Архетипы проблемных продакт-менеджеров в ИТ-проектах Статьи редакции

Одни пишут слишком длинные ТЗ, а другие не пишут их вовсе. Кто-то заставляет коллег перерабатывать или во всём винит разработчиков. Чем они опасны и как с ними работать, объясняет техлид Нил Грин.

Фильм «Несносные боссы»

Основная задача продакт-менеджера в компании-разработчике ПО — определить бизнес-требования к продукту, пишет Грин. Они как правило тесно взаимодействуют с руководством, партнёрами и клиентами и напрямую влияют на развитие продукта.

Любое их неверное решение, каким бы незначительным ни было, затрагивает весь проект: начиная от сроков и заканчивая качеством.

Нил Грин описал восемь собирательных образов, которые встречались ему по меньшей мере трижды в трёх разных технологических компаниях.

«Диктатор» — не приемлет ничьих идей, кроме своих

  • Вероятность исправления: высокая.
  • Угроза для проекта: низкая.

По мнению «диктатора», единственная задача разработчиков — исполнять требования продакт-менеджеров.

Из-за этого разработчикам трудно давать «диктатору» обратную связь: о том, сколько может стоить работа, как сделать её быстрее, не снизив при этом ценность продукта, и что изменить, чтобы использовать уже готовые решения.

Чаще всего «диктатор» понимает, что сотрудничать с разработчиками удобно, но считает, что это не стоит того. Вероятная причина его отношения к разработчиками — негативный опыт сотрудничества с ними в прошлом:

  • Возможно, разработчики критиковали работу «диктатора».
  • Считали его сугубо исполнителем и отстраняли от принятия продуктовых решений.
  • Пренебрегали задачами «диктатора», считая их неадекватными или технически невыполнимыми.

Что можно сделать. Привлечь руководство, чтобы оно побеседовало с разработкой. Разработчикам первым пойти на контакт с «диктатором». Проводить совместные совещания, чтобы обсуждать как идеи, так и прогресс.

«Торговый представитель» — думает, как больше продать, а не как развивать продукт

  • Вероятность исправления: низкая.
  • Угроза для проекта: низкая.

«Торговый представитель» склонен путать управление продуктом с продажами. Он полагает, что его основная задача — доносить до разработчиков частные требования клиентов.

Прислушиваться к потребностям аудитории важно, чтобы получать прибыль. Но у продакт-менеджера должно быть и своё целостное видение продукта.

«Торговому представителю» его не хватает, поэтому он не знает, как развивать продукт. Из-за этого он становится набором разрозненных функций, которые нравятся лишь отдельным пользователям, а не среднестатистической аудитории.

Что можно сделать. Перевести «торгового представителя» из продуктового в маркетинговый отдел, поскольку видение — не навык, которому можно научиться: оно либо есть, либо нет.

«Правая рука» — передаёт требования руководства, но сам ничем не руководит

  • Вероятность исправления: высокая.
  • Угроза для проекта: низкая.

«Правая рука» не принимает решений сам и все идеи записывает за высшим руководством. Мнение основателей для него — закон, поэтому оспаривать его разработчикам он запрещает. «Правая рука» убеждён, что верно интерпретирует просьбы, однако это зачастую не так.

Он нередко врёт руководителям, что разработчики не хотят общаться с ними напрямую:

  • Во-первых, директора всё равно не поймут тонкостей их работы.
  • Во-вторых, у разработчиков нет времени на абстрактные обсуждения — они привыкли к конкретике.

Что можно сделать. Исключить посредника в лице «правой руки» и обсуждать идеи с руководством напрямую.

«Абстракционист» — сам не знает, чего хочет, а потом винит других

  • Вероятность исправления: нулевая.
  • Угроза для проекта: чрезвычайно высокая.

«Абстракционист» сперва полагает, что разработать продукт можно и без ТЗ — достаточно только идеи. Позже разочаровывается в результате и разработчиках, которым приходится всё переделывать. Чем масштабнее проект, тем выше риск ошибиться и труднее что-то исправить.

«Абстракционистов» особенно много в сфере ИТ, потому что:

  • Писать ТЗ сложно и долго, а обрисовать идею в общих чертах и раскритиковать чужую работу — легко.
  • Его нельзя обвинить в получившемся — это разработчик всё неправильно понял.

Подход «абстракциониста» может сработать, если у проекта нет сроков — тогда, путём проб и ошибок, идею можно «докрутить». Однако большинство компаний следует плану, который «абстракционист» нередко рискует сорвать.

Что можно сделать. Расписывать план действий и просить «абстракциониста» его одобрить. Регулярно обсуждать промежуточные результаты, чтобы исправлять ошибки сразу.

«Хитрый жук» — внедряет масштабные преобразования под видом маленьких правок

  • Вероятность исправления: низкая.
  • Угроза для проекта: высокая.

В разработке существуют две основные методологии, чтобы контролировать и ограничивать изменения в продукте:

  • Гибкая методология. Все члены проекта должны быть в курсе нововведений, чтобы адаптироваться.
  • Каскадная методология. Следят за изменениями и одобряют их специальные аналитические комитеты.

Небольшие правки часто пропускают, но к масштабным возникают вопросы. Чтобы избежать вопросов и возможных замечаний, «жук» разбивает свой план на несколько мелких поэтапных задач и не раскрывает главной цели.

Его обман подрывает работу сразу нескольких отделов:

  • Проджект-менеджеры рискуют не выполнить поставленные руководством задачи, поскольку правки могут идти вразрез с их ожиданиями.
  • Разработчики не могут создать единого решения, а потому внедряют «костыли», которые позже перестают работать.
  • Тестировщикам приходится переделывать тестовые сценарии, поскольку они не знают, что и как должно работать после изменений.

Хуже всего то, что своими правками «жук» портит качество исходного кода. Чем больше непродуманных изменений в него вносят разработчики, тем сложнее и дороже их «откатить». В результате «жук» рискует загубить весь проект.

Что можно сделать. Объяснить «жуку», что критика — это нестрашно, и попросить уважать время и силы коллег. Правда, вместо того чтобы прислушаться, «жук» скорее всего станет ещё сильнее ухищряться, лишь бы добиться своего.

«Гадёныш» — накидывает задачи, но не переносит сроки

  • Вероятность исправления: нулевая.
  • Угроза для проекта: чрезвычайно высокая.

Любой компании важно соблюдать сроки — чтобы не подвести руководство и заказчиков, уложиться в бюджет, а также получить запланированную прибыль.

Поэтому в индустрии разработок «гадёныш» — причина страданий №1: он любит увеличивать число задач, но при этом не продлевает сроки. У команды остаётся два варианта: либо работать быстрее, либо сверхурочно. Чаще всего — второе, хотя даже так она скорее всего не успеет.

Переработки негативно сказываются на всём проекте:

  • Часть сотрудников уходит в компании с лучшими условиями.
  • Оставшиеся выгорают и работают хуже.
  • Вместе с этим падает качество работы в целом.

Что можно сделать. Сократить число задач, продлить сроки или переосмыслить корпоративную культуру: ставить желаемые, а не железные сроки; пересматривать требования, если нужно; не допускать переработок.

«Автор патента» — даёт такие объёмные ТЗ, что все устают читать

  • Вероятность исправления: высокая.
  • Угроза для проекта: низкая.

На небольших проектах ТЗ часто краткие, а подробнее их обсуждают устно. В крупных командах, особенно работающих удалённо, ТЗ расписывают детальнее, чтобы минимизировать ошибки при разработке.

Разработчики не жалуют длинные ТЗ — они скучные и не оставляют места для творчества. Тестировщики, наоборот: чем чётче прописаны требования, тем легче им создать тестовые сценарии.

Иногда детальная документация необходима. Например, если это hardware-проект с компонентами, установка которых требует чёткой спецификации.

В остальном — нет, поскольку условия, в которых существует компания, часто рискуют измениться: могут появиться новые приоритеты или пропасть техническая возможность. Предугадать всё заранее невозможно.

Объёмы документации, которую готовит «автор патента», порой не соответствуют масштабам проекта, и вносить изменения в неё трудно: какой бы мелкой ни была правка, переработать придётся весь «том».

Что можно сделать. Использовать гибкую методологию вместо каскадной и объяснить «автору», что лучше иметь возможность быстро реагировать на изменения.

«Угодник» — хочет, чтобы руководство и разработчики друг другу уступали

  • Вероятность исправления: нулевая.
  • Угроза для проекта: высокая.

Своей основной задачей «угодник» считает поиск компромисса между двумя сильными сторонами:

  • Руководством, которое понимает, чего хочет.
  • И разработчиками, которые знают, как этого добиться.

Чтобы помочь им быстрее договориться, «угоднику» нужны управленческие навыки. Их у «угодника» чаще всего нет, иначе бы его давно взяли в высшее руководство.

В результате стороны вынуждены в чём-то друг другу уступить, поэтому ни руководство, ни разработка не до конца довольны конечным продуктом.

Что можно сделать. Наладить общение руководства с разработчиками или уволить «угодника»: если стороны не находят общий язык, команда будет создавать убыточные проекты.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Luzgin
Диктатор
Ответить
Развернуть ветку
Илья Федянин

А это вообще классика почти для всех руководящих должностей. Особенно, если эти люди не совсем понимают, как устроен процесс изнутри (да, такие тоже бывают)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Smirnov

Вспомнилась картинка ) 

Ответить
Развернуть ветку
Пончик с клубничным джемом

"Основная задача продакт-менеджера в компании-разработчике ПО — определить бизнес-требования к продукту, пишет Грин."

Мистер Грин вообще вкурсе сколько всего видов продакта есть?

Ответить
Развернуть ветку
Stephan Golubev

👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

Когда же этот хайп с продакт-менеджерами кончится

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Luzgin

Дейли, груминги, планирования и прочие скрам митинги это как раз благо, если делать их осмысленно и реально решать проблемы, а не просто поболтать и разойтись. В идеале, чтобы на них присутствовали люди, способные на месте принять решение и направить команду.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем Спиридонов

И? Вот эти 45 сэкономленных минут - насколько вы в них были эффективны? На предыдущей работе? На позапрошлой?

Я не отстаиваю ничью позицию и не спорю. Но давайте честно?

Ответить
Развернуть ветку
Victor Axonoff

А ты чего переживаешь?! Ответ: не кончится

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Kovalyov

Интересная статья для самоанализа. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Панда Ву

Был на практике случай, попался Хитрый жук, Автор патента, Гадёныш и Правая рука в одном лице. Бодались мы с ним долго, но он, с*ка, победил и команда из 4 ведущих разработчиков уволилась. С точки зрения руководства - идеальный менеджер.

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Greshnev

Не согласен с тем, что "видение – не навык". Если вовлечено интересоваться отраслью (и соседними отраслями) и тенденциями рынка, накладывая их на регулярные исследования, то видение начнет магическим образом проявляться..))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Муравьев

мне тоже кажется, что этому можно и нужно обучаться в процессе работы. это не врожденный дар

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Описано очень узко. На практике может сочитаться много типов, зависит от ситуации)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Павлов

собственно, как начальники отделов, директора и обычные работники могут совмещать разные типы) по идее, негативных и малополезных персонажей должен отфильтровывать сильный hr-отдел, но и там не без проблем, и всё реально зависит от конкретно взятой фирмы для разбора 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Артем Спиридонов

Откуда эта инфа? Что за частный бред?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Savchenko

В каждой строке чувствую боль разработчика :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Ложкин

Обратная связь)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Промовский

Ну здесь, как говорится, точка зрения зависит от точки сидения. Разве когда-нибудь обычный работник бывает доволен тем, кто им руководит?) 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Не поняла, кто должен принимать меры, описанные в соответствующем абзаце.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

как вариант, тимлиды или руководители проекта :)

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

«Исключить посредника в лице «правой руки» и обсуждать идеи с руководством напрямую». Здесь речь явно не о руководителях, а о ком-то из команды. Пытаюсь понять, кто из них может просто взять и «исключить» менеджера продукта. Бредовая статья.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Destiny

Да нет, здравое зерно есть. Таких посредников можно исключать. И я исключал. Но основной массе IT такая политика и ролевые игры нафиг не нужны, конечно (своих задач хватает).
Это будет делать только человек, которому не безразлично будущее компании. И который уже накопил достаточно лояльности/авторитета для подобных действий. И было бы прекрасно, если HR хоть немного фильтровал подобных неадекватов, но увы и ах.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

В роли кого вы исключали «посредника»? Какие у вас были полномочия, чтобы исключать менеджера продукта? Особенно если в компании этот менеджер предусмотрен.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Destiny

В роли руководителя (от отдела до департамента IT). Тимлиду само собой подобное действо смерти подобно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Artur

Обозвал менеджера продукта земляным червяком и доволен)) гуру, сразу видно)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Smalkov

Статья про руководителей проектов. Архетипы - то, что делает любой менеджер.

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда