 год выносит искусственный интеллект в отдельную группу трендов, акцентируя внимание на рисках и вопросах безопасности. Мы же сфокусируемся на конкретных задачах, с которыми будут приходить заказчики, и технологиях, которые помогут их решить.

Интерес к приложениям с искусственным интеллектом растет, но многие заказчики видят в этом исключительно вау-эффект и готовы внедрять такие решения в погоне за хайпом. С одной стороны, такой интерес развивает отрасль, а с другой — часто это вызывает разочарование, когда в процессе разработки компания осознает, что нейросеть не решит бизнес-проблему и можно было не вкладываться в ее внедрение.

Простые ИИ-решения не вызывают интереса у заказчика, многим кажется, что искусственный интеллект в приложении — это большое и сложное внедрение. Но на практике для большинства типовых задач существуют простые и быстрые инструменты. Например, для того, чтобы запустить прототип или MVP приложения, использующего LLM, требуется очень мало средств и усилий по разработке. И именно в этом большой плюс, который почему-то не ценится заказчиком.

Владимир Григорьев, NLP/ML Developer IT Test

Интерес к искусственному интеллекту будет расти по нескольким направлениям.

1. По-прежнему будет востребована классическая автоматизация рутинных задач: первая линия техподдержки, автоматизация первичной обработки заказов, оптимизация документооборота, функции электронного секретаря — расшифровка записей, протоколы встреч и т.д.

2. Активно будет расти интерес к использованию RAG (Retrieval Augmented Generation, «генерация с дополненной выборкой») — когда языковая модель выдает ответ не на основании всего, чему она когда-то научилась, а только на основе конкретного массива данных, собственной базы знаний компании. Как пример — бот на Госуслугах ведет диалог только по теме услуг, доступных на портале или в МФЦ.

Заказчикам важно, чтобы с их клиентами или сотрудниками общался не бот с ограниченным набором ответов, а умный ассистент на основе ChatGPT. От него ждут осмысленного диалога по конкретной тематике, в рамках ограниченных и проверенных знаний, которые предоставляет заказчик. Иными словами, нейросеть должна быть «умной», но контролируемой. Сейчас эта технология уже набирает популярность в HR — таких ботов успешно используют для онбординга новичков.

3. Новый тренд, который будет активно развиваться в 2025 — это агенты, подсистемы на основе нейросети, выполняющие строго обозначенную функцию. Аналитики Gartner считают, что к 2028 году 33% приложений будут использовать эту технологию.

У агента, в отличие от других нейросетей, есть своя внутренняя память и саморефлексия — ему можно поставить конкретную задачу и он приложит все силы, чтобы ее решить и проверить, соответствует ли результат заданию. Если не получилось, он может сам переформулировать задачу и попробовать решить ее другими инструментами.

На основе таких агентов строятся мультиагентные системы, способные решать сложные, составные задачи, которые не решаются обычным путем, в линейном диалоге с нейросетью. В качестве примера мультиагентной сети часто приводят планировщики, например, планировщики путешествий. Человек ставит запрос “хочу отдохнуть в такие-то даты, с таким бюджетом”. Система раздает агентам подзадачи — один смотрит цены на билет, второй подбирает отели, третий узнает погоду. Они все взаимодействуют между собой, обмениваясь информацией и находя лучшие решения.

Некоторые тренды в будущем году пойдут на спад. Например, еще недавно считалось, что промпт-инжиниринг — это профессия будущего. Но сейчас появляются новые версии нейросетей, они все лучше понимают простой язык. Например, у Claude AI и Anthropic даже есть готовая функциональность: можно описать задачу и нейросеть сформирует промпты для более слабых моделей, разобьет высокоуровневую задачу на более понятные инструкции. С такими возможностями позиция промпт-инженера теряет свою актуальность.

2. Рост B2B-продаж в онлайне требует новых инструментов

В 2025 году тренде будут задачи, которые помогают упростить коммуникации в сложных продажах, особенно в сегменте B2B.

  1. Прежде всего, это 3D-визуализация и дополненная реальность — эти технологии помогают покупателю увидеть и визуально «примерить» продукцию практически любой сложности, от одежды и косметики в B2C-сегменте до промышленного оборудования в B2B. Для производителя нефтедобывающего оборудования мы создали приложение, позволяющее показывать цеха в 3D-формате, а затем создали на его основе VR-приложение.

  2. VR-модели помогают протестировать опыт использования продукции. Например, в B2B — это возможность оценить управление сложными агрегатами, спецтехникой и т.д., а в B2C — виртуальный тест-драйв автомобилей. Вполне возможно, что китайские автобренды наконец-то начнут открывать в России официальные представительства и последуют примеру Volvo и Mercedes Benz — дадут своим потенциальным клиентам виртуально «погонять» на дорогих моделях.

  3. Автоматизация отдельных этапов и процессов, которые сильно нагружают менеджеров по продажам. Например, подбор индивидуальных конфигураций продукта с участием менеджера может занять несколько дней. А самостоятельный выбор нужных параметров с помощью приложения-конфигуратора занимает не больше получаса. Такие приложения уже активно используются в автомобильной индустрии, в сегменте серверного оборудования. Постепенно интерес к таким системам распространяется и на более сложные отрасли. Например, для российской компании из сферы нефтяного машиностроения мы разработали уникальный конфигуратор, который просчитывают комплектацию оборудования для нефтедобычи. Конфигуратор сокращает время расчетов с нескольких дней до пары часов. Раньше менеджеры вручную анализировали более 100 параметров: глубину залегания пластов, тип и состояние породы, климатические условия и др. Теперь система предлагает оптимальную конфигурацию оборудования для введенных параметров. Это не только ускорило процесс продаж, но и снизило риск ошибок при подборе оборудования.

3. Бизнес переходит от импортозамещения ключевых систем к оцифровке нетиповых процессов

На российском рынке почти нет решений, способных полностью заменить системы вроде SAP, Oracle и т.д. Крупные компании заменяют такие системы поэтапно, выбирая доступные решения или разрабатывая собственные продукты для отдельных бизнес-процессов и направления бизнеса. Относительно типовые процессы удается автоматизировать заново довольно быстро. Но часто узкие, отраслевые решения или нетиповые процессы оказываются «за бортом» импортозамещения. Решив ключевые задачи, бизнес постепенно будет переключать внимание именно на такие нестандартные задачи — на узкую отраслевую автоматизацию, на процессы, которые до сих пор вообще не были цифровизированы. И это создаст огромный пул возможностей для аутсорс-разработчиков. За такими решениями бизнес придет к специалистам, так как найти готовое коробочное решение будет сложно. К нам уже приходят клиенты с похожими задачами, за прошлый год мы реализовали несколько успешных проектов, например, автоматизировали процесс несерийного производства в нефтедобыче, поучаствовали в импортозамещении корпоративных мессенджеров для производителя телекоммуникационного оборудования и разработали систему контроля за проведением инспекций на производстве для SberDevices.

В 2025 году таких запросов станет намного больше.

4. Сотрудничество с БРИКС расширяет возможности для аутсорсеров

В этом году эксперты часто обращали внимание на рост взаимодействия между Россией и странами БРИКС, в том числе и в сфере информационных технологий. Пообщавшись с коллегами по рынку, мы видим, что постепенно растет поток заказов от компаний из дружественных стран, которые приходят в Россию.

На российский рынок выходит большое количество новых брендов, которые пришли на замену ушедшим. Это почти всегда выход на рынок с нуля и таким брендам требуется полный спектр услуг, включая маркетинг, PR и, конечно, полный комплекс заказной разработки:

  • разработка и техподдержка сайта и мобильного приложения бренда;
  • интеграции с дистрибьюторами, сервисами и маркетинговыми инструментами;

  • ИТ-поддержка запусков рекламных кампаний, т.е. создание лендингов, акционных механик, программ лояльности и других активностей, в зависимости от сферы бизнеса.

Очевидно есть тренд увеличения спроса на аутсорс-разработку. Например, AdVisor Media - первое агентство, которое специализируется на продвижении/продакшене для крупных брендов из Китая и также плотно работает на внутреннем рекламном рынке, соответственно наш отдел разработки получает все больше и больше задач. Для одного клиента из сферы бытовой техники мы провели редизайн и ведем полную техническую поддержку сайта, а для другого реализуем внутренние проекты, как пример, сайт для сотрудников.

Нина Якушева, руководитель отдела разработки AdVisor Media

Для аутсорс-разработчиков это отличная возможность найти новых клиентов, получить кейсы и заработать репутацию на международных рынках. Безусловно придется учитывать специфику, особенно в работе с азиатскими рынками, начиная от языковых сложностей, заканчивая разницей менталитетов. Даже несмотря на то, что работа с заказчиками из БРИКС часто ведется через российские представительства, это не всегда упрощает коммуникацию, так как все ключевые решения в любом случае принимаются в штаб-квартире.

С точки зрения управления проектами разработки наши коллеги отмечают ощущение более строго контроля за выполнением сроков. Также от команды, помимо профессионального опыта, требуется хорошее знание английского языка и умение четко аргументировать каждый шаг.

Рекомендации коллегам по рынку

Итак, в 2025 году в тренде будут:

  • приложения с искусственным интеллектом, которые решают реальные бизнес-задачи, а не создают хайп;

  • инструменты, которые помогут оптимизировать сложные продажи и сократить нагрузку на менеджеров;

  • цифровые сервисы для нетиповых и специфичных, отраслевых процессов в крупном бизнесе;

  • запросы на полный цикл автоматизации от международных компаний, выходящих на российский рынок.

Для того, чтобы выжать максимум пользы из этих трендов, рекомендуем как можно быстрее сделать следующее:

  • пересмотреть маркетинговую стратегию и сфокусироваться на привлечении клиентов из сферы B2B-продаж и сегментов, где активно, но сложно идет импортозамещение (например, промышленность);

  • обратить внимание на новые бренды на российском рынке, усилить нетворкинг и привлечь внимание потенциальных клиентов из стран БРИКС;

  • инвестировать в технологии искусственного интеллекта, например, в RAG и базовые мультиагентные прототипы, чтобы предложить заказчикам готовые решения в 2025 году.

Ну а первое, что необходимо сделать — это убедиться в том, что в штате достаточно опытных разработчиков. В следующей статье мы расскажем вам о трендах на кадровом рынке в сегменте заказной разработки, подписывайтесь и оставайтесь с нами!

2929
11
1 комментарий

Про рекламный рынок БРИКС сейчас очень актуально ).