(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94186254, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94186254, 'hit', window.location.href);

20 долгих лет web-разработки

Нет, мы не о супердолгом проекте и согласованиях. Вместо этого расскажем о том, как менялся диджитал для самих разработчиков. Если сначала это была история HTML и CSS для избранных, то сейчас это скорее что-то про упрощённые шаблоны, no-code и мобильную адаптивность. Как сказал однажды философ-бэкендщик Гераклит Эфесский, πάντα ρεῖ καὶ οὐδὲν μένει — «всё течёт, всё меняется».

2001-2006

импульс

В начале 2000-х в интернет можно было выйти только с ПК (если он у вас был). Безлимитного интернета не было в принципе. Сайты всё ещё продавали через объявления на столбах, а клиенту приходилось объяснять, что такое домен и что лучше покупать его до запуска рекламной кампании. Каждый разработчик был фуллстеком: сам пилил, сам дизайнил, сам прикручивал скрипты.Сайт тогда — визитка с кучей текста и простой графикой. Сейчас это кажется аляповатой табличной версткой, зато тогда воспринималось как WOW. Огромной популярностью пользовались информеры (погода, счётчики посещаемости и т.д.). Все главные языки веба уже есть:

  • HTML4 — с 1998 — безраздельно царит во фронтенде, следующая версия языка появится только в далеком 2017. Для тех, кто не программист, это базовый язык разметки.
  • CSS2 — с 1998 — тоже уже есть, позволяя работать с каскадами таблиц стилей и экономя изрядное количество времени. Расположение, цвет и шрифт элементов можно настраивать одним скопом. В 2004 Дэйв Ши придумывает CSS Sprite — несколько графических элементов могут объединяться в одно изображение большего размера, что ускоряет загрузку и уменьшает количество http-запросов.В 2007 выходит CSS Grid, заменяя собой плавающие таблицы и дивы.
  • JavaScript — c 1995 — третий кит веба, неотъемлемый элемент продвинутого сайта нулевых, обеспечивает интерактивное взаимодействие с помощью прототипов. Сейчас его используют более 97% сайтов на стороне клиента.
  • Flash — с 1996 — неотъемлемый элемент нулевых, который переживает взлёт в нулевые, становясь для программистов и пользователей целой эпохой. В 2000 были представлены Flash5 и ActionScript 1.0, положив начало анимационному контенту и играм. Первым знаковым промо фильма с мультимедиа на flash стал сайт «Реквиема по мечте» Даррена Аранофски (релиз, правда, ещё в октябре 2000). Элементы сайта гнили и разваливались, пока окончательно не исчезали и пользователя не выкидывало вовне.
  • PHP4 — c 1998 — бэкэнд-язык, в котором уже можно подключать модули. В 2004 выходит версия PHP5, которая полностью поддерживает объектно- ориентированное программирование. Работать стало проще, а проекты стали масштабней.

Добавьте сюда появление векторного формата изображений SVG в 2001 году, и изменения не заставят себя ждать. Сайты становятся всё более удобными и быстрыми. Однако они по-прежнему не очень, не требуют суперсложного обслуживания и существуют по принципу «один сервер — много сайтов». Крупнейшую в рунете тех времён Библиотеку Мошкова можно скачать в полном объёме на один винчестер. В том же 2001 Microsoft выпускает Internet Explorer 6.0. Вместе с предыдущими версиями, он становится главным браузером мире с долей пользователей 90%. Все разработчики ориентируются на него и это пока нормально. Проблемы начнутся спустя много лет, когда появятся другие хорошие браузеры, а существование IE всё ещё придётся учитывать, мучаясь с гридами, прозрачными PNG, бордер-радиусами и нарезая скруглённые уголочки.

В 2004 появляются первые фронтенд-фреймворки (Symfony — 2005). Они притягивают внимание своей гибкостью и набирают популярность. Их история стремительно развивается: сначала монолитные, они становятся модульными, а далее становятся скорее набором библиотек. Происходит бурный рост интернета, ежемесячный трафик начинает расти по экспоненте. Появляются соцсети, которые изменят мир и общество навсегда: 2004 — студент Марк Цукерберг основывает Facebook, 2006 — студент Павел Дуров Создаёт Вконтакте.

2007-2013

ускорение

Интернет начинает бурлить, пользователи активно регистрируются в соцсетях и сайты приходится масштабировать, разнося их по нескольким серверам. Значительная часть проектов начинает жить по принципу «один сайт — много серверов». В браузере телефона ещё приходится отключать картинки, чтобы прогуливаясь по интернету не потратить все деньги. Но начинается эра мобильного интернета. 2007 — миру представлен первый iPhone с браузером Safari (и OS iPhone 1). 2008 — миру представлена ОS Android. 2008 — выпущена первая стабильная версия Google Chrome. 2009 — в Facebook появляются лайки.

И завертелось. На самом деле завертелось ещё в 2007, когда выходит CSS Grid — создавать полностраничные макеты теперь легко, как никогда. Страницу можно делить на области, полностью управляя родительскими и дочерними элементами двумерной компоновки. Лопнувший финансовый пузырь 2008 добавил многообразия стартапов и увеличил количество программистов-фрилансеров, которые с радостью освоили новый инструмент. В 2009 — ещё до выхода Windows 8 — Microsoft выпускает устройство Zune Media Player. Один из первых примеров flat design. В том же году JavaScript наконец-то приобретает единый стандарт ES5. Это был счастливый конец тяжелой истории вариантов скрипта, написанных на коленке и в разнобое. Теперь на нём без особых заморочек можно писать и фронтенд и бэкенд.

2010 — барабанная дробь — рождение адаптивного дизайна. Итан Маркотт публикует одноименную статью, где описывает новый способ стилизации HTML-документов. Способ позволяет оптимизировать отображение содержимого веб-сайта для устройств разного разрешения. В том же году стартует Instagram.Технологии продолжают сосредотачиваться на большем удобстве пользовательского опыта. В рамках обтачиваемого HTML5 разработаны события касания — спецификация для устройств с сенсорными экранами, открывшая дорогу мультитач. Бесконечно развивается CSS3: переходы, градиенты, анимация, фильтры.

2014-2020

разнообразие

Кардинально новый этап начинается в 2014 году с официального релиза HTML5 — совершенно новой открытой платформы для создания веб-приложений с самым разнообразным мультимедийным контентом. Платформа сочетает в себе синтаксические нормы HTML и XHTML, в ней есть API и возможность использования SVG-формата. HTML5 оказывается настолько хорош, что уже через год — в 2015 — становится форматом по умолчанию для проигрывания роликов YouTube, вместо Flash. После релиза «пятого» наступили очень интересные времена: ежедневное количество взаимодействий итерации человечества с сетью стали измеряться миллиардами, а фокус на мобильности дал зеленый свет PhoneGab, Сordova и другим подобным инструментам.

Любопытно, что за последние несколько лет из тени вышли сразу несколько языков. Они не очень-то новые, однако оказались более подходящими под задачи, связанные с цифровой трансформацией. Ruby, Python, Go, Node, даже С++ и Java — все эти языки существуют в новой парадигме и соответствуют ей.

2021 и далее

Вероятно, Python и C++ ещё более активно будут использоваться в нейросетях и системах глубинного обучения. Рядом с этим NLP и другие системы распознавания и генерации речи. Рядом с этим deepfake и генерация контента искусственным интеллектом. На языке Go, в перспективе, будут писаться все микросервисы.

CSS тоже растёт. Речь уже идет о скором появлении CSS4, который будет чем-то новым и отличным от третьей версии. Привет новым псевдоклассам и селекторам.

Далее… Уже скоро в вебе произойдёт полный отказ от растровой графики и прописывание SVG прямо в коде. Шире будет использоваться Сanvas.

Разумеется, будут развиваться AR, VR, MR и XR («дополненная», «виртуальная», «смешанная» и «расширенная реальность» как охватывающая их все).

Развитие биометрик, облачных технологий, бессерверной архитектуры…

Трудно загадывать, что будет дальше.

Очевидно лишь, что что-то будет.

Рекомендуем:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда